Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Эстетические программы. Трактаты Б. Грасиана и Э. Тезауро и «поэтическое искусство» Н. Буало. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классицизм и барокко в западноевропейской литературе XVII века. Эстетические программы. Трактаты Б. Грасиана и Э. Тезауро и «поэтическое искусство» Н. Буало.



Вопросы и задания:

1.Проанализируйте фрагменты из трактатов теоретиков барокко Бальтасара Грасиана и Эммануэле Тезауро. Приведите определения острого («быстрого») ума и его свойств (прозорливость, многосторонность). Принцип сведения противоположного в эстетике барокко. Метафора как форма познания мира. Понятие прекрасного. Представление об эстетических достоинствах художественного произведения.

2. Как оценивает остроумие Буало? Разум и остроумие. Выделите строки в трактате «Поэтическое искусство», в которых Н. Буало говорит о роли разума в творческом акте. Как конкретизируется это положение в трактате? Вневременной характер прекрасного.

Что говорится о природе поэтического дара в 1-й песни Буало. Как это соотносится с определением поэтического дара у Грасиана? Чем обеспечено эстетическое совершенство произведения, по Буало?

Литература.

1. Грасиан Б. Остроумие, или искусство изощренного ума (любое издание).

2. Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля. Моральная философия // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т.2. Эстетические учения ХУ11-ХУ111 веков. М., 1964С. 624-630.

3. Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. Э.Л. Линецкой. Вст. ст. и коммент. Н.А. Сигал. М., 1957.

4. История зарубежной литературы ХУ11 века/Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005. – Гл. «Эстетические учения ХУ11 века», с. 25-

5. Пинский Л.Е. Бальтасар Грасиан и его произведения // Грасиан Б. Карманный оракул. Критикон. М., 1981.

6. Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.

7. Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. Статьи и исследования. М., 1975. С. 326-342, 345-349

8. Штейн А.Л. Трактат о поэтическом стиле // Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983.

9. Манифесты западноевропейских классицистов. М., 198

Практическое занятие №2

Франсиско де Кеведо. «История жизни пройдохи по имени Дон Паблос». Поэтика плутовского романа.

Вопросы и задания.

1. Восстановите историю романного жанра в европейских литературах. Рождение рыцарского романа и его расцвет. Возникновение плутовского романа, его основные характеристики. Причины расцвета и популярности жанра в 17 веке.

2. Герой романа Кеведо Дон Паблос– «плут по призванию» (Л. Пинский). Подтвердите или опровергните это определение.

3. Сюжет и хронотоп плутовского романа.

4. Автор и герой. Субъектная организация повествования.

5. Роман Франсиско де Кеведо как явление искусства барокко. Приметы «трудного» стиля в романе.

 

Литература

1. Франсиско де кеведо. История жизни пройдохи по имени Дон Паблос (любое издание).

2. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983

3. Плутовской роман / Сост., вступ. ст. Н.Б. Томашевского. М., 1975 (БВЛ)

4. Пинский Л. «Гусман де Альфараче» и поэтика плутовского романа// Пинский Л. Магистральный сюжет. М., 1989. С. 148-186

5. История зарубежной литературы ХУ11 века / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005. – Гл. «Западноевропейский роман барокко», с. 395-416.

Практическое занятие №3

Философско-религиозная драма Кальдерона «Жизнь есть сон».

Вопросы и задания.

1. Кальдерон – поэт и драматург. Комедии «плаща и шпаги», драмы чести, философские пьесы. Подготовьте краткие характеристики этих жанровых разновидностей.

2. Философско-религиозная драма «Жизнь есть сон». Мотив сна в пьесе. Смысл заглавия.

3. Организация сценического пространства. Сюжет и характер конфликта в драме Кальдерона. Персонажи и их сюжетные функции.

4. Как решается один из основных вопросов столетия - вопрос о свободе человеческой воли.

5. Драма Кальдерона «Жизнь есть сон» – вершина испанского барокко. Барочное мироощущение и эффекты барочного стиля в пьесе.

Литература

1. Кальдерон. Жизнь есть сон (любое издание).

2. Штейн А.Л. Литература испанского барокко. М., 1983

3. История зарубежной литературы ХУ11 века / Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005. – Гл. «Испанская драматургия», с. 259-273

4. Давыдова М.Ю. Испанский театр ХУ11 века //западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа Х1Х – ХХ веков. М., 2001.

5. Iberica. Кальдерон и мировая культура. Л, 1986

6. Силюнас В. Испанский театр ХУ1-ХУ11 веков. М., 1995.

 

Практическое занятие №4

Трагедия Расина «Федра».

Вопросы и задания.

1. Теоретическая модель «образцовой» трагедии в трактате Буало и художественная практика Жана Расина. Соотнесите фрагмент из 3-й песни трактата Буало «Поэтическое искусство» и сочинение Расина.

2. Герой трагедии - носитель трагической вины. Федра и Ипполит. Реализация янсенистской концепции слабости и греховности человеческой натуры. Развитие действия и углубление конфликта.

3. Мастерство психологического анализа Расина. Продемонстрируйте на примере одного сценического эпизода (явления).

4. Сценическая судьба трагедии «Федра».

 

Литература

1. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М.,1968

2. Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994

3. Кадышев В. Расин. М., 1990

 

Практическое занятие №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.007 с.)