Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем этот метод отличается от других?↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Чем этот метод отличается от других? Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережноподойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его. Как специалист работает в телесно-ориентированном подходе? В телесно-ориентированный подходе используется групповая и/или индивидуальная работа. В каких случаях нужна и особенно эффективна телесно-ориентированная психотерапия? 1. Потеря контакта с собственным телом («оно есть, но я его не чувствую»). 2. Потеря чувствительности отдельных частей тела. 3. Постоянное ощущение болей и напряженности в теле. 4. Наличие травм, повлекших за собой нарушение двигательной активности, особенно в реабилитационный период. 5. Проблемы с координацией движений, ощущением границ. («Я часто не вписываюсь в повороты, цепляюсь за углы, редко попадаю в цель, если что-то кидаю, неуверенно стою на ногах, не могу ходить по бордюрам и т.д.»). 6. Плохая осанка. 7. Навязчивые состояния. 8. Задержка телесно-психического развития (тело словно застряло в определенном возрасте и не хочет расти). 9. Эмоциональный дисбаланс (трудности в сдерживании или проявлении эмоций). 10. Видимое отсутствие стабильности в жизни. 11. Пережитое насилие, в том числе сексуальное. 12. Острое горе, недопережитое горе, страх потери близких. 13. Страх смерти. 14. Психологическая травма, осознаваемая или неосознаваемая. 15. Отвержение себя, своего внешнего образа. 16. Проблемы с весом. 17. Неспособность получать удовлетворение в сексе. 18. Страхи и психологические трудности, связанные с зачатием, беременностью, родами, рождением и воспитанием детей. 19. Нарушение сна. 20. Новообразования. 21. Стресс, состояние хронического стресса. 22. Тревожность, страхи, фобии, особенно связанные с пространством. 23. Потеря вкуса и радости жизни. 24. Синдром хронической усталости. 25. Профессиональное «выгорание». 26. Желание разобраться в себе, причинах своих травм и установок. 27. Вредные привычки. 28. Невозможность отдыхать, страх перед остановкой, неумение жить «здесь и сейчас».
Методы телесно-ориентированной терапии Терапия Вильгельма Райха
Вильгельм Райх - создатель телесно-ориентированной терапии. Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза. Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.
Терапия Моше Фельденкрайса Моше Фельденкрайс постулирует, что люди действуют в соответствии со своим Я-образом, направляющим каждое действие и обусловленным тремя факторами: а) биологической конституцией, б) воспитанием в специфической социальной среде, в) самовоспитанием, независимым элементом социального развития. Поскольку наследование физических признаков от нас не зависит, а воспитание в обществе навязывается, самовоспитание — это единственное, что находится в наших собственных руках. Эти три силы формируют Я-образ или индивидуальность (личность). Они также являются главными детерминантами успеха или неудачи индивидуума в обществе и межличностных отношениях. Индивидуум формирует социальную маску, которую носит в течение всей жизни для демонстрации успеха или неудачи. Идентификация с социальной маской может привести к утрате связи с собственными физическими и, органическими побуждениями (потребностями) и чувством удовлетворения. Органическая жизнь индивидуума и удовлетворение внутренних органических побуждений оказываются в конфликте с внешним социальным и финансовым существованием маски. С точки зрения Фельденкрайса, это — эквивалент эмоционального расстройства. Суть системы Фельденкрайса состоит в формировании лучших телесных привычек, в восстановлении естественной грации и свободы движений, в утверждении образа Я, в расширении самосознания и развитии способностей человека. Фельденкрайс утверждает, что деформированные паттерны мышечных движений приобретают застойный характер, становятся привычками, действующими вне сознания. Упражнения применяются для снижения избыточного напряжения при простых действиях, например при стоянии, и для высвобождения мышц с целью использования их по назначению. Для облегчения осознания мышечных усилий и плавности движений внимание пациента акцентируется на поиске лучшего положения, соответствующего его врожденной физической структуре.
Экстремальные виды двигательной активности (ЭВДА) ЭВДА– удовлетворение потребности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, опасных для здоровья и даже для жизни. Цель экстремальных видов двигательной активности: – преодоление комплексов неполноценности, удовлетворение потребности в стрессах, профилактика депрессии, создание желания и ощущения полноценной жизни. В экстремальных видах адаптивной физической культуры ведущими функциями являются: престижная, социализирующая и интегративная. Преодоление страха и боязни выполнения рискованного двигательного задания приводит к выделению гипофизом занимающегося эндорфинов– гормонов счастья и даже эйфории, а это, в свою очередь, выдвигает в качестве ведущей функции экстремальных видов адаптивной физической культуры гедонистическую. Профилактика состояний фрустрации, апатии, депрессии, различных страхов, преодоление психологических комплексов с помощью экстремальных видов двигательной активности подчеркивают значимость профилактической и коррекционно-компенсаторной функций в данном виде адаптивной физической культуры. Ведущими принципами экстремальных видов двигательной деятельности являются социальные, а именно – интеграции, приоритетной роли микросоциума и социализации. Среди специально-методических принципов, прежде всего, необходимо выделить принципы компенсаторной направленности, дифференциации и индивидуализации, учета возрастных особенностей.
Экстремальные виды двигательной активности -- компоненты (виды) АФК, удовлетворяющие потребности лиц с откяонением в состоянии здоровья в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни. Важно отметить, что в основе таких потребностей человека лежат биологические предпосылки. Показано, например, что механизмы потребности к получению нового опыта, связанного с риском, угрозой для жизни и т.п., обусловлены потребностью человека в активизации своей эндогенной опиатной системы, выполняющей функции профилактики состояний фрусирации, депрессии. Дельтапланеризм, парашютный и горный спорт, скалолазание, альпинизм, серфинг, различные виды высотных прыжков и ныряния вызывают «острые» ощущения, связанные с состоянием свободного падения в воздухе, скоростным перемещениям и вращением тела, резким ускорениям и т.п., которые, в свою очередь, активизируют эндогенную опиатную систему, способствуют. выработке так называемых эндорфинов - гормонов «счастья». При этом преодоление чувства страха приводит к значительному повышению у человека чувства самоуважения, личностной самореализации, к ощущению принадлежности к элитарным группам социума. Основной целью экстремальных видов двигательной активности является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, недостаточное самоуважение и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования: профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов и лиц с отклонением в состоянии здоровья ощущения полноценной, полнокровной жизни. Перечисленные виды (компонента) АФК, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру? формы и особенности содержания; с другой, - они тесно взаимосвязаны. Так, в процессе АФВ используются элементы ЛФК с целью коррекции и профилактики вторичных нарушений; рекреативные занятия - для развития, переключения, удовлетворения потребности в игровой деятельности; спортивные элементарные состязания. Многие спортсмены - инвалиды проходят последовательный путь от физической реабилитации в условиях стационара к рекреативно -оздоровительному спорту и спорту высших достижений. Если для здорового человека двигательная активность является естественной потребностью, реализуемой повседневно, то для инвалида - это способ существования, объективные условия жизнеспособности. Она дает независимость и уверенность в своих силах, расширяет круг знаний, и общения, меняет ценностные ориентации, обогащает духовный мир, улучшает двигательные возможности, повышает жизненный тонус, физическое и психическое здоровье, следовательно, открывает возможности позитивного изменения биологическою и социального статуса. Психогимнастика В работе с инвалидами считается целесообразным включение в психогимнастические занятия элементов ритмики, пантомимы, коллективных танцев и игр. Занятия имеют трехчастную структуру [20]. Первая фаза – снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (например, кого выбрать в напарники и т. д.). Вторая фаза — пантомима (например, изображение страха, растерянности, удивления и пр.). Заключительная — третья фаза имеет своей целью закрепление у ребенка чувства принадлежности к группе. Модифицированные фазы занятий с инвалидами с эмоциональными нарушениями [22]: 1. Мимические и пантомимические этюды. Задача инвалидов состоит в изображении отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживаниями телесного и психического комфорта и дискомфорта. В данной части занятия они знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестами, позой, походкой. 2. Этюды и игры, направленные на выражение отдельных свойств личности и эмоций. Задачами этого этапа являются: моделирование поведения персонажей с теми или иными чертами характера, закрепление и расширение уже полученных детьми сведений о социальной компетентности. Специалистом осуществляется привлечение внимания динвалидов ко всем компонентам выразительных движений одновременно. 3. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определенного инвалида и на группу в целом. Цель этой фазы — коррекция настроения, отдельных черт характера ребенка, тренинг поведения в стандартных ситуациях [20]. 4. Психомышечная тренировка. Направлена на снятие эмоционального напряжения, внушение желательного настроения и поведения. Между первой и второй фазами делается перерыв на несколько минут, во время которого дети предоставлены сами себе. Между третьей и четвертой фазами рекомендуется включать этюды на развитие внимания, памяти, воображения. Все этюды, по мнению автора, должны быть коротки и доступны пониманию инвалидов. Основные задачи занятий: 1. Снятие эмоционального напряжения у инвалидов с помощью специальных игр. 2. Обучение инвалидов имитации движений. 3. Обучение инвалидов восприятию и пониманию невербальных сигналов. Занятия психогимнастикой с аутичными инвалидами предъявляют повышенные требования к их организации [22]: 1. Состав группы должен быть разнородным. В группу могут входить здоровые люди (братья, сестры аутичныхлюдей, знакомые, друзья семьи). 2. Численность группы для инвалидов должна быть не более 10 человек. 3. В группу обязательно необходимо включить инвалида или двоих, легко вживающихся в роли, с артистическими наклонностями. 4. Для инвалидов с тяжелой степенью аффективной патологии желательно присутствие в группе волонтеров или помощников психолога. Численный состав группы — не более 5 человек. 5. Если инвалидыотказываются заниматься, уходят с занятия, не следует принуждать их. 6. Задания необходимо предъявлять инвалидам дозированно, с обязательными комментариями психолога по ходу выполнения их инвалидами и поощрением даже минимальной активности. На установочном этапес целью снижения уровня генерализованного страха, наблюдаемого у инвалидов, в начале каждого занятия специалист предлагает игры, включающие аутостимуляции, наблюдаемые у инвалида [20].
ФРИСТАЙЛ (FREESTYLE, FS) Фристайл – один из видов сноубординга, который, как соревновательная дисциплина, представляет собой трюковое катание, включающее прыжки, вращения, сальто, грэбы и т.д. Некоторые черты, отличающие сноуборд для фристайла:
Снаряжение для фристайла:
ФРИРАЙД (FREERIDE, FR) Свободное катание - катание вне подготовленных трасс и, как правило, вне области горнолыжного обслуживания псевдогородов лыжной индустрии. Чистота спуска определяется единством и слиянием с природой снега, пониманием механизмов взаимодействия со склоном. В оригинале этот стиль обожает "пухляк" (нетронутый снег, перина, целина и т.д), райдеры данного стиля так и ждут выпадения свежего снега для того чтобы начать спуск. Некоторые расценивают фрирайд как стиль для новичков и начинают с покупки фрирайд сноуборда для новичков. Но техничный фрирайд - это далеко не самый лёгкий стиль! Данный стиль самый популярный и поэтому большинство сноубордов, которые продаются в сноуборд-шопах, именно для фрирайда. Многие сноуборды разработаны для фрирайда. All mountain, fullride - универсальный стиль, фрирайд с элементами фристайла - катание по трассам и неподготовленным склонам с выполнением прыжков, полетов и других трюков. Back country (бэккантри) - подъем пешком, на ратраке (сноукэтскиинг) или на вертолете (хелибординг) на дикие вершины и спуск с них в объезд трасс, спасателей и здравого смысла. Extreme - катание на высоких и сверхвысоких скоростях везде, где только можно (и где нельзя тоже). Heli-ski - заброс райдеров на труднодоступные склоны вертолётом и с дальнейшим спуском с них по целинному снегу. Вот некоторые черты, по которым можно узнать доску для Фрирайда:
КАРВИНГ, ФРИКАРВ (CARVING, FREECARVE, FC) Скоростное катание на жестких досках и в жестких ботинках, преимущественно по подготовленным трассам. Постоянный контроль и невозможность расслабиться. Самые красивые следы от доски на склоне. Популярен среди бывших лыжников, может быть из-за некоторого сходства снаряжения. За рубежом каждый десятый сноубордист - приверженец этого стиля, в России - практически нулевая популярность, очевидно, из-за отсутствия нормальных трасс. Карвинг достаточно сложен, и чтобы научиться ему, нужно время. Alpine - катание на узкой, жесткой доске, по жестким же трассам. Racing - тренировки и соревнования (слалом, скоростной спуск) на специально подготовленных трассах. Бордеркросс (Boardercross, BX) - не стиль, а соревновательная дисциплина, объединяющая все способы катания. Общий старт и спуск по трассе, состоящей из крутых поворотов, бугров, трамплинов. Очень зрелищно и интересно. Снаряжение для для Карвинга:
ДЖИББИНГ (JIBBING) Катание по всему кроме снега. Перилы, деревья, грани... В первую очередь это баланс, точек опоры гораздо меньше! Снаряжение такое же, как и для фристайла, только берутся доски, какие не жалко, и стачиваются канты, чтобы не цеплялись при скольжении. Функция притч Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Притчу можно использовать в работе, как с взрослыми, так и с подростками. При семейном и индивидуальном консультировании также достаточно часто используются истории, притчи,афоризмы, метафоры, метафорические карты, сказки и анекдоты. По мнению Н. Пезешкиана [12]: «Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей. Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты. Истории предлагают различные варианты действий. После знакомства с семьей и выявлением ее актуальных проблем психолог выбирает в качестве темы для обсуждения ситуацию, историю, миф, притчу, которые бы отражали семейные проблемы. Одна из важных функций истории – это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта». Функции сказок Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок [6]. 1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. 2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации: · о жизненно важных явлениях; · о жизненных ценностях; · о постановке целей; · о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки). 3. В сказке в символической форме содержится информация о том: · как устроен этот мир, кто его создал; · что происходит с человеком в разные периоды его жизни; · какие этапы в процессе самореализации проходит женщина; · какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина; · какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться; · как приобретать и ценить дружбу и любовь; · какими ценностями руководствоваться в жизни; · как строить отношения с родителями и детьми; · как прощать. Типологии сказок Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок [5]: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки. Художественные сказки К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть дидактический, психокоррекционный, и психотерапевтический аспекты. Изначально художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но в настоящее время успешноиспользуются многими психотерапевтами в психологическом консультировании. Народные сказки Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям: любви, горю, страданию и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня. В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок "Кто заговорит первый?" Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с людьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Для повышения стрессоустойчивости и «отыгрывания» напряжения полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, «растягивая» интонацию; конец страшилки должен быть обязательно неожиданным и смешным. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6–7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека [5]. Работа со сказками начинается с ее анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию. Дидактические сказки В форме дидактических сказок подаются учебные задания. Психокоррекционные сказки Ткач Р.М. [9] считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания: 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями. Развязка. Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной. Мораль сказки… Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется. По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д. [5] психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Для создания психокоррекционной сказки психологу можно использовать следующий алгоритм. 1. В первую очередь подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Зарубежные психологи часто называют психокоррекционные сказки психотерапевтическими историями. Психокоррекционную сказку можно просто прочитать ребенку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребенок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы и миниатюрных фигурок. Психотерапевтические сказки Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В сказкотерапии в зависимости от решаемых проблем можно использовать как русские народные сказки, так и сказки русских и зарубежных авторов, где главным персонажем является девушка или женщина. Например, русские народные сказки «Морозко», «Крошечка-Хаврошечка», "Сестрица Аленушка и братец Иванушка",«Снегурочка», сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», сказки зарубежных авторов «Золушка» и «Спящая красавица» Ш. Перро, «Госпожа Метелица» братьев Гримм и другие [3]. ГЛАВА 20ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫМЕТОДИКИ КРЕАТИВНЫХ(ХУДОЖЕСТВЕННОМУЗЫКАЛЬНЫХ)ТЕЛЕСНООРИЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВАДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Основные средства и отличительные черты методики креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных видов адап-тивной физической культуры целесообразно рассмотреть на примере психогимнастики и танцевальной терапии, получивших наибольшее распространение в нашей стране. Наиболее известными пособиями, в которых изложена теория и методика организации психогимнастики с детьми младшего школьного возраста, являются «Психогимнастика»1(М.И. Чистякова, 1990) и «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей»2(Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, 1993). В учебном пособии А.А. Осиповой «Общая психокоррекция»3психо-гимнастикой называется метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально-перцептивной личности, так как позволяет обратить внима-ние на «язык тела» и пространственно-временные характеристики об-щения. Это метод реконструктивной психокоррекции, цель которого – познание и изменение личности клиента. В книге М.И. Чистяковой «Психогимнастика» дано такое определение психогимнастики: это курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Такие занятия показаны вспыльчивым, замкнутым детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, с неврозами, нарушениями характера; легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Психогимнастика, по методике М.И. Чистяковой, прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразитель
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.015 с.) |