Трудоемкость по видам занятий (в часах) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудоемкость по видам занятий (в часах)



УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета филологии и журналистики

  /     А. В. Чепкасов   /

 

«___» ________________ 20__ года

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«История зарубежной литературы 17-18 веков»

 

 

Направление подготовки

032700.62 - Филология

 

Профиль подготовки

Отечественная филология

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

 

Кемерово

 


 

1. Цели освоения дисциплины

XVII и XVIII столетия в истории европейских литератур – две важнейшие культурно-исторические эпохи, самостоятельные стадии развития словесного искусства, во многом определившие облик и дальнейшие пути становления национальных литератур. Рассмотрение общих закономерностей литературного процесса в западноевропейских странах в этот период, а также своеобразия национальных литератур составляет основную цель при изучении данного курса. Это время ожесточенной литературной борьбы и важнейших художественных открытий, время рождения первых литературных направлений и новых жанровых форм, поэтому в число конкретных задач входит:

1. изучение ведущих тенденций, «стратегических линий» литературного развития – литературно-художественных направлений, исторических условий их формирования, их философской базы, эстетических деклараций и поэтической практики, а также арсенала изобразительных и выразительных средств;

2. изучение творчества наиболее активных участников литературного процесса, творцов новых поэтических принципов, художественных концепций, поэтических форм, отвечающих новому видению мира и человека.

К числу основных задач следует также отнести формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700. 62 – Филология

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

«История зарубежной литературы XVII - XVIII веков» относится к базовым дисциплинам профессионального цикла (Б.3) и является одним из разделов общего курса «История зарубежной литературы». При изучении данной дисциплины студент должен опираться на знании, полученные при изучении античной литературы, литературы средних веков и эпохи Возрождения, владеть понятийным аппаратом, который формируется в процессе освоения дисциплины «Введение в литературоведение».

В ходе изучения курса студентам предстоит знакомство с ведущими представителями литературных эпох, которые внесли особый вклад в формирование общеевропейских литературно-художественных систем (классицизм, барокко, просветительский реализм, сентиментализм), их эстетическими программами. Они должны освоить ряд новых понятий, овладеть навыками самостоятельного анализа произведений, созданных в XVII - XVIII вв. и являющихся частью общемирового литературного наследия.

Изучение данной дисциплины позволяет выявить логику художественного развития европейских национальных литератур и осознать закономерность появления романтического искусства – следующей стадии общеевропейского литературного процесса.

Дисциплина «История зарубежной литературы XVII - XVIII веков» изучается на 1-м курсе во 2-м семестре.

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История зарубежной литературы XVII - XVIII веков».

Коды компетенций Содержание компетенций Результат: знать, уметь, владеть
ОК-1 Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Знать: как выглядит литературная карта Европы в XVII - XVIII столетиях (художественные стратегии в рамках национальных литератур, имена, школы, литературные течения и направления, программы), какими новыми жанрами обогащается литература, какие художественные открытия совершаются в пределах европейского континента Уметь: воспринимать, анализировать и обобщать полученную информацию; ставить цель в изучении дисциплины и выбирать пути ее достижения; Владеть: культурой мышления.  
ОК-2 Владение нормами литературного русского языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, умение создавать и редактировать тексты профессиональной направленности на русском языке  
ОК-6 Стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства Уметь: выбирать знания, способствующие саморазвитию и повышению квалификации
ПК-1 Способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии Уметь: анализировать литературные произведения с учетом их родовой принадлежности, жанровой природы, причастности к той или иной художественной системе (литературное движение, направление, школа), особенностей художественного мышления писателя; Владеть: понятийным аппаратом, навыками анализа литературного словесного произведения.  
ПК-2 Владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий Знать: традиционные и инновационные методики сбора и анализа фактов и информации; Уметь: собирать необходимую информацию в специализированных филологических изданиях, журналах, библиографических источниках, сайтах и порталах Интернета; Владеть: навыками работы в библиотеках и поисковых порталах Интернета.  
ПК-5 Способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности Знать: как взаимодействуют различные области культуры, как преломляется философская мысль в области художественной практики, как осуществляется литературная преемственность. Уметь: пользоваться полученными знаниями и применять их в собственном научном исследовании; Владеть: навыками филологического (литературоведческого) анализа, использовать их в интерпретации художественного произведения.  
ПК-6 Способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области знания. С формированием аргументированных умозаключений и выводов Знать: формы участия в научных мероприятиях; Уметь: отбирать материал и готовить сообщения, доклады, иные материалы по собственному научному исследованию; Владеть: навыками представления материалов собственного научного исследования.  
ПК-9 Способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и и образовательных учреждениях среднего профессионального образования  

 

 

4. Структура и содержание дисциплины «Историязарубежной литературы XVII - XVIII веков»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа.

 

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Для очной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Творческая работа  
Подготовка к практическим занятиям: работа с научными источниками, текстами художественных произведений  
Контрольная работа  
Коллоквиум  
Вид промежуточного контроля Тестирование, проверка дневников чтения, проверка контрольной работы, собеседование по прочитанным текстам
Вид итогового контроля Зачет

 

 

Для заочной формы обучения

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
В том числе:  
Работа с текстами художественных произведений, учебной литературой, научными источниками  
Контрольная работа  
   
Контроль за самостоятельной работой студентов (защита контрольной работы, тестирование)  
Вид итогового контроля Зачет
   

 

 

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

Для очной формы обучения

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестра)
Учебная работа В т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        всего лекции Практ.
  17 век в истории европейских литератур                  
  Основные литературные направления             Выполнение творческого задания – 1 час Подготовка к практическому занятию -2 час. Проверка творческого задания
  Лирика итальянского и испанского барокко               Изучение раздела «Англ. литература 17в.» - 2 час  
  Плутовской роман             Подготовка к практическому занятию -2 час. Проверка дневника чтения
  Театр французского классицизма             Изучение раздела «Нем. Литература 17 века»-2 ч. Проверка самост. работы, выполненной на лекции (10 минут)
  Драматургия барокко Кальдерон «Жизнь есть сон»             Подготовка к практическому занятию -2 час. Проверка дневников чтения
  Творчество Мольера             Изучение раздела «Психологическая школа во франц. литературе 17 века»-2ч.  
  Трагедия «Федра» Расина             Подготовка к практическому занятию -2 час. Тестирование по литературе 17века
  Эпоха Просвещения. Спор о человеке в английском просветительском романе               Выполнение контрольной работы – 5 час.     . Проверка контрольных работ. Собеседование
  Высокая комедия классицизма Мольер «Мизантроп»             Подготовка к практическому занятию -2 час.  
  Сентиментализм в английской литературе               Собеседование по прочитанным текстам
  Комическая эпопея Генри Филдинга             Подготовка к практическому занятию -2 час.  
  Французская литература 18 века               Собеседование по прочитанным текстам
  Жанровая форма путешествия Дж. Свифт и Лоренс Стерн             Подготовка к практическому занятию -2 час.  
  Руссо и руссоизм             Изучение раздела «Творчество Лессинга» - 2 час  
  Философская повесть. Вольтер и Дидро     15-16         Подготовка к практическому занятию -2 час.   Подготовка и участие в коллоквиуме – 4 ч.  
  «Фауст» Гете               Тестирование по «Фаусту» Гете
  «Страдания юного Вертера» Гете             Подготовка к практическому занятию -2 час.  
                     

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и

Для заочной формы обучения

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Общая трудоёмкость (часах) Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Учебная работа В т.ч. активных форм Самостоятельная работа
        всего лекции Практ.
  17 век в истории европейских литератур                
  Основные литературные направления                
  Лирика итальянского и испанского барокко                    
  Плутовской роман                
  Театр французского классицизма               Проверка контрольной работы
  Драматургия барокко Кальдерон «Жизнь есть сон»                
  Творчество Мольера                
  Высокая комедия классицизма                
  Эпоха Просвещения. Спор о человеке в английском просветительском романе                  
  Комическая эпопея Филдинга                
  Сентиментализм в английской литературе                
  Жанровая форма путешествия. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта и «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна                
  Французская литература 18 века                
  Философская повесть. Вольтер и Дидро.                
  Руссо и руссоизм                
  «Страдания юного Вертера» Гете                 .  
  «Фауст» Гете               Тестирование по «Фаусту» Гете

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Содержание лекционного курса

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  XVII век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур Кризисность и переходный характер 17 столетия. Научная и художественная картина мира и новое понимание человека. Взаимодействие личных и сверхличных начал во внутреннем мире человека и проблема социальной обусловленности человеческой судьбы в искусстве 17 века. Литературная карта Европы. ОК-1, ПК-1
  Барокко как художественная система и как литературное направление. Лирика барокко Идеологический кризис как почва для возникновения барокко. Сознание принципиальной неразрешимости противоречий бытия. Основные мотивы. Сознание дисгармоничности мира. Особое понимание красоты. Эстетическая платформа барокко. Теоретики барокко Лирика барокко. Марино и маринизм в итальянской литературе. «Темный» и «трудный» стиль в испанской литературе. ОК-1, ОК-6, ПК-1
  Классицизм в европейских литературах XVII века Формирование классицизма во Франции. Нормативный характер классицистической эстетики. Классицистическая трагедия как отражение основного противоречия времени. Два этапа в становлении жанра. Трагическая коллизия и ее разрешение. Корнель и Расин. Психологическая школа. Жанр максимы. Психологический роман М.-М. де Лафайет   ОК-1, ПК-1
  Театр французского классицизма. Творчество Мольера Творческий путь Мольера. Создание комедии характера. Поэтика «высокой комедии» классицизма. ОК-1, ПК-1.
  Просвещение как культурно-историческая эпоха. Просветительский взгляд на мир и человека. Идея естественного равенства и естественного состояния. Выдвижение в число ведущих жанров романа. Своеобразие английского Просвещения, выдвижение этической проблематики. Спор о человеке в английском просветительском романе: Дефо - Свифт – Ричардсон – Филдинг – Смоллетт.    
  Английская литература ХVIII века. Кризис просветительских идеалов Сентиментализм. Художественные открытия Лоренса Стерна ОК-1,ОК-6,ПК-1
  Французская литература ХVIII века Своеобразие просветительского движения во Франции. Литературный процесс и его этапы. Роман и его разновидности. Литературное наследие Вольтера и Дидро. Реформы Д. Дидро в области драматургии. Французский театр эпохи Просвещения..   ПК-1
  Французская литература ХVIII века Руссо и руссоизм во французской литературе. Культ чувства и культ природы в литературе. Роман «Юлия, или новая Элоиза» ПК- 1
  Немецкая литература ХVIII века Творческий путь Гете. Роман «Страдания юного Вертера». Трагедия «Фауст» как итоговое произведение. Философская проблематика.   ПК-1

 

Содержание практических занятий

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  XVII век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур. Основные литературные направления Классицизм и барокко в западноевропейской литературе ХУ11 века. Эстетические программы. Трактаты Эммануэле Тезауро, Бальтасара Грасиана и «Поэтическое искусство» Н. Буало ОК-1, ПК-2
  Барокко как художественная система и как литературное направление Проза барокко. Плутовской роман (novela picaresca) в испанской литературе Франсиско де Кеведо. «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» как осмысление опыта существования человека в порочном мире и как образец барочного плутовского романа. Поэтика плутовского романа ОК-1, ОК-6, ПК-9
3. Драматургия барокко . Барочная концепция человека в драматургии Кальдерона Философско-религиозная драма «Жизнь есть сон». Смысл заглавия. Идея бессилия человеческого разума и греховности своеволия. Утверждение достоинства человека в стоическом примирении с судьбой. ПК-1, ПК-5, ПК-9,
  Театр французского классицизма   Два этапа в становлении жанра трагедии. Трагическая коллизия и ее разрешение. Корнель и Расин. Трагедия Жана Расина «Федра». Мастерство психологического анализа ОК-1, ПК-2
  Театр французского классицизма Творческий путь Мольера. Создание комедии характера. Поэтика «высокой комедии» классицизма. «Мизантроп» как образец «высокой комедии» Мольера ПК-2, ПК-9, ПК-6
  Эпоха Просвещения в английской литературе. Спор о человеке в английском просветительском романе. «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга как «комическая эпопея». Фабула, действие, персонажи, слог «комической эпопеи» Пафос познания человеческой природы. Повествователь и читатель в структуре произведения. ПК-2, ПК-9, ПК-6
  Английская литература XVIII века Жанровая форма путешествия. «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта и «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна. Особенности проблематики (человек, человеческая природа, человеческий род) и своеобразие художественной формы. ПК-2, ПК-9, ПК-6
  Французская литература XVIII века Жанр философской повести во французской литературе 18 века. Аллегорическая природа философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Сюжет как испытание идеи. Развенчание философии оптимизма. Поэтика философской повести «Племянник Рамо» Дени Дидро как философская повесть в диалогах». Две системы взглядов и два типа мышления. Образ Рамо. Ревизия просветительских истин в произведении. ПК-1, ПК-2, ПК-6, ПК-9
  Немецкая литература XVIII века. Творчество Гете. Роман Гете «Страдания юного Вертера». Изображение мира и человека сквозь призму чувства. Система персонажей. Образ Вертера. Социальные и психологические истоки трагедии Вертера. ОК-1, ПК-1 ПК-6, ПК-9

Образовательные технологии

Дисциплина «История зарубежной литературы ХУ11-ХУ111 веков представляет собой сочетание лекционного курса, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов. В качестве активных форм обучения используются:

- проблемные лекции;

- создание проблемной ситуации на практическом занятии;

- особое внимание к формированию умений и навыков филологического анализа (от знания – к умению практического приложения знаний)

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Неделя семестра Самостоятельная работа студента Время в часах Баллы
2 неделя Выполнение творческого задание – дать образец барочной метафоры Подготовка к практическому занятию № 1   2б. 5б.
4 неделя Подготовка к практическому занятию №2   5б.
5 неделя Самостоятельная работа. Письменный ответ на вопрос «Как проявляется принцип симметрии в приведенном фрагменте из монолога Сабины в трагедии Корнеля «Гораций»? 10 мин.(на лекции) 3б.
6 неделя Подготовка к практическому занятию № 3   5б.
8 неделя Тестирование по литературе 17 века: определить принадлежности стихотворного отрывка к художественной системе классицизма или барокко.   Подготовка к практическому занятию № 4   6б. 5б.
6-9 недели Выполнение контрольной работы (темы см. ниже)   10б.
10 неделя Подготовка к практическому занятию № 5   5б.
12 неделя Подготовка к практическому занятии. № 6   5б.
14 неделя Подготовка к практическому занятию № 7   5б.
15 неделя Подготовка к коллоквиуму   10б.
16 неделя Подготовка к практическому занятию №8   5б.
17 неделя Тестирование по «Фаусту» Гете   4б.
18 неделя Подготовка к практическому занятию № 9   5б.
  Итоговое тестирование по текстам для обязательного чтения   6б.
  Зачет   14б.

Недели семестра

Выполнение контрольной работы по литературе 17 века.

 

Темы контрольных работ

1. Композиционная роль Инфанты в трагедии Пьера Корнеля «Сид»

2. Принцип симметрии во французской классицистической

трагедии. Пьер Корнель «Гораций»

3. Психологический анализ в литературе французского классицизма

(на примере одного сценического эпизода трагедий «Андромаха»

или «Федра» Ж. Расина)

4. Образ Дон Жуана в комедии Мольера и комедии

Тирсо де Молина «Севильский озорник, или Каменный гость»

5. Образ Дон Жуана в комедии Мольера и в трагедии А.С.

Пушкина «Каменный гость»

6. Жанр басни в творчестве Лафонтена

7. Идея барочного остроумия и лирика барокко

(анализ произведения по выбору студента)

8. «Темный» и «трудный» стиль в испанской литературе

XVII века (на примере произведений Гонгоры и Кеведо)

 

См.: Методические рекомендации и материалы для выполнения контрольной работы по дисциплине «История зарубежной литературы XVII-XVIII веков»/ Составитель Т.Д. Красюк. - Томск, 2008

 

Недели

Подготовка и участие в коллоквиуме.

 

Вопросы к коллоквиуму:

 

«Литературное движение «Буря и натиск»

Драматургия Шиллера

Эстетика и поэтика «Бури и натиска»

1. Литературный кружок в Страсбурге («рейнские гении»). Роль Гердера в формировании эстетической программы. Идеи Руссо и их преломление в учении Гердера о языке и поэзии. Язык, его происхождение и эволюция. Развитие поэзии. Осмысление истории. Идея исторического и национального своеобразия культур. Сб. «Голоса народов в песнях».

2. Сборник статей «О немецком характере и искусстве» (1773) – манифест «Бури и натиска».

3. Культ природы и культ непосредственного чувства. Утверждение мятежного индивидуализма. Драмы Клингера, Гете, Ленца. Учение об оригинальности художественного гения.

4. Литературный кружок в Геттингене («Союз рощи»). Задача создания самобытной национальной поэзии. Г.А. Бюргер.

 

Драма Ф. Шиллера «Разбойники» (1781) в контексте литературы «Бури и натиска». Проблема человеческой индивидуальности. Неистовость шиллеровских героев. Природа конфликта.

Литература:

 

1. История зарубежной литературы ХУ111 века /Под ред. З. Плавскина. М., 1991. С.273-296.

2. Жирмунский В.Н. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972. Главы «Жизнь и творчество Гердера», с. 209-276, Период «Бури и натиска», с.277-378.

3. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986. С. 55-72, 113-132.

4. Конради К.О.Гете. Жизнь и творчество. Т.1. Пер. с нем. М., 1987. С.130-143, 236-255.

5. История немецкой литературы: В 3-х тт./Пер. с нем. Т.1. М., 1985. С.277-302.

6. История всемирной литературы: В 9 тт. Т.5. М., 1988. С.213-226.

7. Шиллер Ф. Разбойники (любое издание).

8. Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М. 1984

9. Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М., 1953

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) Список текстов для обязательного чтения

XYII век

Марино (Marino) Джамбаттиста Лирика.

Гонгора (Gongora y Argote) Луис де. Лирика.

Кеведо (Quevedo y Villegas) Франсиско де. История жизни пройдохи

по имени дон Паблос

Кальдерон (Calderon de la Barca) Педро. Жизнь есть сон.

Донн (Donne) Джон Лирика

Мильтон (Milton) Джон. Потерянный рай.

Корнель (Corneille) Пьер. Сид. Гораций.

Расин (Racine) Жан. Андромаха. Федра.

Мольер (Moliere) (Жан Батист Поклен) Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп.

Буало (Boileau-Despreaux) Никола. Поэтическое искусство.

По хрестоматии:

Лафонтен (La Fontaine) Жан де. Басни.

Ларошфуко (La Rochefoucauld) Франсуа де. Максимы

Гриммельсхаузен (Grimmelshausen) Ханс Якоб Кристоффель фон.

Симплициус Симплициссимус.

XYIII век

Дефо (Defoe) Даниель. Жизнь и удивительные приключения

Робинзона Крузо.

Свифт (Swift) Джонатан. Путешествия Гулливера.

Филдинг (Fielding) Генри. История Тома Джонса, найденыша.

Стерн (Sterne) Лоренс. Жизнь и мнения Тристрама Шенди,

джентльмена. Сентиментальное путешествие

по Франции и Италии.

Прево (Prevost d`Exiles) Антуан Франсуа. История кавалера де Грие и Манон Леско.

Вольтер (Voltaire) (Мари Франсуа Аруэ). Кандид. Простодушный.

Дидро (Diderot) Дени. Монахиня. Племянник Рамо.

Руссо ( Rousseau) Жан Жак Юлия, или Новая Элоиза

Лессинг (Lessing) Готхольд Эфраим. Эмилия Галотти.

Гете (Goethe) Иоганн Вольфганг. Страдания юного Вертера. Фауст.

Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих. Разбойники. Коварство и любовь

По хрестоматии:

Ричардсон (Richardson) Сэмюэл. Памела, или Вознагражденная добродетель

Смоллетт (Smollett) Тобайас Джордж. Приключения Родрика Рэндома.

Монтескье (Montesquieu) Шарль Луи де. Персидские письма.

 

 

б) Практические занятия

Практическое занятие №1

Литература.

1. Грасиан Б. Остроумие, или искусство изощренного ума (любое издание).

2. Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля. Моральная философия // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. Эстетические учения ХУ11-ХУ111 веков. М., 1964С. 624-630.

3. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л. Линецкой. Вст. ст. и коммент. Н.А. Сигал. М., 1957.

4. История зарубежной литературы ХУ11 века/Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005. – Гл. «Эстетические учения ХУ11 века», с. 25-

5. Пинский Л.Е. Бальтасар Грасиан и его произведения // Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М., 1981.

6. Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.

7. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975. С. 326-342, 345-349

8. Штейн А.Л. Трактат о поэтическом стиле // Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

9. Манифесты западноевропейских классицистов. М., 198

Практическое занятие №2

Литература

1. Франсиско де кеведо. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос (любое издание).

2. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983

3. Плутовской роман / Сост., вступ. ст. Н.Б. Томашевского. М., 1975 (БВЛ)

4. Пинский Л. «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа// Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 148-186

5. История зарубежной литературы ХУ11 века / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005. – Гл. «Западноевропейский роман барокко», с. 395-416.

Практическое занятие №3

Практическое занятие №4

Трагедия Расина «Федра».

Вопросы и задания.

1. Теоретическая модель «образцовой» трагедии в трактате Буало и художественная практика Жана Расина. Соотнесите фрагмент из 3-й песни трактата Буало «Поэтическое искусство» и сочинение Расина.

2. Герой трагедии - носитель трагической вины. Федра и Ипполит. Реализация янсенистской концепции слабости и греховности человеческой натуры. Развитие действия и углубление конфликта.

3. Мастерство психологического анализа Расина. Продемонстрируйте на примере одного сценического эпизода (явления).

4. Сценическая судьба трагедии «Федра».

 

Литература

1. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М.,1968

2. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994

3. Кадышев В. Расин. М., 1990

 

Практическое занятие №5

Мольер «Мизантроп»

1. Можно ли считать сочетание слов «высокая комедия» в художественной системе классицизма противозаконным? Что сближает трагедию Расина и комедию Мольера?

2. Организация сценического пространства и сценического действия. Система персонажей. Альцест и Филинт. Основная проблематика пьесы.

3. Альцест как комическая фигура.

 

Литература

4. Бордонов Ж. Мольер М., 1983

5. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанры высокой комедии. М., 1967

 

Практическое занятие №6

«История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдинга как комическая эпопея.

Вопросы и задания:

1. Какое содержание вкладывает Филдинг в жанровое определение «комическая эпопея» («комедийная эпическая поэма в прозе», «героико-историко-прозаическая поэма»). Насколько оно оправдано? Чем отличаются фабула, действие, персонажи, слог «комической эпопеи»? Каково соотношение «серьезного» и «смешного»?

2. Почему Филдинг называет повествование о Томе Джонсе «историей», а не «жизнеописанием» или «апологией чьей-то жизни», а автора-повествователя «историком», а не романистом?

3. Как решается вопрос о человеческой природе в произведении? Какую позицию занимает Филдинг в споре о человеке?

4. Повествователь и читатель в структуре произведения. Каковы их взаимоотношения. Герои произведения и повествователь. Каково назначение вступительных глав к каждой книге?

5. Проанализируйте субъектно-объектную организацию одной из глав.

Литература

1. Генри Филдинг. История Тома Джонса, найденыша (любое издание)

2. «Предисловие автора» к роману «История приключений Джозефа Эндрюса и его друга Абрама Адамса» // Филдинг Г. Избранные сочинения. М., 1989

3. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

4. Соколянский М.Г. Творчество Генри Филдинга. Киев, 1975.

5. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Проблемы типологии. Киев-Одесса, 1983

 

Практическое занятие №7

Практическое занятие №8

Практическое занятие № 9

Вопросы к зачету

 

· ХУ11 век как самостоятельный этап в развитии европейских литератур. Основные литературные направления.

· Литература итальянского и испанского барокко. Лирика Марино и Гонгоры. Теоретики барокко.

· Немецкая литература ХУ11 века. Общая характеристика. М Опиц и А. Грифиус. Роман Гриммельсгаузена «Симплициус Симплициссимус».

· Английская литература ХУ11 века. Джон Донн. Творчество Мильтона.

· «Потерянный рай» Мильтона как религиозно-философский эпос. Образ Сатаны.

· Пьер Корнель как представитель героического этапа французского классицизма. Общая характеристика творчества.

· Французский классицизм второй половин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.206 с.)