Морфофункциональные, физические и психические особенности развития детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морфофункциональные, физические и психические особенности развития детей дошкольного возраста



 

Развитие и становление личности ребёнка происходит в процессе занятий спортом, оказывая большое влияние на её формирование. Для того чтобы эффективнее построить тренировочный, образовательный и воспитательный процесс необходимо знать и учитывать возрастные особенности детей, т.к. к аждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приёмов и методов обучения и воспитания.

Знание возрастных особенностей психического развития, особенностей ведущей деятельности юных спортсменов, очень помогает тренеру в работе, помогает успешно решать задачи по обучению и воспитанию, а родителям найти общий язык с ребёнком, лучше понять мотивы его поведения, чувства и переживания.

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребёнка к пяти-шести годам ещё не завершено.

Позвоночный столб ребёнка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, а также при неблагоприятных условиях осанка ребёнка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие.

Строение стопы ещё не завершено, в связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия.

К шести годам у ребёнка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Продолжается процесс окостенения скелета ребенка. Дошкольник более совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную устойчивость. Дети к 6 годам уже могут совершать пешие прогулки, но на небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения, которые им надо выполнить. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.).

К 6 годам совершенствуется развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

Возрастной период от 5 до 7 называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребёнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост дошкольника 5 лет составляет около 106 – 107 см, а масса тела 17 - 18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц - 200 г, а роста – 0,5 см.

Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем.К пяти годам размеры сердца у ребёнка увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного возраста.

С возрастом изменяется деятельность сердечнососудистой системы. Частота сердечных сокращений (ЧСС) с возрастом понижается. В 7 лет - 85 -90 уд./мин. У девочек пульс несколько чаще, чем у мальчиков того же возраста. Средняя частота пульса к шести-семи годам составляет 92-95 ударов в минуту.

Ударный и минутный объемы крови зависят от физического развития. У детей, отличающихся высоким физическим развитием, ударный и систолический объемы выше, чем у менее физически развитых сверстников. У мальчиков рассматриваемые объемы несколько выше по сравнению с девочками.

У детей с 3 до 7 лет потребность организма ребенка в кислороде возрастает. Обеспечивается это во многом за счет перестройки функции внешнего дыхания. К 5 годам наблюдается грудной тип дыхания. Увеличивается и жизненная емкость легких, причем у мальчиков она несколько больше, чем у девочек. У девочек несколько выше частота дыхания и меньше глубина и минутный объем дыхания, а также потребление кислорода. Число дыханий в минуту в среднем составляет 25 раз. [2, с.9]

Исследования по определению общей выносливости у дошкольников показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки. Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи период 5-7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».

По анализу литературных источников длина тела наиболее стабильный показатель, характеризующий состояние пластических процессов в организме и служит одним из критериев соматической зрелости. Масса тела определяет степень развития костной и мышечной систем и зависит от генетической предрасположенности, а так же от факторов внешней среды (Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.).

В возрасте 3-6 лет отмечается увеличение размаха движений в суставах ребер, что приводит к увеличению объема грудной клетки при дыхании и жизненной емкости легких, которая изменяется с 400 мл до 1200 мл (Сапин М.Р, Сивоглазов В.И., Нейман Л.В, Богомлинский М.Р., 2001, Баева Н.А., Погадаева О.В., 2002).

Результаты исследований В.Н.Шебеко, В.А. Шишкиной, Н.Н. Ермак и Н.В. Алябьевой по вопросам развития двигательных качеств у дошкольников показывают существенный прирост быстроты движений в дошкольном возрасте.

Развитие центральной нервной системы. Поверхность мозга шестилетнего ребёнка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение, и особенно торможение.

Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта. Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все более длительными и активными.

Игра - основной вид деятельности дошкольника. В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

Старших дошкольников отличает яркая эмоциональная реакция на музыку. Появляется интонационно мелодическая ориентация музыкального восприятия. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Примечательно, что к естественной любознательности детей-дошкольников, их озабоченности одобрением со стороны взрослых людей в старшем дошкольном детстве добавляются новые мотивы общения - деловые и личные. К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению.

Дошкольный возраст характеризуется тем, что в данном возрасте дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми людьми. Ребенок не ждет такой оценки, а активно сам добивается ее, стремится получить похвалу, очень старается ее заслужить. Все это свидетельствует о том, что ребенок уже вступил в период развития, наиболее благоприятный для формирования и укрепления у него мотивации достижения успехов и ряда других жизненно полезных личностных свойств, которые в будущем должны будут обеспечить успешность его учебной, профессиональной и других видов деятельности.

Для оценки уровня развития мотивации достижения успехов у детей важно выяснить, способны ли они сравнительно охарактеризовать тот вклад, который в результаты деятельности вносят прилагаемые ее субъектом усилия и его способности, а также учитывать то обстоятельство, что недостаточно развитые способности для достижения того же самого результата можно компенсировать за счет прилагаемых усилий, а при высокоразвитых способностях для получения одного и того же эффекта достаточно приложить меньше усилия.

К пяти-шести годам дети уже могут усматривать причину достигнутого результата как в своих способностях, так и в прилагаемых ими усилиях, однако чаще всего одно из объяснений - со стороны способностей или усилий - доминирует над другим.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему требований появляются примерно к трем - четырем годам на основе сравнения себя с другими людьми. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, самостоятельность и целеустремленность.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общаться взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутреннихдействий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании - умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти - соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении.

Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами (в ограниченных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может - как стратегическая цель и система специальных методических приемов - быть использован при обучении иностранным языкам.

Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации воспитания и, следовательно, для развития ребенка как личности. В процессе воспитания, проводимого на речевой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоенными и став характерными чертами личности ребенка, эти нормы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки.

Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нравственном плане.

Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Соответственно, на основании рассмотренной нами информации об особенностях развития личности детей дошкольного возраста, при обучении плаванию мы должны учитывать следующие факторы:

- особенности формирования костно-мышечной системы, работы сердца и легких при определении частоты занятий и объемов нагрузки;

- ведущий вид деятельности у дошкольников – это игра, поэтому для эффективного обучения плаванию занятия должны содержать разнообразные игровые элементы;

- ставить реалистичные задачи и оценивать достижения, чтобы достигнутые результаты подстегивали и стимулировали детей заниматься с большими усилиями и развиваться;

- процесс обучения плаванию должен строиться от простого к сложному, с учетом развития и формирования психических познавательных процессов (памяти, мышления, воображения) и личностных особенностей;

- использовать на занятиях изобразительные средства, например, музыкальное сопровождение, которое будет стимулировать темпо - ритмовое восприятие движений и спортивных элементов и другое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.019 с.)