Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем этот метод отличается от других?

Поиск

Чем этот метод отличается от других?

Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережноподойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его.

Как специалист работает в телесно-ориентированном подходе?

В телесно-ориентированный подходе используется групповая и/или индивидуальная работа.
Во время работы в телесно-ориентированный подходе специалист, с помощью различных техник воздействует на мышечные зажимы, помогает освободить сдерживаемые неотреагированные проблемы, чувства, которые "живут" в теле, помогает изменить неконструктивные телесные, а вместе с ними и психологические привычки, мешающие человеку в разных сферах жизни. Вместе с тем работа с телом направлена не только на решение психологических проблем, но и на общее оздоровление организма.

В каких случаях нужна и особенно эффективна телесно-ориентированная психотерапия?

1. Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»).

2. Потеря чувствительности отдельных частей тела.

3. Постоянное ощущение болей и напряженности в теле.

4. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период.

5. Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»).

6. Плохая осанка.

7. Навязчивые состояния.

8. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти).

9. Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций).

10. Видимое отсутствие стабильности в жизни.

11. Пережитое насилие, в том числе сексуальное.

12. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких.

13. Страх смерти.

14. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая.

15. Отвержение себя, своего внешнего образа.

16. Проблемы с весом.

17. Неспособность получать удовлетворение в сексе.

18. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей.

19. Нарушение сна.

20. Новообразования.

21. Стресс, состояние хронического стресса.

22. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством.

23. Потеря вкуса и радости жизни.

24. Синдром хронической усталости.

25. Профессиональное «выгорание».

26. Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок.

27. Вредные привычки.

28. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».

 

Методы телесно-ориентированной терапии

Терапия Вильгельма Райха

Вильгельм Райх - создатель телесно-ориентированной терапии. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.

 

Терапия Моше Фельденкрайса

Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами:

а) биологической конституцией,

б) воспитанием в специфической социальной среде,

в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития.

Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) и чувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства. Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.

 

Экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА)

ЭВДА– удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, опасных для здоровья и даже для жизни.

Цель экстремальных видов двигательной активности:

– преодоление комплексов неполноценности, удовлетворение потребности в стрессах, профилактика депрессии, создание желания и ощущения полноценной жизни.

В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная.

Преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов– гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов адаптивной физической культуры гедонистическую.

Профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, различных страхов, преодоление психологических комплексов с помощью экстремальных видов двигательной активности подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде адаптивной физической культуры.

Ведущими принципами экстремальных видов двигательной деятельности являются социальные, а именно – интеграции, приоритетной роли микросоциума и социализации. Среди специально-методических принципов, прежде всего, необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.

 

Экстремальные виды двигательной активности -- компоненты (виды) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с откяонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрусирации, депрессии.

Дельтапланеризм, парашютный и горный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращением тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют. выработке так называемых эндорфинов - гормонов «счастья». При этом преодоление чувства страха приводит к значительному повышению у человека чувства самоуважения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума.

Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования: профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонением в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни.

Перечисленные виды (компонента) АФК, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру? формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе АФВ используются элементы ЛФК с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; спортивные элементарные состязания. Многие спортсмены - инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно -оздоровительному спорту и спорту высших достижений.

Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида - это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний, и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологическою и социального статуса.

Психогимнастика

В работе с инвалидами считается целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру [20].

Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и т. д.).

Вторая фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.).

Заключительная — третья фаза имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе.

Модифицированные фазы занятий с инвалидами с эмоциональными нарушениями [22]:

1. Мимические и пантомимические этюды. Задача инвалидов состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой.

2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Специалистом осуществляется привлечение внимания динвалидов ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного инвалида и на группу в целом. Цель этой фазы — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях [20].

4. Психомышечная тренировка. Направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию инвалидов.

Основные задачи занятий:

1. Снятие эмоционального напряжения у инвалидов с помощью специальных игр.

2. Обучение инвалидов имитации движений.

3. Обучение инвалидов восприятию и пониманию невербальных сигналов.

Занятия психогимнастикой с аутичными инвалидами предъявляют повышенные требования к их организации [22]:

1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить здоровые люди (братья, сестры аутичныхлюдей, знакомые, друзья семьи).

2. Численность группы для инвалидов должна быть не более 10 человек.

3. В группу обязательно необходимо включить инвалида или двоих, легко вживающихся в роли, с артистическими наклонностями.

4. Для инвалидов с тяжелой степенью аффективной патологии желательно присутствие в группе волонтеров или помощников психолога. Численный состав группы — не более 5 человек.

5. Если инвалидыотказываются заниматься, уходят с занятия, не следует принуждать их.

6. Задания необходимо предъявлять инвалидам дозированно, с обязательными комментариями психолога по ходу выполнения их инвалидами и поощрением даже минимальной активности.

На установочном этапес целью снижения уровня генерализованного страха, наблюдаемого у инвалидов, в начале каждого занятия специалист предлагает игры, включающие аутостимуляции, наблюдаемые у инвалида [20].

 

ФРИСТАЙЛ (FREESTYLE, FS)

Фристайл – один из видов сноубординга, который, как соревновательная дисциплина, представляет собой трюковое катание, включающее прыжки, вращения, сальто, грэбы и т.д.
Фристайл в перводе с английского означает "свободный стиль". В этом виде спорта есть одна очень важная особенность: если в слалом – объективный вид спорта, тогда фристайл – "субъективный", поскольку судьи выставляют оценку за сложность и технику исполнения трюков, амплитуду прыжка, красоту и пр. Количество судей обычно колеблется от 3 до5 человек.
В фристайле, также как и слаломе можно выделить несколько видов. Одним из самых распространенных является халфпайп – катание в специальном наклонном желобе из плотного снега, по форме напоминающем половину разрезанной вдоль трубы. Этот желоб, который тоже называют "халфпайп" (Halfpipe) или "пайп", во многом похож на рампу скейтбордистов и роллеров. Спортсмен скатывается от одного края пайпа к другому, вылетает по радиусу, совершая при этом тот или иной трюк, «приземляется», вылетает с противоположной стороны пайпа и т.д. Длина халфпайпа в среднем составляет 100 м, высота от дна до верхнего среза – 3–4 м, наклон продольной оси – 15–20 градусов. Довольно новый вид квотерпайп (фигура, напоминающая одну, но очень большую стенку хафпайпа), который очень быстро завоевал популярность. Подробнее о том что такое халфпайп.

Некоторые черты, отличающие сноуборд для фристайла:

  • Доски обычно короче, легче, толще и более манёвренные;
  • Сноуборды имеют конструкцию ТвинТип (TwinTip), то есть и ноус (передняя часть) и тэйл (хвост) одинаковы;

Снаряжение для фристайла:

  • Мягкие ботинки;
  • Обычные мягкие крепы;
  • Максимальная защита.

 

ФРИРАЙД (FREERIDE, FR)

Свободное катание - катание вне подготовленных трасс и, как правило, вне области горнолыжного обслуживания псевдогородов лыжной индустрии. Чистота спуска определяется единством и слиянием с природой снега, пониманием механизмов взаимодействия со склоном.
Однако в основе мастерства профессионального райдера лежит стиль и техника его катания, основанная на умении видеть и выбирать маршрут спуска. То есть, на умении "думать" в горах. Качество катания в сноубординге оценивается отсутствием падений, непрерывностью движения, контролем и агрессивностью спуска. Эти навыки закладываются еще в городских парковых условиях.
Все, что происходит во время катания на сноуборде, зависит от воздействия снега. При разгоне райдера снег помогает тем, что он скользкий. Во время торможения и остановки снег замедляет движение, оказывая сопротивление скользящей поверхности. При повороте снег толкает райдера в том направлении, куда тот хочет двигаться.
Снег воздействует на райдера двумя путями. Первый - это сила трения между снегом и скользящей поверхностью сноуборда. Сила трения только замедляет движение, но она не поворачивает райдера. Эта сила воздействует в направлении, параллельном скользящей поверхности сноуборда. Смазывая скользящую поверхность, можно контролировать силу трения.
Второй путь воздействия - это сила сопротивления сжатию и ломке снега. Именно это свойство снега заставляет сноуборд поворачивать и переходить из одной резаной дуги в другую.
Чем плотнее снег, тем больше сопротивление и тем большую силу нужно приложить, чтобы сжать его еще плотнее. Райдер давит на снег, а снег давит обратно. Сила со стороны снега называется силой реакции снега. Она будет зависеть от вида снега и типа снежной поверхности с ее микрорельефом.
Главный принцип движения вне трасс заключается в следующем: снег спрессовывается под сноубордом до тех пор, пока сила реакции снега не возрастет до такой степени, что сможет поворачивать райдера. На ледяном склоне снег спрессовывается быстро, в целине - медленно и постепенно. Это похоже на действие масла на нож, когда вы хотите сделать бутерброд на завтрак.
Сила реакция снега является своего рода датчиком для опытных любителей катания в целине. Когда райдер начинает ее чувствовать, балансировать с учетом этой силы и оценивать качество своих движений по ней, он в своем катании переходит на другой уровень. Все эти качества можно назвать ощущением при катании.
Снег - одно из самых широко распространенных явлений природы, активно воздействующее на людей в различных уголках мира. Лежащий на горных хребтах, деревьях, крышах домов, он кажется таким неизменным и нежным, как сахарная вата в парке с аттракционами. Однако каждый профессиональный фрирайдер, долго катающийся в горах, знает, что снег - самое изменчивое вещество на свете. С момента превращения капельки воды в снежный кристалл, снег не перестает изменяться до тех пор, пока опять не превратится в воду, и круговорот воды не продолжит свой путь.
Для того чтобы кататься в Больших горах, необходимо тренировать шестое чувство - чувство снега. Зная природу снега, вы сможете великолепно предсказывать все сюрпризы природы вне трасс.

В оригинале этот стиль обожает "пухляк" (нетронутый снег, перина, целина и т.д), райдеры данного стиля так и ждут выпадения свежего снега для того чтобы начать спуск. Некоторые расценивают фрирайд как стиль для новичков и начинают с покупки фрирайд сноуборда для новичков. Но техничный фрирайд - это далеко не самый лёгкий стиль! Данный стиль самый популярный и поэтому большинство сноубордов, которые продаются в сноуборд-шопах, именно для фрирайда. Многие сноуборды разработаны для фрирайда.

All mountain, fullride - универсальный стиль, фрирайд с элементами фристайла - катание по трассам и неподготовленным склонам с выполнением прыжков, полетов и других трюков.

Back country (бэккантри) - подъем пешком, на ратраке (сноукэтскиинг) или на вертолете (хелибординг) на дикие вершины и спуск с них в объезд трасс, спасателей и здравого смысла.

Extreme - катание на высоких и сверхвысоких скоростях везде, где только можно (и где нельзя тоже).

Heli-ski - заброс райдеров на труднодоступные склоны вертолётом и с дальнейшим спуском с них по целинному снегу.

Вот некоторые черты, по которым можно узнать доску для Фрирайда:

  • Обычно более длинные и широкие сноуборды (что позволяет им не застревать в целине);
  • Обычно передняя часть (Nose) сноуборда длиннее и стойка райдера смещена ближе к концу (Tail), чтобы было легче выплывать из пухляка;


Снаряжение для фрирайда:

  • Мягкие ботинки;
  • Обычные мягкие крепления;
  • Специальные рюкзаки, со всеми необходимыми для фрирайда вещами, начиная с плэйера и заканчивая лопатой, щупом, бипером;
  • Специальная одежда (высокотехнологичная и функциональная).

КАРВИНГ, ФРИКАРВ (CARVING, FREECARVE, FC)

Скоростное катание на жестких досках и в жестких ботинках, преимущественно по подготовленным трассам. Постоянный контроль и невозможность расслабиться. Самые красивые следы от доски на склоне. Популярен среди бывших лыжников, может быть из-за некоторого сходства снаряжения. За рубежом каждый десятый сноубордист - приверженец этого стиля, в России - практически нулевая популярность, очевидно, из-за отсутствия нормальных трасс. Карвинг достаточно сложен, и чтобы научиться ему, нужно время.

Alpine - катание на узкой, жесткой доске, по жестким же трассам.

Racing - тренировки и соревнования (слалом, скоростной спуск) на специально подготовленных трассах.

Бордеркросс (Boardercross, BX) - не стиль, а соревновательная дисциплина, объединяющая все способы катания. Общий старт и спуск по трассе, состоящей из крутых поворотов, бугров, трамплинов. Очень зрелищно и интересно.

Снаряжение для для Карвинга:

  • Длинные и жесткие доски;
  • Жесткие ботинки;
  • Жесткие крепления.

ДЖИББИНГ (JIBBING)

Катание по всему кроме снега. Перилы, деревья, грани... В первую очередь это баланс, точек опоры гораздо меньше! Снаряжение такое же, как и для фристайла, только берутся доски, какие не жалко, и стачиваются канты, чтобы не цеплялись при скольжении.

Функция притч

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками.

При семейном и индивидуальном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи,афоризмы, метафоры, метафорические карты, сказки и анекдоты.

По мнению Н. Пезешкиана [12]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

Истории предлагают различные варианты действий.

После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы.

Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

Функции сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6].

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

· о жизненно важных явлениях;

· о жизненных ценностях;

· о постановке целей;

· о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:

· как устроен этот мир, кто его создал;

· что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

· какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;

· какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;

· какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

· как приобретать и ценить дружбу и любовь;

· какими ценностями руководствоваться в жизни;

· как строить отношения с родителями и детьми;

· как прощать.

Типологии сказок

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешноиспользуются многими психотерапевтами в психологическом консультировании.

Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок.

Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?"

Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.

Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным.

Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5].

Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию.

Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.
На сказкотерапевтических занятиях ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера — это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит героя к успеху.

Психокоррекционные сказки

Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили-были.

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм.

1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Потом описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3.Далее поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписать герою все переживания ребенка.
4. Поиск героем сказки выхода из создавшегося положения. Для этого необходимо начинать усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Задача терапевта — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
5. Осознание героем сказки своего неправильного поведения и становление на путь изменений.

Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями.

Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок.

Психотерапевтические сказки

Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",«Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие [3].
Есть мужские сказки («Царевна-лягушка», где хотя и просматривается женский путь, но главным героем является мужчина). В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка "Серая шейка" Мамин-Сибиряк Д.Н.

ГЛАВА 20ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫМЕТОДИКИ КРЕАТИВНЫХ(ХУДОЖЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНЫХ)ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВАДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адап-тивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере психогимнастики и танцевальной терапии, получивших наибольшее распространение в нашей стране.

Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика»1(М.И. Чистякова, 1990) и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей»2(Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, 1993).

В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция»3психо-гимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной личности, так как позволяет обратить внима-ние на «язык тела» и пространственно-временные характеристики об-щения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента.

В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Психогимнастика, по методике М.И. Чистяковой, прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразитель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.015 с.)