Специальность 060501 «Сестринское дело» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 060501 «Сестринское дело»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение»

ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»,

раздел «Сохранение здоровья детей»

Специальность 060501 «Сестринское дело»

 

 

Пермь, 2013


Одобрена Составлена в соответствии с

на заседании Государственными требованиями к

кафедры “Сестринское Дело” минимуму содержания и уровню

2013 г., протокол №подготовки выпускника по

специальности

Зав. кафедрой

Абрамова В.И._____________

 

Составили: Абрамова В. И., Бартева Т.Н., Пирожкова В.Н., Дружкова Н.Н.,

преподаватели педиатрии

 

Содержание

1. Пояснительная записка  
2. Рекомендации для студента  
3. Основные термины и понятия  
4. Таблицы  
5. Оценка гемо и урограмм  
6. Режимы дня  
7. Схемы патронажей  
8. Вопросы для подготовки к экзамену  
9. Перечень практических умений  
10. Список литературы  

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь по МДК 01.01. «Здоровый человек и его окружение» ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздел «Сохранение здоровья детей», специальность 06010 «Сестринское дело» составлена с учетом требований, предъявляемых к подготовке медицинских сестер, согласно ФГОС СПО III поколения.

Цель создания рабочей тетради – формирование и закрепление у студентов знаний, необходимых для оказания медицинских услуг здоровым детям в разные возрастные периоды, консультирования пациента и членов его семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Рабочая тетрадь включает: основные термины, таблицы по периодам детского возраста; информацию по особенностям оценки гемограммы и урограммы, режимам детей разного возраста; документацию для проведения патронажей. Учебный материал рабочей тетради необходим для изучения ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий», раздела «Сохранение здоровья детей»; ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздел «Проведение сестринского ухода в педиатрии».

Содержание рабочей тетради направлено на формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

Знание:

− характеристики возрастных периодов;

− анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в разные периоды жизни;

− закономерностей увеличения массы и роста;

− правил оценки физического и нервно-психического развития;

− значения физического воспитания для развития ребенка;

− факторов и правил закаливания;

− основных потребностей ребенка и способов их удовлетворения в зависимости от возраста.

Умение:

− оценивать физическое развитие ребенка, состояние систем, двигательные умения и нервно-психическое развитие;

− оценивать гемо и урограмму;

− выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы.

− консультировать родителей по вопросам ухода, питания детей разного возраста, обеспечения безопасной окружающей среды

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

Знание:

- особенностей обработки предметов ухода и инструментария;

Уметь:

- проводить обработку предметов ухода и инструментария

 

2. Рекомендации для студента

Уважаемые студенты!

Приступая к изучению учебного материала следуйте инструкции к предлагаемым заданиям.

Для того, чтобы усвоить темы раздела «Сохранение здоровья детей» важно знать основные термины и понятия.

Теоретический материал, представленный в таблицах соответственно периодам детского возраста, оценка гемо и урограмм, сведения о режимах дня, рекомендуемая документация по проведению патронажей детей до одного года, помогут формированию необходимых профессиональных компетенций.

Рабочая тетрадь позволит Вам успешно подготовиться к практическим занятиям, семинарам и экзаменам.

Желаем успеха!

 

3. Основные термины и понятия

Уважаемые студенты!

 

Инструкция: Внимательно изучите предложенные термины и понятия, запомните их. Знание терминов и понятий поможет приблизиться к формированию следующих профессиональных компетенций: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей разного возраста; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей и способов их удовлетворения.

Данные термины и понятия используются для проведения терминологического диктанта.

1. Антенатальный – внутриутробный.

2. Антропометрия – взвешивание пациента, измерение роста, окружности головы, окружности груди.

3. Анемия – состояние, характеризующее снижением гемоглобина и эритроцитов в крови

4. Акроцианоз – цианоз отдаленных частей тела (кончиков пальцев, мочки уха, кончика носа и т.д.)

5. Адаптированная смесь – смесь максимально приближенная по своему качественному составу к женскому молоку.

6. Адаптация – приспособление

7. Бактериурия – выделение бактерий с мочой

8. Бленнорея – гонококковый конъюнктивит.

9. Вакцина – прививочный материал.

10. Вакцинация – проведение профилактической прививки

11. Водный баланс – соотношение выпитой жидкости к выделяемой

12. Гипогалактия – снижение секреции молока

13. Гематурия – наличие крови в моче

14. Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой

15. Гемограмма – показатели общего анализа крови

16. Гемолиз – разрушение или распад эритроцитов.

17. Гипертермия – лихорадка; повышение температуры тела.

18. Гипоксия – кислородная недостаточность.

19. Докорм – молочные смеси, которые дают ребенку после кормления грудным молоком.

20. Диурез – выделение мочи

21. Естественное вскармливание – это питание ребенка на первом году жизни грудным молоком.

22. Иктеричность – желтушность кожи и склер.

23. Коррекция – рациональное распределение основных ингредиентов питания (белков, жиров, углеводов) в зависимости от возраста.

24. Кифоз – искривление позвоночника кзади

25. Лактация – секреция грудного молока

26. Меконий – первородный кал (у новорожденных до 3-х дней)

27. Лейкопения – снижение содержания лейкоцитов в крови

28. Лейкоцитоз – повышенное содержание лейкоцитов в крови

29. Лимфоцитоз – повышенное содержание лимфоцитов в крови

30. Лордоз – искривление позвоночника кпереди

31. Лейкоцитурия – повышенное выделение лейкоцитов с мочой

32. Молозиво – секрет молочных желез, выделяющийся в первые 2-3 дня лактации.

33. Мочекислый инфаркт – выделение солей уратов с мочой и разрушенных эритроцитов.

34. Неонатальный период – период новорожденности.

35. Искусственное вскармливание – это вскармливание ребенка с первых дней или месяцев жизни молочными смесями.

36. Олигурия – уменьшение суточного количества мочи

37. Полиурия – повышенное количество выделяемой мочи

38. Протеинурия – выделение белка с мочой

39. Патронаж – активное посещение медицинским работником пациента на дому.

40. Плацентарный период – период с момента образования плаценты.

41. Плантограмма – отпечаток стопы на листе бумаги.

42. Плоскостопие – уплощение свода стопы, за счет слабости мышц.

43. Постнатальный – внеутробный.

44. Профилактика – система мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и на обеспечение высокого уровня здоровья.

45. Протеинурия – белок в моче.

46. Пуэрильное дыхание – жесткое дыхание у детей до 3х лет.

47. Прикорм – все продукты кроме женского молока и детских молочных смесей.

48. Ревакцинация – повторное введение вакцин.

49. Смешанное вскармливание – вскармливание, при котором ребенок получает грудное молоком и докорм в виде молочных смесей.

50. Сколиоз – боковое искривление позвоночника

51. СОЭ – скорость оседания эритроцитов

52. Тромбоцитопения – снижение содержания тромбоцитов в крови

53. Фетопатии – заболевания и повреждения плода в период плацентарного развития.

54. Цианоз – синюшность кожи и слизистых.

55. Цилиндрурия – выделение цилиндров с мочой.

56. Урограмма – показатели общего анализа мочи.

57. Эмбриональный период – период развития эмбриона в первые 3 месяца беременности.

58. Эмбриопатии – заболевания и повреждения зародыша, возникающие в течение первых 3-х месяцев эмбрионального развития.

59. Эритроцитурия (гематурия) – повышенное выделение эритроцитов с мочой

60. Эритема – гиперемия; покраснение кожи.

61. Эозинофилия – повышенное содержание эозинофилов в крови


Таблицы

Таблица

Период новорожденности

Уважаемые студенты!

Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание цели и содержание патронажа новорожденного; характеристику периода новорожденности, факторы риска; анатомо-физиологические особенности органов и систем доношенного ребенка; принципы оценки общего состояния; физиологические состояния новорожденного; ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний / знание санитарно - эпидемиологического режима отделения новорожденных; особенностей обработки предметов ухода и инструментария.

Показатели Характеристика
Срок гестации 38-40 недель
Масса при рождении не менее 2500
Рост при рождении не менее 47 см
Окружность головы 35 см
Окружность груди 33 см
Средняя масса при рождении 3200- 3500 г
Средний рост при рождении 50 - 52 см
Этапы первичного туалета 1 - отсасывание слизи, 2 - профилактика бленнореи, 3 - перевязка пуповины, 4 - обработка кожи, 5 - антропометрия, 6 - регистрация, 7 - пеленание
Состояние ребенка после рождения оценивают через 1 и 5 мин.
Состояние ребенка после рождения оценивают по шкале Апгар  
Показатели шкалы Апгар по пяти признакам: Каждый признак максимально оценивается в 2 балла. -дыхание; -сердцебиение; -мышечный тонус; -рефлекторная возбудимость; -окраска кожных покровов.
Сумма баллов по шкале Апгар 8-9 -10 б здоровый ребенок
После рождения ребенка прикладывают груди сразу
Разовый объем молока до 10 дней 10 х n (n – день жизни)
Суточный объем молока Разовый объем Х число кормлений в сутки
АФО кожи кожа розовая, бархатистая, склонная к отеку и эритеме, роговой слой тонкий, поэтому кожа легко ранима, хорошо кровоснабжена, капилляры широкие, легко проницаемы; сальные железы хорошо развиты (родовая смазка). потовые железы сформированы, но не функционируют до 1 месяца (перегревание).
Подкожно – жировой слой хорошо развит
Пупочное кольцо расположено посередине между грудиной и лобком
Ногти ногти достигают кончиков пальцев
Большой родничок имеет форму ромба, размер 2 × 2,5 см
Малый родничок треугольной формы, открыт у 25 % новорожденных
ЧДД 40-60 в 1 мин.
ЧСС 140-160 в 1 мин.
ЖКТ полость ртаотносительно мала. Слизистая суховата. Сосательные валики вдоль десен, жировые комочки в толще щек (комочки Биша), относительно большой язык способствуют акту сосания. Мышцы языка и щек хорошо развиты. Слюны выделяется очень мало. желудок располагается почти горизонтально, мышечный слой в кардиальной части слабо развит (срыгивания). Активность ферментов ЖКТ низкая
Водный баланс до 1 мес. до 1 мес. 25 %
Число мочеиспусканий в сутки в первую неделю жизни ребенок выделяет мало мочи (за 4-6 мочеиспусканий в день 10- 30 мл). К 8-10 дню число мочеиспусканий 20 –25 раз.
Особенности со стороны половых органов у мальчиков яички опущены в мошонку у девочек половые губы прикрывают малые.
Функциональные признаки - крик громкий
Реакция на отсасывание слизи активная
Мышечный тонус гипертонус мышц сгибателей
Характер безусловных рефлексов хорошо вызываются безусловные рефлексы (сосательный, глотательный)
В роддоме здорового ребенка кормят (количество раз) 7 раз или свободное вскармливание
БЦЖ на 3-7 день, место введения – верхняя треть левого плеча, способ введения – внутрикожно, вакцинальная доза 0,1мл
Против гепатита В   вакцина вводится первые 12-24 часа жизни, 0.5 мл, внутримышечно, в бедро
Физиологические состояния Причина Клиника Тактика
Физиологическая убыль массы § недоедание в первые дни жизни (малый объем молозива, слабость сосания); § потеря воды с калом, через кожу; § отпадение пупочного канатика. Если убыль превышает 10%, необходимо искать причину, т.к. это связано с заболеванием. не должна превышать 7-10 % от веса при рождении. Например: 250-300г. при весе 3000. Максимальная убыль веса – на 3-4 день, восстановление веса – к 10-14 дню.   Обычный уход
Физиологическая желтуха незрелость печени, в результате билирубин, образующийся при распаде эритроцитов из гемоглобина, не успевает вовремя усваиваться печенью и выделяться с желчью. Билирубин из крови проникает в кожу и прокрашивает ее в желтый цвет. на 2-3 день жизни появляется желтушное окрашивание кожи, слизистых рта, конъюнктив и склер. Общее состояние не страдает. Кал и моча обычного цвета. Печень и селезенка не увеличены. Желтуха уменьшается к 7-10 дню жизни, а у недоношенных держится до 2-4 недель. Обильное питье 5% глюкозой, 0,9 % физ. раствором – при яркой форме
Половой криз поступление от матери половых гормонов (эстрогенов). Выводятся из организма ребенка через месяц.   В первые дни после рождения появляется нагрубание молочных желез (с одной или с двух сторон и у девочек и у мальчиков). Кожа над железой обычного цвета. Из соска может выделяться водянистая, затем желто-белая жидкость, похожая на молозиво. Нагрубание исчезает через 2-3 недели. У девочек могут появляться кровянистые выделения из влагалища в течение 1-2 дней. У мальчиков – отек мошонки. регулярное наблюдение медиков, т.к. при попадании инфекции, может развиться мастит.  
Транзиторная лихорадка § недостаточное количество воды в молозиве. § высокий уровень белка. § перегревание.   Временное повышение температуры тела до 39-40 0, в дни максимальной потери веса (на 3-4 сутки), держится 3-4 часа. Общее состояние не страдает, редко – легкое беспокойство и снижение аппетита. обильное дробное питье кипяченой воды; поддержание температуры в палатах 22-240  
Физиологическая эритема эритема развивается из-за раздражения кожи в новой среде, расширения капилляров яркая гиперемия кожи (краснота) всей кожи новорожденного, легкая синюшность стоп и ладошек. Возникает в 1-2 сутки, продолжается от нескольких часов, до 2-3 суток. Общее состояние не страдает. Температура тела в норме. После исчезновения эритемы появляется шелушение кожи (больше стоп и ладоней). Уход обычный
Мочекислый инфаркт § повышенное выделение солей уратов с мочой. § распад эритроцитов.     развивается на 3-4 день жизни, моча мутная, иногда после мочеиспускания на пеленках остаются бурые пятна с осадком в виде песка, исчезают к двум неделям. Уход обычный
Функциональная протеинурия высокая проницаемость почечных капилляров, незрелость канальцев.   выделение белка с мочой в первые двое суток жизни.   Уход обычный.  
Отторжение пупочного остатка на 3-4 сутки жизни
Эпителизация пупочной ранки к 10-19 дню
Профилактика гнойно– септических заболеваний СЭР, обследование медперсонала, матерей на стафилококк
Решение проблемы беспокойство при метеоризме (ребенок, беспокойный сучит ножками) тактика медицинской сестры:
  • коррекция диеты кормящей матери, исключить сгущенное молоко
  • выкладывание перед кормлением на живот
  • теплая пеленка на живот
Утренний туалет подмывание, туалет глаз, носа, ушей, пупка, кожи
Туалет глаз водный раствор фурацилина 1: 5000 или 0, 02%
Туалет носа стерильное растительное масло
Туалет ушей сухая ватная турунда
Туалет кожи стерильное растительное масло
Растворы для обработки пупка 3 % перекись водорода, 700 этиловый спирт, 5% перманганат калия или 1-2 % бриллиантовая зелень
Раствор для обработки пупка в домашних условиях 1-2 % бриллиантовая зелень
Температура в комнате 20-220
Кратность прогулок ежедневно, зимой рекомендуются через 2-3 недели после выписки из роддома, при Т до – 5 С; летом сразу после выписки
Кратность патронажа 4 раза (1 раз в неделю), первый патронаж в первые 1-2 дня после выписки

Таблица

Период грудного возраста

Уважаемые студенты!

Инструкция: изучите теоретический материал, обратите внимание на основные моменты темы, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / знание: характеристики периода; анатомо-физиологических особенностей органов и систем грудного ребенка; закономерностей увеличения массы и роста; правил оценки физического и нервно-психического развития; значения физического воспитания для развития ребенка; факторов и правил закаливания; основных потребностей грудного ребенка и способов их удовлетворения.

Показатели Характеристика
Психомоторное развитие  
1 мес. удерживает голову в вертикальном положении, издает гортанные звуки, фиксирует взгляд на предмете;
2 мес. лежа на животе, поднимает голову и плечевой пояс, улыбается, следит за движущимися предметами;
3 мес. стоит при поддержке подмышки, поворачивается на бочок, гулит, узнает мать, «комплекс оживления», рефлекс на время;
4 мес. переворачивается со спины на живот,смеется, реагирует на незнакомых, захватывает игрушку;
5 мес. захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой, лепечет, узнает близких, различает тон;
6 мес. сидит, долго удерживает игрушку в руке, произносит слоги, хорошо ест с ложки; первые зубы, первые слоги
7 мес. ползает, перекладывает игрушку из руки в руку, хорошо захватывает игрушку, стучит ею;
8 мес.   встает в кроватке. понимает речь взрослых, знает название предметов, интересуется отображением в зеркале, играет ладушки;
9 мес. переступает, держась за опору, играет в прятки, выполняет простые просьбы;
10 мес. переступает, при поддержке за обе руки, знает части тела, название предметов;
11 мес. ходит при поддержке за одну руку, говорит простые слова;
12 мес. самостоятельная ходьба, знает 8-10 слов, может играть самостоятельно, складывать кубики, разбирать и собирать пирамидку, сопротивляется, если у него отбирают игрушку.
АФО  
Кожа   розовая, бархатистая, потовые железы функционируют с 1 месяца, толщина подкожно-жирового слоя в норме на уровне пупка 1,5 см
Кости   швы черепа закрываются к 3-4 месяцам; «большой» родничокзакрываетсяк 1 году; первые зубыпрорезываютсяс 6-7 месяцев. 6-7 мес. средние нижние резцы; 8 мес. средние верхние резцы; 10 мес. верхние боковые резцы; 12 мес. нижние боковые резцы, к 1 году у ребенка 8 зубов.
Формула подсчета зубов до 2 лет число месяцев жизни – 4; например: 12 мес. – 4 = 8 зубов.  
Позвоночник на первом году жизни появляются физиологические изгибы: § шейный лордоз к 2мес.; § грудной кифоз к 6 мес.; § поясничный лордоз к 12 мес.
Профилактика деформаций скелета. до 4 мес. ребенок должен спать на плотном матрасе, без подушки; не допускать тугого пеленания; купать ежедневно; своевременное проведение массажа и гимнастики; нельзя рано садить и ставить на ноги; одежда и обувь по размеру.
Дыхательная система дыхательные пути узкие, слизистые легко проницаемы, легко ранимы и склонны к отеку, гайморовы пазухи недоразвиты, лобная отсутствует миндалиныне сформированы до 2 лет, - нет ангин. слезно-носовой канал короткий, клапаны его недоразвиты, что способствует развитию конъюнктивитов. евстахиева труба (слуховая труба) короткая, широкая (инфекция из носоглотки попадает в среднее ухо) голосовая щель узкая (1-2 мм), поэтому часто стенозы гортани. надгортанник короткий, мягкий, что при узкой гортани приводит к появлению стридора (шумного, шипящего вдоха), постепенно стридор может пройти самостоятельно. дыхание у детей пуэрильное (при аускультации - выдох равен вдоху). дыхание диафрагмальное, брюшное (в акте дыхания участвуют мышцы живота и диафрагмы)
ЧДД в 6 мес. 35-40 в 1 мин. в 1 год - 35 в 1 мин
Сердечнососудистая система. размеры сердца остаются относительно большими, форма овальная, расположение горизонтальное.  
ЧСС     6 мес. - 130 в 1 мин. 1 год - 120 в 1 мин. пульс у детей мягкий, склонный к аритмии, характерна дыхательная аритмия (учащение пульса на вдохе и урежение на выдохе).
АД систолическое АД диастолическое 76 + 2n, где n-возраст в мес. (АД увеличивается по 2 мм. рт. ст. в мес.) ½ систолического + 10.
Кроветворение идет во всех трубчатых костях, где до 3 лет присутствует красный костный мозг
Пищеварительная система увеличивается в размерах, совершенствуются функции, слюнные железы созревают к 4 мес., частота стула до 6 мес.- 2-3 раза в сутки, кашицеобразный или оформленный, с 6 мес. 1-2 раза, оформленный.
Мочевыделительная система почки опускаются в малый таз, корковый слой и канальцы неразвиты, мочевой пузырь прилежит к передней брюшной стенке, мочеточники относительно широкие, извилистые, уретра короткая, широкая., число мочеиспусканий 15-18 в сутки, к году до 10 раз
Суточный диурез в год около 600 мл, плотность мочи 1006-1010, водный баланс 60 %.
Физическое воспитание с 5-6 мес. следует вырабатывать условный рефлекс на мочеиспускание. С 10 мес. – высаживать на горшок
Органы чувств вкус хорошо развит, обоняние – резкие запахи различает с первых месяцев, слабые с 7-8 мес., осязание развито, острота зрения и слух снижены.
Закономерности физического развития  
Ежемесячная прибавка массы в 1 полугодии во 2 полугодии Формулы для определения массы: до 6 мес. после 6 мес.     800 г 400 г   М = М (при рожд.) + (800 х n) М = М (при рожд.) (800 х 6) + 2 (n – 6)
Определение массы без формул     Прибавка за: 1 мес. 600 г 2 мес. 800 г 3 мес. 800 г 4 мес. 750 г за каждый последующий месяц прибавка на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце
к 4-5 мес. масса удваивается
к 10-11 – утраивается
Масса в 1 год 10-10,5 кг
Ежемесячная прибавка роста в 1полугодии во 2 полугодии Формулы для определения роста: до 6 мес. после 6 мес.   2,5 см 2 см     Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х n), Р = Р (при рожд.) + (2.5 см х 6) + 2 (n - 6)
Рост в 1 год 75 см
Определение роста без формул   Прибавки: за 1, 2 мес. по 3 см. за 3, 4 мес. по 2.5 см. за 5, 6, 7, 8 мес. по 2 см. за 9, 10, 11, 12 мес. по 1.5 мес
Окружность головы увеличивается до 1 года на 1 см в месяц (за год на 10-12 см)
Окружность груди за год увеличивается на 13-15 см.
Соотношение окружности головы и груди в 3 - 4 мес ОГр = ОГ (39-40 см) в 12 мес. ОГр больше ОГ (50см. – 46-48 см)
Частота осмотров в поликлинике 1 раз в месяц
Оценка физического развития важный критерий оценки здоровья (динамический процесс роста и биологического созревания), для оценки используются центильные таблицы   физическое развитие нормальное: рост 2-6 коридор, масса 3-5 коридор (мезосоматическое) ниже среднего - микросоматическое, выше среднего – макросоматическое. гармоничное (разница коридоров 0-2) дисгармоничное физическое развитие – разница коридоров 3 и более
Физическое воспитание массаж с 1.5 мес., ежедневно через час после еды на твердой поверхности, теплыми руками, гимнастика с 3 мес., в 3-4 мес. упражнения пассивные, в 4-6 мес. – активные. воздушные ванны - сначала при пеленании 1-2 мин., постепенно время увеличивается до 15 мин. в 1 полугодии, до 30 мин во 2 полугодии; прогулки, сон на воздухе: летом по 2-2.5 часа 2-3 раза в день, зимой по 1.5-2 часа 2 раза в день, при температуре воздуха не ниже -10 до 6 мес., не ниже - 15 старше 6 мес.; одеждадля прогулок летом 1-2 слойная, зимой 4-5 слойная.
Итоги первого года: ребенок живет по режиму, масса 10 кг, рост 75 см., имеет 8 зубов, знает 8-10 слов, ходит самостоятельно. Большой родничок закрыт. Формируется характер, просится на горшок, пьет из чашки. Привязан к родителям, хочет быть самостоятельным, нравится общение, иногда бывает чем то недоволен, может без крика чего-то потребовать.

Таблица

Таблица

Преддошкольный (с 1 до 3 лет ) и дошкольный период (3-7 лет)

Уважаемые студенты!

Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.

Показатели Характеристика
Физическое развитие   Масса тела Рост Ежегодная прибавка 2 кг Ежегодная прибавка: 5-6 см Формула: М = 10 + (2 x n) Формула: Р = 75 (5 x n) 1 период округления: 1-4 года 1 период вытягивания 6-7 лет
Зубы   на 2-м году прорезываются малые коренные и клыки, в2 года 20 молочных зубов, в 5-6 лет – смена молочных зубов на постоянные в том же порядке, как прорезывались молочные, 6 лет- не менее 1 постоянного зуба, в 7 лет – не менее 4.
Дыхательная система   к 2-м годам формируются придаточные пазухи; ткань лимфоидного кольца (миндалины); дыхательные пути остаются узкими; дыхание пуэрильное до 3-х лет, затем везикулярное; тип дыхания смешанный (диафрагмально- грудной); ЧДД 3 г – 25 в 1 мин; 7 л – 20 в 1 мин
Сердечно - сосудистая система сердце занимает косое положение; ЧСС в 2 года 110 в 1 мин; в 5 лет 100 в 1 мин, (на каждый недостающий год + 5 ударов в минуту, на каждый последующий год - 5 ударов в минуту; в 6 лет – ЧСС – 95 в мин., 4 года – 105 в мин.) АД (сист)= 100+ n АД (диаст) = ½ сист + 10 n – возраст ребенка
Кровь лейкоцитарная формула: до 5 лет преобладают лимфоциты, затем нейтрофилы, как у взрослых (в 5 лет происходит II перекрест)
Мочевыделительная система к 5-6 годам число мочеиспусканий 8-10 раз в сутки; относительная плотность мочи: 1010 – 1020 суточный диурез: V = 600 + 100 (n – 1) водный баланс как у взрослых: 75 – 80 %
Нервная система 1.5 года - 40-50 слов 2 года – 200-300 слов (простые предложения) 3 года – 1200-1300 слов 5-6 лет - 4000-5000 слов
Питание   ежедневнов рационе должно бытьмолоко (в детском учреждении –рекомендуются продукты прошедшие термическую обработку, например, нельзя сметану и т.д., можно творожную запеканку) режим питания: до 1.5 лет – 5 кормлений; старше - 4 приема пищи, т.е. постепенно режим приближается к режиму взрослых. объем суточного питания в год - 1000 г., затем объем увеличивается на 150 мл ежегодно V = 1000 мл + (150 х n), где n – число лет

Таблица

Период младшего (7 – 11 лет) и старшего школьного возраста ( 12- 18 лет)

Уважаемые студенты!

Инструкция: изучите краткий конспект, запомните. Знание теоретического материала поможет Вам сделать шаг к формированию следующих профессиональных компетенций ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения / Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания детей данных периодов; нормальных сроков полового созревания; психологических проблем перехода от детства к взрослой жизни; факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения.

Показатели Характеристика
Физическое развитие До 10 лет средняя прибавка в массе 2 кгв год Формулаопределения массыМ = 10+ (2 х n) Масса в 10 лет – 30 кг После10 летсредняя прибавка- 4 кгв год После10 летформула определения массы М = 30 + 4 х (n-10) Для более точной оценки физического развития используют центильные таблицы. Формула для определения роста Р = 75 + (5 х n) Окружность головы в 5 лет – 50см, за каждый последующий годОГувеличивается на0.5 см, т.е. за все последующие годы окружность голова увеличивается на 5-6 см. Окружность груди к 10 годам – 63 см затем ежегодное увеличениеокружность груди на3 см.
Кожа В 8-10 лет начинают функционировать апокриновые железы (большие), в области гениталий, подмышечных впадин, и выделяют пот со специфическим запахом. На коже лица могут появляться гнойнички, угри, т.к. усиленно работают железы внутренней секреции. У девочек отмечается развитие подкожно-жирового слоя.
Костная система Зубы. Продолжается смена молочных зубов на постоянные; заканчивается к 12-13 годам, в 12-14 лет прорезываются большие коренные зубы. 18 лет - зубы «мудрости». Смена идет в том же порядке, как и прорезывание молочных. При оценке биологического возраста детей используют зубной возраст
Органы дыхания К 8-10 годам разрастается пещеристая ткань носовой полости (склонность к носовым кровотечениям) До полового созревания у обоих полов грудной тип дыхания, затем У юношей брюшной тип дыхания, у девушек – грудной. ЧДД 10 лет - 20 в 1 мин 15 лет – 15в 1 мин
Сердечно - сосудистая система Рост сердечной мышцы не успевает за ростом подростка, анатомически сердце развито. ЧСС 10 лет –90 в 1 мин 15 лет – 80в 1 мин. АД (сист) = 100+ n (n – возраст ребенка) АД (диаст) = ½ сист + 10
Половое созревание До 10 летразвитие мальчиков и девочек происходит одинаково. О начале полового развития свидетельствует: у девочек - формирование молочных желез, мальчиков - мутация голоса, возникновения вторичных половых признаков происходит последовательно: формирование молочных желез (Ма), оволосение на лобке (Р), оволосение в подмышечной впадине (Ах),менструации (Ме). У мальчиков: Р (12 - 13лет) Ах (14-15 лет), оволосение лица (14 - 15), мутация голоса (16 - 17лет) формирование кадыка (перстневидного хряща). Половое созревание продолжается 5 лет + 2 года

 

 


Оценка гемо и урограмм

Уважаемые студенты!

Инструкция: для оценки гемо и урограмм необходимо выучить показатели гемо и урограмм соответственно возраста ребенка, особенности лейкоцитарной формулы. Отклонения (снижение или повышение) показателей свидетельствует о патологии.

Изучение учебного материала поможет Вам в формировании профессиональной компетенции: ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения/ Знание: характеристики периодов; анатомо-физиологических особенностей органов и систем детей изучаемых возрастных периодов; Умение: оценивать общий анализ крови и мочи; выявлять нарушения удовлетворения потребностей, определять возможные проблемы.

Урограмма здорового ребенка

 

Цвет мочи – соломенно – желтый

Прозрачность – прозрачная

Кислотность слабокислая

Удельный вес до 1 года – 1006-1010; старше 1 года – 1010-1020

Лейкоциты 0-1 в п/з

Эритроциты – 0-1 в п/з

Эпителий плоский– 0-1 в п/з

Белка, глюкозы, цилиндров, солей, бактерий и т.д.- нет

О заболевании почек свидетельствует:

Бактериурия – появление бактерий в моче

Гематурия – наличие крови в моче

Глюкозурия – выделение глюкозы с мочой

Кристаллурия – появление солей в моче

Лейкоцитурия - повышенное выделение лейкоцитов с мочой

Протеинурия – выделение белка с мочой

Цилиндрурия – выделение цилиндров с мочи

 

Режимы дня

Уважаемые студенты!

Инструкция: ознакомьтесь с предложенной информацией. Помните, что режим дня является основой правильного развития и воспитания ребенка! Знание: режимов дня детей первого года жизни поможет формированию профессиональной компетенции ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения/ знание: анатомо-физиологических особенностей органов и систем; особенностей физического и нервно-психического развития; значения игрушек, игр в воспитании детей; особенностей питания, факторов риска для детей, безопасной окружающей среды; основных потребностей и способов их удовлетворения. Умение: оценивать состо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.174 с.)