Тема 3. «Право международных договоров» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. «Право международных договоров»



 

3.1. Понятие и признаки международного договора

 

Международные договоры в виде письменного закрепления соглашений государств появились в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном вопросам мира и перемирия, союзов, военной помощи. В основном это были двусторонние договоры.

С развитием отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся, стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим рек, мореплавания, регулировали консульские отношения и т. д. В этот период все большее распространение получают многосторонние договоры.

Постепенно международный договор становится основным источником международного права, а международная договорная практика – основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации и прекращения действия международных договоров.

Право международных договоров как отрасль международного права – это совокупность принципов и норм, регламентирующих порядок их заключения, исполнения и прекращения, определяющих участие государств в договорном процессе.

В основе права международных договоров лежат правовые акты именуемые международными договорами.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст.1 как:

1) поддержание международного мира и безопасности и принятия с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

На специально созванных международных конференциях в рамках Комиссии международного права при ООН были разработаны Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. Эти и другие документы регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров.

Международный договор определен в Венской конвенции как международное соглашение, заключенное между государствами и/или другими субъектами международного права в письменной или устной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры могут иметь самое различное наименование (пакт, конвенция, протокол, соглашение и т.д.); юридическая сила договора, как это подчеркивается Конвенцией, не зависит от его наименования.

Объектом международного договора являются отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержаний от действий. Любой объект международного права может быть объектом международного договора, причем сами государства должны определять в каждом конкретном случае, что должно быть объектом международного договора. Как следует из международной практики, любой вопрос, как относящийся к международным делам, так и входящий во внутренние дела государства, может стать объектом международного договора. Как правило, объект договора отражается в наименовании договора.

Под целью международного договора понимается то, что стремятся осуществить или достигнуть субъекты международного права, заключая договор. Договор является тем средством, с помощью которого государства и другие субъекты международного права осуществляют поставленную перед собой цель.

Считается, что все субъекты международного права могут заключать международные договоры в силу присущей им правоспособности. Однако такая правоспособность ограничена основными принципами международного права и другими императивными нормами.

Основные (суверенные или первоначальные) субъекты международного права (такие как государства) вправе заключать договоры практически по любому вопросу, могущему быть предметом международно-правового регулирования. Однако правоспособность производных субъектов международного права (межправительственных международных организаций) ограничена их учредительными документами, в частности уставами.

Государства в силу своего суверенитета обладают полной (универсальной) правоспособностью. В соответствии с принципом суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету, они имеют право быть или не быть участниками двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участниками союзных договоров (Заключительный акт СБСЕ).

Главным при решении вопроса об участии государства в конкретном международном договоре является его заинтересованность в отношении объекта и цели договора. В федеративных государствах возникает вопрос о договорной правоспособности, как самих федераций, так и их составных частей. Он актуален и для Российской Федерации, и ее субъектов.

Нации и народы, борющиеся за свою независимость, также могут быть сторонами в международном договоре. Они заключают договоры с государствами чаще всего по вопросам образования самостоятельного независимого государства: о политической поддержке нации в ее борьбе за освобождение от колониальной зависимости, об экономической помощи, об урегулировании вопросов, связанных с предоставлением независимости.

Договорной правоспособностью обладают международные межправительственные организации; она реализуется в соответствии с нормами, которыми определяется правовой статус организации. Международные организации в отличие от государств обладают ограниченной договорной правоспособностью. Они вправе заключать договоры с государствами или с другими международными организациями в тех пределах и для достижения тех целей, которые определены учредительными или иными актами.

Примером международного договора, в котором в качестве участников предусмотрены государства, нации и международные организации, может служить Конвенция об оперативном оповещения о ядерной аварии от 26 сентября 1986 г. Она была открыта для подписания всеми государствами международными организациями, включая региональные (ст.12).

Международным договорам также принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров.

Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме, однако Венские конвенции о праве договоров 1969 г. и 1986 г. регламентируют порядок заключения, исполнения и прекращения только письменных договоров. В отношении устных договоров (так называемых «джентльменских соглашений») нормы международного права не кодифицированы и представлены международными обычаями.

Двусторонние договоры принято составлять на языках обеих договаривающихся сторон, причем тексты на обоих языках имеют одинаковую юридическую силу.

Многосторонние международные договоры составляются, как правило, на одном или нескольких языках. На остальные языки делаются официальные переводы, которые обязан заверить депозитарий договора и передать затем участникам договора. Например, Устав ООН составлен на пяти языках, которые считаются официальными языками Организации Объединенных Наций: русском, английском, французском, испанском, китайском. Только тексты на этих языках являются официальными текстами Устава, остальные тексты представляют собой заверенные переводы.

Структура международных договоров, как правило, не сильно отличается от структуры обычных, национальных договоров. Международные договоры состоят из преамбулы, в которой обычно указываются цели заключения данного договора, стороны договора; центральной части, в которой перечисляются предмет договора, права и обязанности сторон, и заключительной части, в которой предусматриваются условия вступления договора в силу, срок его действия, порядок прекращения. Иногда договоры сопровождаются приложениями, в которых содержатся нормы, поясняющие основной текст, правила процедуры, разрешение споров, которые имеют одинаковую юридическую силу и применяются с учетом каждой из них.

Классификация международных договоров. В основном классификация международных договоров происходит в зависимости от субъекта, заключающего договор. Различают три вида международных договоров: межгосударственные (заключаемые от имени государства), межправительственные (от имени правительства) и межведомственные (от имени ведомств – органов исполнительной власти).

Следовательно, в Российской Федерации выделяют такие виды международных договоров:

1) межгосударственные (договоры высшего уровня, заключаемые от имени Российской Федерации);

2) межправительственные (заключенные от имени Правительства);

3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

В теории выделяют также следующие виды международных договоров.

По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой – несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в целом, и именно оно несет ответственность за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с международным правом обладают равной юридической силой.

 

3.2. Стадии заключения международных договоров

 

В доктрине международного права выделяют следующие стадии заключения международных договоров: выработка текста и установление его аутентичности; принятие текста договора; выражение согласия на обязательность договора. Представляется целесообразным рассмотреть каждую стадию в отдельности. Вступление международного договора в силу будет рассмотрено в качестве отдельного вопроса.

1. Разработка текста договора уполномоченными на то лицами.

Для понимания формы договора и ее содержания существенное значение имеет процесс создания текста договора. Специалисты в области международного права считают переговоры и выработку текста договора наиболее ответственной стадией договорного процесса.

Выступать от имени государства при разработке текста договора и на всех последующих стадиях управомочено только то лицо, которое наделено для этого необходимыми полномочиями.

Полномочия – это документ, исходящий от компетентного государственного органа, посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять данное государство в целях ведения переговоров, принятия договора или установления его аутентичности, выражения согласия на обязательность договора или совершения иного акта, относящегося к договору.

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел (по всем актам, относящимся к заключению договора); главы дипломатических представительств (для принятия текста договора между их государством и государством, при котором они аккредитованы); представители государств на международных конференциях или в международных организациях (для принятия текста договора на конференции или в организации) считаются представляющими свое государство без полномочий ex officio.

В Российской Федерации решение вопроса о наделении соответствующими полномочиями оформляется специальным актом — указом или распоряжением Президента, постановлением или распоряжением Правительства.

Так, в Постановлении Правительства РФ «О заключении Соглашения между правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений» от 8 сентября 1994 г. говорится об одобрении представленного Министерством сельского хозяйства и продовольствия проекта Соглашения. Министерству сельского хозяйства и продовольствия поручается провести переговоры и подписать указанное Соглашение от имени Правительства РФ.

Определенные должностные лица в силу своего служебного положения и в пределах своей компетенции вправе представлять свое государство и совершать действия по заключению договора без специальных полномочий.

В Венской конвенции о праве международных договоров приводится перечень таких лиц:

а) главы государств;

б) главы правительств;

в) министры иностранных дел;

г) главы дипломатических представительств;

д) представители государств на международных конференциях и в международных организациях.

При заключении двусторонних договоров стороны обмениваются своими полномочиями, если договор многосторонний – сдают их в оргкомитет конференции либо в соответствующий орган международной организации.

Разработка текста договора может происходить на переговорах, на специально созываемых международных конференциях, в рамках международных организаций. Двусторонние договоры разрабатываются в основном на переговорах соответствующих государств. После того как текст договора согласован, необходимо установить его аутентичность, что означает, что текст договора окончателен и изменениям не подлежит. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным.

В соответствии со ст.10 Венской конвенции 1969 г. аутентичность может устанавливаться путем подписания, подписания ad referendum или парафирования самого текста договора либо заключительного акта конференции, содержащего этот текст. При этом необходимо иметь в виду, что сами договаривающиеся государства устанавливают, каким образом они будут определять аутентичность текста.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией.

Под парафированием понимается, как правило, постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций, причем после парафирования вносить в текст какие-либо поправки воспрещено, иначе данная процедура утратила бы свой смысл. Парафирование отличается от подписания и по техническим условиям: уполномоченные лица ставят свои инициалы в углу каждой страницы, но они не имеют права расписываться там, где должна стоять подпись за правительство или за государство.

Вообще, согласно Венской конвенции 1969 г., парафирование может быть и способом выражения согласия на обязательность договора, если об этом условятся стороны договора, хотя на практике такой способ применяется крайне редко.

Таким образом, в международной договорной практике используются три формы подготовки текста договора: переговоры, международные конференции и международные организации.

2. Принятие текста договора.

Для подтверждения того, что текст договора является окончательно согласованным, т. е. изменению не подлежит, необходимо соответствующим образом оформленное его принятие (установление аутентичности). Оно может быть предварительным и окончательным. Как уже говорилось предварительное принятие текста договора осуществляется посредством голосования, парафирования, подписания.

Текст договора может приниматься либо голосованием (единогласно, простым большинством, большинством в две трети голосов или иным большинством по соглашению сторон), либо консенсусом (без голосования, при отсутствии возражений участников переговоров.

Если поступает хотя бы одно возражение, текст договора не может быть принят до тех пор, пока не будет изменено соответствующее положение договора или возражение не будет снято). Если договор разрабатывается в рамках международной организации, текст может приниматься путем голосования за резолюцию об одобрении договора. Текст договора, разрабатываемый на конференции, может приниматься также путем включения его в заключительный акт конференции, совещания.

Таким образом, форма окончательного принятия текста договора – подписаниие. Оно порождает определенные юридические последствия:

а) дает право подписавшему государству утвердить данный договор;

6) обязывает подписавшее государство не лишать договор его объектами цели до вступления в силу.

Двусторонние договоры составляются на – языках государств-участников, многосторонние – на языках по выбору участников (иногда на одном приемлемом для всех языке).

При подписании договора государства соблюдают правила альтерната – чередования подписей. В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных лиц помещаются на почетном месте – под текстом договора с левой стороны, а наименование государства-контрагента, его подписи – справа. На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбранным языком). Возможны сложные процедуры при принятии некоторых договоров. Двусторонние договоры также могут быть предварительно приняты на одном уровне, а окончательно – на другом.

3. Согласие на обязательность договора.

С выражением согласия на обязательность договора связано вступление договора в силу. До тех пор, пока государство не выразит свое согласие на обязательность для него договора в целом или его части, оно не будет связано его положениями.

В доктрине международного права чаще всего указывают шесть наиболее употребляемых способов выражения согласия на обязательность договора, однако этот перечень не является исчерпывающим, т.е. возможны и другие способы, о которых стороны могут договориться.

Наиболее распространенным способом выражения согласия является подписание. Следует различать подписание как способ выражения согласия на обязательность договора и подписание под условием последующей ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Если в первом случае подписание договора его участниками влечет за собой его вступление в силу, то во втором случае вступление в силу наступает только при выполнении условия ратификации, принятия, утверждения или одобрения.

Необходимо отличать подписание под условием ратификации от упомянутого выше парафирования. Под последним принято понимать установление аутентичности текста, окончательное согласование текста международного соглашения, т.е. согласие с текстом не идентично с юридической точки зрения согласию на обязательность договора.

Как правило, подписание как способ выражения согласия на обязательность договора влечет за собой вступление его в силу. В этом случае в тексте договора прямо указывается, что он вступает в силу со дня подписания. Часто, однако, бывает так, что в тексте договора отсутствуют положения о его вступлении в силу. Исходя из сложившегося в международной практике правила, следует считать, что такие договоры вступают в силу со дня подписания.

В российской практике значительное большинство договоров заключается именно путем подписания. Это связано с тем, что по Конституции Президент РФ и Правительство РФ наделены достаточно широкой собственной компетенцией, в рамках которой они могут принимать решения, влекущие за собой обязательность договора для государства.

Двусторонние договоры подписываются, как правило, представителями обоих договаривающихся государств в одном месте и одновременно, однако на практике встречались и случаи подписания договора (главами двух государств или их правительств) в каждой из столиц и даже не в один день.

При подписании двусторонних договоров должно соблюдаться правило альтерната (т.е. очередности). В экземпляре договора, предназначенном для данного государства, его название в заголовке, преамбуле и по всему тексту помещается на первом месте, подписи уполномоченных ставятся слева (в арабском тексте - справа). Печать также ставится слева.

Многосторонний договор может подписываться в одном месте одновременно всеми государствами, которые участвовали в переговорах, но может быть открыт для подписания в течение определенного срока и в нескольких местах. Если многосторонний договор составлен в нескольких экземплярах и каждый имеет своего депозитария, для участия в договоре достаточно подписи под любым из них. Как правило, при подписании многостороннего договора подписи ставятся в порядке того алфавита, который выбран участниками договора.

В соответствии со статьями 18 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.

Одним из используемых способов выражения согласия на обязательность договора является обмен документами в форме нот или писем. Обмен нотами осуществляется по линии Министерства иностранных дел РФ: с посольством соответствующего государства в Москве либо посольством России с внешнеполитическим ведомством страны пребывания. Также возможно и направление ноты МИДа непосредственно внешнеполитическому ведомству другого государства.

Как правило, используется так называемая вербальная нота, т.е. нота, которая составляется от третьего лица, но не подписывается, хотя на ней проставляют печать министерства и дату отправления. В некоторых случаях используется личная нота, которая составляется от первого лица и адресуется уже не министерству или посольству, а конкретному должностному лицу. Она подписывается лицом, от имени которого направляется (обычно министром иностранных дел или его заместителем). На ней ставится дата, но не проставляется печать.

Обменное письмо отличается от личной ноты тем, что обмен письмами осуществляется не по линии МИДа, а другими ведомствами. Обычно обменное письмо составляется от имени руководителя ведомства или его заместителя и по форме напоминает личную ноту.

В основном путем обмена нотами или письмами заключаются двусторонние договоры технического характера (о безвизовых поездках отдельных категорий граждан, об условиях аренды зданий для нужд посольства и т.д.). Но в практике встречаются и случаи обмена документами, образующими договор, с большим числом участников.

По форме обменные ноты или письма могут быть следующих видов:

1) ноты (или письма), идентичные по содержанию;

2) ноты (или письма), представляющие собой предложение заключить договор (с изложением его условий) и ответ на это предложение с выражением согласия.

Идентичными по содержанию документами принято обмениваться путем личного вручения в один и тот же день. В тексте нот или писем, как правило, подтверждается достижение договоренности между двумя государствами (или их правительствами, или ведомствами) по данному вопросу, и излагаются условия такой договоренности. Каждая сторона составляет ноту или письмо на своем языке, но при этом прилагается неофициальный перевод на язык другой стороны. Тексты должны совпадать полностью.

Обмен документами в форме предложения и ответа на него происходит следующим образом: в подобного рода ноте или письме предлагается от имени своего государства (его правительства или ведомства) придти к договоренности по данному вопросу и также излагаются ее условия. В заключительной части принято говорить, что в случае согласия другого государства (правительства, ведомства) с изложенным в ноте данная нота и ответ на нее составят договоренность между двумя государствами (правительствами, ведомствами), вступающую в силу с даты ответной ноты.

Ратификация международного договора является окончательным его утверждением высшим органом государства, хотя это может быть обусловлено согласием парламента. Ратификация происходит в различных сторонах в различном порядке, но этот порядок обязательно регламентируется конституциями.

Так, Конституцией США предусмотрено, что международные договоры заключаются Президентом при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов (раздел 2 ст.II). Сходное регулирование содержится в Конституции Италии, согласно которой ратификация осуществляется Президентом при условии уполномочия его на это палатами Парламента (ст.80 и 87).

Во Франции в соответствии с Конституцией «Президент... ведет переговоры о заключении договоров и ратифицирует их» (ст.50). На практике же в принципе порядок ратификации идентичен американскому, но с той разницей, что от имени президента договоры подписывают премьер-министр или министр иностранных дел, которые затем передают договор на рассмотрение парламента. В других государствах ведущая роль в процессе ратификации принадлежит парламенту (ФРГ, Венгрия и др.).

В России, в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации», ратификация осуществляется Федеральным Собранием Российской Федерации.

Чаще всего необходимость ратификации для того или иного международного договора предусматривается в самом его тексте. Если в одном государстве договор подлежит ратификации, а в другом используются иные процедуры, в заключительных положениях предусматривается вступление договора в силу со дня последнего уведомления о завершении (или выполнении) внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу. В соответствии со ст.14 Венской конвенции 1969 г. договор может подлежать ратификации не только в тех случаях, когда она прямо предусмотрена договором. В частности, может быть иным образом установлено, что участники договора условились о необходимости ратификации; представитель государства может подписать договор под условием ратификации; намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Подписание необязательно предшествует ратификации договора, возможно ратифицировать договор без его подписания, если подобная возможность указана в тексте договора.

К ратификации, в соответствии с Венской конвенцией 1986 г., приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

Утверждение договора как способ выражения согласия на обязательность договора означает одобрение его правительством или высшим законодательным органом. Утверждение договора применительно к двусторонним договорам предусматривается в тексте самого договора, и ему обязательно предшествует подписание.

Для того чтобы государство само смогло выбрать способ выражения согласия, в многосторонних договорах утверждение обычно предусматривается как один из возможных способов выражения согласия на обязательность договора наряду с другими способами (ратификацией, принятием, одобрением, присоединением).

Об утверждении договора сообщается нотой или письмом (при двустороннем договоре нота или письмо направляются контрагенту, при многостороннем – депозитарию).

Принятие договора как способ выражения согласия на обязательность договора следует отличать от принятия текста договора. Во-первых, принятие договора обычно употребляется при заключении многосторонних договоров. На практике принятие договора применяется, если это предусмотрено в самом договоре, при этом принятие в форме федерального закона по своим правовым последствиям аналогично ратификации.

Присоединение как способ выражения согласия на обязательность договора применяется для того, чтобы дать возможность стать участником договора государству, не участвовавшему в переговорах и не являющемуся участником договора с самого начала. Присоединение не используется как способ выражения согласия на обязательность для государств, заключающих двусторонний договор, в силу специфики двусторонних договоров. В принципе, если в тексте договора возможность присоединения предусмотрена, то он автоматически становится многосторонним.

В договоре должны быть оговорены условия присоединения. В литературе выделяются следующие виды международных договоров: открытый (присоединиться может любое государство, причем часто употребляется формула «любое государство, разделяющее объект и цели договора»), полузакрытый (присоединиться может любое государство, но при условии получения согласия всех участников) и закрытый (участвовать могут лишь государства, отвечающие определенным критериям).

Специально указанное в международном договоре или определенное учредительными документами международной организации лицо, хранящее подлинник международного договора, называется депозитарием международного договора.

В соответствии со ст.76 Венской конвенции 1969 г. и ст.77 Венской конвенции 1986 г. в качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация или главное исполнительное должностное лицо такой организации. Например, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 гг. является Генеральный секретарь ООН, а депозитарием Устава Содружества Независимых Государств – Беларусь.

Сдача ратификационных грамот на хранение определенному сторонами депозитарию применяется при заключении многосторонних договоров. Каждое договаривающееся государство сдает грамоты правительству государства-депозитария или международной организации, избранной в качестве депозитария. Если у многостороннего договора несколько депозитариев, ратификационные грамоты могут сдаваться каждому из них, но это не обязательно.

О сдаче ратификационной грамоты на хранение депозитарию должен быть оформлен соответствующим образом и подписан протокол. Государство, сдавшее грамоту на хранение, получает заверенную копию протокола. Остальным участникам договора депозитарий сообщает о сдаче грамоты на хранение. Это уведомление предполагает вступление договора в силу для данного государства.

Если депозитарием договора является международная организация, сдачу грамоты на хранение осуществляет представитель государства при этой организации. Например, при сдаче грамоты в Секретариат ООН все вопросы, связанные с этим действием, решаются на уровне соответствующего органа исполнительной власти государства.

Международный договор по общему правилу подлежит регистрации и опубликованию. До Второй мировой войны регистрацией договоров занимался Секретариат Лиги Наций. С образованием Организации Объединенных Наций государства, являющиеся ее членами, обязаны в соответствии со ст.102 Устава регистрировать свои договоры в Секретариате ООН. Если договор не зарегистрирован, то государства не могут ссылаться на него ни в одном из органов ООН. В свою очередь, Секретариат ООН при первой возможности публикует зарегистрированные договоры в специальной серии сборников.

Кроме Секретариата ООН регистрацией договоров занимаются и другие международные организации, например ИКАО, МАГАТЭ, МОТ. Даже если договор зарегистрирован в международной организации, он подлежит, как следует из Венских конвенций, обязательной регистрации в Секретариате ООН.

Многими государствами предусматривается порядок публикации договоров, заключенных с их участием. Внутригосударственная публикация именуется промульгацией.

На стадии выражения согласия на обязательность договора государство в одностороннем порядке может сделать оговорку, под которой понимается заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия оговорки следующие: она изменяет положения договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками договора. Однако следует помнить о том, что оговорка не изменяет положений договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство.

В доктрине приводятся следующие ограничения права государств на оговорки. Они не могут быть сделаны в случае, когда: 1) данная оговорка запрещена договором; 2) оговорка не входит в число допустимых по договору; 3) оговорка несовместима с объектом и целями договора.

Возражение другого договаривающегося государства против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между государством, возражающим против оговорки, и государством, сформулировавшим оговорку, если возражающее против оговорки государство определенно не заявит о противоположном намерении.

Акт, выражающий согласие государства на обязательность для него договора и содержащий оговорку, приобретает силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку.

Оговорка считается принятой государством, если оно не выскажет возражений против нее до конца 12-месячного периода после того, как оно было уведомлено о такой оговорке, или до той даты, когда оно выразило свое согласие на обязательность для него договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

Статья 21 Венской конвенции 1969 г. устанавливает следующие юридические последствия оговорок и возражений против оговорок:

1) изменяет для сделавшего оговорку государства в его отношениях с этим другим участником положения договора, к которым относится оговорка, в пределах сферы действия оговорки;

2) изменяет в той же мере указанные положения для этого другого участника в его отношениях со сделавшим оговорку государством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.084 с.)