Обучение плаванию дошкольников путем применения упражнений с музыкальным сопровождением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение плаванию дошкольников путем применения упражнений с музыкальным сопровождением



 

Методы обучения – это такие способы и приемы работы педагога, применение которых обеспечивает быстрое и качественное решение поставленной задачи – освоение навыка плавания.

При обучении плаванию используются три основные группы методов: словесные, наглядные и практические. Используя словесные методы: описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет и др., педагог помогает детям создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях занятия на суше.

Когда группа находится в воде, применяются только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку для занимающихся ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание используется для создания предварительного представления об изучаемом движении. Описываются наиболее характерные его элементы без объяснения, почему надо делать именно так. Рассказ применяется преимущественно при организации игр. Беседа в форме вопросов и ответов повышает самостоятельность и активность детей, помогает педагогу лучше узнать их. Разбор игры или подведение итогов занятия проводится после выполнения какого-либо задания.

Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. нацеливают детей на корректировку своих действий. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на занятиях плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны при этом возникать. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения.

Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, применение жестикуляции.

Метод упражнений характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями и др.

Изучение техники плавания проводится путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.

Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок, что в целом сокращает сроки обучения и повышает его качество. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.

Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.

Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений. Вначале целостное разучивание техники плавания осуществляется в облегченных условиях: плавание поперек бассейна; проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2-3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя на плавание с полной координацией движений.

Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются на начальном этапе обучения плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Общим методическим правилом является обязательное предварительное разучивание движений или упражнений, прежде чем они станут объектом соревнования или игры. Однако между этими методами существует принципиальное отличие: в игровом методе всегда есть сюжетное содержание, тогда как в соревновательном его нет.

Соревновательный метод отличают следующие признаки:

1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей;

2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство.

Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию воли, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.

Для игрового метода характерны:

1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;

2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры;

3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;

4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др.

Основной формой обучения детей плаванию являются групповые занятия. По своей структуре занятие плаванием делится на три части: подготовительная, основная и заключительная. Подготовительная часть занятия может проводиться как на суше так и в воде, основная – только в воде, заключительная – в воде и на суше. Каждая часть занятия имеет свои конкретные задачи, причем основная задача занятия решается именно в основной его части. Занятие строится таким образом, чтобы задачи подготовительной и заключительной частей были направлены на решение основной задачи занятия, подчинены ей.

В подготовительной части (5-10 мин.) используются различные виды ходьбы, бега, прыжковые движения. Для того, чтобы дети были более заинтересованы нужно использовать музыкальное сопровождение, но не на первых этапах освоения ребенка с водой, а когда он уже адаптируется к водному пространству и будет уверенно передвигаться.

Основная часть (15-20 мин.) включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений (комплекс ритмической гимнастики, гидроаэробики и т. д.), основные виды движений (изучение нового материала и совершенствование ранее приобретенных навыков с помощью игропластики, игр, эстафет и т. д.), а так же подвижную игру.

Заключительная часть (5-10 мин.) предполагает снижение физической и эмоциональной нагрузки, самостоятельное плавание с индивидуальной работой, т. е. самопроверка освоения материала занятия, а также релаксация и подведение итогов занятия.

Основой работы с дошкольниками является занятие с разной продолжительностью в зависимости от возрастной группы:

- старшая группа (5-6 лет) – 25-30 мин.;

- подготовительная группа (6-7 лет) – 35-40 мин.;

Первые занятия должны быть менее продолжительными. Если температурный фактор не является помехой, то продолжительность занятия зависит только от стажа занятий плаванием; после 4-5 занятий она стабилизируется и доводится до общепринятой нормы. Физическая нагрузка от занятия к занятию должна постепенно увеличиваться; на каждом из них пик нагрузки должен приходиться на вторую треть основной части, после чего происходит плавное ее снижение. Выполнение различных по сложности упражнений, их дозировка в равной мере доступны мальчикам и девочкам дошкольного возраста.

Специфика плавания состоит в том, что все движения пловец выполняет в горизонтальном безопорном положении. Вот почему на выполнение упражнений, направленных на изучение и совершенствование этого положения, должно отводиться до 80% времени основной части занятия (включая игры, эстафеты, другие развлечения). Распределение упражнений и игр по занятиям опирается на дидактические принципы систематичности, постепенности, активности, а также увеличения физической нагрузки.

Для того чтобы обеспечить максимально комфортные условия для занятий с детьми, и в тоже время найти наиболее эффективные способы достижения результатов необходимо решать следующие задачи:

- использовать интенсивные методы обучения – выполнение большого объема двигательных упражнений на занятиях;

- обеспечивать психологический комфорт детей и педагога в процессе занятий.

Занятия плаванием представляют собой звено целостного процесса физического воспитания. Группа дошкольников по возможности должна состоять не более чем из 15 человек. Необходимо стремиться комплектовать группы из детей одного возраста, при этом не следует мальчиков отделять от девочек. В этом возрасте требования к двигательным нагрузкам и моторике при плавании не зависят от пола.

К числу внешних условий, оказывающих значительное влияние на процесс обучения и, в частности, на длительность занятий относится температура воды. Наиболее приемлемая температура для занятий плаванием 27-28° С. Температура воздуха должна быть выше температуры воды на 2-3° С. При планировании занятия и распределении нагрузки детей в воде тренер должен руководствоваться следующими правилами:

- контролировать, чтобы перед занятием дети тщательно мылись;

- следить за тем, чтобы перед началом занятий в воде они достаточно охладились после горячего душа и не входили в воду разгоряченными;

- осуществлять контроль за тем, чтобы дети ни в коем случае не плавали с полным желудком и принимали пищу не позже чем за 1-2 часа до начала занятия;

- допускать детей на занятие только после осмотра врача и его разрешения;

- контролировать двигательную активность, чтобы дети не замерзали в воде;

- предупреждать чрезмерное напряжение, которое может привести к переутомлению.

Исторически сложившиеся на сегодняшний день методики обучения плаванию характеризуется тем, что первоначальное обучение начинается со спортивных способов плавания «кроль на груди» и «кроль на спине». Это утверждение в настоящее время распространяется и на методику обучения плаванию детей дошкольного возраста (Лейнус Х.Л., 1976; Фирсов З.П., 1983; Осокина Т.И., 1985; Кубышкин В.М., 1988; Давыдов В.Ю., 1985; Погребной А.И., 1998; Еремеева Л.Ф., 2005).

Специалистами по физическому воспитанию в ДОУ созданы программы и методики обучения плаванию, отличающиеся от традиционных (В.С. Васильев, 1985, Т.И. Осокина и др., 1991) и обусловлены стремлением приблизить цели занятий к реальным условиям и уровню готовности воспитанников, методическими приемами обучения, облегчающими формирование умения держаться на воде (Т.А. Протченко, Ю.А. Семенов, 2003, В.Ю. Давыдов, Д.А.Косьяненко, 2003, Б.Н. Карпенко и др., 2006, И.В. Милюкова, Т.А.Евдокимова, 2006) и ориентироваться в акватории бассейна (И.А.Большакова, 2005).

В последние годы игровой метод за счет введения игровых элементов придает занятиям привлекательную, эмоциональную форму (Вилькин Я.Р., Садовенко М.Ю., 1994; Горелов А.А., Немеровский В.М. и др., 2008; Яцковец А.С., 2008). Среди мотивов, побуждающих детей 5-6 лет к занятиям плаванием, основную роль играют желание и стремление к игровым действиям и сочетание их с занятиями в воде. Использование различных игровых ситуаций на суше и в воде способствует более быстрому формированию навыков плавания у детей (Глазырина Л.Д., 1992; Воронова Е.К., 1995; Бушкевич В.А., 1997), поэтому в традиционных методиках начального обучения плаванию довольно значительное место отводится изучению игр и развлечениям на воде (Макаренко Л.П., 1985; Дукальский В.В., Маряничева Е.Г., 1990; Булгакова Н.Ж., 2001; Черепова Д.В., 2004; Пищикова Н. Г., 2008).

Использование музыкального сопровождения с одновременным выполнением разнообразных упражнений способствует эмоциональному подъему и более эффективному усвоению двигательных заданий, побуждает к двигательной активности.

В практике образовательной работы с детьми дошкольного возраста развитие чувства ритма осуществляется только в процессе реализации образовательной области «Музыка» в разделе музыкально-ритмические движения.

В качестве онтологических оснований исследования выступают психофизиологические закономерности роста и развития детского организма, а также дидактические принципы воспитания физических качеств, формирования двигательных умений и навыков у детей 4-5 лет.

В процессе обучения плаванию ребенок:

- приобретает определенную систему знаний о физических уп­ражнениях на воде, их структуре, оздоровительном воздействии на организм;

- осознает свои двигательные действия;

- усваивает физкультурную и пространственную терминоло­гию;

- узнает названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;

- ребенок познает свое тело, у него формируется телесная рефлексия;

- закрепляет знания об окружающей природе, свойствах воды;

- обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

- учится рационально использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности;

- приобретает грацию, пластичность, выразительности движений;

- развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

- учится самоорганизации, взаимопомощи.

Физическое образование в процессе обучения плаванию способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию.

Переосмысление подходов к проектированию содержания физического воспитания нашло отражение в поиске условий организации продуктивных взаимодействий при обучении двигательным действиям (Е.А. Короткова, Л.А. Архипова, 2002). Поиск средств и методов сопряженного развития психических и физических способностей с использованием музыкально-ритмических действий, активизирующих двигательную активность, представляется вполне перспективным.

Использование музыки является средством повышения эффективности физических упражнений, способствует яркой эмоциональной насыщенности занятия, создает ощущение психологической комфортности.

Одним из важнейших факторов физического совершенствования детей дошкольного возраста является развитие у них интереса к движению и двигательным действиям под музыку, что позволяет сделать учебно-воспитательный процесс более плодотворным и способствует формированию у дошкольников положительного отношения к окружающей действительности, к предметам, с которыми им приходится заниматься. Занятия плаванием вызывают у ребёнка чувство радости и удовольствия от движения, музыки, способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению. Весёлое настроение, приятные эмоции, смех, радость способствуют общему оздоровлению. При обучении дошкольников плаванию под музыку используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты.

Диагностические обследования демонстрируют положительную динамику музыкально-ритмического развития детей младших групп: появляется умение управлять своим телом, выработались определенные двигательные навыки, умение четко реагировать на смену темпа, динамики музыки, различать 2-х частную музыкальную форму.

Музыкально-ритмические упражнения используются с целью воспитания у занимающихся чувства ритма, музыкальности, пластичности и выразительности движений.

Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закрепить мышечное чувство, а слуховым анализаторам запомнить движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это развивает музыкальную память, воспитывает привычку двигаться ритмично.

Овладевая новыми все более сложными движениями, занимающиеся стремятся соразмерять их во времени и пространстве, подчинять ритмическому рисунку.

Умелое и выразительное выполнение движений под музыку приносит ребенку удовольствие. Возможность использования различных вариаций движений (по форме, структуре, последовательности выполнения) в зависимости от создаваемого музыкального образа позволяет занимающимся расширить представления о двигательных возможностях организма, познавать закономерности движений во взаимосвязи с музыкой, и таким образом осуществлять практическую связь между умственным и физическим развитием.

Музыкальный ритм организует движения при обучении плаванию, а положительные эмоции вызывают стремление у детей выполнять движения и элемент энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.027 с.)