Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Специальность 060501 «Сестринское дело»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»
ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»,
раздел «Сохранение здоровья детей»
Специальность 060501 «Сестринское дело»
Пермь, 2013
Одобрена Составлена в соответствии с
на заседании Государственными требованиями к
кафедры “Сестринское Дело” минимуму содержания и уровню
2013 г., протокол №подготовки выпускника по
специальности
Зав. кафедрой
Абрамова В.И._____________
Составили: Абрамова В. И., Бартева Т.Н., Пирожкова В.Н., Дружкова Н.Н.,
преподаватели педиатрии
Содержание
1.
| Пояснительная записка
|
| 2.
| Рекомендации для студента
|
| 3.
| Основные термины и понятия
|
| 4.
| Таблицы
|
| 5.
| Оценка гемо и урограмм
|
| 6.
| Режимы дня
|
| 7.
| Схемы патронажей
|
| 8.
| Вопросы для подготовки к экзамену
|
| 9.
| Перечень практических умений
|
| 10.
| Список литературы
|
|
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздел «Сохранение здоровья детей», специальность 06010 «Сестринское дело» составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке медицинских сестер, согласно ФГОС СПО III поколения.
Цель создания рабочей тетради – формирование и закрепление у студентов знаний, необходимых для оказания медицинских услуг здоровым детям в разные возрастные периоды, консультирования пациента и членов его семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Рабочая тетрадь включает: основные термины, таблицы по периодам детского возраста; информацию по особенностям оценки гемограммы и урограммы, режимам детей разного возраста; документацию для проведения патронажей. Учебный материал рабочей тетради необходим для изучения ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздела «Сохранение здоровья детей»; ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздел «Проведение сестринского ухода в педиатрии».
Содержание рабочей тетради направлено на формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
Знание:
− характеристики возрастных периодов;
− анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в разные периоды жизни;
− закономерностей увеличения массы и роста;
− правил оценки физического и нервно-психического развития;
− значения физического воспитания для развития ребенка;
− факторов и правил закаливания;
− основных потребностей ребенка и способов их удовлетворения в зависимости от возраста.
Умение:
− оценивать физическое развитие ребенка, состояние систем, двигательные умения и нервно-психическое развитие;
− оценивать гемо и урограмму;
− выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы.
− консультировать родителей по вопросам ухода, питания детей разного возраста, обеспечения безопасной окружающей среды
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний
Знание:
- особенностей обработки предметов ухода и инструментария;
Уметь:
- проводить обработку предметов ухода и инструментария
2. Рекомендации для студента
Уважаемые студенты!
Приступая к изучению учебного материала следуйте инструкции к предлагаемым заданиям.
Для того, чтобы усвоить темы раздела «Сохранение здоровья детей» важно знать основные термины и понятия.
Теоретический материал, представленный в таблицах соответственно периодам детского возраста, оценка гемо и урограмм, сведения о режимах дня, рекомендуемая документация по проведению патронажей детей до одного года, помогут формированию необходимых профессиональных компетенций.
Рабочая тетрадь позволит Вам успешно подготовиться к практическим занятиям, семинарам и экзаменам.
Желаем успеха!
3. Основные термины и понятия
Уважаемые студенты!
Инструкция: Внимательно изучите предложенные термины и понятия, запомните их. Знание терминов и понятий поможет приблизиться к формированию следующих профессиональных компетенций: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей разного возраста; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Данные термины и понятия используются для проведения терминологического диктанта.
1. Антенатальный – внутриутробный.
2. Антропометрия – взвешивание пациента, измерение роста, окружности головы, окружности груди.
3. Анемия – состояние, характеризующее снижением гемоглобина и эритроцитов в крови
4. Акроцианоз – цианоз отдаленных частей тела (кончиков пальцев, мочки уха, кончика носа и т.д.)
5. Адаптированная смесь – смесь максимально приближенная по своему качественному составу к женскому молоку.
6. Адаптация – приспособление
7. Бактериурия – выделение бактерий с мочой
8. Бленнорея – гонококковый конъюнктивит.
9. Вакцина – прививочный материал.
10. Вакцинация – проведение профилактической прививки
11. Водный баланс – соотношение выпитой жидкости к выделяемой
12. Гипогалактия – снижение секреции молока
13. Гематурия – наличие крови в моче
14. Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой
15. Гемограмма – показатели общего анализа крови
16. Гемолиз – разрушение или распад эритроцитов.
17. Гипертермия – лихорадка; повышение температуры тела.
18. Гипоксия – кислородная недостаточность.
19. Докорм – молочные смеси, которые дают ребенку после кормления грудным молоком.
20. Диурез – выделение мочи
21. Естественное вскармливание – это питание ребенка на первом году жизни грудным молоком.
22. Иктеричность – желтушность кожи и склер.
23. Коррекция – рациональное распределение основных ингредиентов питания (белков, жиров, углеводов) в зависимости от возраста.
24. Кифоз – искривление позвоночника кзади
25. Лактация – секреция грудного молока
26. Меконий – первородный кал (у новорожденных до 3-х дней)
27. Лейкопения – снижение содержания лейкоцитов в крови
28. Лейкоцитоз – повышенное содержание лейкоцитов в крови
29. Лимфоцитоз – повышенное содержание лимфоцитов в крови
30. Лордоз – искривление позвоночника кпереди
31. Лейкоцитурия – повышенное выделение лейкоцитов с мочой
32. Молозиво – секрет молочных желез, выделяющийся в первые 2-3 дня лактации.
33. Мочекислый инфаркт – выделение солей уратов с мочой и разрушенных эритроцитов.
34. Неонатальный период – период новорожденности.
35. Искусственное вскармливание – это вскармливание ребенка с первых дней или месяцев жизни молочными смесями.
36. Олигурия – уменьшение суточного количества мочи
37. Полиурия – повышенное количество выделяемой мочи
38. Протеинурия – выделение белка с мочой
39. Патронаж – активное посещение медицинским работником пациента на дому.
40. Плацентарный период – период с момента образования плаценты.
41. Плантограмма – отпечаток стопы на листе бумаги.
42. Плоскостопие – уплощение свода стопы, за счет слабости мышц.
43. Постнатальный – внеутробный.
44. Профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и на обеспечение высокого уровня здоровья.
45. Протеинурия – белок в моче.
46. Пуэрильное дыхание – жесткое дыхание у детей до 3х лет.
47. Прикорм – все продукты кроме женского молока и детских молочных смесей.
48. Ревакцинация – повторное введение вакцин.
49. Смешанное вскармливание – вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоком и докорм в виде молочных смесей.
50. Сколиоз – боковое искривление позвоночника
51. СОЭ – скорость оседания эритроцитов
52. Тромбоцитопения – снижение содержания тромбоцитов в крови
53. Фетопатии – заболевания и повреждения плода в период плацентарного развития.
54. Цианоз – синюшность кожи и слизистых.
55. Цилиндрурия – выделение цилиндров с мочой.
56. Урограмма – показатели общего анализа мочи.
57. Эмбриональный период – период развития эмбриона в первые 3 месяца беременности.
58. Эмбриопатии – заболевания и повреждения зародыша, возникающие в течение первых 3-х месяцев эмбрионального развития.
59. Эритроцитурия (гематурия) – повышенное выделение эритроцитов с мочой
60. Эритема – гиперемия; покраснение кожи.
61. Эозинофилия – повышенное содержание эозинофилов в крови
Таблицы
Таблица
Период новорожденности
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание цели и содержание патронажа новорожденного; характеристику периода новорожденности, факторы риска; анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного ребенка; принципы оценки общего состояния; физиологические состояния новорожденного; ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний / знание санитарно - эпидемиологического режима отделения новорожденных; особенностей обработки предметов ухода и инструментария.
Показатели
| Характеристика
| Срок гестации
| 38-40 недель
| Масса при рождении
| не менее 2500
| Рост при рождении
| не менее 47 см
| Окружность головы
| 35 см
| Окружность груди
| 33 см
| Средняя масса при рождении
| 3200- 3500 г
| Средний рост при рождении
| 50 - 52 см
| Этапы первичного туалета
| 1 - отсасывание слизи, 2 - профилактика бленнореи, 3 - перевязка пуповины, 4 - обработка кожи, 5 - антропометрия, 6 - регистрация, 7 - пеленание
| Состояние ребенка после рождения оценивают через
| 1 и 5 мин.
| Состояние ребенка после рождения оценивают по шкале
| Апгар
| Показатели шкалы Апгар
| по пяти признакам: Каждый признак максимально оценивается в 2 балла.
-дыхание;
-сердцебиение;
-мышечный тонус;
-рефлекторная возбудимость;
-окраска кожных покровов.
| Сумма баллов по шкале Апгар
| 8-9 -10 б
здоровый ребенок
| После рождения ребенка прикладывают груди
| сразу
| Разовый объем молока
до 10 дней
| 10 х n (n – день жизни)
| Суточный объем молока
| Разовый объем Х число кормлений в сутки
| АФО кожи
| кожа розовая, бархатистая, склонная к отеку и эритеме, роговой слой тонкий, поэтому кожа легко ранима, хорошо кровоснабжена, капилляры широкие, легко проницаемы;
сальные железы хорошо развиты (родовая смазка).
потовые железы сформированы, но не функционируют до 1 месяца (перегревание).
| Подкожно – жировой слой
| хорошо развит
| Пупочное кольцо расположено
| посередине между грудиной и лобком
| Ногти
| ногти достигают кончиков пальцев
| Большой родничок
| имеет форму ромба, размер 2 × 2,5 см
| Малый родничок
| треугольной формы, открыт у 25 % новорожденных
| ЧДД
| 40-60 в 1 мин.
| ЧСС
| 140-160 в 1 мин.
| ЖКТ
| полость ртаотносительно мала. Слизистая суховата. Сосательные валики вдоль десен, жировые комочки в толще щек (комочки Биша), относительно большой язык способствуют акту сосания. Мышцы языка и щек хорошо развиты. Слюны выделяется очень мало.
желудок располагается почти горизонтально, мышечный слой в кардиальной части слабо развит (срыгивания). Активность ферментов ЖКТ низкая
| Водный баланс до 1 мес.
| до 1 мес. 25 %
| Число мочеиспусканий в сутки
| в первую неделю жизни ребенок выделяет мало мочи (за 4-6 мочеиспусканий в день 10- 30 мл). К 8-10 дню число мочеиспусканий 20 –25 раз.
| Особенности со стороны половых органов
| у мальчиков яички опущены в мошонку
у девочек половые губы прикрывают малые.
| Функциональные признаки - крик
| громкий
| Реакция на отсасывание слизи
| активная
| Мышечный тонус
| гипертонус мышц сгибателей
| Характер безусловных рефлексов
| хорошо вызываются безусловные рефлексы (сосательный, глотательный)
| В роддоме здорового ребенка кормят (количество раз)
| 7 раз или свободное вскармливание
| БЦЖ
| на 3-7 день, место введения – верхняя треть левого плеча, способ введения – внутрикожно, вакцинальная доза 0,1мл
| Против гепатита В
| вакцина вводится первые 12-24 часа жизни, 0.5 мл, внутримышечно, в бедро
| Физиологические состояния
| Причина
| Клиника
| Тактика
| Физиологическая убыль массы
| § недоедание в
первые дни жизни
(малый объем молозива, слабость сосания);
§ потеря воды с
калом, через кожу;
§ отпадение
пупочного канатика.
Если убыль превышает 10%, необходимо искать причину, т.к. это связано с заболеванием.
| не должна превышать 7-10 % от веса при рождении.
Например: 250-300г. при весе 3000.
Максимальная убыль веса – на 3-4 день, восстановление веса – к 10-14 дню.
| Обычный уход
| Физиологическая желтуха
| незрелость печени, в результате билирубин, образующийся при распаде эритроцитов из гемоглобина, не успевает вовремя усваиваться печенью и выделяться с желчью.
Билирубин из крови проникает в кожу и прокрашивает ее в желтый цвет.
| на 2-3 день жизни появляется желтушное окрашивание кожи, слизистых рта, конъюнктив и склер. Общее состояние не страдает. Кал и моча обычного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Желтуха уменьшается к 7-10 дню жизни, а у недоношенных держится до 2-4 недель.
| Обильное питье 5% глюкозой,
0,9 % физ. раствором – при яркой форме
| Половой криз
| поступление от матери половых гормонов (эстрогенов).
Выводятся из организма ребенка через месяц.
| В первые дни после рождения появляется нагрубание молочных желез (с одной или с двух сторон и у девочек и у мальчиков).
Кожа над железой обычного цвета. Из соска может выделяться водянистая, затем желто-белая жидкость, похожая на молозиво.
Нагрубание исчезает через 2-3 недели.
У девочек могут появляться кровянистые выделения из влагалища в течение 1-2 дней.
У мальчиков – отек мошонки.
| регулярное наблюдение медиков, т.к. при попадании инфекции, может развиться мастит.
| Транзиторная лихорадка
| § недостаточное количество воды в молозиве.
§ высокий уровень белка.
§ перегревание.
| Временное повышение температуры тела до 39-40 0, в дни максимальной потери веса (на 3-4 сутки), держится 3-4 часа.
Общее состояние не страдает, редко – легкое беспокойство и снижение
аппетита.
| обильное дробное питье кипяченой воды; поддержание температуры в палатах 22-240
| Физиологическая эритема
| эритема развивается из-за раздражения кожи в новой среде, расширения капилляров
| яркая гиперемия кожи (краснота) всей кожи новорожденного, легкая синюшность стоп и ладошек. Возникает в 1-2 сутки, продолжается от нескольких часов, до 2-3 суток. Общее состояние не страдает. Температура тела в норме. После исчезновения эритемы появляется шелушение кожи (больше стоп и ладоней).
| Уход обычный
| Мочекислый инфаркт
| § повышенное выделение солей уратов с мочой.
§ распад эритроцитов.
| развивается на 3-4 день жизни, моча мутная, иногда после мочеиспускания на пеленках остаются бурые пятна с осадком в виде песка, исчезают к двум неделям.
| Уход обычный
| Функциональная протеинурия
| высокая проницаемость почечных капилляров, незрелость канальцев.
| выделение белка с мочой в первые двое суток жизни.
| Уход обычный.
| Отторжение пупочного остатка
| на 3-4 сутки жизни
| Эпителизация пупочной ранки
| к 10-19 дню
| Профилактика гнойно– септических заболеваний
| СЭР, обследование медперсонала, матерей на стафилококк
| Решение проблемы беспокойство при метеоризме (ребенок, беспокойный сучит ножками)
| тактика медицинской сестры:
- коррекция диеты кормящей матери, исключить сгущенное молоко
- выкладывание перед кормлением на живот
- теплая пеленка на живот
| Утренний туалет
| подмывание, туалет глаз, носа, ушей, пупка, кожи
| Туалет глаз
| водный раствор фурацилина 1: 5000 или 0, 02%
| Туалет носа
| стерильное растительное масло
| Туалет ушей
| сухая ватная турунда
| Туалет кожи
| стерильное растительное масло
| Растворы для обработки пупка
| 3 % перекись водорода, 700 этиловый спирт, 5% перманганат калия или 1-2 % бриллиантовая зелень
| Раствор для обработки пупка в домашних условиях
| 1-2 % бриллиантовая зелень
| Температура в комнате
| 20-220
| Кратность прогулок
| ежедневно, зимой рекомендуются через 2-3 недели после выписки из роддома, при Т до – 5 С; летом сразу после выписки
| Кратность патронажа
| 4 раза (1 раз в неделю), первый патронаж в первые 1-2 дня после выписки
|
Таблица
Период грудного возраста
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периода; анатомо-физиологических особенностей органов и систем грудного ребенка; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей грудного ребенка и способов их удовлетворения.
Показатели
| Характеристика
| Психомоторное развитие
| | 1 мес.
| удерживает голову в вертикальном положении, издает гортанные звуки, фиксирует взгляд на предмете;
| 2 мес.
| лежа на животе, поднимает голову и плечевой пояс, улыбается, следит за движущимися предметами;
| 3 мес.
| стоит при поддержке подмышки, поворачивается на бочок, гулит, узнает мать, «комплекс оживления», рефлекс на время;
| 4 мес.
| переворачивается со спины на живот,смеется, реагирует на незнакомых, захватывает игрушку;
| 5 мес.
| захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой,
лепечет, узнает близких, различает тон;
| 6 мес.
| сидит, долго удерживает игрушку в руке,
произносит слоги, хорошо ест с ложки; первые зубы, первые слоги
| 7 мес.
| ползает, перекладывает игрушку из руки в руку,
хорошо захватывает игрушку, стучит ею;
| 8 мес.
| встает в кроватке.
понимает речь взрослых, знает название предметов, интересуется отображением в зеркале, играет ладушки;
| 9 мес.
| переступает, держась за опору,
играет в прятки, выполняет простые просьбы;
| 10 мес.
| переступает, при поддержке за обе руки,
знает части тела, название предметов;
| 11 мес.
| ходит при поддержке за одну руку,
говорит простые слова;
| 12 мес.
| самостоятельная ходьба, знает 8-10 слов, может играть самостоятельно, складывать кубики, разбирать и собирать пирамидку, сопротивляется, если у него отбирают игрушку.
| АФО
| | Кожа
| розовая, бархатистая, потовые железы функционируют с 1 месяца, толщина подкожно-жирового слоя в норме на уровне пупка 1,5 см
| Кости
| швы черепа закрываются к 3-4 месяцам;
«большой» родничокзакрываетсяк 1 году;
первые зубыпрорезываютсяс 6-7 месяцев.
6-7 мес. средние нижние резцы;
8 мес. средние верхние резцы;
10 мес. верхние боковые резцы;
12 мес. нижние боковые резцы, к 1 году у ребенка 8 зубов.
| Формула подсчета зубов до 2 лет
| число месяцев жизни – 4; например: 12 мес. – 4 = 8 зубов.
| Позвоночник
| на первом году жизни появляются физиологические изгибы:
§ шейный лордоз к 2мес.;
§ грудной кифоз к 6 мес.;
§ поясничный лордоз к 12 мес.
| Профилактика деформаций скелета.
| до 4 мес. ребенок должен спать на плотном матрасе, без подушки;
не допускать тугого пеленания;
купать ежедневно;
своевременное проведение массажа и гимнастики;
нельзя рано садить и ставить на ноги;
одежда и обувь по размеру.
| Дыхательная система
| дыхательные пути узкие, слизистые легко проницаемы, легко ранимы и склонны к отеку,
гайморовы пазухи недоразвиты, лобная отсутствует
миндалиныне сформированы до 2 лет, - нет ангин.
слезно-носовой канал короткий, клапаны его недоразвиты, что способствует развитию конъюнктивитов.
евстахиева труба (слуховая труба) короткая, широкая (инфекция из носоглотки попадает в среднее ухо)
голосовая щель узкая (1-2 мм), поэтому часто стенозы гортани.
надгортанник короткий, мягкий, что при узкой гортани приводит к появлению стридора (шумного, шипящего вдоха), постепенно стридор может пройти самостоятельно.
дыхание у детей пуэрильное (при аускультации - выдох равен вдоху).
дыхание диафрагмальное, брюшное (в акте дыхания участвуют мышцы живота и диафрагмы)
| ЧДД
| в 6 мес. 35-40 в 1 мин. в 1 год - 35 в 1 мин
| Сердечнососудистая система.
| размеры сердца остаются относительно большими, форма овальная, расположение горизонтальное.
| ЧСС
| 6 мес. - 130 в 1 мин.
1 год - 120 в 1 мин.
пульс у детей мягкий, склонный к аритмии, характерна дыхательная аритмия (учащение пульса на вдохе и урежение на выдохе).
| АД систолическое
АД диастолическое
| 76 + 2n, где n-возраст в мес. (АД увеличивается по 2 мм. рт. ст. в мес.)
½ систолического + 10.
| Кроветворение
| идет во всех трубчатых костях, где до 3 лет присутствует красный костный мозг
| Пищеварительная система
| увеличивается в размерах, совершенствуются функции, слюнные железы созревают к 4 мес., частота стула до 6 мес.- 2-3 раза в сутки, кашицеобразный или оформленный, с 6 мес. 1-2 раза, оформленный.
| Мочевыделительная система
| почки опускаются в малый таз, корковый слой и канальцы неразвиты, мочевой пузырь прилежит к передней брюшной стенке, мочеточники относительно широкие, извилистые, уретра короткая, широкая., число мочеиспусканий 15-18 в сутки, к году до 10 раз
| Суточный диурез в год
| около 600 мл, плотность мочи 1006-1010, водный баланс 60 %.
| Физическое воспитание
| с 5-6 мес. следует вырабатывать условный рефлекс на
мочеиспускание.
С 10 мес. – высаживать на горшок
| Органы чувств
| вкус хорошо развит, обоняние – резкие запахи различает с первых месяцев, слабые с 7-8 мес., осязание развито, острота зрения и слух снижены.
| Закономерности физического развития
| | Ежемесячная прибавка массы
в 1 полугодии во 2 полугодии
Формулы для определения массы:
до 6 мес.
после 6 мес.
|
800 г
400 г
М = М (при рожд.) + (800 х n)
М = М (при рожд.) (800 х 6) + 2 (n – 6)
| Определение массы без формул
|
Прибавка за:
1 мес. 600 г
2 мес. 800 г
3 мес. 800 г
4 мес. 750 г
за каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце
| к 4-5 мес. масса
| удваивается
| к 10-11 –
| утраивается
| Масса в 1 год
| 10-10,5 кг
| Ежемесячная прибавка роста
в 1полугодии
во 2 полугодии
Формулы для определения роста:
до 6 мес.
после 6 мес.
|
2,5 см
2 см
Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х n),
Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х 6) + 2 (n - 6)
| Рост в 1 год
| 75 см
| Определение роста без формул
| Прибавки:
за 1, 2 мес. по 3 см.
за 3, 4 мес. по 2.5 см.
за 5, 6, 7, 8 мес. по 2 см.
за 9, 10, 11, 12 мес. по 1.5 мес
| Окружность головы
| увеличивается до 1 года на 1 см в месяц (за год на 10-12 см)
| Окружность груди
| за год увеличивается на 13-15 см.
| Соотношение окружности головы и груди
| в 3 - 4 мес ОГр = ОГ (39-40 см)
в 12 мес. ОГр больше ОГ (50см. – 46-48 см)
| Частота осмотров
| в поликлинике 1 раз в месяц
| Оценка физического развития
| важный критерий оценки здоровья (динамический процесс роста и биологического созревания), для оценки используются центильные таблицы
физическое развитие нормальное: рост 2-6 коридор, масса 3-5 коридор (мезосоматическое)
ниже среднего - микросоматическое,
выше среднего – макросоматическое.
гармоничное (разница коридоров 0-2)
дисгармоничное физическое развитие – разница коридоров 3 и более
| Физическое воспитание
| массаж с 1.5 мес., ежедневно через час после еды на твердой поверхности, теплыми руками,
гимнастика с 3 мес., в 3-4 мес. упражнения пассивные, в 4-6 мес. – активные.
воздушные ванны - сначала при пеленании 1-2 мин., постепенно время увеличивается до 15 мин. в 1 полугодии, до 30 мин во 2 полугодии;
прогулки, сон на воздухе: летом по 2-2.5 часа 2-3 раза в день, зимой по 1.5-2 часа 2 раза в день, при температуре воздуха не ниже -10 до 6 мес., не ниже - 15 старше 6 мес.;
одеждадля прогулок летом 1-2 слойная, зимой 4-5 слойная.
| Итоги первого года:
| ребенок живет по режиму, масса 10 кг, рост 75 см., имеет 8 зубов, знает 8-10 слов, ходит самостоятельно. Большой родничок закрыт. Формируется характер, просится на горшок, пьет из чашки. Привязан к родителям, хочет быть самостоятельным, нравится общение, иногда бывает чем то недоволен, может без крика чего-то потребовать.
|
Таблица
Таблица
Преддошкольный (с 1 до 3 лет ) и дошкольный период (3-7 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели
| Характеристика
| Физическое развитие
| Масса тела Рост
Ежегодная прибавка 2 кг Ежегодная прибавка: 5-6 см
Формула: М = 10 + (2 x n) Формула: Р = 75 (5 x n)
1 период округления: 1-4 года
1 период вытягивания 6-7 лет
| Зубы
| на 2-м году прорезываются малые коренные и клыки, в2 года 20 молочных зубов, в 5-6 лет – смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные, 6 лет- не менее 1 постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4.
| Дыхательная система
| к 2-м годам формируются придаточные пазухи; ткань лимфоидного кольца (миндалины); дыхательные пути остаются узкими; дыхание пуэрильное до 3-х лет, затем везикулярное; тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной);
ЧДД 3 г – 25 в 1 мин; 7 л – 20 в 1 мин
| Сердечно - сосудистая система
| сердце занимает косое положение;
ЧСС в 2 года 110 в 1 мин; в 5 лет 100 в 1 мин,
(на каждый недостающий год + 5 ударов в минуту, на каждый последующий год - 5 ударов в минуту; в 6 лет – ЧСС – 95 в мин., 4 года – 105 в мин.)
АД (сист)= 100+ n
АД (диаст) = ½ сист + 10
n – возраст ребенка
| Кровь
| лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест)
| Мочевыделительная система
| к 5-6 годам число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки;
относительная плотность мочи: 1010 – 1020
суточный диурез: V = 600 + 100 (n – 1)
водный баланс как у взрослых: 75 – 80 %
| Нервная система
| 1.5 года - 40-50 слов
2 года – 200-300 слов (простые предложения)
3 года – 1200-1300 слов
5-6 лет - 4000-5000 слов
| Питание
| ежедневнов рационе должно бытьмолоко
(в детском учреждении –рекомендуются продукты прошедшие термическую обработку, например, нельзя сметану и т.д., можно творожную запеканку)
режим питания:
до 1.5 лет – 5 кормлений; старше - 4 приема пищи, т.е. постепенно режим приближается к режиму взрослых.
объем суточного питания
в год - 1000 г., затем объем увеличивается на 150 мл ежегодно
V = 1000 мл + (150 х n), где n – число лет
|
Таблица
Период младшего (7 – 11 лет) и старшего школьного возраста ( 12- 18 лет)
Уважаемые студенты!
Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.
Показатели
| Характеристика
| Физическое развитие
| До 10 лет средняя прибавка в массе 2 кгв год
Формулаопределения массыМ = 10+ (2 х n)
Масса в 10 лет – 30 кг
После10 летсредняя прибавка- 4 кгв год
После10 летформула определения массы М = 30 + 4 х (n-10)
Для более точной оценки физического развития используют центильные таблицы.
Формула для определения роста Р = 75 + (5 х n)
Окружность головы в 5 лет – 50см,
за каждый последующий годОГувеличивается на0.5 см, т.е. за все последующие годы окружность голова увеличивается на 5-6 см.
Окружность груди к 10 годам – 63 см
затем ежегодное увеличениеокружность груди на3 см.
| Кожа
| В 8-10 лет начинают функционировать апокриновые железы (большие), в области гениталий, подмышечных впадин, и выделяют пот со специфическим запахом. На коже лица могут появляться гнойнички, угри, т.к. усиленно работают железы внутренней секреции. У девочек отмечается развитие подкожно-жирового слоя.
| Костная система
| Зубы. Продолжается смена молочных зубов на постоянные; заканчивается к 12-13 годам, в 12-14 лет прорезываются большие коренные зубы. 18 лет - зубы «мудрости». Смена идет в том же порядке, как и прорезывание молочных. При оценке биологического возраста детей используют зубной возраст
| Органы дыхания
| К 8-10 годам разрастается пещеристая ткань носовой полости
(склонность к носовым кровотечениям)
До полового созревания у обоих полов грудной тип дыхания, затем
У юношей брюшной тип дыхания, у девушек – грудной.
ЧДД 10 лет - 20 в 1 мин
15 лет – 15в 1 мин
| Сердечно - сосудистая система
| Рост сердечной мышцы не успевает за ростом подростка, анатомически сердце развито.
ЧСС 10 лет –90 в 1 мин
15 лет – 80в 1 мин.
АД (сист) = 100+ n
(n – возраст ребенка)
АД (диаст) = ½ сист + 10
| Половое созревание
| До 10 летразвитие мальчиков и девочек происходит одинаково. О начале полового развития свидетельствует: у девочек - формирование молочных желез, мальчиков - мутация голоса, возникновения вторичных половых признаков происходит последовательно: формирование молочных желез (Ма), оволосение на лобке (Р), оволосение в подмышечной впадине (Ах),менструации (Ме). У мальчиков: Р (12 - 13лет) Ах (14-15 лет), оволосение лица (14 - 15), мутация голоса (16 - 17лет) формирование кадыка (перстневидного хряща). Половое созревание продолжается 5 лет + 2 года
|
Оценка гемо и урограмм
Уважаемые студенты!
Инструкция: для оценки гемо и урограмм необходимо выучить показатели гемо и урограмм соответственно возраста ребенка, особенности лейкоцитарной формулы. Отклонения (снижение или повышение) показателей свидетельствует о патологии.
Изучение учебного материала поможет Вам в формировании профессиональной компетенции: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения/ Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; Умение: оценивать общий анализ крови и мочи; выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы.
Урограмма здорового ребенка
Цвет мочи – соломенно – желтый
Прозрачность – прозрачная
Кислотность слабокислая
Удельный вес до 1 года – 1006-1010; старше 1 года – 1010-1020
Лейкоциты 0-1 в п/з
Эритроциты – 0-1 в п/з
Эпителий плоский– 0-1 в п/з
Белка, глюкозы, цилиндров, солей, бактерий и т.д.- нет
О заболевании почек свидетельствует:
Бактериурия – появление бактерий в моче
Гематурия – наличие крови в моче
Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой
Кристаллурия – появление солей в моче
Лейкоцитурия - повышенное выделение лейкоцитов с мочой
Протеинурия – выделение белка с мочой
Цилиндрурия – выделение цилиндров с мочи
Режимы дня
Уважаемые студенты!
Инструкция: ознакомьтесь с предложенной информацией. Помните, что режим дня является основой правильного развития и воспитания ребенка! Знание: режимов дня детей первого года жизни поможет формированию профессиональной компетенции ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения/ знание: анатомо-физиологических особенностей органов и систем; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания, факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения. Умение: оценивать состо
|