Экономические реформы правительства В.В. Путина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические реформы правительства В.В. Путина



Группа Санкт-петербургских экономистов под руководством министра экономического развития и торговли Германа Грефа выработала программу экономических реформ, которая включала новый подход к формированию бюджета, налоговую и банковскую реформы. Был принят новый Бюджетный кодекс. Для упорядочения расходования бюджетных средств была создана казначейская система. Она позволила упорядочить расходование средств, в соответствие с принятыми законами, в частности, путем установления внутригодовых постатейных лимитов расходов. С 1999 г. реализуется Концепция функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств Федерального бюджета, который позволяет сокращать срок прохождения доходов от плательщиков налогов до возможности их использования, ускорять их оборачиваемость. Новые подходы к бюджетной политике диктовались стремлением установить жесткий бюджетный контроль, сбалансировать государственные ресурсы и обязательства, полномочия и ответственность на всех уровнях бюджетной системы, целенаправленно управлять государственным долгом и активами. Следующим шагом экономических преобразований стала налоговая реформа. Первые проекты нового налогового кодекса рассматривались в Государственной Думе еще в 1997 г. Внесенные изменения снижали налоги по сравнению с 1997 г. на 8, 5%. В то же время предусматривалось повышение ответственности за уклонение от налогов и ужесточение мер по собираемости налогов. Отменялся ряд налоговых льгот. Была установлена единая ставка подоходного налога – 13%. Общей целью налоговой реформы было построение единой налоговой системы, обеспечение доходов федеральных, региональных и местных бюджетов.

В рамках проведения налоговой реформы был принят новый Налоговый Кодекс. Одновременно с налоговой проводится и таможенная реформа. Новый Таможенный кодекс существенно сокращал таможенные ввозные пошлины. Реформа банковской системы стала следующим шагом экономических преобразований. Была создана рабочая группа по банковской реформе, руководителем которой стал председатель совета директоров МДМ-банка А. Мамут. Рабочая группа разработала принципы банковской реформы, которые позже получили название «план Мамута».

Реформа банковской системы должна обеспечить максимально комфортные условия для концентрации банковских капиталов, в том числе посредством покупки банков в регионах. Число банков с «федеральной лицензией» может не превысить 30-40, а количество мелких и средних банков, которые получат «региональную лицензию» может уменьшиться в 2 раза.

Наибольшие дискуссии в Государственной Думе вызвал проект Земельного Кодекса. Новый Земельный Кодекс должен зафиксировать частную собственность на землю и право покупки и продажи земли не только для граждан России, но и для иностранных граждан. Основные возражения вызывала именно эта часть проекта. Однако 9 октября 2001 г. Земельный Кодекс был принят в редакции, предложенной Президентом. После принятия Кодекса около 40 млн. граждан России, в той или иной форме владевших землей, получили защищенные законом права собственности на нее. Серьезную пользу, в нынешнее непростое для России время, оказывают меры противодействия теневой экономике и нелегальному вывозу капитала из страны. Указом Президента РФ В.В. Путина (ноябрь 2001 г.) был учрежден новый орган – Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать движение финансовых потоков в стране, выявлять случаи ухода от оплаты налогов и легализации доходов, полученных преступным путем.

88. Россия и Европейский Союз Одновременно с развитием двухсторонних отношений с государствами Западной Европы, Россия интегрируется в целый ряд международных и европейских организаций. В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Эта организация была создана в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в области прав человека. Она проводит экспертизу уровня защиты прав личности в отдельных странах. Органы Совета Европы находятся в Страсбурге. Другое объединение, в которое вошла Россия – «Большая Семерка». «Большая Семерка» оформилась в 1976 г. В нее входят США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия и Канада. Главы этих государств ежегодно встречаются для обсуждения вопросов экономической политики. В июне 1997 г. в Денвере (США) прошла встреча «Семерки» с участием России. На ней президент США Б.Клинтон назвал группу «Восьмеркой». В комментариях к саммиту в Бирмингеме в мае 1998 г. говорилось, что Москва впервые выступила в роли полноправного члена сообщества ведущих мировых держав. Значимым событием стал саммит «Восьмерки» в Кельне в июне 1999 г.В 1993 г. в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз, объединивший 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Австрия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Россия активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 г. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России – «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и мировой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС, которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой и других областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в российскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увеличиваться. В 2000 г. саммиты Россия– ЕС состоялись в Москве и в Париже. Одной из наиболее острых тем этих встреч оставался «чеченский вопрос». Чеченская тема была центральной и в ряде других встреч на высшем уровне, в ходе визита «тройки» ЕС в Москву 7 апреля 2000 г., на заседании Совета по сотрудничеству Россия-ЕС в Люксембурге, на саммите ЕС-Россия 29 мая 2000 г. в Москве.В Брюсселе 16 ноября 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом в области науки и технологий. Из числа акций, которые олицетворяют собой тенденцию к росту сотрудничества, следует отметить План действий в целях совместной борьбы ЕС и России против организованной преступности. Ориентация на развитие сотрудничества с Россией проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стратегии ЕС по отношению к России», опубликованной Швецией как председательствующим государством. В 1994 г. Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Организации (ВТО). ВТО — экономическая организация, созданная на основе бывшего ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле). Генеральное соглашение по тарифам и торговле, первоначально подписанное 23 странами в 1947 г., теперь включает более 90 государств. В настоящее время Всемирная торговая организация добивается снижения таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих товарообмену между странами.

89. Российская федерация и НАТО Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада – Организацией Североатлантического договора (НАТО). Распад СССР, сделал неактуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок – ОВД был расформирован в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД. В июне 1994 г. Россия, наряду с другими государствами бывшего СССР и «социалистического содружества», присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примакова позиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. В Посланиях было сказано, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречит интересам безопасности России. Россию в первую очередь беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений. Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому расколу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитических организаций. В 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. ВО вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь страны Балтии. В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. Другой причиной напряженности стал «чеченский вопрос». Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России – ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне. В этих условиях российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» внутреннее дело России. Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несомненна оказалась связь чеченских террористов с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченскими террористами заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности. Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государственном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопасности.

11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, ответом на которые стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся в основном силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США. С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию. Участники НАТО говорят о новых целях Североатлантического союза, борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.

При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, главным из которых будет борьба с международным терроризмом.

90. Отношения России со странами Западной Европы и США Отношения России с Западной Европой развивались стабильно.На первом этапе главным партнером в Европе считалась Германия, один из главных кредиторов России. Начиная с 1997 г. Россия активизирует французское направление своей внешней политики. Ж. Ширак в течение 1997 г. трижды побывал в России, и повторил визиты в последующие два года. В 2000 г. состоялось несколько встреч В. Путина и Ж. Ширака, которые продемонстрировали близость позиций обеих стран по целому ряду вопросов, в частности по проблемам выхода США из ПРО. Главным партнером России в Северной Европе остается Финляндия – тесные связи с ней были налажены еще в советское время. Руководители Финляндии посещали Россию на протяжении последних лет. Активно Россия взаимодействовала со Швецией и Норвегией. Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Ирландия оставались на периферии российских политических интересов.В последнее время активизировались отношения с Англией. Визит в Лондон в апреле 2000 г. был первым зарубежным визитом Путина после избрания его президентом. Выбор первой поездки Путина был не случаен. Англия с большим пониманием, чем другие западноевропейские государства отнеслась к чеченской проблеме. Сбалансирована позиция Англии по вопросу взаимоотношений России и НАТО. Кроме того, Англия поддерживает усилия России вступить во Всемирную Торговую Организацию. Во время визита в Лондон Путин был принят британской королевой. Он вручил диплом почетного гражданина Волгограда королеве-матери. Это не случайно, когда-то Георг VI послал свой меч сталинградцам, первыми городами-побратимами стали Сталинград и Ковентри. В начале 90-х гг. позицию Российской Федерации отличало стремление к сближению с США. В апреле 1993 г. в Ванкувере прошла первая встреча президента США Б. Клинтона с президентом РФ Б. Ельциным. Результат встречи стало поручение Клинтона вице-премьеру Гору курировать американо-российские отношения. Содействовал налаживанию деловых связей между странами Совет по торгово-экономическому сотрудничеству СНГ – США, американо-российский деловой совет и Американская торговая палата в России. Параллельно с экономическими отношениями между РФ и США развивались и военные контакты. Важным этапом в создании атмосферы доверия между государствами стала достигнутая ими в декабре 1994 г. договоренность об обмене секретной информацией, о размерах и составе их ядерных арсеналов.Одним из факторов, приведшим к ухудшению отношений двух стран, явилась победа на промежуточных выборах в Конгресс США в ноябре 1994 г. Республиканской партии. С этого момента некоторые политики США начинают критиковать Б. Клинтона за его недостаточно активную и жесткую внешнюю политику, в том числе и в отношении России. В российско-американских отношениях процесс расширения сотрудничества постоянно сопровождается обострениями отношений между двумя державами. Так, например США неоднократно грозили сократить или прекратить вообще помощь РФ, выражая поддержку требованиям Японии о возвращении ей Южных Курил. Серьезные противоречия между Россией и США возникли в результате ракетно-воздушных ударов американцев по Ираку, планировавшихся еще с 1998 г. Россия, как и многие другие государства, резко осудила военные акции США против Ирака, предпринятые в одностороннем порядке без санкции Совета Безопасности ООН. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг Косово и Сербии, которые также оказались под ударами американских бомб и ракет. Другими проблемами во взаимоотношении двух стран стали «расширение НАТО на восток», отношение США к «чеченскому вопросу».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)