Итоги исторического развития Республики Казахстан за годы независимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги исторического развития Республики Казахстан за годы независимости



В сентябре 1995 года Указом Президента было определено, что столица республики переносится в город Акмолу, с 10 декабря 1997 года он стал офици­альной столицей Республики Казахстан, с 6 мая 1998 года город Акмола переименован в город Астану.

1995 год ЮНЕСКО объявило Годом памяти великого казахского поэта, просветителя Абая Кунанбаева. В том году Казахстаншироко отметил 150-летие великого казахского поэта, мыслителя и гумани­ста. Юбилей Абая вылился во всенародное празднество. Сначала абайские праздники, чтения прошли в Москве и Стамбуле, Пари­же и Лондоне, а завершились в столице республики и на родине поэта - в Абайском районе Семипалатинской области. 9 августа 1995 года во Дворце Республики состоялось торжественное собра­ние, где с докладом выступил Президент республики Н.А. Назар­баев. На празднование съехались представители ЮНЕСКО во гла­ве с Ф. Майором, лидеры стран СНГ, многочисленные делегации, представители зарубежной казахской диаспоры.

1996 год стал годом выдающегося акына-импровизатора Жамбыла Жабаева. В Алматы была организована выставка гениально­го художника К. Рериха, экспонировались произведения извест­ных мастеров Ирана, Пакистана, России.

Становление и развитие рыночных отношений в независимом Казахстане проходило в два этапа: 1992-1997 годы, и 1998-2005 годы.

Первый этап - это период проведения рыночных преобразований, при котором происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отноше­ний к рыночной, основанной на частной собственности и конкурен­ции. Распад СССР вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между республиками и развал единой финансовой системы го­сударства. В результате экономика Казахстана вверглась в гиперин­фляцию, которую приостановили только в 1996 году. На этом этапе экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансо­вого кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях разви­тия и требовало принятия быстрых решений. Производственно-фи­нансовый кризис был связан с нарушением проведения денежно-кре­дитной и таможенной политики.

Единственно правильным решением было провести либерализа­цию экономики по принципу «шоковой терапии». В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ: сохранение стабильной социально- политической обстановки в стране; введение национальной валюты; наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами; вхож­дение Казахстана в мировое сообщество; вступление в международ­ные финансовые институты; окончательный отход от принципов ад­министративно-командной экономики. На этапе активизации рыноч­ных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Прави­тельства по смягчению падения реального размера пенсий были недо­статочно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатическо­го корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу было зна­чительно сокращено.

В 1991-1995 годах происходило значительное падение производ­ства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата - на 69,9%, назначенные пенсии - на 77,3%, инвестиции в стро­ительство - на 64,1%. В период с 1995 по 1997 годы главным направ­лением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, со­циальной сферы и производственного сектора, включая демонополи­зацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий. Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития. Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство черных и цветных метал­лов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру.

Второй этап начался с момента принятия Стратегии развития «Казахстан-2030» как период развития казахстанской экономики, при котором происходил созидательный процесс по достижению долгосроч­ных целей и приоритетов развития по построению устойчиво разви­вающейся экономики государства. На этом этапе наблюдалась тен­денция высоких темпов развития экономики, преобразования обще­ственных отношений. Главным направлением социально-экономичес­кой политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения место­рождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государствен­ного бюджета.

Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали: заверше­ние реализации стабилизационных программ - денежно-кредитная политика, жесткие условия по расходам государственного бюджета, завершение либерализации цен и внешней торговли; погашение кре­диторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, заработной платы работникам бюджетных организаций и дру­гим платежам; принятие программ «Борьба с бедностью», «Расцвет Астаны - расцвет Казахстана», «Строительство и реконструкция ав­тодорог»; принятие стратегии национальной и экономической безо­пасности страны.

За период второго этапа была проведена большая работа по всем направлениям, и результатом стал реальный выход Казахстана из ста­дии экономического кризиса и перехода к экономическому развитию и решению вопросов повышения благосостояния населения. Так, если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим го­дом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году - 9,8%. Также было полно или частично восстановлено производство товаров и услуг (черных и цветных металлов, электро- и теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, тек­стильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т.д.); быст­рыми темпами стала развиваться добыча нефти и газа; развитие по­лучили малое предпринимательство, финансовый сектор, торговля недвижимостью и автомобилями, производство товаров и услуг в сек­торе домашних хозяйств.

Перепись, проведенная в начале 2009 года, показала огромные изменения, происшедшие в социальной и демографической структуре Казахстана. В частности, окреп слой собственников, появились новые классы, снизился уровень безработицы. Казахское население, по дан­ным последней переписи, составило 67% населения страны. Но, главное, была восполнена численность населения по сравнению с 1991 годом.

Стратегия развития «Казахстан- 2030» органично продолжает политику, которая основана на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития. Также эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001-2010 годы, целями ко­торого являются: построение основы конкурентноспособной в долго­срочном плане экономики и увеличение вдвое к 2010 году объема ва­лового внутреннего продукта (ВВП). Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мероприятий по всем направлениям государственной социально-экономической политики.

Решению названных задач способствовали: создание Националь­ного фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан; про­ведение амнистии денежных средств; принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также Налогового кодекса. Для этого пе­риода социально-экономических преобразований характерен высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повыше­ние реальных доходов населения. Государственный бюджет и пред­приятия уже в 2002 году ликвидировали текущую задолженность, начался процесс роста инвестиций в реальный сектор. Нормализова­лась работа в аграрном секторе.

В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года. Это: 1) Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы; 2) Государственная программа освое­ния месторождений нефти и газа на казахстанском участке шельфа Каспийского моря на период до 2015 года. Эти документы определи­ли стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития.

Для достижения устойчивого развития Казахстан успешно раз­вивает как двустороннее, так и многостороннее международное со­трудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодейству­ет с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других меж­дународных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьезных проблем ни с одним государством мира. Также Казахстан подал заяв­ку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива про­диктована стремлением нашего государства внести свой вклад в со­вершенствование деятельности этой важной международной органи­зации по обеспечению мира и стабильности в Центрально-Азиатском регионе.

Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской организа­ции сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодей­ствию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г. Ас­тане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление межконфессионального и межна­ционального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильнос­ти в регионе.

Президент республики Н.А. Назарбаев ежегодно в своем По­слании народу дает направления развития в области внутренней и внешней политики государства. В Послании «Через кризис к об­новлению и развитию» от 6 марта 2009 года Президент отметил: «... Сегодня экономический кризис, поразивший уже всю мировую экономику, продолжает испытывать нас на прочность... Сегодняш­ние проблемы и то, как мы справляемся, - это экзамен на зрелость и устойчивость нашего общества и государства. Думаю, мы этот экзамен выдержали...»

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.165 (0.01 с.)