ТОП 10:

Развитие реформ в 1993-1994 годах



В середине 1993 г. проведение реформ проходило медленно. Центральным банком России был неожиданно осуществлен обмен денежных купюр, которые были выпущены в СССР и в России до 1993 г. на новые. Данный обмен был проведен без согласования с Министерством Финансов. Такое стремление ЦБ России было объяснено тем, что было необходимо отделить денежную массу, находившуюся в обращении в составе прежних республик СССР. Обмен денежных купюр был осуществлен в короткие сроки, что привело к образованию огромных очередей в сберегательных кассах. После вмешательства президента страны, сроки обмена были продлены, но доверие населения к членам правительства было подорвано. Одним из тяжелых результатов реформ было принятие в конце лета 1993 года Верховным Советом бюджета государства с 25% дефицитом, а также произошло повышение сумм государственных кредитов на следующий квартал. Члены правительства расходились во мнениях, что привело к возникновению критического положения, в итоге которого президент страны вынуждено в сентябре 1993 года издал указ , в котором было решено распустить Верховный Совет и Съезд народных депутатов . Одними из причин издания такого указа стали законодательная власть, которая препятствовала проведению экономических реформ и вмешательство в деятельность правительства депутатами, путем создания неразберихи при решении различных вопросов. Перед президентом было два пути , один, из которых заключался в подписании закона о бюджете, таким образом, нарушалась конституция , и второй сводился к роспуску парламента . Был выбран второй путь, в результате которого депутаты приняли решение не оставлять здание парламента. С применением военной силы «Белый дом» был взят штурмом, что дало начало возникновения нового этапа развития России. На место вице-премьера и министра экономики был возвращен Е. Гайдар. В конце 1993 года была осуществлена полная либерализация аграрного сектора экономики и изменили цены на зерно. Был издан указ президентом о частной собственности на землю , а в сентябре прекратили выдавать льготные кредиты, и Центральный банк повысил ставку рефинансирования, путем установления с ноября этого года реальной процентной ставки. Стали снижаться инфляционные темпы, что способствовало макроэкономической стабилизации. Согласно новому закону избирания 12 декабря 1993 г. в стране прошли выборы в Государственную Думу, в результате, которого был создан Совет Федерации и принята Конституция РФ . Утверждение новой Конституции позволило изменить социально-политическое устройство государства, установить разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Был завершен этап либерализма и преобладание коммунистического строя. Вследствие не набора голосов Е. Гайдар и Б. Федоров решили уйти в отставку, таким образом, в правительстве преобладали позиции промышленных депутатов. В 1994 г. динамика обменного курса рубля постоянно снижалась, так неожиданное его падение произошло в сентябре на 20% , в начале октября на 17% и к середине этого месяца возник обвал курса рубля , день, получивший название черного вторника . С течением двух дней курс был поднят, и девальвация рубля постоянно сохранялась. В период 1991-1993 гг. был обусловлен распадом рублевой зоны , возникшей на основе роспуска СССР. В 1991 г. было образовано 15 ЦБ, которые могли увеличить денежную массу, путем выпуска рублевых кредитов. В итоге непризнания независимыми странами лидирующего положения России в этой сфере, возникла необходимость разделения рублевой зоны и формирования своей валюты в каждой республике.

 

Начало периода приватизации

В декабре 1990 года был принят Закон о предпринимательской деятельности, разрешающий учреждать разные формы индивидуальной деятельности, товарищества, частные предприятия товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества. По истечению только одного года свою деятельность стали осуществлять предприятия такого типа, большая часть занятых, продолжала оставаться в государственном секторе страны. В конце 1991 года на место председателя Госкомимущества был назначен А. Чубайс , который настаивал на осуществление быстрой приватизации , т.е. формированию личных прав собственности. В целях недопущения проведения прямых сделок между аппаратом чиновников и покупателей, необходимо было разработать реформаторам правила приватизации, учитывающие максимальную степень коррумпированности высшей структуры государства. Было предложено проводить открытые конкурсы и аукционы , т.е. места, где возникало предложение и спрос. В конце 1991 года по президентскому указу крупные предприятия приобрели форму акционерных обществ , и большая доля акций которых была передана в приватизационные комитеты государства. В конце декабря 1991 года были утверждены «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ в 1992 году». Согласно данному изданию были определены нормативы, процедуры приватизации, совокупные суммы доходов от нее в бюджет государства на 1992-1994 г. Вследствие высокой инфляции данные суммы получить не составило особых трудностей, и в результате этого государством не было получено реальных доходов, ожидаемые им. Было решено, что работники должны получать на бесплатной основе 25% капитала предприятия, т.е. привилегированными акциями. Данное мероприятие было проведено для привлечения работников в процесс приватизации, т.е. они могли стать индивидуальными собственниками. В данное время правительство беспокоило то, что зарубежные предприниматели могли по низкой стоимости скупить все крупные предприятия, поскольку происходила постоянная девальвация рубля. Однако, зарубежные инвесторы, боясь политической и экономической нестабильности страны этого делать, не спешили. Были приняты ограничения в программе о приватизации, т.е. приватизация не могла осуществляться на природные ресурсы, объекты культурного достояния и др. В начале 1992 г. разгорались споры в отношении сущности и направлениях проведения приватизации, хотя закон и программа о ней были уже приняты. Основной проблемой решения данного вопроса являлось определение более точного соотношения акций при их распределении между коллективами рабочих и государством. Высшие органы власти полагали, что рабочие предприятий могут получать 25% привилегированных акций на бесплатной основе и без права голоса и дополнительно могут выкупить 10% обыкновенных акций с правом голоса, а затем директорам было дано право купить 5% акций по номинальной стоимости. Многие ученые-экономисты были против такого развития, так как считали, что правительство должно провести быструю приватизацию и на бесплатной основе отдать всю собственность рабочим. Таким образом, собственность была бы возвращена народу и провозглашена всеобщая справедливость. Однако члены правительства были против этого, поскольку бюджетные работники, пенсионеры, военнослужащие и другие не могли участвовать в процессе приватизации. С данными предложениями проведения приватизации были не согласны руководители и работники многих предприятий, которые требовали выделить им большую часть собственности. В итоге представителями данных слоев была разработана вторая программа приватизации на 1992 г.

Ваучерная приватизация

Первый этап приватизации – это ваучерная приватизация, охватившая период 1992-1994 гг . В этот период были разработаны важные нормативно-законодательные документы , которые закрепляли основные права акционеров, индивидуальных и коллективных собственников. В середине 1992 года правительством была предложена идея введения приватизационных ваучеров . В конце лета этого года президентом был утвержден указ «О введении системы приватизационных чеков в РФ» , включающий условия для образования спроса на все виды собственности, подлежащие приватизации. Повсеместно, граждане России, включая детей, получили право приобретения одного ваучера, номинальной стоимостью в 10 тыс. руб., путем уплаты 25 руб. в сберегательном банке. Данный процесс проходил с октября 1992 года до конца января 1993 года , около 97% граждан России получили свои чеки. Ваучеры можно было продавать, осуществлять вклады ими в акции предприятий, которые приватизированы, а также передавать другому лицу. Правительству, ваучерный рынок, представлялся начальным этапом работы рынка ценных бумаг, а концентрация их огромного числа могла создать реальных собственников. Повсеместно в 1993 году стали формироваться чековые инвестиционные фонды, для которых правительство ввело лицензии на право осуществления данной деятельности. Госкомимущество запрещало им скупать свыше 10% акций различных предприятий. Новая структура рассматривалась правительством как основание при создании будущего финансового рынка и при свободном перемещении капитала, а также проведения инвестирования капиталов в производственный процесс. Однако данные фонды были заинтересованы только в повышении собственных дивидендов. В первом квартале более половины доли средств этих фондов были направлены в спекуляции ваучерами, остальная часть в акции предприятий, которые были приватизированы, что объяснялось сосредоточением мелких и средних предприятий в них, не пользующиеся широким спросом. По окончанию ваучерной приватизации различные инвестиционные фонды прекратили свое функционирование, путем продажи ваучеров. Первый этап приватизации был ознаменован формированием институциональных начал рыночной экономики на основе развития негосударственного сектора экономики, образованием рынков бирж ценных бумаг, страховых и пенсионных компаний, а также коммерческих и инвестиционных банков, появлением акционеров, пайщиков, как одних из новых социальных слоев общества. К середине 1995 года число предприятий приватизированных оказалось больше количества неприватизированных предприятий.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.210.23.15 (0.004 с.)