Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проведения арт-терапииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной адаптации и реадаптации лиц с ограничениями здоровья. Арт-терапия в последнее время стала довольно популярным и эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии. Именно арт-терапия как социально-психологичесая технология играет большую роль в решении целого комплекса задач реабилитации и адаптации [12]. Арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в изобразительной деятельности человека и психотерапевтических отношений, используемых с целью психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и адаптации лиц с различными ограничениями здоровья, эмоциональными и психическими расстройствами. Уникальность арт-терапевтичеких методов состоит в том, что арт-терапевт работает с неосознаваемым материалом. Арт-терапия эффективна при решении проблем в эмоциональной сфере, в активизации внутренних жизненных ресурсов, а также в психосоциальной работе с психосоматическими проблемами [16]. Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [1]. Возможности арт-терапии позволяют решить такие важные задачи, как формирование саморегуляции и контроля за своим поведением, умение сдерживать аффективные проявления, а также профилактика агрессивных действий и повышенной конфликтности, социокультурное и познавательное развитие инвалида. Главной целью арт-терапевтической деятельности является достижение положительных изменений в психологической и социальной сфере лиц с ограничениями в здоровье. Арт-терапияспособствует снятию напряжения, пробуждению внутренних жизненных сил, активизирует внутренние личностные ресурсы, облегает социальную адаптацию, способствует формированию межличностных навыков. Творчество компенсирует утраченные возможности людей, пробуждает жизненную активность, помогает наладить внутреннюю связанность и общение с самим собой и в целом способствует нормализации жизни [14]. Имеется широкий спектр показаний для проведения арт-терапевтической работы [13]: · негативная «Я-концепция», дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия; · трудности эмоционального развития (повышенная тревожность, трудность переживания таких чувств и состояний, как обида, горе, страхи); · переживания эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия; · нарушения в межличностных отношениях; враждебность к окружающим, ограниченность в социальных контактах; · психосоматические отклонения в развитии (в дыхательной, сердечно-сосудистой, двигательной, вегетативной и центральной нервной системах). В арт-терапевтической работе с лицами с ограниченными возможностями необходимо учитывать: · устойчивый характер нарушений при хронических заболеваниях, обусловливающий длительную работу с больными и низкую вероятность достижения видимых «психотерапевтических» результатов; · снижение когнитивных возможностей хронически больных и определенную степень эмоционально-волевых нарушений, что предполагает допустимость нерегулярных посещений арт-терапевтических сессий, низкую степень вовлеченности в работу, необходимость жесткой директивности; · относительно значительную степень нарушения коммуникативных возможностей больных, что затрудняет установление с ними достаточно устойчивого психотерапевтического контакта и нередко делает проблематичным их участие в некоторых формах групповой арт-терапии [3]. Существует ряд особенностей арт-терапевтической работы с данной категорий лиц: · недирективный подход к работе, как правило, малоэффективен; · не следует ожидать быстрых результатов; · следует допускать аморфные временные границы арт-терапевтических сессий и нерегулярность их посещений; · следует ориентироваться на «проактивный подход», предполагающий постоянное побуждение больных к работе; · основный акцент должен быть сделан не на психодинамической стороне работы,а на процессе работы больного с материалами и помощи ему в этом (группа ориентируется на деятельность в настоящий момент); Работа с инвалидами, страдающими различными хроническими заболеваниями, требует соблюдения определенных правил. От арт-терапевта требуется повышенное внимание к организации арт-терапевтического пространтсва. За каждым человеком должен быть закреплен индивидуальный набор материалов [14]. Необходимо учитывать потребность в автономности, возможности индивидуальной работы в условиях группы, свободном входе и выходе из кабинета. Форма организации арт-терапевтических занятий определяется характером нарушения в психическом развитии человека. Если проблема лежит в сфере эмоциональных отношений, наиболее предпочтительна индивидуальная форма; в случае затруднений в социальном приспособлении более эффективна групповая форма работы, тематически ориентированная [17]. В творческом процессе в арт-терапевтической работе с людьми с ограниченными возможностями неприемлемы команды, указания, требования, принуждение. Участник арт-терапевтической сессии может самостоятельно выбирать подходящие для него виды, содержание творческой деятельности и материалы, а также работать в собственном темпе; может отказаться от выполнения некоторых заданий и быть наблюдателем. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что гармонизация социальных отношений, формирование утраченных социальных навыков, позитивная коммуникация посредством арт-терапевтических технологий положительно влияют на психическое и социальное здоровье лиц с ограниченными возможностями, обеспечивают условия для оптимального процесса их редаптации и интеграции в социум. Поэтому такой комплекс мероприятий посредством арт-терапии способствовует стимуляции социальной активности молодых инвалидов, восстановлению утраченных навыков и успешному приспособлению к условиям внешней среды [16].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.007 с.) |