Тема 9. «Международно-правовые средства обеспечения мира» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. «Международно-правовые средства обеспечения мира»



 

9.1. Понятие и содержание средств мирного разрешения споров

 

В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.

Первым универсальным актом о мирном разрешении международных споров является Конвенция «О мирном разрешении международных столкновений», принятая на первой Гаагской конференции мира и дополненная в 1907 году на второй Гаагской конференции мира.

26 сентября 1928 года Лигой Наций был принят Общий акт о мирном разрешении международных споров, подтвержденный резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 28 апреля 1949 года (с поправками).

Особое место среди этих актов занимает Устав ООН, закрепивший ряд важных положений, относящихся к разрешению споров мирными средствами. В развитие этих положений Генеральной Ассамблеей ООН был принят ряд резолюций и деклараций, в том числе Манильская декларация о мирном разрешении споров 1982 года.

Среди региональных соглашений можно назвать Межамериканский договор о мирном разрешении споров 1948 года, Европейскую конвенцию о мирном разрешении споров, принятую Советом Европы в 1957году, Конвенцию по примирению и арбитражу в рамках СБСЕ 1992 года и др.

Под средствами мирного разрешения споров понимаются международно-правовые способы и процедуры урегулирования споров между субъектами международного права в соответствии с принципами международного права без применения принуждения в какой-либо форме.

Государства обязаны разрешать свои международные споры исключительно мирными средствами. Декларация о принципах международного права 1970 года гласит: «Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения… в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ».

Государства должны воздерживаться от действий, способных обострить возникший между ними спор. Речь идет, прежде всего, о действиях, которые могут затруднить урегулирование спора, создать угрозу для поддержания международного мира и безопасности, а также о действиях, которые могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон и нанести тем самым ущерб интересам другой стороны.

Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права. Урегулирование споров на основе международного права означает применение:

а) международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определенно признанные спорящими государствами;

б) международных обычаев, как доказательства всеобщей практики, признанных в качестве правовой нормы;

в) общих принципов права, признанных цивилизованными нациями;

г) согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН необходимо также использовать судебные решения и доктрины, наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Статья 38 также устанавливает, что обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права не ограничивает его права разрешать дела ех аеquo еt bоnо (по справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.

Международные споры классифицируются по различным основаниям:

1. по числу субъектов:

· двусторонние

· многосторонние

2. по географии распространения:

· локальные

· региональные

· глобальные

3. по объекту или предмету спора и др.

С признанием обязанности разрешения споров исключительно мирными средствами сформировалась целостная система данных средств. Эта система нашла закрепление в ст. 33 Устава ООН. В ней перечислены такие мирные средства, как переговоры, посредничество, примирение, обследование, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям, добрые услуги и др. Некоторые мирные средства, получившие свое договорно-правовое оформление еще в конце XIX - начале XX века, названы в ст. 33 Устава ООН иначе. Так, под обследованием Устав ООН имеет в виду следственные комиссии, то есть следственную процедуру, а под примирением – согласительные комиссии.

 

9.2. Система мирных средств разрешения споров

 

Переговоры и консультации. Непосредственные переговоры занимают особое место в системе мирных средств разрешения споров, так как это наиболее доступное, гибкое и эффективное средство разрешения споров. Без переговоров по существу вообще невозможно мирное улаживание международных споров, т.к. использование всех мирных средств так или иначе связано с переговорами. Это обусловлено тем, что конкретные цели, состав участников, уровень представительства на переговорах, их организационные формы и прочие процедурные вопросы согласовываются самими спорящими сторонами. В соответствии с основными принципами и нормами современного международного права переговоры должны вестись на равноправной основе, исключающей нарушение суверенной воли заинтересованных сторон. Независимо от предмета переговоров они должны начинаться и протекать без каких-либо предварительных ультимативных условий, принуждения и угроз.

Переговоры различаются по кругу участников:

· переговоры глав государств

· переговоры глав правительств

· переговоры министров иностранных дел

· переговоры глав дипломатических представительств

· переговоры с участием специально уполномоченных лиц.

Переговоры могут вестись как официально, так и неофициально.

Переговоры различаются также по форме:

· устные (путем непосредственных контактов)

· письменные (путем обмена нотами, письмами)

Переговоры различаются по числу участников:

· двусторонние

· многосторонние.

Международное право не устанавливает сроков продолжительности переговоров. Переговоры должны быть равноправными и вестись с учетом суверенного равенства партнеров по переговорам. Для успеха переговоров необходимо наличие доброй воли спорящих сторон к разрешению обсуждаемых проблем, взаимные поиски решений, взаимные уступки и компромиссы. Если переговоры не привели к соглашению, стороны обязаны обращаться к другим мирным средствам.

Консультации сторон, как средство мирного урегулирования споров стали применятся после второй мировой войны. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии.

Консультации сторон различают:

ü обязательные - консультации, проведение которых обусловлено заранее в соглашении на случай возникновения разногласий между его участниками.

ü факультативные – консультации, к которым стороны прибегают в каждом конкретном случае по взаимному согласию.

Добрые услуги и посредничество. Добрые услуги и посредничество – это мирные средства разрешения международных споров с помощью третьей стороны. Между ними есть много общего, но есть и различия.

Добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. Предложение добрых услуг не должно рассматриваться в качестве недружелюбного акта по отношению к спорящим сторонам. Оказывающий добрые услуги в самих переговорах по разрешению спора непосредственного участия не принимает. Добрые услуги нередко перерастают в посредничество.

Посредничество предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно, содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора. Он вправе предлагать свои варианты такого разрешения, хотя предложения посредника не носят для спорящих сторон обязательного характера.

Добрые услуги и посредничество могут быть индивидуальными и коллективными. Их могут оказывать государство, международная организация, их должностные лица, частные лица, как правило, видные общественные деятели.

Обследование. Обследование – это средство мирного урегулирования, к которому прибегают в тех случаях, когда спорящие стороны расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор. Для осуществления процедуры обследования стороны создают на паритетных началах международную следственную комиссию, иногда во главе с представителем третьего государства или международной организации. Следственная комиссия должна учреждаться на основании специального соглашения между спорящими сторонами. В соглашении определяются подлежащие расследованию факты, порядок и срок образования комиссии, объем полномочий ее членов, а также место пребывания комиссии, ее право перемещаться и т.д. Результаты работы комиссии фиксируются в докладе. За сторонами сохраняется полная свобода воспользоваться выводами следственной комиссии по своему усмотрению.

Примирение. Примирение включает не только выяснение фактических обстоятельств, но и выработку конкретных рекомендаций сторон. При применении согласительной процедуры стороны, как и в случае с обследованием, образуют на паритетных началах международную согласительную комиссию, которая и вырабатывает свои рекомендации. Выводы согласительной комиссии носят факультативный характер, то есть не являются юридически обязательными для сторон, участвующих в споре.

Международный арбитраж. Международный арбитраж представляет собой добровольное согласие спорящих сторон передать свой вопрос на рассмотрение третьей стороне, решение которой является обязательным для них.

В качестве третьей стороны при разрешении спора могут выступать единоличный арбитр, группа арбитров из третьих государств, группа арбитров на паритетных началах от государств, участвующих в споре, при нейтральном председателе-суперарбитре.

Постоянный арбитраж – это постоянный арбитражный орган, в который стороны могут по взаимному согласию передавать возникающие между ними споры. Существует два вида юрисдикции постоянных арбитражных органов – добровольная и обязательная. При добровольной требуется обоюдное согласие сторон на обращение в арбитражный орган, а при обязательной достаточно требования одной из сторон в споре. Обязательный арбитраж оформляется путем включения в тот или иной международный договор так называемой арбитражной оговорки.

Исполнение арбитражного решения является обязательным. Согласно Гаагским конвенциям 1899 и 1907 годов, допускается пересмотр арбитражного решения, если после его вынесения обна­ружились новые важные обстоятельства, могущие оказать решающее влияние на исход дела.

 

9.3. Международные суды и международное судебное разбирательство как средство мирного разрешения споров

 

Международное судебное разбирательство является относительно новым средством мирного разрешения споров, хотя его теоретические основы были разработаны еще в XIX веке, и существенный вклад в это внес русский юрист Л.А. Камаровский. Впервые международный суд был создан в 1921 году в рамках Лиги Наций. Им явилась Постоянная палата международного правосудия, прекратившая свое существование 18 апреля 1946 г. Во второй половине XX века практика создания международных судов значительно расширилась. Созданы суды на универсальном уровне (Международный Суд ООН, Международный трибунал по морскому праву) и на региональном уровне (Европейский суд по правам человека, Европейский суд, Экономический суд СНГ и др.).

Международное судебное разбирательство имеет много общих черт с международным арбитражем. Главное, что их сближает, это обязательность решений. При этом с точки зрения международного права решения международного суда и решения третейского суда имеют одинаковую силу. Различие между ними носит главным образом организационный характер: состав арбитража зависит от воли спорящих сторон, а состав международного суда определен заранее; третейский суд формируется при обращении к нему заинтересованных сторон, а международный суд заседает постоянно, и судьи обязаны быть в его распоряжении во всякое время. Международные суды, кроме Международного Суда ООН, могут рассматривать, как и арбитражи, споры с участием международных организаций и отдельных граждан.

Международный суд ООН стал преемником Постоянной палаты международного правосудия. Это орган ООН, в задачу которого входит осуществление международного правосудия. Его состав и компетенция определены Уставом ООН и Статутом Международного Суда.

Сторонами по делам, разбираемым Судом, могут быть только государства. Ведению Суда подлежат все дела и вопросы, переданные ему сторонами. При этом юрисдикция Суда носит факультативный характер. Это значит, что спор может стать объектом рассмотрения в Суде только с согласия всех спорящих сторон, которое дается в специальном соглашении спорящих сторон о передаче дела на рассмотрение Суда.

Судопроизводство в Суде ведется на французском или английском языке. По ходатайству любой стороны Суд может предоставить ей право пользоваться другим языком (ст.39 Статута).

Суд имеет право указать, какие, по его мнению, меры должны быть приняты для обеспечения прав каждой из сторон. Сообщения о таких предлагаемых мерах немедленно доводится до сведения сторон и Совета Безопасности ООН.

Судопроизводство делится на 2 части: письменную и устную. Суд устанавливает сроки предоставления меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, а также подтверждающих документов.

Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных и адво­катов. Слушание дела производится публично, если Суд не решил иначе или если стороны не потребовали, чтобы публика не была допущена.

По окончании слушания дела Суд удаляется в совещательную комнату для обсуждения решения. Совещания Суда происходят в за­крытом заседании и сохраняются в тайне. Все вопросы разрешаются большинством голосов присутствующих судей. В случае разделения голосов поровну голос Председателя считается решающим. Решение должно быть аргументировано, и в нем должны быть указаны имена судей, участвующих в его принятии. Каждый судья имеет право представить в письменном виде особое мнение (мотивированное несогласие с решением), индивидуальное мнение (несогласие с мотивами) или декларацию (краткая констата­ция несогласия).

Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обя­зательную силу лишь для участвующих в деле сторон и лишь по дан­ному делу. Решение окончательное и не подлежит обжалованию. Просьба о пересмотре может быть заявлена на основании вновь от­крывшихся обстоятельств, которые по своему характеру могут ока­зать решающее влияние на исход дела и которые при вынесении решения не были известны ни Суду, ни стороне, просящей о пересмотре. Никакие просьбы о пересмотре не могут быть заявлены по истечении десяти лет после вынесения решения.

В случае если какая-либо сторона в деле не выполнит обязательства, возложенного на нее решениям Суда, другая сторона вправе обратиться в Совет Безопасности ООН, который может сделать рекомендации или решить, какие принять меры для приведения решения в исполнение (п.2 ст.94 Устава ООН).

Консультативное заключение означает выражение мнения между народных судей по тому или иному юридическому вопросу и в принципе носит рекомендательный характер. Однако никакие положения Устава ООН и Статута Суда не запрещают органам и организациям, обратившимся с запросом, признать для себя обязательным консультативное заключение Международного Суда. Так поступали, например, ФАО, ЮНЕСКО, Административный трибунал МОТ и др.

Европейский суд по правам человека (г. Страсбург, Франция) уч­режден в 1959 году на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. В соответствии с Протоколом № 11 к этой Конвенции, принятым в мае 1994 года и вступившим в силу в ноябре 1998 года, Европейский суд был реорганизован и на него перешли функции Европейской комиссии по правам человека.

Европейский суд по правам человека состоит из числа судей, равных числу государств - участников Конвенции 1950 года. На сегодняшний день это 40 человек, включая судью от Российской Федерации. Должен быть избран 41-й судья от Грузии. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет большинством поданных за них голосов.

Предусмотрено, что Суд работает на постоянной основе (это изменение принципа функционирования Суда введено Протоколом № 11).

Юрисдикция Суда носит обязательный характер и распространяется на все вопросы, касающиеся толкования и применения Конвенции 1950 года и Протоколов к ней. Любое государство — участник Конвенции 1950 года может передать в Суд вопрос о предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другим государством-участником (ст.33 Конвенции). Суд может также получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Конвенции одним из государств-участников (ст.34). Суд также может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования Конвенции и Протоколов к ней, по просьбе Комитета министров Совета Европы.

Особенностью Европейского суда по правам человека является то, что он не только разбирает споры между государствами, но и рассматривает индивидуальные жалобы на государства со стороны физических лиц и неправительственных организации. Межгосударственные споры в Суд передаются на основе одностороннего обращения. При разрешении дел Суд заседает в комитетах, палатах и Большой палате. Комитеты состоят из трех судей, палаты – из семи и Большая палата – из 17 судей.

Комитеты являются первой инстанцией для индивидуальных жалоб. Единогласным решением Комитет может объявить жалобу неприемлемой. Такое решение является окончательным. Если Комитет не считает жалобу неприемлемой, она поступает в Палату, которая выносит решение о приемлемости по существу дела. Вопрос о приемлемости межгосударственных споров решается только Палатой. Большая палата рассматривает дела по существу в исключительных случаях. Это может иметь место, если речь идет о серьезных вопросах, касающихся толкования Конвенции, или если решение может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением. В этом случае Палата до вынесения своего постановления может уступить юрисдикцию Большой палате.

Международный трибунал по морскому праву, созданный в 1996 году в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года является судебным органом, призванным разрешать споры в специальной сфере сотрудничества — в морском праве. Согласно ст.2 Статута (Приложение VI к Конвенции ООН по морскому праву), Международный трибунал состоит из 21 судьи, избранных из числа лиц, пользующихся самой высокой репутацией беспристрастности и справедливости и являющихся признанными авторитетами в области морского права. Члены Трибунала избираются на девять лет и могут быть переизбраны (при этом при первых выборах по жребию определяется, какие семь судей избраны на три года и еще семь судей — на шесть лет).

В составе Трибунала должно быть обеспечено представительство основных правовых систем мира и справедливое географическое распределение. В этих целях предусмотрено, что в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства и должно быть не менее трех членов от каждой географической группы, установленной Генеральной Ассамблеей ООН (ст.3 Статута).

Каждое государство — участник Конвенции 1982 года может выдвинуть не более двух кандидатов. Выборы проводятся на совещании государств-участников при кворуме в две трети. Избранными в Трибунал считаются кандидаты, получившие наибольшее число голо­сов, но не менее двух третей присутствующих и участвующих в голо­совании государств.

Трибунал может работать в полном составе или при кворуме в 11 судей. Трибунал может образовывать специальные камеры, состоящие из трех или более избираемых членов, для рассмотрения конкретных категорий споров. Созданы камеры по делам, связанным с рыболовством и защитой окружающей среды. Ежегодно Трибунал образует камеру из пяти судей в целях ускоренного разрешения дел в порядке упрощенного судопроизводства. Кроме того, Трибунал может образовать камеру для разбирательства, переданного ему конкретного спора по просьбе сторон. Состав такой камеры определяется Трибуналом с одобрения сторон.

Как и в Международном Суде ООН, споры передаются на рассмотрение Трибунала либо на основании специального соглашения между сторонами в споре, либо на основании письменного заявления одной из сторон при условии, что обе стороны связаны с признанием обязательной юрисдикции Трибунала.

При рассмотрении дел Трибунал применяет Конвенцию 1982 года и другие нормы международного права, не являющиеся несовместимыми с Конвенцией, а также может разрешать дело ex aequo et bono, если стороны с этим согласны (ст.293 Конвенции). Решение Трибунала является окончательным и выполняется всеми сторонами в споре, причем оно имеет обязательную силу только для сторон в споре и только по данному делу.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что представляет собой «международно-правовой спор»?

2. Дайте характеристику принципа мирного разрешения споров? Возможно ли его существование в рамках внутринационального законодательства?

3. Перечислите известные вам классификации международно-правовых споров?

4. Каковы стадии переговоров как способа разрешения международных конфликтов (споров)? Какие Вам известны виды переговоров?

5. Чем различаются обязательные и факультативные консультации при разрешении международных споров?

6. В чем суть различия между добрыми услугами и посредничеством?

7. Приведите примеры деятельности международного арбитража.

8. Обязательно ли выполнение решений международного арбитража для государств? Каковы последствия неисполнения указанных решений?

9. Является ли Европейский суд по правам человека органом для разрешения международных споров?

10. Перечислите основания использования такого средства мирного урегулирования конфликта как обследование.

 

Рекомендуемая дополнительная литература по теме

 

1. Горбунов, Ю.С. Упреждающие меры в свете современного международного права / Ю.С. Горбунов// Журнал российского права. – 2008. – №3.

2. Манойло, А.В. Культурно-цивилизационные модели и технологии психологического разрешения международных конфликтов / А.В. Манойло // Право и политика. – 2008. – №4.

3. Поляков, Ю.В. "Делокализованый" арбитраж в доктрине международного частного права и практике международного частного права и практике международного арбитража / Ю.В. Поляков // Закон и право. – 2009. – №3.

4. Раджабов, С.А. Проблемы обеспечения мира, безопасности и борьбы с преступностью: соотношение международного права, международных институтов и национального законодательства / С.А. Раджабов // Московский журнал международного права. – 2006. – №1.

5. Шинкарецкая, Г.Г.Понятие судебных средств мирного разрешения международных споров / Г.Г. Шинкарецкая // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. Юридический журнал. – 2008. – № 5.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.041 с.)