Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел II. Методические указания↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Микробиология
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочников по специальности 110101.65 – «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» биотехнологического факультета
Чебоксары – 2006
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 110101.65 «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Методические указания разработаны доцентом кафедры патологической анатомии и инфекционных болезней, кандидатом ветеринарных наук Тихонова Г.П.
Рассмотрены и одобрены методической комиссией факультета биотехнологического факультета ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (протокол №____ от «____»______2006 г.)
ВВЕДЕНИЕ
Микробиология - наука о жизни мельчайших живых существ, населяющих биосферу земли вирусов, микоплазм, хламидий, риккетсий, бактерий, актиномицетов, дрожжей, микроскопических грибов, водорослей Микробиология изучает строение, функции названных микроорганизмов, их распространение, размножение в различных условиях среды и использование в интересах человека Микробная клетка - это удивительная, уникальная организация, способная воспроизводить сама себя с высокой скоростью и точностью в различных условиях, довольствуясь ограниченным количеством субстрата. Микробиологи научились использовать широкие возможности клеток микроорганизмов и заставили их работать для получения нужных нам продуктов. Этим занимается микробиологическая промышленность, являющаяся стержнем современной биотехнологии Биотехнология сегодня - одно из прогрессивных направлений, способных заменить традиционные технологии в народном хозяйстве.
Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен составить коллекцию из биопрепаратов, применяемых в хозяйстве. Это могут быть ферменты, антибиотики, биостимуляторы, бактериальные удобрения, микробиологические средства защиты растений, чистые культуры микроорганизмов, диагностикумы для определения вирусных болезней, закваски для кормопроизводства и получения молочнокислых продуктов, образцы почвы, органических удобрений, кормов, воды, зафиксированная корневая система бобовых растений с клубеньками на них. Представленные объекты следует оформить на картоне или в коробочке и снабдить этикеткой, на которой указать название препарата, цель и способ применения, название хозяйства и фамилию студента. Коллекция сдается преподавателю на первом лабораторном занятии. При выполнении лабораторной работы во время сессии студент может провести микробиологический анализ доставленных образцов, установить пригодность к использованию бактериальных удобрений, биопрепаратов для защиты растений. В период сессии студентам читаются лекции с учетом ихсамостоятельной работы над курсом в объеме программы. В них в проблемной постановке излагаются теоретические положения дисциплины, новые достижения микробиологической науки, микробной биотехнологии и передового опыта. Лабораторные занятия по микробиологии помогут студенту овладеть методами микроскопии, изучить некоторые вопросы морфологии, физиологии микробов, методы их культивирования, способы стерилизации, выработать навыки определения качества биопрепаратов, антагонистической активности и другие. Студенты, проработавшие соответствующий теоретический материал, выполнившие качественно контрольную работу, прошедшие собеседование по этой работе, отработавшие лабораторные и индивидуальные занятия, допускаются к экзамену. Внимание! Для работы в микробиологической лаборатории нужно привезти с собой х/б халат.
ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИН
Основой современной биотехнологии является микробиология, т.к. микроорганизмы представляются наиболее мощными агентами, которые может использовать человек в своих интересах. Они работают с большой скоростью, огромными темпами увеличивают биомассу, способны жить в экстремальных условиях, утилизировать самые разнообразные вещества и материалы, производство их не зависит от природных условий и сезонных факторов. Биотехнологические процессы можно сделать безопасными для окружающей среды, используя отходы одного производства как сырье и с помощью микроорганизмов превращать их в виде другого в ценные продукты. Биотехнология имеет самое непосредственное отношение к решению продовольственной проблемы. Наиболее перспективная область применения продукции промышленной микробиологии - животноводство. Интенсификация животноводства, как известно, тесно связана с созданием прочной, кормовой базы, развитие которой, в свою очередь, зависит от ресурсов кормового белка. Существенное значение в качестве потенциального источника белка в рационе сельскохозяйственных животных приобретают продукты синтеза одноклеточных микроорганизмов: дрожжей, бактерий, водорослей, низших грибов. В последнее время все эти продукты называют «протеины одноклеточных». Широкое применение получили кормовые дрожжи, выращиваемые на гидролизатах сельскохозяйственного производства, отходах деревообрабатывающей, сахарной и спиртовой промышленности, углеводородах нефти. Микробный белок получают также из микроскопических водорослей, метанокисляющих и водородных бактерий. Последние накапливают до 75% белка, которые они производят за счет минерального азота, водорода и диоксида углерода. Несбалансированность по аминокислотному составу растительного белка фуражных культур можно ликвидировать, добавляя в корма растительного происхождения незаменимые аминокислоты, полученные микробиологическим синтезом. Добавка в комбикорма для свиней и птицы незаменимых аминокислот позволяет на 10% уменьшить расход корма и на 10-15% повысить продуктивность животных. Экономический эффект от применения 1 кг лизина в птицеводстве СССР составляет 35-37 тыс. руб., а в свиноводстве – 19-20 тыс. руб. Расширяется область внедрения кормовых антибиотиков для стимуляции роста сельскохозяйственных животных. Применение их позволяет сокращать расход кормов на 10-20% на единицу привеса, уменьшить потребность животных в некоторых витаминах и незаменимых аминокислотах. С высокой эффективностью используются в животноводстве кормовые витамины, получаемые в результате биосинтеза их микроорганизмами. Введение в рацион бетакаротина увеличивает привес животных на 15%, молочной продукции на 5-10%. Наряду с этим отмечается увеличение приплода и снижение яловости, более высокое выживание молодняка, рост яйценоскости кур. Скармливание микробных ферментных препаратов аминолитического, пектолитического и протеолитического действия оказывает положительные результаты «а переваримость питательных веществ и продуктивность животных. Учеными получены ассоциации целлюлозолитических бактерий, применение которых обеспечивает повышение живой массы животных, примерно на 10%, снижение затрат кормовых единиц и перевариваемого протеина на 1 кг привеса. Использование целлобактерина в рационе цыплят-бройлеров повышает переваримость кормов на 6-10%, привес птицы - на 10%. Создана возможность управления процессом силосования путем искусственного обогащения зеленой массы специально отселектированными культурами молочно-кислых бактерий, способных активно размножаться в ней и вести процесс созревания силоса в нужном направлении. На Украине выпускается препарат литосол, в Казахстане - Казахсил-АМС, а в НИИ Медбиопрома предложен препарат аналогичного действия - биосил. Использование заквасок для силосования ускоряет процесс ферментации, накопления молочной кислоты, ограничивает потери питательных веществ, улучшает органолептические свойства силоса и, следовательно, лучшую поедаемость скотом и активизацию деятельности сычужной микрофлоры животных. Применение заквасок повышает сохранность каротина аминокислот в силосе и оказывает положительное влияние на продуктивность животных. Среднесуточные привесы повышаются на 6-12%, удои молока - на 5- 10%, увеличивается процент жира и снижается кислотность молока. Улучшить переваримость и усвоение кормов можно, употребляя при силосовании трудносилосуемых растений, содержащих мало углеводов, ферментных препаратов. Добавление препаратов «амоворин» и «орозин» к силосуемой массе таких растений ускоряет процесс силосования, способствует увеличению молочной кислоты и повышению качества силоса. В области растениеводства биотехнология, основанная на использовании микроорганизмов, нашла широкое применение при производстве бактериальных удобрений. Употребление ризоторфина (бактериального удобрения из клубеньковых бактерий), по мнению специалистов, позволит увеличить белок бобовых до 1 млн. т, что сократит его дефицит, повысит почвенное плодородие и сэкономит сотни тысяч тонн азотных удобрений. Важный резерв снижения потерь от вредителей и болезней - использование микробиологических средств защиты растений, которые отличаются избирательностью действия и безопасны для окружающей среды. В перерабатывающих отраслях агропроизводства трудно обойтись без микробных ферментных препаратов. Фермент амилазу употребляют в хлебопекарной промышленности для повышения качества хлебобулочных изделий, пектиназы - для осветления соков, вин, для мочки прядильных растений, лактазу - в переработке молочных продуктов, протеиназы - для тендеризации мяса, обработки кож, изготовления сыра и других продуктов. Одна из причин появления и развития биотехнологии - необходимость охраны окружающей среды. Скопление большого количества отходов вблизи животноводческих комплексов представляет серьезную опасность для природы. Между тем имеется возможность использования навоза как в качестве источника энергии, так и для получения ценного удобрения. Все более широкое распространение в мире находят биогазовые установки, которые за счет анаэробной биоконверсии животноводческих, коммунальных и иных отходов под действием микроорганизмов дают биогаз метан, используемый для хозяйственных надобностей в сельской местности, и органическое удобрение. Специалисты считают, что в масштабе нашей страны из навоза ежесуточно можно получать около 250 млн. м3 биогаза с общим энергетическим потенциалом, эквивалентным 180 тыс. т условного топлива. Это убедительно показывает, что биогаз из навоза и отходов растениеводства может иметь важное значение в деле решения энергетической проблемы. Принципиально новые возможности биотехнологии открываются с использованием методов генетической инженерии. Микроорганизмы, созданные методом генной инженерии, начинают производить вещества, им не свойственные, но нужные человеку. С помощью этого метода получены микроорганизмы, синтезирующие физиологически активные белки: гормональные препараты (инсулин, соматостатин, соматотропин) и стимулирующие иммунитет (α - тимозин, интерферон). Активное внедрение методов генной инженерии в биотехнологию открывает новые, поистине неисчерпаемые возможности в вопросах направленного конструирования микроорганизмов с заданными новыми и улучшенными свойствами. Без всякого сомнения, сельское хозяйство XXI века будет кардинальным образом отличаться от современного именно благодаря широкому внедрению достижений биотехнологии и генной инженерии. Приступая к изучению микробиологии, необходимо прежде всего составить ясное представление о микроорганизмах, выяснить, чем они характеризуются и отличаются от других организмов. Ознакомьтесь с их распространением и значением в природе, различных отраслях народного хозяйства, охране окружающей среды и решении общебиологических задач. Изучая историю развития микробиологии, обратите внимание на описательный и физиолого-биохимический периоды в становлении этой науки, с открытиями А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха. Уделите особое внимание роли и творческому вкладу соотечественников: Л. С. Ценковского, И. И. Мечникова, Д. И. Ивановского, Н. Ф. Гамалеи, С. Н. Виноград-ского, В. Л. Омелянского, Н. А. Михина, Н. А. Красильникова, А. Ф. Войткевича и других.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
1. Перспективы развития микробиологии по ускорению развития сельского хозяйства. 2. Современные достижения микробиологии и внедрение их в практику сельского хозяйства. 3. Мир микроорганизмов и его разнообразие. 4. Роль микроорганизмов в природе и сельскохозяйственном производстве. 5. Роль микробиологии в охране окружающей среды 6. Описательный период развития микробиологии. Работы А. ван Левенгука, Д. С. Самойловича, М. М. Тереховского, П. Ф. Горяинова. 7. Физиологический период развития микробиологии. Открытия Л. Пастера. 8. Значение работ Д. И. Ивановского, И. И. Мечникова, Л. С. Ценковского, Н. Ф. Гамалеи и других ученых в развитии микробиологической науки.
Таблица 4 Метаболизм
Всем организмам присущ обмен веществ, который у микробов протекает во много раз интенсивнее, чем у животных и растений Он представляет собой совокупность двух взаимосвязанных процессов: катаболизма и анаболизма, которые совершаются одновременно, причем многие реакции и промежуточные продукты у них общие. Дайте определение этим понятиям. Изучите, как осуществляется подготовка усвояемых веществ, внешнее переваривание, перенос в клетку мономеров, биосинтез полимеров, эвакуация метаболитов (продуктов обмена) и роль ферментов в жизнедеятельности микробов. Необходимо знать химическую природу, основные свойства ферментов (активность, специфичность), их классификацию, влияние на ферментативную активность различных факторов среды, роль экзоферментов, пермеаз и эндоферментов для функционирования клетки. Ознакомьтесь с тем, какие продукты микробного синтеза, биологически активные вещества получают с помощью ферментов, роль их в диагностировании болезней.
Рост и размножение микробов. Чтобы регулировать микробиологические процессы, надо знать закономерности роста и способы размножения микроскопических существ. Из эукариотных микроорганизмов изучите способы размножения у грибов. У них существует бесполое и половое размножение. Обратите внимание на разные виды полового и эндогенного, экзогенного бесполого размножения.
Таблица 6 Микрофлора почвы Микроорганизмы, участвующие в превращении соединений азота, фосфора, серы, железа и других элементов, являются почвенной микрофлорой, изучением которой занимается специальный раздел этой науки - почвенная микробиология. В развитии этого направления огромное значение имели труды выдающихся отечественных микробиологов. Ознакомьтесь с работами П. А. Костычева, С. Н. Виноградского, В. Л. Омелянского, Н. Н. Худякова и других исследователей и их ролью в развитии микробиологии почв. Микрофлора почв чрезвычайно многочисленна и довольно разнообразна. Изучите периодичность колебания численности и состава микробного населения почвы, основные формы актиномицетов, бактерий, грибов, водорослей и простейших, живущих в ней, типы взаимоотношений между микробами и высшими растениями. Существенное влияние на численность микрофлоры почв и ее активность оказывают факторы внешней среды. Изучите роль температуры в формировании ценоза почвы, влияние влажности на почвенную микрофлору. Обратите внимание на важность в почвенных процессах сочетания температурных условий и влажности. Необходимо знать, что воздушный режим во многом способствует созданию определенных ценозов в почве. Рассмотрите вопрос влияния кислотности на микробные ассоциации, а также механического состава на биологическую активность почвы. Запомните, что почва может быть источником сохранения и фактором передачи патогенных микроорганизмов, анекоторые способны размножаться в ней. Микрофлора воды
Вода является средой обитания разнообразных микробов. Их количественный и качественный состав зависит от типа и зон сапробности водоемов, хозяйственной деятельности человека. Санитарно-гигиеническое состояние воды имеет большое значение. Запомните, что показателем фекальной загрязненности воды является коли-титр и коли-индекс. Вода может служить фактором передачи возбудителей инфекционных болезней. Ознакомьтесь со способами биологической очистки загрязненных вод на полях орошения, фильтрации и других искусственных сооружениях, с факторами самоочищения воды.
Микрофлора атмосферы
Воздух считают неблагоприятной средой для размножения большинства видов микробов. В воздух микрофлора попадает главным образом с поднимающейся пылью. Повышенное содержание микробов в воздухе - показатель антисанитарного состояния помещения (недостаточная вентиляция, плохая уборка и т. д.). Кто из ученых доказал отсутствие самозарождения и в каких опытах? Уясните значение озеленения городов, поселков, влажной уборки, побелки помещений, качественной вентиляции для очищения воздуха, а также роль использования некоторых микробов для очистки воздуха от токсичных и взрывоопасных соединений. Ряд патогенных микроорганизмов способны долго сохраняться в воздухе, поэтому обратите внимание, какие возбудители инфекций способны передаваться воздушно-капельным путем. Запомните инфекции, где фактором передачи возбудителей может быть воздух.
Микрофлора тела животных
В открытых полостях организма, органах, системах: коже, системе органов дыхания, пищеварения, размножения, выделения образуются различные постоянные или временные микробные ассоциации, которые играют большую роль в биосинтезе биологически активных веществ, метаболизме, иммунитете и других процессах и явлениях, значение которых доказывает наука о безмикробных животных - гнотобиология. Уместно вспомнить, что жизнедеятельность микробов определяет наличие необходимых питательных веществ, влажности, концентрации водородных ионов, солей. Названные условия обеспечивают численность микробов, предрасположенность к восприимчивости патогенной микрофлоры. Проанализируйте роль облигатной микрофлоры в обмене веществ, какие изменения могут произойти с возрастом, при смене кормов, в каких органах и какая микрофлора осуществляют биосинтез физиологически активных веществ: аминокислот, белков, витаминов, жиров, углеводов, ферментов; важно помнить, что различные микробы образовали с макроорганизмами определенные биоценозы, нарушение которых приводит к дисбактериозам, и, как следствие, к нарушению физиологии, то есть к болезни и даже гибели животных. Что может быть причиной дисбактериоза?
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 31.Микрофлора воды. Санитарные показатели доброкачественной воды разных водоемов (общее микробное число, коли-титр, коли-индекс). Самоочищение воды от микрофлоры. 32.Микрофлора системы органов пищеварения жвачных животных, ее значение для организма. 33.Биосинтез физиологически активных веществ микрофлорой (аминокислот, ферментов, антибиотиков и др.) в организме животных. 34.Микробиология почвы. Микробные ценозы разных почв. Сроки сохранения жизнеспособности возбудителей инфекционных болезней в почве (примеры). 35.Микрофлора ризосферы (корневая, прикорневая). Количественный и качественный состав. Методы регулирования микробиологических процессов при хранении корне- и клубнеплодов. 36.Микрофлора воды. Микробиологические процессы в разных зонах воды. Санитарные показатели доброкачественной воды (общее микробное число, коли-титр, коли-индекс). 37.Микрофлора воды. Количественный и качественный состав микрофлоры воды разных водоемов. Сроки сохранения жизнеспособности возбудителей инфекционных болезней в воде. Самоочищение водоемов от микрофлоры. 38.Микрофлора атмосферы. Распространение микробов в ней. Воздух -фактор передачи возбудителей заразных болезней. Методы санитарной оценки и очистки воздуха. 39. Нормальная микрофлора кожи, системы, органов дыхания и ее влияние на физиологическое состояние хозяина. 40.Нормальная микрофлора системы органов пищеварения и ее роль у плотоядных, всеядных, травоядных животных. 41.Роль микробов - продуцентов ферментов антибиотиков, молочной кислоты, витаминов и других веществ в организме животных. Глава VI. Превращение микроорганизмами соединений углерода
Литература: 1, с. 125-140. Микроорганизмы играют существенную роль в природе, принимая участие в биогенном круговороте элементов на Земле. Углерод является одним из важнейших элементов органической жизни. Необходимо вспомнить, что зеленые растения с помощью солнечной энергии синтезируют из диоксида углерода (СО2) органические вещества, которые после отмирания растительных организмов подвергаются разложению микроорганизмами и СО2 снова выделяется в атмосферу. Под влиянием ферментов микробов сложные органические вещества в аэробных условиях в результате процессов дыхания превращаются в диоксид углерода и воду, а в анаэробных условиях при процессах брожения они преобразуются в различные органические кислоты и спирты, затем в СО2 и Н2О. Необходимо знать, какому ученому принадлежит заслуга открытия физиологической сущности процессов брожения. Зная процессы брожения, возбудителей, их физиологические особенности, химизм, можно правильно организовать технологию получения и хранения продуктов питания, разнообразных органических соединений для промышленности, правильно организовать утилизацию отходов различных отраслей хозяйства. Изучите гомоферментативное и гетероферментативное молочно-кислое брожения, химизм этих процессов, морфологическую и физиологическую характеристику возбудителей, использование их для приготовления кисло-молочных продуктов, консервирования кормов, овощей и плодов. Ознакомьтесь с возбудителями, химизмом и значением спиртового брожения и процессом окисления этилового спирта в уксусную кислоту. Необходимо усвоить значение в природе и сельском хозяйстве масляно-кислого брожения, основные свойства его возбудителей, химизм процесса. Специалист сельского хозяйства должен хорошо знать аэробное и анаэробное разложения клетчатки и методы, регулирующие эти процессы в почве и при хранении навоза. Изучите микроорганизмы, способные к окислению углеводородов и практическое их применение для производства микробного белка и защиты окружающей среды от загрязнения.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 42.Превращение углеродсодержащих веществ в природе. Синтез органических веществ. Превращение углеводов в анаэробных условиях. Брожения. Роль в природе и практическое использование. 43.Превращение углеродсодержащих веществ в природе. Синтез органических веществ. Превращение углеводов в аэробных условиях. Роль в природе и практическое использование. 44.Разложение клетчатки. Химизм процесса. Анаэробные, аэробные микробы. Значение в организме животных, роль в природе. 45.Молочнокислое брожение. Химизм. Гомоферментативное, гетероферментативное брожения, их возбудители, морфологические особенности. Значение. 46.Молочнокислое, пропионово-кислое брожения. Возбудители, их морфологические, физиологические особенности. Приготовление и использование АБК (ацидофильной бульонной культуры), ПАБК (пропионово-ацидофильной бульонной культуры). Роль микрофлоры в биосинтезе витаминов. 47.Маслянокислое и ацетонобутиловое брожения. Химизм. Морфологические, физиологические особенности возбудителей. Роль в природе, кормопроизводстве. Значение работ Л. Пастера. 48.Спиртовое брожение. Химизм. Морфологические, физиологические особенности возбудителей. Значение в народном хозяйстве Творческий вклад ученых в раскрытие химизма процесса. 49.Получение микробиологическим путем уксусной, лимонной, щавелевой и других кислот. Морфологические, физиологические особенности возбудителей. Использование процессов в народном хозяйстве. 50.Получение кисломолочных продуктов. Характеристика возбудителей Условия, активизирующие молочнокислое брожение. Использование в быту и производстве.
Глава VII. Превращение микроорганизмами соединений азота, Таблица 7 Иммунитет
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 62.Инфекция и инфекционная болезнь. Роль микробов, восприимчивых организмов и условий внешней среды в развитии инфекции. 63.Роль микробов в возникновении и развитии инфекции. Патогенность, вирулентность, токсигенность микроорганизмов. 64.Вирулентность микробов Способы снижения и усиления вирулентности. Практическое значение работ Л. Пастера, А. Кальмета и Ш. Герена по аттенуации (ослаблению) возбудителей сибирской язвы, бешенства, туберкулеза. 65.Роль восприимчивых организмов и условий среды в возникновении и развитии инфекции. Динамика инфекционного процесса. Общие меры профилактики инфекционных болезней. 66.Пути проникновения возбудителей инфекции в восприимчивый организм и их распространение в нем. Динамика инфекционного процесса. Общие меры профилактики 67.Иммунная система. Органы иммунитета. Основные работы русских и зарубежных ученых по вопросам иммунитета. Значение этих работ в практике зоотехнической службы. 68.Антигены и их свойства, роль в выработке иммунитета. Взаимодействия с антителами. Значение работ отечественных, зарубежных ученых в развитии иммунологии.
Глава X. Возбудители некоторых инфекционных болезней животных Литература: 1, с 214 -262 Инфекционные болезни животных и растений представляют большую опасность для народного хозяйства, так как наносят экономический ущерб из-за гибели организмов и снижения продуктивности в результате эпизоотии и эпифитотий, а также причиняют вред людям тем, что антропозоонозные возбудители вызывают у них спорадические заболевания и даже эпидемии. Поэтому необходимо детально ознакомиться с некоторыми возбудителями инфекционных болезней, а также токсикоинфекций, знать их характеристику. Советуем посетить ветеринарную лабораторию, станцию по борьбе с болезнями животных, ветеринарные службы хозяйств и ознакомиться с эпизоотической ситуацией в районе, хозяйстве. В зависимости от специализации более глубоко изучите и опишите тех возбудителей болезней, которые имеют наибольшее значение в вашей практической деятельности. Заполните таблицу №8. Таблица 8 Микрофлора мяса
Мясо - благоприятная среда для развития микробов. Соблюдение ветеринарно - санитарных правил убоя животных, знание биохимических процессов в мясе в период его созревания необходимы для сохранения этого продукта. Туши от здоровых животных подвергаются ветеринарному осмотру, а мясо, полученное от вынужденно убитых животных, подвергается лабораторному исследованию на пригодность к дальнейшему использованию. Ознакомьтесь с правилами экспертизы мяса, мясных продуктов в соответствующей инструкции Ветеринарного законодательства (М.: Колос, 1972, т. 2, раздел X, с. 230-232), а также правилами взятия материала, упаковки и пересылки его в лабораторию. Качество мяса и сроки хранения зависят от его обсемененности, что обусловливается состоянием животных перед убоем, степенью утомления, упитанностью, чистотой тела, предметами убоя, также качеством разделки туши. Разберитесь, чем отличается эндогенное обсеменение от экзогенного, какие изменения происходят при созревании мяса. Нужно знать пороки мяса (гниение, кислотное брожение, плесневение, пигментация, свечение) и микробы, их вызывающие. Методы консервирования (замораживание, охлаждение, соление, вяление, сушение, копчение, приготовление баночных консервов). Мясо и мясные продукты, полученные от больных животных, могут служить источником инфекций и токсикоинфекций. Нужно знать этих возбудителей, также способы уничтожения микробов и методы их выявления и изучения, а также способы консервирования мяса, мясных продуктов. Микрофлора яиц
Свежие яйца от здоровой птицы свободны от микробов, но содержимое яйца является благоприятной экологической средой для микробов. Изучите пути проникновения микробов в яйцо, изменения, которые они вызывают, и способы предохранения, яиц от микробов. При продолжительном хранении яиц или неправильной организации их хранения яйца подвергаются порче. Лизоцим инактивируется, поры скорлупы становятся проницаемыми для микробов. Важно уяснить, какая микрофлора часто поражает яйцо при хранении, способы предотвращения микробной порчи яиц. Яйцо, полученное от больной заразной болезнью птицы, может быть источником возбудителей этой болезни (туберкулез, болезнь Ньюкасла, грипп, сальмонеллезы и другие). Надо изучить способы хранения свежих яиц, их консервирование. Пробой с погружением яйца в воду можно определить свежее и испорченное яйцо. Свежее яйцо ложится на дно стакана, испорченное всплывает. Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
92.Микробиология яиц. Факторы резистентности в яйце. Эндогенное, экзогенное обсеменение. Яйца - фактор передачи возбудителей инфекций, токсикоинфекций. Способы предотвращения порчи яиц. 93.Микробиология мяса. Мясо от больных животных - возможный источник возбудителей инфекций людей и животных Консервирование мяса (на принципах: биоза, анабиоза, абиоза, ценанабиоза). 94.Микробиология мяса. Значение предубойного содержания животных в получении качественной продукции. Источники и пути снижения микробной обсемсненности мяса. 95.Микробиология мяса. Значение ветеринарно - санитарного надзора в мясной промышленности. Пороки мяса микробного происхождения.
Глава XIV. Микрофлора кожевенно - мехового сырья и навоза
Литература: 1, с 335-342 Микробиология навоза При производстве продуктов животноводства на промышленной основе получают качественно новый навоз - бесподстилочный. Он может быть полужидким или жидким, его получают в хозяйствах, где применяют гидросмыв. В хозяйствах непромышленного животноводства получают подстилочный навоз. Навоз - ценное органическое удобрение. Организация его хранения, способ обезвреживания является важной задачей агрозоопециалистов. Необходимо знать качественный и количественный состав микроорганизмов в навозе, динамику превращений азота, углерода, серы, фосфора и других биогенных элементов при различных способах переработки и хранения навоза; способы обезвреживания навоза, роль термогенных микробов при биотермическом способе обеззараживания навоза. Укажите, в каких процессах участвует указанная микрофлора.
Вопросы, для самопроверки и выполнения контрольной работы
96.Микробиология кожевенно-мехового сырья. Микроорганизмы, вызывающие его порчу и основные изменения. Способы консервирования Кожевенно-меховое сырье как возможный источник или фактор передачи возбудителей инфекционных заболеваний людям и животным. Исследование на сибирскую язву (реакция по Асколи). 97.Микробиологические процессы в навозе при разной технологии получения (на примере хозяйства) и способы хранения, обеззараживания.
Раздел III. ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ К выполнению задания следует приступить после изучения программного материала, усвоив его по всему курсу учебника. Контрольная работа включает в себя выполнение четырех заданий: 1 Заполнение предложенных в методических указаниях таблиц (№ 2-8) и рисунков (№ 1-7). Это задание для всех студентов (в таблице 11 его номер 98). 2. Ответы на 3 вопроса согласно шифру (таблица 11). Задания находятся в вопросах для самопроверки и выполнения контрольной работы во втором разделе методических указаний по изучению отдельных тем. Например, учебный шифр 625, следовательно, номера для контрольной работы будут № 2, 25, 71. 3. Описание экспонатов коллекции по предложенной форме – табл. 9 (методические указания по данному вопросу смотрите на с. 4) (задание № 99). 4. Представление данных по использованию в хозяйстве достижений микробиологии препаратов, применяемых в кормопроизводстве и животноводстве, а также бактериальных удобрений, микробиологических средств защиты растений (таблица 10) Это задание № 100 для каждого студента. Для студентов, не работающих в хозяйстве, задание 100 может быть заменено рефератом по новым научным достижениям в области микробиологии, используя при написании его периодическую специальную литературу.
Таблица 9 Список экспонатов коллекции
Таблица 10 Список рекомендуемой литературы 1 Леонов Н.Р. Микробиология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 1989. 2 Леонов Н.Р. Практикум по микробиологии. 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Агропромиздат, 1988. 3 Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. 3-е изд., перераб и доп. М.: Агропромиздат, 1987. 4 Теппер Е.З. с соавтор. Практикум по микробиологии. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Агропромиздат, 1987. 5 Ветеринарная микробиологи /Под ред. Е В. Козловского, П.А. Емельяненко / М.: Колос, 1982. 6 Сюрин В.Н. с соавтор. Ветеринария вирусология. М.: Колос, 1984. 7 Чурикова В.В. Викторов Д. П. Основы микробиологии и вирусологии. Воронеж: изд-во ВГУ, 1989. 8 Шлегель Г. Общая микробиология. М.: Мир, 1987.
Микробиология
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочников по специальности 110101.65 – «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» биотехнологического факультета
Чебоксары – 2006
Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 110101.65 «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».
Методические указания разработаны доцентом кафедры патологической анатомии и инфекционных болезней, кандидатом ветеринарных наук Тихонова Г.П.
Рассмотрены и о<
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.72 (0.013 с.) |