Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По выполнению контрольных работ для заочной формы обучения

Поиск

Кафедра Менеджмента

СИТНИКОВ Р.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ

(“Системный анализ в управлении организацией”)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению контрольных работ для заочной формы обучения

по специальностям 080507 “ Менеджмент организации»

и 080505 «Управление персоналом»

и направлению бакалавров 08020013 “ Менеджмент организации»

и 08020006 “ Производственный менеджмент»

 

файл ИСУ-САУО(з)-Мп2013(Кр)-версия5

доп. 11.11.12 г.

 

 

Ростов-на-Дону


 

 

Обсуждено и одобрено на кафедре Менеджмента РГЭУ.

Автор: доцент, к.т.н. Ситников Р.В.

Методические рекомендации соответствуют программам дисциплин «Исследование систем управления» и “Системный анализ в управлении организацией”, утверждённым для специальностей 080507 “Менеджмент организации” и 080505 “Управление персоналом”, а также для профилей подготовки бакалавров 08020013 “Менеджмент организации» и 08020006 “Производственный менеджмент». Учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2010 года к знаниям и навыкам студентов по дисциплинам цикла Б.2 «Математический и естественнонаучный цикл».

Методические рекомендации содержат варианты заданий контрольной работы и рекомендации по её выполнению и оформлению.

 

 

© Ситников Р.В., 2013

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие требования к контрольным работам.................  
2 Задания на контрольную работу.......................  
3 Учебно-методические материалы.......................  
   
Приложения.  
Приложение А Список основных систем для анализа...........  
Приложение Б Определение весовых коэффициентов критерия...      
Приложение В Основные формулы.........................  
Приложение Г Перечень вопросов для зачёта по дисциплине.....  
Приложение Д Содержание учебной дисциплины..............  

 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Контрольные работы предназначены для закрепления изученного учебного материала и проверки умения студента применять теоретические положения для решения конкретных задач. Выполненные и защищенные на устном зачете задания служат основанием для допуска студента к экзамену (зачёту). При выполнении контрольной работы рекомендуется следующая последовательность:

- изучение теоретического материала по учебному пособию [1];

- анализ решённых примеров (задач) в учебном пособии [1], практикуме [2] и методических рекомендациях по лабораторным работам [3];

- формирование исходных данных для варианта выполняемого задания (приложение А) по аналогии с решёнными примерами; при формулировке цели анализа выбрать область применения системы (например, обучение начинающих пользователей, работа в офисе большой или малой фирмы, индивидуальное или коллективное пользование);

- выполнение расчётов, обоснование оптимального решения с выводами и оформление выполненной работы.

 

Объём и содержание заданий уточняются преподавателем на установочной сессии.

Номер варианта (N) исходных данных для каждого задания соответствуют последней цифре номера в зачётной книжке студента. Выполненные контрольные работы оформляются в отдельной тетради (или сброшюрованных листах) с отражением по каждому заданию исходных данных, последовательного преобразования данных с соответствующими иллюстрациями, комментариями, обозначениями и ответа (вывода). Целесообразно использовать для расчётов оргтехнику, табличный редактор, показывать проверку полученного результата, сравнивать полученные разными методами результаты. Для замечаний рецензента необходимо оставлять поля, текст должен сопровождаться ссылками на литературу (источники информации), использованную при изучении и выполнении данного задания.

Тетрадь с выполненными в рукописном виде заданиями сдается преподавателю для проверки на консультации перед экзаменом (зачётом). Выполненные расчёты в табличном редакторе прикладываются в распечатанном виде. Допускается все материалы оформлять в распечатанном виде с указанием имени файла и его размещением на сайте кафедры (или преподавателя) в ЛВС университета. При неудовлетворительном результате проверки студент исправляет ошибки, дополняет выполнение отдельных заданий или получает новый вариант (по указанию преподавателя).

 

 

ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Перечень заданий для контрольной работы:

Задание 1. Расчёт оптимального распределения ресурсов организации с использованием стандартной подпрограммы.

Задание 2. Обоснование оптимального решения при выборе системы по показателям её эффективности.

2-а. Выбор исходных данных для систем (устройств) по списку в приложении А в зависимости от выполняемого варианта (номер N).

2-б. Расчёт весовых коэффициентов выбранных критериев.

2-в. Сравнительная оценка эффективности однотипных систем (устройств, претендентов, …) методом Борда.

2-г. Сравнительная оценка эффективности однотипных систем методом нормализации разнонаправленных критериев.

2-д. Обоснование оптимального решения по выбору эффективной системы для сформулированной цели.

Задание 3. Расчёт характеристиксистемы управления при заданном уровне критерия качества.

 

Методические рекомендации по выполнению работы

Задание 1. Сформулировать для своей организации задачу, решаемую с помощью стандартной подпрограммы типа линейного программирования (привести ее к стандартному виду ЛП и решить с использованием графического метода (при возможности) и табличного редактора Excel). Провести анализ результатов при изменениях исходных данных для двух различных ситуаций.

Рекомендации. Расчёт оптимального распределения ресурсов организации начинается с поиска конкретной ситуации в организации или другом источнике информации по аналогии с задачами 3.1¸3.7 учебного пособия [1] или задачами 1.6¸1.9 практикума [2]. Сначала формулируется проблема на содержательном уровне, а затем для наглядности представляется задача в табличной форме с учётом требований стандарта к таблицам в текстовых документах [6] (смотри приложение А).

На втором этапе необходимо выбрать метод решения, используя рисунок 3.3 из [1], а затем провести формализацию исходных данных.

Решение задачи целесообразно выполнить с использованием табличного редактора (смотри рекомендации в [3] и, при возможности, графическим способом. Очень важно показать изменение результата при изменении проблемы в связи с изменением рынка, запаса ресурса, изменении режима работы организации или технологии работ.

Задание 2 (тема 4) выполняется для единожды выбранных исходных данных и ориентированы на обоснование выбора оптимального решения разными методами (смотри примеры в [1] п.4.3, задачи 1.16 и 1.26 в [2], лабораторная работа №4 в [3]. Тип анализируемой системы задан каждому студенту индивидуально по последней цифре номера зачётной книжки. В приложении А указаны эти типы систем (претенденты на новую должность, типового устройства оргтехники или бытовой техники).

Сначала необходимо построить матрицу анализа для четырёх вариантов системы, выбрать для них пять наиболее существенных критериев (обязательно для претендентов – образование, опыт работы, оклад; для техники - цена, энергопотребление, габариты или вес), провести расчёты и обосновать выбор наилучшего решения.

Пример выполнения задания приведен в приложении А.

 

Задание 2-а. Для анализа по варианту 8 необходимо выбрать четыре монитора типа LCD разного размера и определить их основные параметры, применительно сформулированной цели анализа.

Задание 2-б. Расчёт весовых коэффициентов (смотри п. 4.3 в работе [1] и приложение Б) выбранных критериев для самостоятельно определённой цели анализа проводится двумя способами:

(а) оценка коэффициента критерия в баллах (для нечётных вариантов),

(б) метод парных сравнений (для чётных вариантов),

(в) все варианты - расчёт по рангам экспертизы (формулы 17 приложения В).

Число экспертов от 3 до 5 человек, знающих анализируемые системы. Качество экспертизы определить, рассчитав коэффициенты конкордации и согласованности пар экспертов (формулы 9, 10 и 13 приложения В).

Задание 2-в. Сравнительная оценка эффективности вариантов систем методом Борда ориентирована на поэтапное выделение лучшего варианта с последующим анализом оставшихся вариантов. Начальная часть решения (первый этап) приведена в [1] задача 4.3 или в [2] задача 1.16.

Задание 2-г. Сравнительная оценка эффективности вариантов систем методом нормализации разнонаправленных критериев ориентирована на более точное сравнение эффективности систем с учётом реальных показателей по каждому из выбранных критериев. Начальная часть решения приведена в [1] задача 4.3 или в [2] задача 1.26.

Задание 2-д. Обоснование оптимального решения при выборе системы предусматривает анализ частных сравнительных оценок эффективности, полученных различными методами. Для этого необходимо рассчитать для каждого из использованных методов эффективность систем по формуле типа №18 (приложение В) и построить единый график, используя полученные при выполнении заданий весовые коэффициенты критериев и выполненные в заданиях преобразования исходных данных в ранги и нормированные коэффициенты. Сделать вывод о сравнительной оценке каждого подхода.

 

Задание 3 (тема 7). Расчёт характеристик системы управления. Определить закономерность изменения надёжности системы обработки управленческих задач за счёт изменения числа элементов системы (пример 6.8 в [1] или задачу 2.8 из [2], а также лабораторную работу №5 в [3].

Исходные данные: на вычислительный центр, имеющий несколько одинаковых компьютеров, поступают заявки на решение важных оперативных задач с интенсивностью l=(2+ 0,2 ∙N) 1/час,среднее время решения такого вида задач t=(0,3 -0,01 ∙N) часов, критерий качества управления r=(5+ 0,2 ∙N) процентов. Необходимо определить требуемое число компьютеров, обеспечивающих заданное качество управления.

Рекомендации: Для обоснования решения необходимо рассчитать вероятность отказа системы обслуживания заявок при различных значениях числа компьютеров ‘n‘ до выполнения условия Р отк (n) £ r. Решение проиллюстрировать графиком, особо выделить участок пересечения линий Р отк =f(n) и r =f(n). Для выполнения расчётов по формулам целесообразно использовать калькулятор или один из табличных редакторов.


Основные

1. Долятовский В.А., Ситников Р.В. Системный анализ в управлении организации: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2010.

2. Ситников Р.В. Системный анализ в управлении организацией: Практикум. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2008. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsue.I/users/дляСтудентов.ru (дата обращения: 13.05.2012).

3. Ситников Р.В. Системный анализ в управлении организации: Метод. рекомендации по выполнению лабораторных работ. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2004. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsue.I/users/дляСтудентов.ru (дата обращения: 13.05.2012).

4. Долятовский В.А., Долятовская В.Н. Исследование систем управления: Учебно-практическое пособие. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

 

Дополнительные

6. Новосельская Н.Ф., Ситников Р.В. Методические рекомендации по оформлению и подготовке к защите курсовых и дипломных проектов, отчетов о практике. - Ростов-н/Д, РГЭУ, 2012.

7. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа: Учебник для вузов. – СПб.: СПбГТУ, 1999. – 512 с.

8. Исследование систем управления: Учебное пособие под ред. Э.М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2003.

9. Зельдович Б.З. Менеджмент: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: Экзамен, 2008. – 1CD-ROM в библиотеке РГЭУ.

10. Раздорожный А.А. Управление организацией (предприятием): Учебник [Электронный ресурс]. – М.: Экзамен, 2008. – 1CD-ROM в библиотеке РГЭУ.

11. Ситников Р.В Исследование операций: Избранные главы для магистратуры. - Ростов н/Д: РГЭУ, 2006.

12. Литвак Б.Г. Экспертные технологии в управлении. – М.: «ДЕЛО», 2004.

13. Афанасьев Ф.Ю., Суворов Б.П. Исследование операций в экономике: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003.

14. Периодические издания: журналы «Менеджмент в России и за рубежом», «Эксперт», «Проблемы теории и практики управления».

15. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организаций: Учебник [Электронный ресурс]. М.: «Экзамен», 2002. 1CD-ROM в библиотеке РГЭУ.

16. Ситников Р.В. Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Системный анализ в управлении организацией» для 08030013 «Менеджмент организаций». – Ростов-н/Д: РГЭУ, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsue.


Приложение А

(рекомендуемое)

Акустические системы.

Магнитофоны.

Ноутбуки.

Электрические вентиляторы.

Холодильники.

Таблица 1 – Значения параметров мониторов

  Мониторы Критерии
К1(min), тыс. рублей К2 (max), дюйм К3(min), Вт К4 … К5 …
№1 6,0   15,0 3,5 7,8
№2 7,1   и т.д.    
№3 6,2        
№4 9,0        

Задание 2-б. Расчёт весовых коэффициентов критериев. Эксперты (студенты учебной группы Иванов В., Петров Б., …) оценили значимость пяти критериев методом непосредственного назначениякоэффициента (результаты приведены в таблице 2) и расчётом по рангам экспертизы (таблица 3).

 

Таблица 2 – Расчёт весовых коэффициентов

  К1 К2 К3 åк=1 СРЗНАЧ(С4:С7) ® С8 СТАНДОТКЛОНЕНИЕ(С4:С7) ®С9 ДИСПЕР(С4:С7) ® С10 Коэф. вариабильности n= С9/С8 (при n£0,2 – оценки согласованы)
Э1 0,3 0,2 0,0 1,0
Э2 0,1 0,4 0,12 1,0
Э3 0,2 0,6 ….   1,0
wi 0,2 0,4 …. 1,0

Таблица 3 - Расчёт по рангам экспертизы

Эксперты (j) Критерии (i)  
K1 K2 K3 K4 K5 К6
Э1 Э2 Э3   1 2 5 4 3 6 5 1 и т.д. 2 и т.д.    
Ri = еri Vi = R min/Ri 8 и т.д. 0,5 и т.д. Rmin = … еVi = ….
wi = Vi / еVi (указать рассчитанные величины) еwi = …..

 

Оценка экспертизы:

- коэффициент конкордации q= 12∙S /{э2(k 3- k) – 12эT}= ………

S= å [ Ri -э(k+1)/2]2 = ….

Вывод: так как q ≥0,7, то экспертиза признаётся успешной (в противном случае экспертизу провести заново).

- показателиСпирмена: r(Э1, Э2) =1–{6 ådj2 /(k3- k)}= ….

r(Э1, Э3)= ……. и т.д.

Ответ: получены для дальнейшего анализа весовые коэффициенты в порядке возрастания номера критерия: ( указать выбранные величины ).

Задание 2-в. Исходные данные показаны в таблице 1. В задании 2-а были выбраны критерии и рассчитаны их весовые коэффициенты.

Решение по методу Борда предполагает ранжирование систем и выбор наилучшей по максимальной сумме рангов. Из таблицы 1 получена таблица рангов систем (таблица 4) – лучшей системе присвоен более высокий ранг.

 

Таблица 4 - Таблица рангов (этап 1)

    Критерии Сумма рангов
Системы К1 К2 К3 К4 К5
  №1            
  №2            
  №3            
  №4            
               

 

На первом этапе наилучшим по сумме рангов монитор №1 - он исключается из дальнейшего анализа.

Для оставшихся систем повторяем процедуру ранжирования. На втором этапе анализируем таблицу …. (и т.д. до окончательного вывода).

Вывод. Наиболее эффективной признана система …..

Задание 2-г. Исходные данные смотри в таблице 1. Решение методом нормализации разнонаправленных критериев приведено в работах [1] задача 4.3 или в [2] задача 1.26. Количественные оценки систем позволяют определить их взаимное расположение по шкале эффективности достижения поставленной в начале анализа цели с учётом веса каждого критерия.

 

Задание 3. Решение задания оформляется аналогично выполненной лабораторной работе №5, приведенной в [3].

 


Приложение Б

(справочное)

Основные формулы

1. Сорг.у ³ Соу
2. Сs = (p+q)
3. S сi хi ® min (max), S bij yi ³ cj, xi ³ 0
4. S bi yi ® max (min), S aij yi ³ cj, yi ³ 0
5. n-m £ 2; |Х| =(m + n – 1)  
6. F= c11x11+c22x22+...+cmnxmn → min, xij ³ 0
7. Gs ¹ еgi; Gs =f(еgi)
8. Е= å [Pi Ч E(Wi)]
9. q= 12 S/{э2(k 3– k) – 12эT}
10. S= å [ R I – э(k+1)/2] 2 ; T= 1/12 å(t3- t)
11. С(П1,П2) = (w+) / (w+ + w - + w0 )
12. g(Э1,Э2)= 1– 4n /k(k–1)
13. r(э1,э2)=1– 6 åd 2/ (k 3 –k)
14. E(Si) = S S Wkn × Е(uk× un) – S C(uk× un)
15. Hij = (yij – yi min) / (yi max – yi min)
16. Hij = (yi max – yij) / (yi max – yi min)
17. Ri = еri Vi = R min/Ri wi = Vi / еVi
18. W(j) =S [wiЧHij ], Wi(Cj)= =S [wiЧRij ]
19. j(a)= F(a) + g(a); F(a)= Сошиб ЧNош = Сошиб Чa Nn
20. W (t) = W (t–1)  DW (t–1, t)  
21. g(a) = АЧе – к a
 

Приложение Г

(справочное)

Примерный перечень вопросов для экзамена (зачёта)

1. Проблемы увеличения сложности управления экономикой.

2. Основные положения системного подхода.

3. Классификация систем.

4. Закономерности систем.

5. Выбор типа модели, описывающей систему.

6. Основы метода экспертных оценок. Области его применения.

7. Методики и процедуры экспертных оценок.

8. Групповые и парные оценки экспертов.

9. Методики системного анализа в стратегическом планировании.

10. Методы “коллективной генерации идей”.

11. Методики расчёта весовых коэффициентов критериев.

12. Метод сценариев. Групповые методы решения проблем.

13. Многокритериальные задачи анализа систем.

14. Основные положения теории массового обслуживания.

15. Виды СМО, их параметры и характеристики.

16. Уравнения Колмогорова для анализа состояний системы.

17. Анализ параметров систем контроля.

18. Проблемы управления запасами и организации обслуживания.

19. Соотношение сложности объекта и субъекта управления.

20. Решение задачи выбора стратегии с учетом синергии, эффектов и затрат.

21. Выбор стратегии методом “эффективность \ стоимость”.

22. Решение задачи выбора стратегии с учетом синергии.

23. Жизненный цикл системы.

24. Классификация методов системного анализа.

25. Области применения системного анализа.

26. Многокритериальные задачи анализа систем и методы их решения.

27. Гипотезы и этапы метода экспертных оценок.


 

Типовые задачи

Задача 1. Представить структурную схему системы управления факультета. Определить её тип и параметры.

Задача 2. На нескольких складах имеется определённое количество однородного продукта, который необходимо развезти по заявкам потребителям. Составить аналитическую модель системного анализа.

Задача 3. Менеджер должен рассчитать план выпуска устройств трёх типов, чтобы получить максимальную прибыль. Имеется ряд ограничения по ресурсам.

Задача 4. Рассчитать предельные значения оценок экспертизы при различных величинах количества проектов, критериев и числе экспертов.

Задача 5. Рассчитать весовые коэффициенты трёх критериев, оцененных четырьмя экспертами, и оценить одну пару экспертов, если после экспертизы установлено полное единодушие экспертов.

Задача 6. Определить среднюю производительность вычислительной системы из трех независимых ЭВМ, если при отказе одной ЭВМ производительность системы снижается на 50%, отказе двух - на 90%. При трех работающих ЭВМ производительность равна По. Среднее время безотказной работы одной ЭВМ равна 6 часов, среднее время ремонта - 3 часа (работает одна или две ремонтные бригады).

Задача 7. Для анализа проблемы создана экспертная группа из 4-х специалистов, проведена групповая экспертиза. Определить эффективное решение проблемы различными методами.

Задача 8. Для выбора решения создана экспертная группа из 4-х специалистов, проведена групповая экспертиза. Назначить критерии выбора и рассчитать их весовые коэффициенты одним из методов (указывается преподавателем).

Задача 9. Планируется открыть предприятие по мойке автомашин. На основании статистики в данном районе на мойку приезжает 9 машин в час, среднее время обслуживания одной машины - 5 минут. Необходимо провести системный анализ СМО.


Примеры вопросов теста

1. Множество объектов и отношений между ними, составляющее единое целое и функционирующее в некоторых границах с определённой целью – это ………..

- устройство - система - организация

2. Выбрать фамилию выдающегося отечественного ученого в области ракетной техники

- Туполев - Королёв - Ландау - Алфёров

3. Что входит в оценку структурной сложности системы?

- число возможных состояний системы

- число элементов системы, число связей между ними

- число элементов системы и число их возможных состояний

4. В каких случаях используется формула Hij = (yi max - yij) / (yi max- yi min)?

- для нормализации минимизируемых критериев

- для сравнения экспертов

- для нормализации максимизируемых критериев

5. Диапазон изменения коэффициента конкордации

- (-1) ¸ +1 - 0 ¸1 - 0,7 ¸1,0

6. Минимально допустимое значение коэффициента конкордации.

- -1 - 0 - 0,7

7. Диапазон изменения коэффициента парной согласованности экспертов

- 0 ¸1 - (-1) ¸ +1 - 0,7 ¸1,0

8. Определить среднюю производительность системы из трех ЭВМ, если при отказе одной производительность снижается на 40%, отказе двух - на 80 %. При трех работающих ЭВМ производительность равна По. Вероятность отказа одной ЭВМ равна 0,25, двух – 0,10, трёх - 0,01. - 0,5 - 0,77 - 0,81

9. В магазине работают три кассира; по условиям безопасности в очереди могут находиться не более пяти покупателей. Интенсивность обслуживания равна 6 минут, Среднее время обслуживания покупателей равно одному часу. Как обозначается модель такой системы?

– СМО(5, 3) – СМО(3, 5) – СМО(1, 5) – СМО(3, 6)

10. Метод научного исследования путём разложения предмета на составные части или мысленное расчленение объекта по средствам логической абстракции - анализ - декомпозиция - синергия

11. Целенаправленное воздействие системы на другую систему с целью изменения её поведения в определённом направлении

- организация - управление - регулирование

12. Что отражают соотношения Gs ¹ еgi; Gs =f(еgi)?

- связь параметров - целостность системы - эффект синергии

13. Что рассчитывается по формуле q= 12 S/{э2(k 3- k) – 12эT}?

- коэффициент парной согласованности

- эффективность системы

- коэффициент групповой согласованности

14. Что рассчитывается по формуле С(П1,П2) = (w+) / (w+ + w - + w0 )?

- весовые коэффициенты

- степень превосходства систем

- преимущество экспертов

15. Фиксированное в данный момент времени значение внутренних переменных системы, определяемое через предшествующее состояние, входные воздействия и выходные результаты

- состояние - поведение - согласованность

16. Диапазон изменения степени сильного превосходства систем

- 0,75 ¸1 - 0,7 ¸ 0,9 - 0,7 ¸1,0

17. Диапазон изменения степени слабого превосходства систем

- 0,66 ¸0,75 - (-1) ¸ +1 - 0,7 ¸1,0

18. Что рассчитывается по формуле g(Э1,Э2)= 1- 4n /k(k-1)?

- беспорядок в мнениях

- степень превосходства эксперта Э1

- степень превосходства эксперта Э2

19. Диапазон изменения коэффициента беспорядка в мнениях экспертов

- 0 ¸1 - (-1) ¸ +1 - 0,7 ¸1,0

20. Что рассчитывается по формулам Ri =еri, Vi =R min/Ri, wi =Vi / еVi?

- парная согласованность - вес критерия - коэффициент синергии

21. В каких случаях используется формула Hij =(yij - yi min) / (yi max - yi min)?

- для нормализации минимизируемых критериев

- для сравнения экспертов

- для нормализации максимизируемых критериев

22. Операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности:

- анализ - декомпозиция - изучение

24. Какой элемент не входит в обобщённую структуру системы управления

- объект управления - орган управления

- информационная подсистема - лицо принимающее решение

26. Какой год принято считать началом конструктивного применения методологии системного анализа - 1930 - 1948 - 1981

27. Что входит в оценку структурной сложности системы:

– число элементов системы, число связей между ними,

- число элементов системы и число их возможных состояний,

– число элементов, число связей между ними, число состояний,

– число возможных состояний системы

28. Структура управления, в которой на руководителя замыкается 10 и более непосредственных подчинённых - ……

– большая – инфарктная – эффективная – непосредственная

33. Выбрать фамилию выдающегося отечественного ученого в области создания автоматизированных систем управления (АСУ)…

- Туполев - Королёв - Ландау - Курчатов

34. Среди подсистем обобщённой структуры системы управления выберете наиболее сложную

- объект управления - орган управления

- информационная подсистема - лицо принимающее решение

36. Процесс целенаправленного воздействия на объект, осуществляемого для организации его функционирования по заданной программе…

- целенаправленность - управление - принятие решения

- программирование

37. На современном этапе развития общества как изменяется экономическая ситуация для фирмы

- быстрее реакции фирмы - сравнимо с реакцией

- медленнее реакции фирмы

38. На современном этапе развития общества процесс принятия решения характеризует - экстраполяция опыта

- вынужденная неопределённость - оценка по ситуации

39. Первая реальная методика системного анализа

- PATTERN - ОАСУ-Связь -RAND -ГОЭЛРО

40. Как более полно можно назвать современное общество

- индустриальное - интеллектуальное

- информационное - интерактивное

Предисловие

…Хотя мир в целом продвигается вперёд, молодёжи приходится всякий раз начинать сначала. Главное – научиться всегда учиться и понимать главное (существенное), а также системно (логически) мыслить. И.Гёте

 

Системные методы анализа и проектирования организаций, решения прикладных задач управления стали философией деятельности с 60-х годов прошлого века. Дисциплина дает студенту современную мировоззренческую подготовку, инструментарий решения сложных проблем.

Цель дисциплины - дать основы системного мышления и решения управленческих задач.

Задачи дисциплины:

· овладение методологией системного подхода и системного анализа;

· изучение основных положений и концепций системного анализа;

· овладение инструментарием экспертных оценок, творческого подхода к разрешению сложных задач;

· изучение методов планирования на основе системного анализа;

· освоение методик моделирования стохастических процессов;

· изучение методов управления запасами, построения систем массового обслуживания;

· ознакомление с перспективными методами системного анализа (системная динамика, имитационное моделирование, нечеткие категории, теория реализуемости, активные системы управления).

Tема 1. Сложность управления экономикой и системные методы Основные механизмы экономического прогресса. Философия сложности и понятие системы. Структурная и функциональная сложность, меры сложности. Эволюция знаний о сложных системах. Суть системного подхода. Системный анализ, системное проектирование, системное управление.

Анализа

Панорама методов решения сложных проблем. Метод “мозговой атаки”. Морфологический анализ и генерация вариантов решения. Метод сценариев. Групповые методы решения проблем (Groupware). Процедура последовательных сравнений. Метод парных сравнений.

СИТНИКОВ Рудольф Васильевич

 

 

Файл размещён [Электронный ресурс]. URL:

http://www.rsue.I/users/дляСтудентов/ИСУ-САУО(з)-Мп2013(Кр)-версия5

 

 

 

Кафедра Менеджмента

СИТНИКОВ Р.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ

УПРАВЛЕНИЯ

(“Системный анализ в управлении организацией”)

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по выполнению контрольных работ для заочной формы обучения

по специальностям 080507 “ Менеджмент организации»

и 080505 «Управление персоналом»

и направлению бакалавров 08020013 “ Менеджмент организации»

и 08020006 “ Производственный менеджмент»

 

файл ИСУ-САУО(з)-Мп2013(Кр)-версия5

доп. 11.11.12 г.

 

 

Ростов-на-Дону


 

 

Обсуждено и одобрено на кафедре Менеджмента РГЭУ.

Автор: доцент, к.т.н. Ситников Р.В.

Методические рекомендации соответствуют программам дисциплин «Исследование систем управления» и “Системный анализ в управлении организацией”, утверждённым для специальностей 080507 “Менеджмент организации” и 080505 “Управление персоналом”, а также для профилей подготовки бакалавров 08020013 “Менеджмент организации» и 08020006 “Производственный менеджмент». Учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2010 года к знаниям и навыкам студентов по дисциплинам цикла Б.2 «Математический и естественнонаучный цикл».

Методические рекомендации содержат варианты заданий контрольной работы и рекомендации по её выполнению и оформлению.

 

 

© Ситников Р.В., 2013

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1 Общие требования к контрольным работам.................  
2 Задания на контрольную работу.......................  
3 Учебно-методические материалы.......................  
   
Приложения.  
Приложение А Список основных систем для анализа...........  
Приложение Б Определение весовых коэффициентов критерия...      
Приложение В Основные формулы.........................  
Приложение Г Перечень вопросов для зачёта по дисциплине.....  
Приложение Д Содержание учебной дисциплины..............  

 


ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ

Контрольные работы предназначены для закрепления изученного учебного материала и проверки умения студента применять теоретические положения для решения конкретных задач. Выполненные и защищенные на устном зачете задания служат основанием для допуска студента к экзамену (зачёту). При выполнении контрольной работы рекомендуется следующая последовательность:

- изучение теоретического материала по учебному пособию [1];

- анализ решённых примеров (задач) в учебном пособии [1], практикуме [2] и методических рекомендациях по лабораторным работам [3];

- формирование исходных данных для варианта выполняемого задания (приложение А) по аналогии с решёнными примерами; при формулировке цели анализа выбрать область применения системы (например, обучение начинающих пользователей, работа в офисе большой или малой фирмы, индивидуальное или коллективное пользование);

- выполнение расчётов, обоснование оптимального решения с выводами и оформление выполненной работы.

 

Объём и содержание заданий уточняются преподавателем на установочной сессии.

Номер варианта (N) исходных данных для каждого задания соответствуют последней цифре номера в зачётной книжке студента. Выполненные контрольные работы оформляются в отдельной тетради (или сброшюрованных листах) с отражением по каждому заданию исходных данных, последовательного преобразования данных с соответствующими иллюстрациями, комментариями, обозначениями и ответа (вывода). Целесообразно использовать для расчётов оргтехнику, табличный редактор, показывать проверку полученного результата, сравнивать полученные разными методами результаты. Для замечаний рецензента необходимо оставлять поля, текст должен сопровождаться ссылками на литературу (источники информации), использованную при изучении и выполнении данного задания.

Тетрадь с выполненными в рукописном виде заданиями сдается преподавателю для проверки на консультации перед экзаменом (зачётом). Выполненные расчёты в табличном редакторе прикладываются в распечатанном виде. Допускается все материалы оформлять в распечатанном виде с указанием имени файла и его размещением на сайте кафедры (или преподавателя) в ЛВС университета. При неудовлетворительном результате проверки студент исправляет ошибки, дополняет выполнение отдельных заданий или получает новый вариант (по указанию преподавателя).

 

 

ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

Перечень заданий для контрольной работы:

Задание 1. Расчёт оптимального распределения ресурсов организации с использованием стандартной подпрограммы.

Задание 2. Обоснование оптимального решения при выборе системы по показателям её эффективности.

2-а. Выбор исходных данных для систем (устройств) по списку в приложении А в зависимости от выполняемого варианта (номер N).

2-б. Расчёт весовых коэффициентов выбранных критериев.

2-в. Сравнительная оценка эффективности однотипных систем (устройств, претендентов, …) методом Борда.

2-г. Сравнительная оценка эффективности однотипных систем методом нормализации разнонаправленных критериев.

2-д. Обоснование оптимального решения по выбору эффективной системы для сформулированной цели.

Задание 3. Расчёт характеристиксистемы управления при зада



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.49.213 (0.012 с.)