Лекция 8. Характеристика пола и полового развития человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Характеристика пола и полового развития человека



Люди делятся на два пола - мужской и женский. Пол - это “совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение, сущность которого сводится в конечном счете к оплодотворению”. Это результат сложнейшей эволюции всего живого на Земле, следствие полового способа размножения. Естественная и единственная цель живой материи - продолжение рода, одна из форм ее существования. С позиции эволюции становится понятной вся сложность биологии пола и половых отношений, так как человек биологически наиболее сложное существо с широким диапазоном реализации генетической программы.

Рассмотрение вопросов пола с позиции эволюционной биологии и биологических наук о человеке позволяет выделить набор факторов, определяющих биологический пол, установить структурные элементы и этапы половой дифференцировки. Однако слова “пол” и “половая принадлежность” имеют более широкий смысл, обозначая личный, биологический и социальный статус индивида как мужчины или женщины, устанавливаемый на основе строения гениталий, а иногда и других соматических и поведенческих признаков. “Пол” и “половые свойства” обозначают явления, связанные с дифференцировкой мужчин и женщин, тогда как “секс” и “сексуальные свойства” подразумевают сексуально-эротические чувства и отношения дифференцировки. С другой стороны, наиболее сложные процессы половых взаимоотношений человека протекают в сфере психосоциальных отношений, а понять закономерности окончательного формирования личностного пола возможно лишь при историческом подходе с привлечением категории небиологических наук. Множество психосоциальных факторов, действуя на человека с рождения на разных этапах, становления его как личности оказывают влияние на его половую дифференцировку, определяя в конечном итоге все оттенки поло-ролевого поведения. Половая роль по своей сути это модель поведения человека в обществе, которая позволяет признать его мужчиной или женщиной.

Понятие пола, таким образом, отражает все наши представления о половых различиях мужчины и женщины и состоит из двух интегральных компонентов - биологиеского и психосоциального. В результате многоступенчатого и многомерного процесса половой дифференцировки формируется сексуальность и репродуктивное поведение как самые характерные и важные проявления полового диморфизма.

Понимание филогенетических функций полового диморфизма само по себе не отвечает на вопрос, как именно он проявляется в различных сферах жизнедеятельности индивида. Современная биология констатирует наличие очень глубоких половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма. И вместе с тем она не признает разделения всех свойств на две полярные категории - мужских /маскулинных/ и женских /феминных/, по принципу “или-или”. Наряду с такими свойствами, которые действительно являются альтернативными, существует множество бисексуальных качеств, одинаково присущих особям обоего пола.

В постнатальном онтогенезе биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский пол, в соответствии с которым ребенка воспитывают. Важную роль при этом как в самосознании ребенка, так и в отношении к нему окружающих людей, играет также общая схема его тела и внешность, то, на сколько она соответствует его гражданскому полу. Половая дифференциация и половой диморфизм строится из понимания пола как подсистемы в сложной системе биосоциального бытия человека. Теория половой дифференциации включает: биосоциальную природу половых различий, сложные системные модели формирования половых дифференцировок, полового сознания и половых различий.

Биологический пол объединяет целый ряд биологических признаков, базисных отличий мужчины и женщины. Сюда входят: генетический, гонадный, гаметный, гормональный и морфологический наборы признаков, по которым определяется мужской или женский пол. Биология закладывает фундамент для дальнейшего психосоциального развития по мужскому или женскому варианту. В свою очередь общественно-психологические факторы определяют половую принадлежность через гражданский (паспортный) пол и пол воспитания с формированием полового самосознания или половой идентичности. Наиболее приемлемым, объединяющим все психосоциальные признаки половых отличий является понятие “личностный пол”. Исходя из теории учения о личности, ролевое поведение, сексуальная направленность, половая идентичность входят в динамическую структуру личности и являются одним из ее многогранных проявлений, вступающих в сложнейшие связи многочисленных человеческих отношений.

Таким образом, половое воспитание - часть воспитания личности и формирование человека в конкретных исторических условиях.

Первичное базисное звено половой дифференцировки заложено в генетической программе. Это хромосомный или генетический пол. Женский пол называется гомогаметным и содержит две одинаковые половые хромосомы (ХХ). Мужской пол имеет гибридную генетическую конституцию (XY) и называется гетерогаметным. Уже в момент оплодотворения создается пол человека и закладывается будущая программа развития пола по женскому или мужскому типу. Реализация генетической программы при воздействии Х-У антигена дает формирование половых желез эмбриона с дифференцировкой по полу. Образование семенников из первичных гонад обеспечивает мужской гонадный пол и превращение гонад в яичники формирует женский гонадный пол. Второй этап половой дифференцировки заканчивается на 7-ой неделе развития эмбриона.

В период в 7 до 32 недели эмбриональной жизни половые гонады продуцируют фетальные (действующие на плод) гормоны, от которых зависит формирование у плода соответствующих мужских или женских половых органов. Происходит закладка и формирование морфологического пола, на основании которого определяется пол новорожденного, или гражданский пол. Точнее, гражданский пол определяется на основании внешнего морфологического пола или генитальной внешности новорожденного (иначе гражданский пол называется паспортным, акушерским или приписанным).

В соответствии с гражданским полом ребенка воспитывают, формируют его самосознание. В процессе личностного формирования создается пол воспитания, при котором закладывается половое самосознание с появлением начального или первичного поло-ролевого поведения, усваиваются стереотипы реагирования по мужскому или женскому типу. Уже в этот период генитальная внешность и общая схема тела, наряду с отношением к ребенку окружающих, играет важнейшую роль в половом самосознании мальчика или девочки. Значительное место в поло-ролевом поведении занимают подражательные механизмы, искусственное создание полового диморфизма (одежда, игрушки и т.д.).

Истинный гормональный пол начинает формироваться в пубертатном периоде, когда с началом полового созревания сигналы, поступающие из гипоталамуса и воздействие гонадотропных гормонов гипофиза обеспечивают функционирование внутренних половых органов с выработкой андрогенов и эстрогенов. Окончательный биологический пол складывается из всей совокупности детерминант половой принадлежности человека. Пубертатный период является наиболее ярким в половой дифференцировке, т.к. на данном этапе развиваются и формируются первичные половые признаки с созреванием всей половой системы и появляются вторичные половые признаки. Конечным этапом биологической половой дифференцировки является формирование гаметного пола с продуцированием половых клеток и наступлением половой зрелости, когда человек становится способным к репродуктивной функции.

Наступление половой зрелости не означает окончательного становления личностного (психосексуального) пола, так как с появлением половой гормональной функции половое самосознание и полоролевое поведение качественно меняются, наступает новый этап сексуальной аутоидентификации и личностной половой ориентации с выбором сексуального партнера. В период полового созревания по сигналу, поступающему из гипоталамуса и гипофиза, гонады начинают интенсивно вырабатывать соответствующие мужские или женский половые гормоны (пубертатно-гормональный пол), под влиянием которого у подростка появляются вторичные половые признаки (пубертатная морфология) и эротические переживания (пубертатный эротизм). Эти обстоятельства накладываются на жизненный опыт подростка и его половое самосознание, в результате формируется окончательная половая и сексуальная идентичность взрослого человека.

Таким образом, мы видим многоступенчатый многомерный процесс, причем, нарушение в любом его звене может иметь необратимые последствия. Мнения по этому вопросу часто разноречивы, что отражает поиск новых научно обоснованных подходов в выявлении закономерностей полового развития.

Говоря о половом воспитании, нельзя ни в коем случае забывать, что это - прежде всего воспитание нравственное и психо-гигиеническое, включающих в себя комплекс чувств дружбы, доверия, любви, уважения вместе с взаимным влечением делает семейный фундамент достаточно прочным, способным выдержать любые невзгоды. И.С. Кон пишет: “типичная ошибка многих читателей в том, что они смешивают принцип неприкосновенности интимной личной жизни каждого человека с вопросом о возможности и необходимости ее научного изучения. Половая жизнь каждого из нас, и тем более наши любовные чувства, безусловно, должны оставаться внутренними и интимными.” В отличие от тех, кто вообще отрицает сексологию и против внедрения ее в школу, ссылаясь на то, что это обязанность родителей, наши убеждения в том, что учителя не могут оставаться непричастными и игнорировать существующие проблемы и острые углы в этой сфере человеческой деятельности, в частности, когда дело касается подростков и молодежи, когда их половое сознание продолжает активно формироваться. К тому же мировой опыт свидетельствует, что многие родители не только не обладают достаточными знаниями, но и стесняются обсуждать столь деликатные темы с детьми. Следовательно, необходимо систематическое и целенаправленное половое воспитание и половое просвещение со стороны педагогов, психологов и социологов в период до формирования личностного пола.

Задачи полового воспитания в вузе можно сформулировать как санитарно-просветительную и культурно-нравственную. Особенно значим культурный и нравственный аспект полового воспитания. Разрыв между наступлением половой и социальной зрелости делает чрезвычайно острой проблему полового воспитания. На половое поведение оказывают воздействие всевозможные влияния социально-психологического порядка, поэтому все эти вопросы необходимо решать квалифицированно и грамотно, с учетом физиологических, гигиенических, психологических, этических и социально-педагогических аспектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.228.237 (0.007 с.)