Политическое развитие независимого Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое развитие независимого Казахстана



Августовский путч 1991 года, ускоривший про­цесс распада СССР, способствовал тому, что большинство респуб­лик уже к октябрю 1991 года объявили о своей независимости. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости.

Статья 1-я принятого документа определяет Республику Ка­захстан как независимое, демократическое, унитарное и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей террито­рии, самостоятельно определяет и проводит внешнюю и внутрен­нюю политику, со всеми странами республика строит свои взаимо­отношения на принципах международного права. Территория Ка­захстана в существующих границах является целостной, недели­мой и неприкосновенной.

Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики не­зависимо от национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и иму­щественного положения, рода занятий, места жительства облада-ют всеми правами и обязанностями. Единственным носителем су­веренитета и источником государственной власти являются граж­дане республики. Одними из важнейших обязанностей государства являются возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и пред­ставителей других национальностей, проживающих в Казахстане.

В 3-й главе определена структура органов государственной власти Республики Казахстан. Главой Республики Казахстан и руководителем ее исполнительной власти является Президент.

В 4-й главе, где определены экономические основы государ­ственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей стату­су независимого государства и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воз­душное пространство, растительный и животный мир, другие при­родные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал находятся в исключительной собственности Республики Казахстан.

Республика Казахстан провозглашена полноправным членом мирового сообщества, она принимает меры по охране своей неза­висимости и укреплению национальной государственности. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государствен­ную независимость. Республика Казахстан имеет свои государственные символы - Герб, Флаг, Гимн. Без всякого преувеличения можно сказать, что Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» явился документом исторической важности и стал базой для становления суверенного и демократического общества.

16 декабря 1991 года был объявлен Днем независимости Казах­стана. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства при­знали многие ведущие страны мира. 2 марта 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций.

28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Основ­ной Закон страны - первую Конституцию независимого Казахста­на. Конституция Республики Казахстан явилась плодом творчества всех казахстанцев. Во время обсуждения гражданами республики и правоведами было внесено большое количество замечаний, до­полнений. Особенность новой Конституции в том, что она провоз­гласила Казахстан неотъемлемой частью мирового сообщества. Ка­захстан тем самым подтвердил свою приверженность между­народным нормам и курсу на создание демократического и пра­вового государства.

Став неза­висимым государством, Казахстан смог впервые за последние 200 с лишним лет в сентябре-октябре 1992 года провести Всемирный курултай (съезд) казахов. В курултае приняли участие соотечествен­ники из тринадцати стран мира, покинувшие Родину в различные годы. Проведение подобного собрания было актом высокого гума­низма, попыткой произнести запоздалые слова покаяния перед сво­ими соотечественниками, вынужденными в силу различных обсто­ятельств, главным образом насилием со стороны государства, по­кинуть родные земли и переселиться за границу. Находясь вне пре­делов Казахстана, эмигранты нередко подвергались дискримина­ции и терпели лишения.

Среди гостей курултая были видные религиозные деятели, уче­ные, бизнесмены, студенты. На курултай прибыли делегации из многих государств, в том числе и из России, Узбекистана, где про­живают многочисленные казахские диаспоры. На курултае выступили Президент Республики Н. Назарбаев, видный поэт и общественный деятель О. Сулейменов, ученый-теолог из Турции Хали­фа Алтай, гость из России глава Кемеровской области Аман Тулеев и другие. Большую роль в консолидации общества и укреплении дружбы народов сыграл проведенный в середине декабря 1992 года Форум народов Казахстана.

Конец 1993 года был знаменателен тем, что в Казахстане начался массовый самороспуск Советов. Долгие годы Советы являлись той ширмой, за которой свою власть осуществляла КПСС. После рос­пуска КПСС и создания управленческой вертикали в виде район­ных, городских и областных администраций, введения акиматов Со­веты потеряли прежнее значение. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского рай­онного Совета народных депутатов г. Алматы, которые призвали депутатов всех уровней последовать их примеру. В обращении к коллегам свой выбор они аргументировали тем, что в современных условиях старые Советы не в состоянии влиять на политические и экономические процессы в стране, вывести ее из кризиса. К концу ноября о самороспуске объявили около ста местных Советов, в том числе Алматинский городской и областной Советы. Ряд народных депутатов республики подняли вопрос уже о самороспуске Вер­ховного Совета Казахстана.

В таких условиях 8 декабря 1993 года в г. Алматы начал свою работу второй этап XI сессии Верховного Совета республики. Пар­ламент принял новый «Кодекс о выборах в Республике Казахстан», избрал Центральную избирательную Комиссию и объявил о своем роспуске. Следующий Парламент стал уже двухпалатным и со­стоял из Сената и Мажилиса.

По мере ста­новления Казахстана как светского и демократического государ­ства естественным явлением общественного развития в республике стала многопартийность. Легитимно существующая многопартий­ная система предполагает признание наличия в обществе различ­ных интересов и взглядов, обеспечения их сторонникам права вы­ражать и защищать эти интересы, добиваться их реализации.

К концу 1993 года в Казахстане были зарегистрированы и офи­циально действовали три политические партии - Социалистическая партия, Республиканская партия Казахстана и партия «Народный конгресс Казахстана», такое же число общественных движений - антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», гражданское дви­жение «Азат», союз «Народное единство Казахстана», 11 республи­канских национально-культурных образований. Кроме того, в рес­публике насчитывалось более 300 общественно-политических объ­единений, из них несколько десятков различных фондов.

Существовали и другие социальные движения и партии, яв­лявшиеся участниками политических процессов, но по разным при­чинам не получившие юридического основания на законную дея­тельность в обществе. Одним из влиятельных политических дви­жений Казахстана стал союз «Народное единство Казахстана» (СНЕК), который объединил в своих рядах различные социальные слои, но, главным образом, управленцев и часть интеллигенции. На организационной конференции союза Н.А. Назарбаев согласил­ся стать его лидером. Председателем СНЕК стал К. Султанов, ра­ботавший к тому времени заместителем премьер-министра Рес­публики. Партия «Народный конгресс Казахстана» (НКК) приня­ла активное участие в общественно-политической жизни респуб­лики: в обсуждении и принятии законопроектов о политических партиях, о местном самоуправлении, об оппозиции, о концепции судебной реформы в Республике Казахстан, в выборах в Верхов­ный Совет. Лидер НКК О. Сулейменов наладил тесные контакты с российским «Гражданским Союзом» и «Движением демократичес­ких реформ», приверженных идее евразийской интеграции, конк­ретно, России и Казахстана.

Социалистическая партия Казахстана (СПК) вела работу по своему организационному укреплению, улучшению материально- технической базы. С этой целью политисполком СПК провел рес­публиканское совещание предпринимателей и коммерческих струк­тур, поддерживающих партию. Осенью 1993 года СПК стала, как и «Народный конгресс Казахстана», издавать свои газеты.

В движении «Азат» и в Республиканской партии Казахстана произошел глубокий раскол по вопросам тактики. Некоторые руководители стояли на позициях постоянного давления на пра­вительство, упрекая его в слабости и нерешительности, другие при­держивались тактики компромиссов и стояли за постепенную эво­люцию общества. Эти расхождения позже привели к созданию са­мостоятельных организаций.

Серьезные внутренние потрясения испытывала русская об­щина, что было вызвано разногласиями как среди самих лидеров, так и их отношением к становлению независимости Казахстана. Активную работу по сплочению своих рядов проводило рес­публиканское движение «Лад», собравшее вокруг себя, главным об­разом, славянское население республики.

Таким образом, к концу 1993 года общественно-политические дви­жения стали в республике реальной политической силой.

Крупной влиятельной политической силой, которая представ­ляет собой реформистскую партию социал-демократической на­правленности, партию созидания, является «Отан» (ныне «Нур Отан»). Лидер партии - Президент Республики Казахстан Нурсул­тан Назарбаев. Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии деклари­руется приверженность принципам интернационализма, социал- демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, вклю­чая Россию.

Первый съезд Республиканской политической партии «Отан» открылся 1 марта. Делегаты единогласно избрали Президента Рес­публики Казахстан Н.А. Назарбаева первым председателем Рес­публиканской партии «Отан».

С первого своего съезда партия «Отан» придерживается курса на повышение роли политических партий и объединений в политичес­ком процессе. Важным достижением в этом направлении явилось пред­ложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране рефор­мы, объединиться на равноправной основе. 4 июля 2006 года на IX внеочередном съезде РПП «Отан» в г. Астане объединились РПП «Отан» и Республиканская партия «Асар». «Нур Отан» - партия Пре­зидента Казахстана и его политическая опора.

В январе 1992 года Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса.

В целях обеспечения государственной независимости респуб­лики в январе 1992 года были сформированы свои внутренние Воору­женные силы. Кроме того, призываемая в ряды армии молодежь по­лучила возможность служить на территории Казахстана. Ранее в те­чение долгих лет действовал так называемый принцип «экстерриториальности», по которому призывники должны были служить мак­симально далеко от родного дома. В августе 1992 года Президент Рес­публики утвердил текст новой присяги для военнослужащих.

В 1993 году Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол и объявил, что Казахстан стано­вится территорией, свободной от ядерного оружия.

Неотложной задачей и одним из первых шагов вновь возникшего государства стало принятие новых государственных символов - Фла­га, Герба и Гимна. 4 июня 1992 года вошел в историю нашей страны как день государственных символов: Президент РК Н.А. Назарбаев подписал Законы «О Государственном флаге РК», «О Государственном гербе РК» и «О музыкальной редакции Государственного гимна РК». А 6 июня в здании Алматинского театра оперы и балета им. Абая состоялась торжественная церемония, посвященная представлению государственных символов. В этот же день над резиденцией Прези­дента и зданием Верховного Совета Республики Казахстан был под­нят Государственный флаг и установлен Герб. Через шесть месяцев, 11 декабря 1992 года, был утвержден текст Государственного гимна.

Флаг Казахстана побывал в космосе вместе со вторым казах­ским летчиком-космонавтом Талгатом Мусабаевым. В 1995 году Флаг Казахстана был водружен на вершине горы Эверест.

Гимном Республики Казахстан с 1992 по 2006 гг. была песня с музыкой старого гимна советского времени и новыми словами.

С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная и любимая народом песня «Мой Казахстан», написанная в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым на слова поэта Жумекена Нажимеденова с внесенными из­менениями, приводящими песню в соответствие со статусом Госу­дарственного гимна. Поправки в текст внесены Президентом РК Н. Назарбаевым. В тексте гимна подчеркиваются идеи стремления к свободе и процветанию всех граждан Казахстана.

Государственный Флаг Республики Казахстан является симво­лом государственного суверенитета и представляет собой прямоу­гольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. С левой стороны полотнища - вертикальная полоса с национальным орнаментом красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.

Государственный Герб Республики Казахстан представляет со­бой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голу­бом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расхо­дятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В вер­хней части герба - пятиконечная звезда, в нижней части - надпись «Казакстан». В цветном изображении герб Республики Казахстан двух цветов - золота и голубого. Проект герба был подготовлен архитекто­ром Шотой Уалихановым в соавторстве с Жандарбеком Ниязбековым. В специальном законе о Государственных флаге и гербе под­черкивается, что граждане Республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории республики, обязаны чтить Флаг и Герб республики; лица, виновные в осквернении их несут ответствен­ность в соответствии с законодательством республики.

7 марта 1994 года состоялись выборы в Парламент республики. Но в ряде мест они прошли с нарушениями, что послужило причиной постановления Кон­ституционного суда от 6 марта 1995 года о нарушениях выборного законодательства и его вступления в силу. В связи с этим 11 марта 1995 года Президент Республики Н.А. Назарбаев обратился в Кон­ституционный суд с официальным требованием дать разъяснения по следующим вопросам: Означает ли принятое постановление не­конституционность выборов в Верховный Совет, состоявшихся 7 марта 1994 года, а также полномочий избранных парламентариев? Если полномочия депутатов Верховного Совета неконституционны, кто вправе принимать решения законодательного характера?

В тот же день Конституционный суд, рассмотрев на рас­порядительном заседании запрос Главы государства как лица, обя­занного к исполнению решений Конституционного суда (КС), в по­рядке истолкования своего постановления от 6 марта 1995 года при­нял дополнительное определение. В нем было указано, что в соответ­ствии со статьей 131 Основного Закона Республики Казахстан при­знание неконституционности указанных в пункте 1 постановления КС от 6 марта 1995 года актов Центризбиркома отменяет на терри­тории республики их действие, а также основанных на них актов Центральной и иных избирательных комиссий. Конституционный суд признал, что нарушения Основного Закона имели место на террито­рии всей республики и в равной мере затрагивали конституционные права всех составляющих электорат граждан.

Правовым следствием постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года явилась неконституционность полномочий Вер­ховного Совета, избранного 7 марта 1994 года, а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 года депутатов. В услови­ях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 года законно избранно­го Верховного Совета на период до избрания нового состава Парла­мента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополни­тельных полномочий» Президенту было предоставлено право приня­тия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый Парламент в октябре 1995 года Прези­дентом Республики был издан целый пакет Указов, регламентирую­щих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. Осе­нью 1995 года состоялись новые выборы, теперь уже в двухпалат­ный Парламент Казахстана. 30 января 1996 года в Алматы вновь избранный двухпалатный Парламент начал свою работу.

В 1995 году был проведен еще один референдум. Учитывая обра­щение Ассамблеи народов Казахстана и согласно Указу Президента от 29 апреля 1995 года был проведен Республиканский референдум. На референдум был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Рес­публики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декаб­ря 1991 года?».

Абсолютное большинство казахстанцев во время референдума проголосовало за продление полномочий Н. А. Назарбаева.

Конституция 1995 года стала подлинной основой для развития государственности Ка­захстана. Конституция определила Республику Казахстан как демо­кратическое, светское, правовое, социальное, унитарное государство с президентской формой правления. К числу важнейших приорите­тов отнесены демократические принципы конституционного строя Ка­захстана - ценность человека, его прав и свобод, идеологическое и политическое многообразие, равенство перед законом. Конституция в полной мере воплотила положения Всеобщей декларации и между­народных пактов ООН, а международные договоры, ратифицирован­ные Парламентом страны, имеют приоритет перед законом.

Принципиально важным стало четкое закрепление демократи­ческого принципа власти: государственная власть в республике еди­на, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодейстуют между собой с использова­нием системы сдержек и противовесов. При этом исключительную ценность имеет не столько разделение ветвей власти, сколько их вза­имодействие.

Конкретно определено, что Парламент РК является высшим пред­ставительным органом, осуществляющим законодательные функции. Предусмотренная Конституцией двухпалатная структура Парламен­та позволила отразить все многообразие интересов различных слоев общества.

Конституция 1995 года придала новый импульс экономическим реформам, обеспечила создание эффективной нормативной правовой базы и законодательного поля деятельности Парламента и Прави­тельства, которые соответствовали и соответствуют современным тре­бованиям рыночных отношений.

Конституция гарантирует равную защиту как государствен­ной, так и частной собственности. В действующей Конституции провозглашены реально гарантируемые государством права: на сво­боду труда и предпринимательской деятельности; на получение бес­платного, установленного законом, объема медицинской помощи; на бесплатное среднее образование; на свободу вероисповедания, гарантировано и получение на конкурсной основе бесплатного выс­шего образования; на социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Сегодня эти конституционные права нашли свое закрепление в конкретных нор­мах законов и прочно вошли в повседневную жизнь людей. Кон­ституция закрепила основные права и свободы человека, обеспечи­ла равенство в правах всех граждан нашей страны, что способству­ет внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов.

Президент согласно ч. 2 ст. 40 Конституции - «символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Консти­туции, прав и свобод человека и гражданина».

Правительство образуется Президентом и ответственно перед ним, а также подотчетно Парламенту. Премьер-Министр назнача­ется Президентом с согласия Парламента. По представлению Премьер-Министра Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, а также образу­ет, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные орга­ны республики, не входящие в состав Правительства.

Судебная власть в Республике представлена Верховным Судом республики; областными и приравненными к ним судами - Алматинским городским судом, Военным судом войск Республики Ка­захстан, районными городскими и военными судами. Перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина довольно стандарт­ный, в определенном смысле нововведением является обязанность уважать государственные символы Республики. Государственный язык - казахский. Но согласно ч. 2 ст. 7, «в государственных организациях и органах местного самоуправле­ния наравне с казахским официально употребляется русский язык».

Новая Конституция закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казах­стана. В Конституции РК четко определены, в качестве основопо­лагающих принципов, общественное согласие, политическая ста­бильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами.

Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президент­ской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Рес­публики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Рес­публики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегу­лировали статус и функции каждой ветви власти.

 

Конституция 1995 года стала правовым фундаментом в построении социально ориентированного государства с рыночной экономикой и проведением последовательных демократических реформ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.03 с.)