Особенности проведения имаготерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности проведения имаготерапии



Метод имаготерапии был предложен И.Е. Вольпертом в 1966 году. Относящийся к игровой психотерапии, этот метод является хорошим, хоть и сложным способом коррекции поведения. Психофизиологический механизм лечебного эффекта заключается в выработке устойчивой системы доминант и динамических стереотипов, в затормаживании невротического стереотипа, в усвоении таких личностных реакций, которые способствуют образованию новых здоровых отношений. Имаготерапия избавляет пациента от невротической фиксации на своем «я». Суть метода сводится к воспроизведению в своем воображении такого художественного образа, который импонирует пациенту, который близок, понятен и желателен, а также отвечает поставленным задачам. При этом осуществляется интересная, полезная для пациента, эмоционально окрашенная творческая работа, вследствие чего ускоряется, активируется выздоровление [3]. Имаготерапия применяется, когда необходимо сформировать новые поведенческие акты или способы адаптации к той или иной среде, пробудить и научиться использовать собственный жизненный опыт, расширить собственные возможности. Сутью имаготерапии является проигрывание инвалидом того образа, идеала, которого он хочет достичь, с целью, так сказать «вжиться в образ» этого идеала [15].

Первый этап имаготерапии – создание инвалидом истории, рассказа, которого в дальнейшем и необходимо будет придерживаться. История должна содержать ситуацию, которая вызывает трудности у инвалида в реальной жизни, а вот в истории, он успешно преодолевает ее. Инвалид описывает все те качества, которых не хватает ему для преодоления этой ситуации в реальности. Другим вариантом создания рассказа является принятия психологом роли автора на себя. В таком случае, специалист создает историю, учитывая цели работы с инвалидом, а сам инвалид выступает слушателем. Опираясь на особенности личности инвалида, спеуиалист предлагает ему образ главного героя истории. Например, если работа проходит со спокойным и неэмоциональным инвалидом, то правильным будет создание активного, эмоционального героя, ярко проявляющего свои эмоции, если же инвалид, наоборот, склонен к истерическому поведению, несдержан и сверхэмоционален, следует предложить ему роль спокойного, расчетливого и практичного человека. После создания истории и образа главного героя, специалист ставит перед инвалидом задачу: играть роль созданного персонажа каждый день на протяжении двух часов. Собственно, поэтому имаготерапия зачастую проводится в группе, ведь наиболее эффективным будет выполнение этой задачей перед аудиторией. Изображение персонажа наедине со специалистом или перед зеркалом, разумеется, будет проще для инвалида, однако не принесет явного результата. Постоянное же проигрывание желаемого поведения перед другими людьми через определенный промежуток времени приведет к тому, что это поведение станет частью личности клиента. Разумеется, не произойдет за два-три занятия, в среднем курс имаготерапии длится от трех до шести месяцев [3,11].

Вторым этапом занятий по имаготерапии является драматическое представление созданного ранее рассказа перед группой. То есть теперь все детали ситуации придуманной инвалидом должны быть представлены в виде спектакля. Также возможно добавление и инсценировка ситуаций, которых не было в истории инвалида.

Таким образом, инвалид не только примеряет на себя характер созданного им персонажа, но и преодолеть ситуацию, которую он не мог преодолеть в реальной жизни. Такая игра приведет к повышению уверенности инвалида в свои силы.

Психогимнастика

В работе с инвалидами считается целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру [20].

Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и т. д.).

Вторая фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).

Заключительная — третья фаза имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе.

Модифицированные фазы занятий с инвалидами с эмоциональными нарушениями [22]:

1. Мимические и пантомимические этюды. Задача инвалидов состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Специалистом осуществляется привлечение внимания динвалидов ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного инвалида и на группу в целом. Цель этой фазы — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях [20].

4. Психомышечная тренировка. Направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию инвалидов.

Основные задачи занятий:

1. Снятие эмоционального напряжения у инвалидов с помощью специальных игр.

2. Обучение инвалидов имитации движений.

3. Обучение инвалидов восприятию и пониманию невербальных сигналов.

Занятия психогимнастикой с аутичными инвалидами предъявляют повышенные требования к их организации [22]:

1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить здоровые люди (братья, сестры аутичныхлюдей, знакомые, друзья семьи).

2. Численность группы для инвалидов должна быть не более 10 человек.

3. В группу обязательно необходимо включить инвалида или двоих, легко вживающихся в роли, с артистическими наклонностями.

4. Для инвалидов с тяжелой степенью аффективной патологии желательно присутствие в группе волонтеров или помощников психолога. Численный состав группы — не более 5 человек.

5. Если инвалидыотказываются заниматься, уходят с занятия, не следует принуждать их.

6. Задания необходимо предъявлять инвалидам дозированно, с обязательными комментариями психолога по ходу выполнения их инвалидами и поощрением даже минимальной активности.

На установочном этапес целью снижения уровня генерализованного страха, наблюдаемого у инвалидов, в начале каждого занятия специалист предлагает игры, включающие аутостимуляции, наблюдаемые у инвалида [20].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.005 с.)