Анализ производства и объёма продаж 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ производства и объёма продаж



Анализ объема производства и продаж начинают с изучения его динамики, расчета индексов роста и прироста. В процессе анализа фактические данные сравнивают с плановыми, с данными предшествующих периодов, при этом проводится полный сравнительный вертикальный и горизонтальный анализ, т.е. рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное и относительное отклонение от плановых значений или от показателей периода, принятого за базисный. [7, с.114 ]

Основным показателем, характеризующим результат производственной деятельности организации, выступает объем выпущенной и реализованной продукции. На изменение этой характеристики работы организации оказывает влияние огромное количество факторов: и производственные мощности, и заказы на продукцию, и обеспеченность организации различного рода ресурсами. В свою очередь от величины объема реализации зависит финансовое положение и финансовый результат работы организации. [4, с.201 ]

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Данные представим в виде таблицы

Таблица 2.1

Информация, необходимая для определения степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры

№п/п Показатель Изделие А Изделие В Изделие С Итого
    Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год Прошлый год Отчетный год
                   
  Количество (Q), шт. 9 400 11 500 4 800 5 880 7 000 7 000 21 200 24 380
  Цена (Z), тыс.руб.       305,34     Х Х
  Выручка (QZ), т.руб. 2 350 000 2 944 000 1 440 000 1 795399,2 2 450 000 2 499 000 6 240 000 7 238 399
                                       
  Расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб. Х 2 702 500 Х 1 656 000 Х 2 817 500 Х 7 176 000
  Расчетный показатель выручки за отчетный год в ценах прошлого года, тыс.руб. Х 2 875 000 Х 1 764 000 Х 2 450 000 Х 7 089 000
                                 

 

Рассчитаем темп роста количества реализованной продукции:

Q отчетный год/ Q прошлый год = 24 380/21 200 =1,15

Найдем количество каждого из изделий, выпущенных с учетом структуры прошлого года. Для этого умножим количество каждого вида изделий за прошлый год на коэффициент роста продукции:

Изделие А = 9 400 ∙1,15 = 10 810 шт.

Изделие В = 4 800 ∙1,15 = 5 520 шт.

Изделие С = 7 000 ∙ 1,15 = 8 050 шт.

Общий итог выполненный с учетом структуры прошлого года = 10 810+5 520+ 8 050 = 24 380 шт.

Определим расчетный показатель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года:

Изделие А = 10 810 ∙ 250 = 2 702 500 тыс. руб.

Изделие В = 5 520 ∙ 300 = 1 656 000 тыс. руб.

Изделие С = 8 050 ∙ 350 = 2 817 500 тыс. руб.

Общий итог 2 702 500+1 656 000+2 817 500 = 7 176 000 тыс. руб.

Рассчитаем выручку за отчетный год в ценах прошлого года:

Изделие А = 11 500 ∙ 250 = 2 875 000 тыс. руб.

Изделие В = 5 880 ∙ 300 = 1 764 000 тыс. руб.

Изделие С = 7 000 ∙ 350 = 2 450 000 тыс. руб.

Общий итог 2 875 000+1 764 000+2 450 000 = 7 089 000 тыс. руб.

Определим размер влияния фактора:

- влияние количества 7 176 000- 6 240 000 = 936 000 тыс. руб.

- влияние изменение структуры 7 089 000 – 7 176 000 = - 87 000 тыс. руб.

- влияние цены 7 238 399 – 7 089 000 = 149 399 тыс. руб.

Баланс отклонений 936 000+(-87 000)+149 399 = 998 399 тыс. руб.

Вывод:

В отчетном году по сравнению с базисным выручка возросла на 998 399 тыс. руб. Рост выручки произошел под влиянием 2 факторов - цены проданной продукции и количества продукции. Наиболее сильное влияние на изменение выручки от продаж оказало увеличение количества проданной продукции и рост выручки составил 936 000 тыс. руб., изменение цен на проданную продукцию позволило увеличить выручку от продаж на 149 399 тыс. руб.

Отрицательное влияние оказало снижение структуры - 87 000 тыс. руб., что говорит о низкой рентабельности продукции. Структура товаров – это соотношение отдельных видов товаров в общем объеме их выпуска.

Изменение структуры товаров оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем производства в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность и так далее [16, с. 187].

Таким образом, у предприятия есть резерв увеличения выручки от продаж за счет изменения структуры проданной продукции.

Влияние изменения количества выпускаемой продукции на рост выручки от продаж свидетельствует о расширении бизнеса организации и наращивании объемов производства, но можно отметить недостаток внимания организации на ассортимент выпускаемой продукции.

 

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A,B,C,D и E, представленные в Приложении 4 «Исходные данные для составления бизнес плана на будущий отчетный период», разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год.

 

Таблица 2.2

Бизнес – план на будущий отчетный период

№ п/п Показатель Изделие А Изделие Б Изделие С Изделие D Изделие E Итого
  Спрос на изделие, шт. 11 500 5 000 9 500 3 50 -  
  Цена изделия на будущий период, тыс.руб.           Х
  Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.         Х Х
  Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб. 2 990 000 2 000 000 4 085 000   Х  
  Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб. 2 760 000 1 790 000 3 752 500   Х  
  Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб. 230 000 210 000 332 500   Х  
  Рентабельность продаж, % 7,6923 10,5 8,1395 5,5556 Х  
  Номер группы, к которой отнесена продукция в зависимости от уровня ее рентабельности         Х Х

 

Отсутствие информации о себестоимости изделия Е свидетельствует о том, что организация вообще не имеет возможности выпускать данную продукцию в следующем отчетном периоде. Поэтому изделие Е не войдет в бизнес-план по реализации продукции организации на следующий год.

Определим следующие показатели:

Объем продаж = Спрос ∙ Цена изделия на будущий период (2.1)

Изделие А = 11 500 ∙ 260 = 2 990 000 тыс. руб.

Изделие Б = 5 000 ∙ 400 = 2 000 000 тыс. руб.

Изделие С = 9 500 ∙ 430 = 4 085 000 тыс. руб.

Изделие D = 3 50 ∙ 540 = 189000 тыс. руб.

Себестоимость объема продаж продукции = Спрос на изделие ∙ Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году.

Изделие А = 11 500 ∙ 240 = 2 760 000 тыс. руб.

Изделие Б = 5 000 ∙ 358 = 1 790 000 тыс. руб.

Изделие С = 9 500 ∙ 395 = 3 752 500 тыс. руб.

Изделие D = 3 50 ∙ 510 = 1 78500 тыс. руб.

Прибыль от продаж = Объем продаж - Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план

Изделие А = 2 990 000 - 2 760 000 = 230 000 тыс. руб.

Изделие Б = 2 000 000 – 1 790 000 = 210 000 тыс. руб.

Изделие С = 4 085 000 – 3 752 500 = 332 500 тыс. руб.

Изделие D = 1 89000 – 1 78500 = 10500 тыс. руб.

Рентабельность продаж = (Прибыль от продаж/ Объем продаж)*100%

Изделие А = (230 000/2 990 000) ∙ 100 %= 7,6923 %

Изделие Б = (210 000/2 000 000) ∙ 100 %= 10,5 %

Изделие С = (332 500/4 085 000) ∙ 100 % = 8,1395 %

Изделие D = (10500/1 89000) ∙ 100 % = 5,5556 %

Представим структуру рентабельности в виде диаграммы (рисунок 2.1).

 

Рис. 2.1 - Структура рентабельности продаж изделий

 

Вывод:

Производство изделия Б является наиболее рентабельным среди изделий, планируемых к продаже в следующем году (коэффициент рентабельности 10,5).

Следующим по показателю рентабельности является выпуск изделия С (коэффициент рентабельности 8,1). На третьем месте по уровню рентабельности изделие А (коэффициент рентабельности 7,7). Производство изделия D наименее рентабельно (коэффициент рентабельности 5,6).

Отказ от нерентабельной продукции возможен лишь в том случае, если ее можно будет заменить высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в следующем периоде предприятию следует выпускать изделия А, Б, С, D.

 

 

Далее на основе данных, представленных в выписке из отчета о прибылях и убытках и справке №2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию», и результатов анализа по предыдущей таблице 2.2, определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период.

Таблица 2.3

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый период, обеспеченный спросом

№ п/п Показатели Прошлый год Отчетный год На планируемый период, обеспеченный спросом
  Выручка от продаж, тыс. руб. (В) 6 240 000 7 238 399 9 264 000
  Переменные затраты, тыс. руб. (ПерЗ) 3 831 360 4 160 330 5 665 185
  Постоянные затраты, тыс. руб.(ПосЗ) 1 847 040 2 354 246 2 815 815
  Прибыль от продаж, тыс. руб. 561 600 723 823 783 000
  Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб. 2 408 640 3 078 069 3 598 815
  Доля маржинального дохода в выручке от продаж, % 38,6 42,524 38,847
  «Критическая точка» объема продаж, тыс. руб. 4785077,7202 5535494,9447 7247915,0579
  Запас финансовой прочности, тыс. руб. 1454922,2798 1702904,0553 2016084,9421
  Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, % 23,316 23,526 21,762

 

Прибыль от продаж = В - ПерЗ – ПосЗ (2.2)

Маржинальный доход (Мд) = В – ПерЗ (2.3)

 

Мд (прошлый год) = 6 240 000 - 3 831 360 = 2 408 640 тыс. руб.

Мд (отчетный год) = 7 238 399 - 5 665 185 = 3 079 069 тыс. руб.

Мд (план) = 9 264 000 - 5 665 185 = 3 598 815 тыс. руб.

Доля маржинального дохода в выручке = (Мд / В) ∙ 100% (2.4)

Доля Мд (прошлый год) = (2 408 640/6 240 000) ∙100% = 0,386 ∙ 100 = 38,6%

Доля Мд (отчетный год) = (3 079 069/7 238 399) ∙100% = 0,4253 ∙ 100 = 42,524%

Доля Мд (план) = (3 598 815/9 264 000) ∙100% =0,3885 ∙100 = 38,847 %

«Критическая точка» объема продаж (Кт) = ПосЗ/Доля Мд (2.5)

Кт (прошлый год) = 1 847 040/0,386 = 4785077,7202 тыс. руб.

Кт (отчетный год) = 2 354 246/0,42524 = 5535494,9447 тыс. руб.

Кт (план) = 2 815 815/0,3885 = 7247915,0579 тыс. руб.

Запас финансовой прочности (Зфп) = Выручка от продаж – «Критическая точка» объема продаж (2.6)

Зфп (прошлый год) = 6 240 000 – 4785077,72 = 1454922,2798 тыс. руб.

Зфп (отчетный год) = 7 238 399 – 5535494,9447 = 1702904,0553 тыс. руб.

Зфп (план) = 9 264 000 – 7247915,0579 = 2016084,9421 тыс. руб.

Уровень запаса финансовой прочности (Узфп) = (Запас финансовой прочности / Выручка от продаж) ∙ 100% (2.7)

Узфп (прошлый год) = (1454922,2798 / 6 240 000) ∙ 100% = 23,316 %

Узфп (отчетный год) = (1702904,0553 / 7 239 399) ∙ 100% = 23,526 %

Узфп (план) = (2016084,9421 / 9 264 000) ∙ 100% = 21,762 %

Вывод:

В планируемом периоде ожидается рост выручки от продаж, переменных затрат, маржинального дохода в составе выручки.

Точка безубыточности в отчетном году составила 5535494,9447 тыс. руб., что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Планируемая критическая точка объема продаж по плану повышается, что связано с ростом постоянных затрат, при этом доля маржинального дохода снижается до 38,847 %.

Нормативный уровень запаса финансовой прочности (40–50%) должен поддерживаться на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка [5, с. 211]. У анализируемого предприятия данный уровень равен 23,316 % в отчетном году, и 21,762 % в планируемом периоде, что ниже нормативного показателя. Следовательно, что реализовав 76,7% продукции, предприятие сможет покрыть свои издержки и только 23,3 % реализованной по плану продукции приносит предприятию прибыль.

ООО «Рубин» должно полностью реализовывать имеющиеся резервы роста объема производства и снижения себестоимости продукции. Согласно предыдущим расчетам у предприятия есть резерв увеличения объемов производства за счет улучшения использования активной части основных средств, повышения производительности оборудования и снижения внутрисменных простоев.

 

 

Глава 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.109.141 (0.026 с.)