Раздел II. Методические указания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел II. Методические указания



Микробиология

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочников по специальности 110101.65 – «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» биотехнологического факультета

 

 

Чебоксары – 2006

 

Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 110101.65 «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

 

Методические указания разработаны доцентом кафедры патологической анатомии и инфекционных болезней, кандидатом ветеринарных наук Тихонова Г.П.

 

 

Рассмотрены и одобрены методической комиссией факультета биотехнологического факультета ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия» (протокол №____ от «____»______2006 г.)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Микробиология - наука о жизни мельчайших живых су­ществ, населяющих биосферу земли вирусов, микоплазм, хламидий, риккетсий, бактерий, актиномицетов, дрожжей, микро­скопических грибов, водорослей Микробиология изучает стро­ение, функции названных микроорганизмов, их распростра­нение, размножение в различных условиях среды и использование в интересах человека

Микробная клетка - это удивительная, уникальная орга­низация, способная воспроизводить сама себя с высокой скоростью и точностью в различных условиях, довольствуясь ог­раниченным количеством субстрата. Микробиологи научились использовать широкие возможности клеток микроорганизмов и заставили их работать для получения нужных нам продук­тов. Этим занимается микробиологическая промышленность, являющаяся стержнем современной биотехнологии

Биотехнология сегодня - одно из прогрессивных направ­лений, способных заменить традиционные технологии в на­родном хозяйстве.

 

Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Студент должен составить коллекцию из биопрепаратов, применяемых в хозяйстве. Это могут быть ферменты, антибиотики, биостимуляторы, бактериальные удобре­ния, микробиологические средства защиты растений, чистые культуры микроорганизмов, диагностикумы для определения вирусных болезней, закваски для кормопроизводства и полу­чения молочнокислых продуктов, образцы почвы, органичес­ких удобрений, кормов, воды, зафиксированная корневая сис­тема бобовых растений с клубеньками на них.

Представленные объекты следует оформить на картоне или в коробочке и снабдить этикеткой, на которой указать название препарата, цель и способ применения, название хозяйства и фамилию студента. Коллекция сдается преподава­телю на первом лабораторном занятии. При выполнении ла­бораторной работы во время сессии студент может провести микробиологический анализ доставленных образцов, устано­вить пригодность к использованию бактериальных удобрений, биопрепаратов для защиты растений.

В период сессии студентам читаются лекции с учетом ихсамостоятельной работы над курсом в объеме программы. В них в проблемной постановке излагаются теоретические по­ложения дисциплины, новые достижения микробиологической науки, микробной биотехнологии и передового опыта.

Лабораторные занятия по микробиологии помогут студен­ту овладеть методами микроскопии, изучить некоторые воп­росы морфологии, физиологии микробов, методы их культи­вирования, способы стерилизации, выработать навыки опре­деления качества биопрепаратов, антагонистической активно­сти и другие.

Студенты, проработавшие соответствующий теоретический материал, выполнившие качественно контрольную работу, прошедшие собеседование по этой работе, отработавшие ла­бораторные и индивидуальные занятия, допускаются к экза­мену.

Внимание!

Для работы в микробиологической лаборатории нужно привезти с собой х/б халат.

 

ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИН

 

Основой современной биотехнологии является микробио­логия, т.к. микроорганизмы представляются наиболее мощ­ными агентами, которые может использовать человек в сво­их интересах. Они работают с большой скоростью, огромны­ми темпами увеличивают биомассу, способны жить в экстре­мальных условиях, утилизировать самые разнообразные ве­щества и материалы, производство их не зависит от природ­ных условий и сезонных факторов. Биотехнологические про­цессы можно сделать безопасными для окружающей среды, используя отходы одного производства как сырье и с помо­щью микроорганизмов превращать их в виде другого в цен­ные продукты.

Биотехнология имеет самое непосредственное отношение к решению продовольственной проблемы. Наиболее перспективная область применения продукции промышленной мик­робиологии - животноводство.

Интенсификация животноводства, как известно, тесно свя­зана с созданием прочной, кормовой базы, развитие которой, в свою очередь, зависит от ресурсов кормового белка.

Существенное значение в качестве потенциального источ­ника белка в рационе сельскохозяйственных животных при­обретают продукты синтеза одноклеточных микроорганиз­мов: дрожжей, бактерий, водорослей, низших грибов. В по­следнее время все эти продукты называют «протеины одно­клеточных».

Широкое применение получили кормовые дрожжи, выра­щиваемые на гидролизатах сельскохозяйственного производ­ства, отходах деревообрабатывающей, сахарной и спиртовой промышленности, углеводородах нефти.

Микробный белок получают также из микроскопических водорослей, метанокисляющих и водородных бактерий. По­следние накапливают до 75% белка, которые они производят за счет минерального азота, водорода и диоксида углерода.

Несбалансированность по аминокислотному составу рас­тительного белка фуражных культур можно ликвидировать, добавляя в корма растительного происхождения незамени­мые аминокислоты, полученные микробиологическим синте­зом. Добавка в комбикорма для свиней и птицы незамени­мых аминокислот позволяет на 10% уменьшить расход корма и на 10-15% повысить продуктивность животных. Экономи­ческий эффект от применения 1 кг лизина в птицеводстве СССР составляет 35-37 тыс. руб., а в свиноводстве – 19-20 тыс. руб.

Расширяется область внедрения кормовых антибиотиков для стимуляции роста сельскохозяйственных животных. При­менение их позволяет сокращать расход кормов на 10-20% на единицу привеса, уменьшить потребность животных в не­которых витаминах и незаменимых аминокислотах.

С высокой эффективностью используются в животновод­стве кормовые витамины, получаемые в результате биосинтеза их микроорганизмами. Введение в рацион бетакаротина увеличивает привес животных на 15%, молочной продукции на 5-10%. Наряду с этим отмечается увеличение приплода и снижение яловости, более высокое выживание молодняка, рост яйценоскости кур.

Скармливание микробных ферментных препаратов аминолитического, пектолитического и протеолитического действия оказывает положительные результаты «а переваримость пи­тательных веществ и продуктивность животных.

Учеными получены ассоциации целлюлозолитических бак­терий, применение которых обеспечивает повышение живой массы животных, примерно на 10%, снижение затрат кормо­вых единиц и перевариваемого протеина на 1 кг привеса.

Использование целлобактерина в рационе цыплят-бройле­ров повышает переваримость кормов на 6-10%, привес пти­цы - на 10%.

Создана возможность управления процессом силосования путем искусственного обогащения зеленой массы специально отселектированными культурами молочно-кислых бактерий, способных активно размножаться в ней и вести процесс со­зревания силоса в нужном направлении. На Украине выпус­кается препарат литосол, в Казахстане - Казахсил-АМС, а в НИИ Медбиопрома предложен препарат аналогичного дей­ствия - биосил. Использование заквасок для силосования ус­коряет процесс ферментации, накопления молочной кислоты, ограничивает потери питательных веществ, улучшает органолептические свойства силоса и, следовательно, лучшую поедаемость скотом и активизацию деятельности сычужной мик­рофлоры животных. Применение заквасок повышает сохран­ность каротина аминокислот в силосе и оказывает положи­тельное влияние на продуктивность животных. Среднесуточ­ные привесы повышаются на 6-12%, удои молока - на 5- 10%, увеличивается процент жира и снижается кислотность молока.

Улучшить переваримость и усвоение кормов можно, упо­требляя при силосовании трудносилосуемых растений, содер­жащих мало углеводов, ферментных препаратов. Добавление препаратов «амоворин» и «орозин» к силосуемой массе таких растений ускоряет процесс силосования, способствует увели­чению молочной кислоты и повышению качества силоса.

В области растениеводства биотехнология, основанная на использовании микроорганизмов, нашла широкое применение при производстве бактериальных удобрений. Употребление ризоторфина (бактериального удобрения из клубеньковых бактерий), по мнению специалистов, позволит увеличить бе­лок бобовых до 1 млн. т, что сократит его дефицит, повысит почвенное плодородие и сэкономит сотни тысяч тонн азотных удобрений.

Важный резерв снижения потерь от вредителей и болез­ней - использование микробиологических средств защиты растений, которые отличаются избирательностью действия и безопасны для окружающей среды.

В перерабатывающих отраслях агропроизводства трудно обойтись без микробных ферментных препаратов. Фер­мент амилазу употребляют в хлебопекарной промышлен­ности для повышения качества хлебобулочных изделий, пектиназы - для осветления соков, вин, для мочки прядильных растений, лактазу - в переработке молочных продуктов, протеиназы - для тендеризации мяса, обработки кож, изготов­ления сыра и других продуктов.

Одна из причин появления и развития биотехнологии - необходимость охраны окружающей среды.

Скопление большого количества отходов вблизи животно­водческих комплексов представляет серьезную опасность для природы. Между тем имеется возможность использования на­воза как в качестве источника энергии, так и для получения ценного удобрения. Все более широкое распространение в ми­ре находят биогазовые установки, которые за счет анаэроб­ной биоконверсии животноводческих, коммунальных и иных отходов под действием микроорганизмов дают биогаз метан, используемый для хозяйственных надобностей в сельской местности, и органическое удобрение. Специалисты считают, что в масштабе нашей страны из навоза ежесуточно можно получать около 250 млн. м3 биогаза с общим энергетическим потенциалом, эквивалентным 180 тыс. т условного топлива. Это убедительно показывает, что биогаз из навоза и отходов растениеводства может иметь важное значение в деле реше­ния энергетической проблемы.

Принципиально новые возможности биотехнологии откры­ваются с использованием методов генетической инженерии.

Микроорганизмы, созданные методом генной инженерии, начинают производить вещества, им не свойственные, но нуж­ные человеку. С помощью этого метода получены микроорга­низмы, синтезирующие физиологически активные белки: гор­мональные препараты (инсулин, соматостатин, соматотропин) и стимулирующие иммунитет (α - тимозин, интерферон). Активное внедрение методов генной инженерии в биотехноло­гию открывает новые, поистине неисчерпаемые возможности в вопросах направленного конструирования микроорганизмов с заданными новыми и улучшенными свойствами.

Без всякого сомнения, сельское хозяйство XXI века бу­дет кардинальным образом отличаться от современного имен­но благодаря широкому внедрению достижений биотехноло­гии и генной инженерии.

Приступая к изучению микробиологии, необходимо преж­де всего составить ясное представление о микроорганизмах, выяснить, чем они характеризуются и отличаются от других организмов.

Ознакомьтесь с их распространением и значением в при­роде, различных отраслях народного хозяйства, охране окру­жающей среды и решении общебиологических задач.

Изучая историю развития микробиологии, обратите вни­мание на описательный и физиолого-биохимический периоды в становлении этой науки, с открытиями А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха. Уделите особое внимание роли и творческо­му вкладу соотечественников: Л. С. Ценковского, И. И. Меч­никова, Д. И. Ивановского, Н. Ф. Гамалеи, С. Н. Виноград-ского, В. Л. Омелянского, Н. А. Михина, Н. А. Красильникова, А. Ф. Войткевича и других.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

1. Перспективы развития микробиологии по ускорению развития сельского хозяйства.

2. Современные достижения микробиологии и внедрение их в практику сельского хозяйства.

3. Мир микроорганизмов и его разнообразие.

4. Роль микроорганизмов в природе и сельскохозяйствен­ном производстве.

5. Роль микробиологии в охране окружающей среды

6. Описательный период развития микробиологии. Работы А. ван Левенгука, Д. С. Самойловича, М. М. Тереховского, П. Ф. Горяинова.

7. Физиологический период развития микробиологии. От­крытия Л. Пастера.

8. Значение работ Д. И. Ивановского, И. И. Мечникова, Л. С. Ценковского, Н. Ф. Гамалеи и других ученых в разви­тии микробиологической науки.

 

Таблица 4

Метаболизм

 

Всем организмам присущ обмен веществ, который у мик­робов протекает во много раз интенсивнее, чем у животных и растений Он представляет собой совокупность двух взаимо­связанных процессов: катаболизма и анаболизма, которые совершаются одновременно, причем многие реакции и проме­жуточные продукты у них общие.

Дайте определение этим понятиям. Изучите, как осущест­вляется подготовка усвояемых веществ, внешнее переварива­ние, перенос в клетку мономеров, биосинтез полимеров, эва­куация метаболитов (продуктов обмена) и роль ферментов в жизнедеятельности микробов.

Необходимо знать химическую природу, основные свойст­ва ферментов (активность, специфичность), их классифика­цию, влияние на ферментативную активность различных фак­торов среды, роль экзоферментов, пермеаз и эндоферментов для функционирования клетки.

Ознакомьтесь с тем, какие продукты микробного синтеза, биологически активные вещества получают с помощью фер­ментов, роль их в диагностировании болезней.

 

Рост и размножение микробов.

Чтобы регулировать микробиологические процессы, надо знать закономерности роста и способы размножения микро­скопических существ.

Из эукариотных микроорганизмов изучите способы раз­множения у грибов. У них существует бесполое и половое размножение. Обратите внимание на разные виды полового и эндогенного, экзогенного бесполого размножения.

 

Таблица 6

Микрофлора почвы

Микроорганизмы, участвующие в превращении соедине­ний азота, фосфора, серы, железа и других элементов, явля­ются почвенной микрофлорой, изучением которой занимает­ся специальный раздел этой науки - почвенная микробиоло­гия.

В развитии этого направления огромное значение имели труды выдающихся отечественных микробиологов. Ознакомь­тесь с работами П. А. Костычева, С. Н. Виноградского, В. Л. Омелянского, Н. Н. Худякова и других исследователей и их ролью в развитии микробиологии почв.

Микрофлора почв чрезвычайно многочисленна и довольно разнообразна. Изучите периодичность колебания численности и состава микробного населения почвы, основные формы актиномицетов, бактерий, грибов, водорослей и простейших, жи­вущих в ней, типы взаимоотношений между микробами и высшими растениями.

Существенное влияние на численность микрофлоры почв и ее активность оказывают факторы внешней среды.

Изучите роль температуры в формировании ценоза поч­вы, влияние влажности на почвенную микрофлору. Обратите внимание на важность в почвенных процессах сочетания тем­пературных условий и влажности. Необходимо знать, что воз­душный режим во многом способствует созданию определен­ных ценозов в почве. Рассмотрите вопрос влияния кислотнос­ти на микробные ассоциации, а также механического соста­ва на биологическую активность почвы.

Запомните, что почва может быть источником сохранения и фактором передачи патогенных микроорганизмов, анеко­торые способны размножаться в ней.

Микрофлора воды

 

Вода является средой обитания разнообразных микробов. Их количественный и качественный состав зависит от типа и зон сапробности водоемов, хозяйственной деятельности че­ловека.

Санитарно-гигиеническое состояние воды имеет большое значение. Запомните, что показателем фекальной загрязнен­ности воды является коли-титр и коли-индекс. Вода может служить фактором передачи возбудителей инфекционных бо­лезней.

Ознакомьтесь со способами биологической очистки за­грязненных вод на полях орошения, фильтрации и других искусственных сооружениях, с факторами самоочищения во­ды.

 

Микрофлора атмосферы

 

Воздух считают неблагоприятной средой для размноже­ния большинства видов микробов. В воздух микрофлора по­падает главным образом с поднимающейся пылью. Повышен­ное содержание микробов в воздухе - показатель антисани­тарного состояния помещения (недостаточная вентиляция, плохая уборка и т. д.).

Кто из ученых доказал отсутствие самозарождения и в каких опытах?

Уясните значение озеленения городов, поселков, влажной уборки, побелки помещений, качественной вентиляции для очищения воздуха, а также роль использования некоторых микробов для очистки воздуха от токсичных и взрывоопас­ных соединений.

Ряд патогенных микроорганизмов способны долго сохра­няться в воздухе, поэтому обратите внимание, какие возбуди­тели инфекций способны передаваться воздушно-капельным путем. Запомните инфекции, где фактором передачи возбуди­телей может быть воздух.

 

Микрофлора тела животных

 

В открытых полостях организма, органах, системах: коже, системе органов дыхания, пищеварения, размножения, выде­ления образуются различные постоянные или временные мик­робные ассоциации, которые играют большую роль в биосин­тезе биологически активных веществ, метаболизме, иммуни­тете и других процессах и явлениях, значение которых дока­зывает наука о безмикробных животных - гнотобиология.

Уместно вспомнить, что жизнедеятельность микробов опре­деляет наличие необходимых питательных веществ, влажно­сти, концентрации водородных ионов, солей. Названные ус­ловия обеспечивают численность микробов, предрасположен­ность к восприимчивости патогенной микрофлоры.

Проанализируйте роль облигатной микрофлоры в обмене веществ, какие изменения могут произойти с возрастом, при смене кормов, в каких органах и какая микрофлора осущест­вляют биосинтез физиологически активных веществ: амино­кислот, белков, витаминов, жиров, углеводов, ферментов; важно помнить, что различные микробы образовали с макро­организмами определенные биоценозы, нарушение которых приводит к дисбактериозам, и, как следствие, к нарушению физиологии, то есть к болезни и даже гибели животных. Что может быть причиной дисбактериоза?

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

31.Микрофлора воды. Санитарные показатели доброка­чественной воды разных водоемов (общее микробное число, коли-титр, коли-индекс). Самоочищение воды от микрофло­ры.

32.Микрофлора системы органов пищеварения жвачных животных, ее значение для организма.

33.Биосинтез физиологически активных веществ микро­флорой (аминокислот, ферментов, антибиотиков и др.) в ор­ганизме животных.

34.Микробиология почвы. Микробные ценозы разных почв. Сроки сохранения жизнеспособности возбудителей ин­фекционных болезней в почве (примеры).

35.Микрофлора ризосферы (корневая, прикорневая). Ко­личественный и качественный состав. Методы регулирования микробиологических процессов при хранении корне- и клубне­плодов.

36.Микрофлора воды. Микробиологические процессы в разных зонах воды. Санитарные показатели доброкачествен­ной воды (общее микробное число, коли-титр, коли-индекс).

37.Микрофлора воды. Количественный и качественный состав микрофлоры воды разных водоемов. Сроки сохранения жизнеспособности возбудителей инфекционных болезней в воде. Самоочищение водоемов от микрофлоры.

38.Микрофлора атмосферы. Распространение микробов в ней. Воздух -фактор передачи возбудителей заразных болез­ней. Методы санитарной оценки и очистки воздуха.

39. Нормальная микрофлора кожи, системы, органов дыха­ния и ее влияние на физиологическое состояние хозяина.

40.Нормальная микрофлора системы органов пищеваре­ния и ее роль у плотоядных, всеядных, травоядных живот­ных.

41.Роль микробов - продуцентов ферментов антибиотиков, молочной кислоты, витаминов и других веществ в организме животных.

Глава VI. Превращение микроорганизмами соединений углерода

 

Литература: 1, с. 125-140.

Микроорганизмы играют существенную роль в природе, принимая участие в биогенном круговороте элементов на Земле. Углерод является одним из важнейших элементов ор­ганической жизни. Необходимо вспомнить, что зеленые рас­тения с помощью солнечной энергии синтезируют из диокси­да углерода (СО2) органические вещества, которые после от­мирания растительных организмов подвергаются разложению микроорганизмами и СО2 снова выделяется в атмосферу. Под влиянием ферментов микробов сложные органические вещест­ва в аэробных условиях в результате процессов дыхания пре­вращаются в диоксид углерода и воду, а в анаэробных усло­виях при процессах брожения они преобразуются в различ­ные органические кислоты и спирты, затем в СО2 и Н2О.

Необходимо знать, какому ученому принадлежит заслуга открытия физиологической сущности процессов брожения. Зная процессы брожения, возбудителей, их физиологические особенности, химизм, можно правильно организовать техно­логию получения и хранения продуктов питания, разнообраз­ных органических соединений для промышленности, правильно организовать утилизацию отходов различных отраслей хо­зяйства.

Изучите гомоферментативное и гетероферментативное молочно-кислое брожения, химизм этих процессов, морфологи­ческую и физиологическую характеристику возбудителей, ис­пользование их для приготовления кисло-молочных продук­тов, консервирования кормов, овощей и плодов.

Ознакомьтесь с возбудителями, химизмом и значением спиртового брожения и процессом окисления этилового спир­та в уксусную кислоту.

Необходимо усвоить значение в природе и сельском хозяй­стве масляно-кислого брожения, основные свойства его возбу­дителей, химизм процесса. Специалист сельского хозяйства должен хорошо знать аэробное и анаэробное разложения клетчатки и методы, регулирующие эти процессы в почве и при хранении навоза.

Изучите микроорганизмы, способные к окислению углево­дородов и практическое их применение для производства мик­робного белка и защиты окружающей среды от загрязнения.

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

42.Превращение углеродсодержащих веществ в природе. Синтез органических веществ. Превращение углеводов в ана­эробных условиях. Брожения. Роль в природе и практическое использование.

43.Превращение углеродсодержащих веществ в природе. Синтез органических веществ. Превращение углеводов в аэ­робных условиях. Роль в природе и практическое использо­вание.

44.Разложение клетчатки. Химизм процесса. Анаэробные, аэробные микробы. Значение в организме животных, роль в природе.

45.Молочнокислое брожение. Химизм. Гомоферментативное, гетероферментативное брожения, их возбудители, морфо­логические особенности. Значение.

46.Молочнокислое, пропионово-кислое брожения. Возбу­дители, их морфологические, физиологические особенности. Приготовление и использование АБК (ацидофильной бульон­ной культуры), ПАБК (пропионово-ацидофильной бульонной культуры). Роль микрофлоры в биосинтезе витаминов.

47.Маслянокислое и ацетонобутиловое брожения. Химизм. Морфологические, физиологические особенности возбудите­лей. Роль в природе, кормопроизводстве. Значение работ Л. Пастера.

48.Спиртовое брожение. Химизм. Морфологические, фи­зиологические особенности возбудителей. Значение в народ­ном хозяйстве Творческий вклад ученых в раскрытие химиз­ма процесса.

49.Получение микробиологическим путем уксусной, лимон­ной, щавелевой и других кислот. Морфологические, физиоло­гические особенности возбудителей. Использование процессов в народном хозяйстве.

50.Получение кисломолочных продуктов. Характеристика возбудителей Условия, активизирующие молочнокислое бро­жение. Использование в быту и производстве.

 

Глава VII. Превращение микроорганизмами соединений азота,

Таблица 7

Иммунитет

Виды иммунитета Определение
Неинфекционный (трансплантационный) Совокупность реакций системы иммунитета,направленных на неинфекционные антигены
Инфекционный специфический   приобретенный естественный активный стерильный нестерильный пассивный плацентарный колостральный приобретенный искусственный активный пассивный Восприимчивость организма к определенным инфекционным заболеваниям Передается по наследству Иммунитет, который возникает результате
Инфекционный неспецифичекий естественный (врожденный) абсолютный относительный  
Анатомо-физиологические факторы защиты  

 

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

62.Инфекция и инфекционная болезнь. Роль микробов, восприимчивых организмов и условий внешней среды в раз­витии инфекции.

63.Роль микробов в возникновении и развитии инфекции. Патогенность, вирулентность, токсигенность микроорганизмов.

64.Вирулентность микробов Способы снижения и усиле­ния вирулентности. Практическое значение работ Л. Пастера, А. Кальмета и Ш. Герена по аттенуации (ослаблению) воз­будителей сибирской язвы, бешенства, туберкулеза.

65.Роль восприимчивых организмов и условий среды в возникновении и развитии инфекции. Динамика инфекцион­ного процесса. Общие меры профилактики инфекционных бо­лезней.

66.Пути проникновения возбудителей инфекции в воспри­имчивый организм и их распространение в нем. Динамика инфекционного процесса. Общие меры профилактики

67.Иммунная система. Органы иммунитета. Основные ра­боты русских и зарубежных ученых по вопросам иммуните­та. Значение этих работ в практике зоотехнической службы.

68.Антигены и их свойства, роль в выработке иммуните­та. Взаимодействия с антителами. Значение работ отечест­венных, зарубежных ученых в развитии иммунологии.

 

Глава X. Возбудители некоторых инфекционных болезней животных

Литература: 1, с 214 -262

Инфекционные болезни животных и растений представля­ют большую опасность для народного хозяйства, так как на­носят экономический ущерб из-за гибели организмов и сни­жения продуктивности в результате эпизоотии и эпифитотий, а также причиняют вред людям тем, что антропозоонозные возбудители вызывают у них спорадические заболевания и даже эпидемии. Поэтому необходимо детально ознакомиться с некоторыми возбудителями инфекционных болезней, а так­же токсикоинфекций, знать их характеристику.

Советуем посетить ветеринарную лабораторию, станцию по борьбе с болезнями животных, ветеринарные службы хо­зяйств и ознакомиться с эпизоотической ситуацией в районе, хозяйстве. В зависимости от специализации более глубоко изучите и опишите тех возбудителей болезней, которые имеют наибольшее значение в вашей практической деятельности. Заполните таблицу №8.

Таблица 8

Микрофлора мяса

 

Мясо - благоприятная среда для развития микробов. Со­блюдение ветеринарно - санитарных правил убоя животных, знание биохимических процессов в мясе в период его созре­вания необходимы для сохранения этого продукта.

Туши от здоровых животных подвергаются ветеринарному осмотру, а мясо, полученное от вынужденно убитых живот­ных, подвергается лабораторному исследованию на пригод­ность к дальнейшему использованию. Ознакомьтесь с прави­лами экспертизы мяса, мясных продуктов в соответствующей инструкции Ветеринарного законодательства (М.: Колос, 1972, т. 2, раздел X, с. 230-232), а также правилами взятия ма­териала, упаковки и пересылки его в лабораторию.

Качество мяса и сроки хранения зависят от его обсеме­ненности, что обусловливается состоянием животных перед убоем, степенью утомления, упитанностью, чистотой тела, предметами убоя, также качеством разделки туши. Разбери­тесь, чем отличается эндогенное обсеменение от экзогенного, какие изменения происходят при созревании мяса.

Нужно знать пороки мяса (гниение, кислотное брожение, плесневение, пигментация, свечение) и микробы, их вызыва­ющие. Методы консервирования (замораживание, охлажде­ние, соление, вяление, сушение, копчение, приготовление ба­ночных консервов).

Мясо и мясные продукты, полученные от больных живот­ных, могут служить источником инфекций и токсикоинфекций. Нужно знать этих возбудителей, также способы уничтожения микробов и методы их выявления и изучения, а так­же способы консервирования мяса, мясных продуктов.

Микрофлора яиц

 

Свежие яйца от здоровой птицы свободны от микробов, но содержимое яйца является благоприятной экологической средой для микробов.

Изучите пути проникновения микробов в яйцо, изменения, которые они вызывают, и способы предохранения, яиц от мик­робов. При продолжительном хранении яиц или неправиль­ной организации их хранения яйца подвергаются порче. Лизоцим инактивируется, поры скорлупы становятся проница­емыми для микробов. Важно уяснить, какая микрофлора часто поражает яйцо при хранении, способы предотвращения микробной порчи яиц.

Яйцо, полученное от больной заразной болезнью птицы, может быть источником возбудителей этой болезни (тубер­кулез, болезнь Ньюкасла, грипп, сальмонеллезы и другие).

Надо изучить способы хранения свежих яиц, их консерви­рование.

Пробой с погружением яйца в воду можно определить све­жее и испорченное яйцо. Свежее яйцо ложится на дно ста­кана, испорченное всплывает.

Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

92.Микробиология яиц. Факторы резистентности в яйце. Эндогенное, экзогенное обсеменение. Яйца - фактор передачи возбудителей инфекций, токсикоинфекций. Способы предот­вращения порчи яиц.

93.Микробиология мяса. Мясо от больных животных - возможный источник возбудителей инфекций людей и живот­ных Консервирование мяса (на принципах: биоза, анабиоза, абиоза, ценанабиоза).

94.Микробиология мяса. Значение предубойного содержа­ния животных в получении качественной продукции. Источни­ки и пути снижения микробной обсемсненности мяса.

95.Микробиология мяса. Значение ветеринарно - санитарного надзора в мясной промышленности. Пороки мяса мик­робного происхождения.

 

Глава XIV. Микрофлора кожевенно - мехового сырья и навоза

 

Литература: 1, с 335-342

Микробиология навоза

При производстве продуктов животноводства на промыш­ленной основе получают качественно новый навоз - беспод­стилочный. Он может быть полужидким или жидким, его по­лучают в хозяйствах, где применяют гидросмыв. В хозяйст­вах непромышленного животноводства получают подстилоч­ный навоз.

Навоз - ценное органическое удобрение. Организация его хранения, способ обезвреживания является важной задачей агрозоопециалистов. Необходимо знать качественный и ко­личественный состав микроорганизмов в навозе, динамику превращений азота, углерода, серы, фосфора и других био­генных элементов при различных способах переработки и хра­нения навоза; способы обезвреживания навоза, роль термо­генных микробов при биотермическом способе обеззаражива­ния навоза.

Укажите, в каких процессах участвует указанная микро­флора.

 

Вопросы, для самопроверки и выполнения контрольной работы

 

96.Микробиология кожевенно-мехового сырья. Микроор­ганизмы, вызывающие его порчу и основные изменения. Способы консервирования Кожевенно-меховое сырье как воз­можный источник или фактор передачи возбудителей инфек­ционных заболеваний людям и животным. Исследование на сибирскую язву (реакция по Асколи).

97.Микробиологические процессы в навозе при разной технологии получения (на примере хозяйства) и способы хра­нения, обеззараживания.

 

Раздел III. ЗАДАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

К выполнению задания следует приступить после изуче­ния программного материала, усвоив его по всему курсу учеб­ника.

Контрольная работа включает в себя выполнение четырех заданий:

1 Заполнение предложенных в методических указаниях таблиц (№ 2-8) и рисунков (№ 1-7). Это задание для всех студентов (в таблице 11 его номер 98).

2. Ответы на 3 вопроса согласно шифру (таблица 11).

Задания находятся в вопросах для самопроверки и выпол­нения контрольной работы во втором разделе методических указаний по изучению отдельных тем. Например, учебный шифр 625, следовательно, номера для контрольной работы будут № 2, 25, 71.

3. Описание экспонатов коллекции по предложенной фор­ме – табл. 9 (методические указания по данному вопросу смотрите на с. 4) (задание № 99).

4. Представление данных по использованию в хозяйстве достижений микробиологии препаратов, применяемых в кор­мопроизводстве и животноводстве, а также бактериальных удобрений, микробиологических средств защиты растений (таблица 10) Это задание № 100 для каждого студента.

Для студентов, не работающих в хозяйстве, задание 100 может быть заменено рефератом по новым научным дости­жениям в области микробиологии, используя при написании его периодическую специальную литературу.

 

Таблица 9

Список экспонатов коллекции

Название препарата Назначение Способ использования
     

 

Таблица 10

Список рекомендуемой литературы

1 Леонов Н.Р. Микробиология. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Агропромиздат, 1989.

2 Леонов Н.Р. Практикум по микробиологии. 2-е изд., перераб. и. доп. М.: Агропромиздат, 1988.

3 Мишустин Е.Н., Емцев В.Т. Микробиология. 3-е изд., перераб и доп. М.: Агропромиздат, 1987.

4 Теппер Е.З. с соавтор. Практикум по микробиологии. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Агропромиздат, 1987.

5 Ветеринарная микробиологи /Под ред. Е В. Козловского, П.А. Емельяненко / М.: Колос, 1982.

6 Сюрин В.Н. с соавтор. Ветеринария вирусология. М.: Колос, 1984.

7 Чурикова В.В. Викторов Д. П. Основы микробиологии и вирусологии. Воронеж: изд-во ВГУ, 1989.

8 Шлегель Г. Общая микробиология. М.: Мир, 1987.

 

 

Микробиология

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочников по специальности 110101.65 – «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» биотехнологического факультета

 

 

Чебоксары – 2006

 

Методические указания составлены в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 110101.65 «Зоотехния», 110305.65 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

 

Методические указания разработаны доцентом кафедры патологической анатомии и инфекционных болезней, кандидатом ветеринарных наук Тихонова Г.П.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.147 с.)