Краткий лекционный курс по предмету «возрастная анатомия, физиология и гигиена человека» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткий лекционный курс по предмету «возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»



Содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»

1. Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

2. Строение и функции нервной системы (2 ч). Общий план строения нервной системы и её роль в морфо-функциональном развитии организма. Строение и функции нейрона. Понятие о мембранном потенциале (покоя). Возникновение потенциала действия. Рефлекс – основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Нервные центры рефлексов. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо). Механизм передачи возбуждения через синапс. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров. Учение П.К. Анохина о функциональных системах организма.

3. Высшая нервная деятельность (2 ч). Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль трудов И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД. Понятие условного рефлекса. Отличие условных рефлексов от безусловных. Правила образования условных рефлексов. Механизмы замыкания условно-рефлекторной связи. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное). Динамический стереотип. Физиологические механизмы целенаправленного движения, поведения и обучения.

4. Особенности ВНД человека (2ч). Типы ВНД. Функциональная асимметрия мозга. Роль знания индивидуальных особенностей ВНД в осуществлении задач обучения и воспитания. Сон и его физиологические механизмы, виды сна, теории сна, потребность в продолжительности сна у детей. Память, её виды и физиологические механизмы. Мотивации и эмоции. Теории эмоций. Нейрогуморальный субстрат эмоций.

5. Физиология анализаторов. Возрастные особенности (2ч). Значение анализаторов в познании окружающего мира. Общие признаки в строении и функциях анализаторов. Двигательный анализатор. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Кожные виды рецепции. Гигиена кожи. Ноциорецепция.

6. Строение и функции зрительного анализатора (2ч). Строение и функция органа зрения. Светопреломляющие среды глаза. Аккомодация. Особенности бинокулярного зрения. Строение сетчатки. Современные теории цветовосприятия. Зрительные иллюзии. Возрастные особенности зрительного анализатора. Понятие о цветотерапии. Гигиена зрения.

7. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Возрастные особенности (2ч). Понятие об эндокринных железах. Гормоны, их физиологическое значение. Роль желез внутренней секреции для физического, умственного и полового развития. Гипофиз, его локализация и гормоны. Щитовидная железа, надпочечники.

8. Половое развитие человека и роль полового воспитания (2ч). Половое размножение как общебиологическое свойство. Пол. Половые признаки. Этапы половой дифференцировки. Особенности протекания полового созревания мальчиков и девочек. Роль полового воспитания в формировании психо-сексуальной сферы человека.

9. Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности его развития (2ч). Значение опорно-двигательного аппарата. Строение скелета человека. Химический состав и соединение костей. Изгибы позвоночника. Понятие о правильной осанке и искривлении позвоночника. Влияние физической нагрузки на осанку. Профилактика нарушений осанки. Миология: основные группы скелетных мышц, структура мышечных волокон, механизм мышечного сокращения. Гигиенические требования к организации трудового (учебного) процесса, требования к мебели, одежде, залу для занятий.

10. Сердечно-сосудистая система и система крови. Возрастные особенности (2ч). Общая схема кровообращения. ЭКГ-грамма. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Артерии, вены, капилляры. Методы измерения артериального давления и пульса. Изменение частоты сердечных сокращений с возрастом. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Функция, состав и основные параметры элементов крови. Роль системы крови в обеспечение иммунитета. Гигиена ССС и системы крови.

11. Строение и функции дыхательной системы. Возрастные особенности (2ч). Механика дыхания. Лёгочные объёмы ЖЕЛ, МОД. Гигиена дыхательной системы. Вредное влияние курения на дыхательную систему. Понятие о микроклимате. Способы поддержания правильного воздушного режима в помещениях. Естественная и искусственная вентиляция. Борьба с пылью в здании. Современные теории правильного дыхания. Дыхательные упражнения. Профилактика ОРЗ.

12. Анатомия и физиология пищеварительной системы. Возрастные особенности (2ч). Строение и функция отделов пищеварительной системы. Современные теории питания. Диеты. Принципы составле­ния пищевых рационов. Гигиенические требования к питанию. Профилактика пищевых отравлений и кишечно-желудочных заболеваний. Обмен веществ и энергии. Понятие о гомеостазе. Терморегуляция. Понятие об иммунитете. Краткая характеристика белков, жиров, углеводов. Витамины. Авитаминоз.

13. Современная концепция здоровья и здорового образа жизни. Понятие об аддикции и девиантном поведении. (4ч). Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития. Механизм наркотической зависимости. Понятие здорового образа жизни и его компонентов. Физиологические механизмы закаливания. Роль овладения здоровьесберегающими технологиями в продлении жизни и профессионального долголетия.

Литература:

1. Антропова М.В. Школьная гигиена /5-е изд. М.: СпортАкадемПресс, 2001.

2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986.

3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. - М., 1998.

4. Хрипкова Ф.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990

План лабораторных занятий по дисциплине ВАФиГЧ

1. Антропометрические показатели. Оценка физического развития

1.Измерение массы тела, длины тела (стоя, сидя, лёжа). Измерение межвертельной и межплечевой дистанции. Измерение окружности грудной клетки на вдохе, выдохе.

2.Исходя из этих показателей, подсчитать: весоростовой индекс, коэффициент пропорциональности, индексы скелли, трохантерный, Эрисмана.

3.Определение уровня полового развития по стандартным таблицам.

4.Составление сетки-профиля уровня физического развития и оценка осанки тела. Эластичность позвоночника.

Для выполнения лабораторного занятия необходимы: сантиметровая лента одна на двух студентов, напольные весы, ростомер.

2. Высшая нервная деятельность

1.Определение типа ВНД методом индивидуального опроса.

2.Определение функциональной асимметрии с помощью активациометра или методом индивидуального опроса (сенсомоторный метод).

3.Определение умственной работоспособности и коэффициента продуктивности, объёма зрительной и слуховой памяти, коэффициента интеллектуальности, пропускной способности зрительного анализатора, лабильности двигательного анализатора (теппинг-тест), объёма и устойчивости произвольного внимания.

Для занятий необходимы: активациометр, таблицы Анфимова и тестовые опросники.

3. Сердечно-сосудистая система

Измерение артериального давления (систолического и диастолического, пульсового и среднего) до и после физической нагрузки (если есть тонометр).

1.По данным пульса и артериального давления вычисление косвенных показателей: пробы Руфье, расчёт индекса Кердо, рефлекс Данини-Ашнера. Ортостатические пробы.

4. Пищеварительная система, обмен веществ, современные теории питания.
Принципы составления пищевых рационов (семинар).

Для занятий необходимы таблицы калорийности пищевых продуктов. Рассмотреть распространенные теории питания.

5. Психогигиена учебной деятельности.

Понятие психического здоровья человека. Стресс. Формы неврозов. Гигиена и профилактика дистрессов и неврозов. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Биоритмы. Организация занятий. Гигиенические требования к расписанию занятий, их проведению, к организации отдыха. Проявление утомления и их профилактика. Роль света, цвета, музыки и других гигиенических факторов в формировании стрессоустойчивости.


Лекция 1. Вводная

Предмет ВАФиГЧ представляет собой синтетический курс, включающий в себя сведения о человеке из различных наук анатомии, физиологии и медицины.

Анатомия - наука о строении органов и систем.

Физиология - наука о функционирования органов, систем и организма в целом.

Гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на гармоничное развитие индивида, охрану и укрепления его здоровья.

Задачей данного курса являются:

- ознакомление студентов с морфофукциональными особенностями человека;

- естественнонаучные основы их будущей педагогической и хореографической деятельности;

- вооружение современными научными сведениями, которые помогут укрепить свое здоровье и воспитанников, поддерживать высокую работоспособность;

- врачебно-педагогический контроль, овладение методами самоконтроля;

- а также эти знания способствуют адаптации первокурсников к студенческой жизни.

Содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»

1. Вводная (2ч). Задачи синтетического курса возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Понятие об организме, уровни его организации. Клетка как единица строения организма. Понятие о тканях организма. Понятие о фено- и генотипе. Роль генов в передаче наследственной информации. Взаимодействие организма и окружающей среды. Общие закономерности роста и развития. Проблема возрастной периодизации. Общий план строения человека. Пропорции тела и тип телосложения. Методы проведения антропометрических измерений.

2. Строение и функции нервной системы (2 ч). Общий план строения нервной системы и её роль в морфо-функциональном развитии организма. Строение и функции нейрона. Понятие о мембранном потенциале (покоя). Возникновение потенциала действия. Рефлекс – основной акт нервной деятельности. Классификация рефлексов. Нервные центры рефлексов. Рефлекторная дуга (рефлекторное кольцо). Механизм передачи возбуждения через синапс. Понятие о нервном центре. Свойства нервных центров. Учение П.К. Анохина о функциональных системах организма.

3. Высшая нервная деятельность (2 ч). Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД). Роль трудов И.М. Сеченова и И.П. Павлова в развитии учения о ВНД. Понятие условного рефлекса. Отличие условных рефлексов от безусловных. Правила образования условных рефлексов. Механизмы замыкания условно-рефлекторной связи. Торможение условных рефлексов (безусловное и условное). Динамический стереотип. Физиологические механизмы целенаправленного движения, поведения и обучения.

4. Особенности ВНД человека (2ч). Типы ВНД. Функциональная асимметрия мозга. Роль знания индивидуальных особенностей ВНД в осуществлении задач обучения и воспитания. Сон и его физиологические механизмы, виды сна, теории сна, потребность в продолжительности сна у детей. Память, её виды и физиологические механизмы. Мотивации и эмоции. Теории эмоций. Нейрогуморальный субстрат эмоций.

5. Физиология анализаторов. Возрастные особенности (2ч). Значение анализаторов в познании окружающего мира. Общие признаки в строении и функциях анализаторов. Двигательный анализатор. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Кожные виды рецепции. Гигиена кожи. Ноциорецепция.

6. Строение и функции зрительного анализатора (2ч). Строение и функция органа зрения. Светопреломляющие среды глаза. Аккомодация. Особенности бинокулярного зрения. Строение сетчатки. Современные теории цветовосприятия. Зрительные иллюзии. Возрастные особенности зрительного анализатора. Понятие о цветотерапии. Гигиена зрения.

7. Анатомия и физиология желез внутренней секреции. Возрастные особенности (2ч). Понятие об эндокринных железах. Гормоны, их физиологическое значение. Роль желез внутренней секреции для физического, умственного и полового развития. Гипофиз, его локализация и гормоны. Щитовидная железа, надпочечники.

8. Половое развитие человека и роль полового воспитания (2ч). Половое размножение как общебиологическое свойство. Пол. Половые признаки. Этапы половой дифференцировки. Особенности протекания полового созревания мальчиков и девочек. Роль полового воспитания в формировании психо-сексуальной сферы человека.

9. Опорно-двигательный аппарат, возрастные особенности его развития (2ч). Значение опорно-двигательного аппарата. Строение скелета человека. Химический состав и соединение костей. Изгибы позвоночника. Понятие о правильной осанке и искривлении позвоночника. Влияние физической нагрузки на осанку. Профилактика нарушений осанки. Миология: основные группы скелетных мышц, структура мышечных волокон, механизм мышечного сокращения. Гигиенические требования к организации трудового (учебного) процесса, требования к мебели, одежде, залу для занятий.

10. Сердечно-сосудистая система и система крови. Возрастные особенности (2ч). Общая схема кровообращения. ЭКГ-грамма. Движение крови по сосудам. Регуляция сердечно-сосудистой системы. Артерии, вены, капилляры. Методы измерения артериального давления и пульса. Изменение частоты сердечных сокращений с возрастом. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Методы оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы с помощью функциональных проб. Функция, состав и основные параметры элементов крови. Роль системы крови в обеспечение иммунитета. Гигиена ССС и системы крови.

11. Строение и функции дыхательной системы. Возрастные особенности (2ч). Механика дыхания. Лёгочные объёмы ЖЕЛ, МОД. Гигиена дыхательной системы. Вредное влияние курения на дыхательную систему. Понятие о микроклимате. Способы поддержания правильного воздушного режима в помещениях. Естественная и искусственная вентиляция. Борьба с пылью в здании. Современные теории правильного дыхания. Дыхательные упражнения. Профилактика ОРЗ.

12. Анатомия и физиология пищеварительной системы. Возрастные особенности (2ч). Строение и функция отделов пищеварительной системы. Современные теории питания. Диеты. Принципы составле­ния пищевых рационов. Гигиенические требования к питанию. Профилактика пищевых отравлений и кишечно-желудочных заболеваний. Обмен веществ и энергии. Понятие о гомеостазе. Терморегуляция. Понятие об иммунитете. Краткая характеристика белков, жиров, углеводов. Витамины. Авитаминоз.

13. Современная концепция здоровья и здорового образа жизни. Понятие об аддикции и девиантном поведении. (4ч). Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития. Механизм наркотической зависимости. Понятие здорового образа жизни и его компонентов. Физиологические механизмы закаливания. Роль овладения здоровьесберегающими технологиями в продлении жизни и профессионального долголетия.

Литература:

1. Антропова М.В. Школьная гигиена /5-е изд. М.: СпортАкадемПресс, 2001.

2. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В., Анатомия и физиология детского организма. М.: Просвещение, 1986.

3. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. - М., 1998.

4. Хрипкова Ф.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.: Просвещение, 1990

План лабораторных занятий по дисциплине ВАФиГЧ

1. Антропометрические показатели. Оценка физического развития

1.Измерение массы тела, длины тела (стоя, сидя, лёжа). Измерение межвертельной и межплечевой дистанции. Измерение окружности грудной клетки на вдохе, выдохе.

2.Исходя из этих показателей, подсчитать: весоростовой индекс, коэффициент пропорциональности, индексы скелли, трохантерный, Эрисмана.

3.Определение уровня полового развития по стандартным таблицам.

4.Составление сетки-профиля уровня физического развития и оценка осанки тела. Эластичность позвоночника.

Для выполнения лабораторного занятия необходимы: сантиметровая лента одна на двух студентов, напольные весы, ростомер.

2. Высшая нервная деятельность

1.Определение типа ВНД методом индивидуального опроса.

2.Определение функциональной асимметрии с помощью активациометра или методом индивидуального опроса (сенсомоторный метод).

3.Определение умственной работоспособности и коэффициента продуктивности, объёма зрительной и слуховой памяти, коэффициента интеллектуальности, пропускной способности зрительного анализатора, лабильности двигательного анализатора (теппинг-тест), объёма и устойчивости произвольного внимания.

Для занятий необходимы: активациометр, таблицы Анфимова и тестовые опросники.

3. Сердечно-сосудистая система

Измерение артериального давления (систолического и диастолического, пульсового и среднего) до и после физической нагрузки (если есть тонометр).

1.По данным пульса и артериального давления вычисление косвенных показателей: пробы Руфье, расчёт индекса Кердо, рефлекс Данини-Ашнера. Ортостатические пробы.

4. Пищеварительная система, обмен веществ, современные теории питания.
Принципы составления пищевых рационов (семинар).

Для занятий необходимы таблицы калорийности пищевых продуктов. Рассмотреть распространенные теории питания.

5. Психогигиена учебной деятельности.

Понятие психического здоровья человека. Стресс. Формы неврозов. Гигиена и профилактика дистрессов и неврозов. Физиолого-гигиеническое обоснование режима дня. Биоритмы. Организация занятий. Гигиенические требования к расписанию занятий, их проведению, к организации отдыха. Проявление утомления и их профилактика. Роль света, цвета, музыки и других гигиенических факторов в формировании стрессоустойчивости.


Краткий лекционный курс по предмету «Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека»

Лекция 1. Вводная

Предмет ВАФиГЧ представляет собой синтетический курс, включающий в себя сведения о человеке из различных наук анатомии, физиологии и медицины.

Анатомия - наука о строении органов и систем.

Физиология - наука о функционирования органов, систем и организма в целом.

Гигиена - наука, изучающая взаимодействие организма с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на гармоничное развитие индивида, охрану и укрепления его здоровья.

Задачей данного курса являются:

- ознакомление студентов с морфофукциональными особенностями человека;

- естественнонаучные основы их будущей педагогической и хореографической деятельности;

- вооружение современными научными сведениями, которые помогут укрепить свое здоровье и воспитанников, поддерживать высокую работоспособность;

- врачебно-педагогический контроль, овладение методами самоконтроля;

- а также эти знания способствуют адаптации первокурсников к студенческой жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.95.244 (0.036 с.)