Культурное строительство в годы перестройки и независимости. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурное строительство в годы перестройки и независимости.



Началом важного периода в развитии казахстанской науки стал 1992 год, когда были приняты новые законодательные акты и образовано Министерство науки и новых технологий. В 1993 году была проведена широкая экспертиза научно-технических программ, финансируемых из бюджета. Основой для дальнейшего совершенствования стал Закон «О науке», принятый 12 июля 2001 года. В условиях нового времени в октябре 2003 года была реорганизована Академия наук. Эта реор­ганизация вызвала неоднозначные оценки в обществе. Ученые рес­публики внесли значительный вклад в исследование прошлого Ка­захстана, особенно по таким узловым темам, как установление Со­ветской власти в Казахстане, история зарождения и укрепления сталинизма, причины распада СССР (М. Козыбаев, К. Нурпеис, Т. Омарбеков, А. Сактаганов). Учеными-правоведами - С. Зимановым, С. Сартаевым, Е. Нурпеисовым были исследованы этапы развития конституци­онного процесса в республике. Появились новые труды по социо­логии (М. Тажин, К. Биекенов), геополитике (К. Токаев, Р. Жумали), демографии (М. Татимов, А. Гали), философии (Г. Есим, Г. Турсунов).

Большой резонанс в республике получили торжества по поводу 100-летия со дня рождения К.И. Сатпаева, проведенное в рамках про­граммы ЮНЕСКО. В апреле 1999 г. в Париже состоялся междуна­родный научный симпозиум, посвященный этому событию. В рам­ках празднования 1500-летнего юбилея г. Туркестана прошла меж­дународная научно-практическая конференция на тему «Туркестан и Ходжа Ахмед Яссауи в духовной истории Казахстана и тюркско­го мира». В ней приняли участие ученые и специалисты из Казахста­на и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Глобальные изменения произошли и в сфере свободы вероиспове­дания и отправления религиозных культов. В Алматы, Павлодаре, Таразе, Кокшетау, Шымкенте были отреставрированы и заново по­строены мусульманские мечети, отличающиеся архитектурной кра­сотой. В апреле 2005 года жители столицы стали свидетелями от­крытия Центральной мечети в Астане, построенной с помощью араб­ских стран. Верующие совершают паломничества в святые места. Значительным событием в культурной жизни республики стало издание священного Корана на казахском (переводы Халифа Алтая, М. Кыдырханова) и рус­ском языках (перевод Валерии Пороховой).

Искусство и литература 1990-х годов переживали полосу сво­его освобождения от идеологических запретов. Значительно уси­лился интерес людей к своему историческому прошлому, време­нам культа личности. Трудной судьбе казахской интеллигенции и крестьянства посвятили свои произведения такие писатели, как М. Магауин, А. Кекилбаев, Ш. Муртаза, С. Жунусов, К. Жумади- лов, С. Сматаев, С. Елубаев. Их книги стали очень популярными в народе. Сложные вопросы бытия, взаимоотношения личности и об­щества были глубоко исследованы в трудах И. Щеголихина, А. Сей- димбекова, Г. Толмачева, Р. Сейсенбаева и др.

13 января 2004 года Президент Республики Казахстан Н. А. На­зарбаев подписал Указ «О Государственной Программе «Культурное наследие на 2004-2006 годы». За четыре года с момента принятия программы восстановлено более 51 исторических и культурных па­мятников, на территории республики проведены археологические рас­копки 39 городищ, стоянок, захоронений и курганов. Были организо­ваны 15 научных экспедиций в Китай, Турцию, Монголию, Россию, Японию, Египет, Узбекистан, Армению, США и Западную Европу, в результате которых было обнаружено около 5000 ранее неизвестных рукописей по истории, этнографии и культуре Казахстана. Только в ходе одной экспедиции в Китай было найдено 3 тысячи источников на маньчжурском языке, 300 - на китайском, 60 - на чагатайском, 70 - на ойратском языках. Все эти документы не были ранее исследованы.

Было издано почти 100 томов трудов, являющихся результатом исследовательской работы в 16 направлениях: национальное и все­мирное научное мировоззрение, фольклористика, литературоведение, краеведение, философия, историческая наука, политология и языко­знание. Результативно развиваются международные контакты Казахстана в сфере культуры. Подписан ряд соглашений о культурном сотруд­ничестве с международными организациями 49 государств ближнего и дальнего зарубежья. Прошли Год Казахстана в России и Год России в Казахстане. В 2004 году состоялось XXI заседание Постоянного со­вета ТУРКИСОЙ, встреча министров культуры стран-участниц Шан­хайской организации сотрудничества, которые явились знаковыми со­бытиями в жизни Казахстана.

В сентябре 2008 года прошел V Международный фестиваль «Ев­разия». В Астане состоялся IV Международный музыкальный фести­валь «Опералия», приуроченный к 10-летию столицы. С большим ус­пехом прошли Дни культуры Туркменистана, Катара, Египта и Иор­дании. Дни Казахстана прошли в Монголии и Таджикистане.

После обретения независимости был создан государ­ственный Национальный Олимпийский комитет. Спортсмены Казах­стана успешно выступили на крупнейших международных соревно­ваниях. Впервые выступив на XI Азиатских играх, казахстанцы за­няли почетное 4-е общекомандное место. В 2001 году была проведена 1-я летняя Спартакиада, посвященная 10-летию независимости Казахстана в которой приняли участие более 1 млн жителей страны.

Кардинальные перемены с 1985 по 2000-е годы произошли в сфере как среднего, так и высшего образования. Так, например, начиная с 1988 года было введено обу­чение с 6 лет. С 1990 года в Казахстане стала активно развиваться альтернативная система дошкольного воспитания - семейные, ком­мерческие и государственные образовательные заведения. Система обучения в базовых обще­образовательных школах стала 11-летней.

Несмотря на появление и успешное функционирование частных школ и колледжей, в Конс­титуции 1995 года подчеркивается, что среднее образование в Ка­захстане остается всеобщим, обязательным и бесплатным. Приня­тый в июне 1999 года Закон «Об образовании» разделил обучение в общеобразовательных школах на три ступени: начальная (1—4 клас­сы), основная (5-9 классы), средняя (10-11 классы). Специально для поддержки одарен­ных детей была принята государственная программа «Дарын», в рамках этой программы во всех областных центрах были созданы школы-интернаты.

11 ноября 1993 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, который и являлся ее инициатором, утвердил меж­дународную стипендию «Болашак». В 1994 году первая группа из 187 казахстанских студентов отправилась на учебу в высшие учеб­ные заведения США, Великобритании, Германии и Франции. Впер­вые в истории высшей школы постсоветского периода талантли­вой молодежи была предоставлена возможность получения обра­зования за рубежом за счет государства. Если в 2004 году в 13 го­сударствах мира обучалось 785 студентов из Казахстана, то в 2005 году число стипендий было увеличено до 3000 для обучения в 630 ведущих вузах 32 государств.

В целях быстрейшего овладения достижениями мировой циви­лизации в 1997 году была принята государственная программа ин­форматизации системы среднего образования.

Ре­формы коснулись и системы здравоохранения. Тяжелый удар по устоявшейся системе здравоохранения был на­несен в 1994 году, когда Правительство приняло постановление о со­кращении целого ряда лечебных учреждений. И только к 2002 году стала воссоздаваться система лечебно-профилактической помо­щи, начали открываться центры по всеобщей вакцинации от возмож­ных эпидемических болезней.

В Казахстане издаются 11 национальных газет и журналов, транслируются 8 радиопередач, 7 телепередач на 7 языках. Если не брать в расчет органы СМИ на государственном и русском язы­ках, то объем СМИ на других языках народов Казахстана составит более 80 тысяч.

Дальнейшая демократизация общественной жизни привела к рос­ту числа партий и общественных объединений. Так, например, за 1989-1994 годы в Министерстве юстиции республики было заре­гистрировано около 500 общественных объединений. В 1998 их ко­личество превысило 1500, а в конце 2001 года более 1700 обще­ственных объединений прошли официальную регистрацию. Пра­вовые аспекты деятельности политических партий и движений ре­гулируются на основе Конституции Республики Казахстан, а так­же законов «Об общественных объединениях» (31 мая 1996 г.) и «О политических партиях» (15 июля 2002 г.). В 1989 году было созда­но историко-просветительское общество «Адилет». В декабре 2003 года была образована партия «Асар», прошли повторную регист­рацию Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Граждан­ская партия Казахстана, Аграрная партия, политическая партия «Отан» (ныне «Нур Отан»), Социал-демократическая партия «Ауыл», Коммунистическая партия Казахстана, партия патриотов, партия «Руханият».

Казахстан - редкое из государств мира, в котором проживает множество этносов. Согласно Конституции страны, в Казахстане недопустима дискриминация по национальному, религиозному и языковому признакам. В Республике Казахстан проживают пред­ставители более 130 национальностей и народностей, для которых созданы все условия для сохранения и развития этнических тради­ций, культуры и языка. В республике функционирует 621 нацио­нально-культурный центр.

Язык 22 этносов Казахстана преподается в качестве отдель­ной дисциплины в 108 школах. В 195 специализированных линг­вистических центрах республики дети и молодежь, являющиеся представителями 30 этносов, имеют возможность изучать родной язык. В настоящее время в этих центрах занимаются более 7 тысяч человек. В январе 2009 года в Астане состоялось открытие первой интеллектуальной школы Первого Президента. Помимо казахских и русских театров в Казахстане действуют 4 национальных теат­ра - узбекский, уйгурский, корейский и немецкий, три из которых являются единственными на постсоветском пространстве.

Если в 1991 году в стране действовало 700 религиозных объ­единений, то сегодня их число достигает более 4 тысяч.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.009 с.)