Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическое развитие независимого Казахстана
Августовский путч 1991 года, ускоривший процесс распада СССР, способствовал тому, что большинство республик уже к октябрю 1991 года объявили о своей независимости. 16 декабря 1991 года был принят Конституционный Закон Республики Казахстан о государственной независимости. Статья 1-я принятого документа определяет Республику Казахстан как независимое, демократическое, унитарное и правовое государство. Оно обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внешнюю и внутреннюю политику, со всеми странами республика строит свои взаимоотношения на принципах международного права. Территория Казахстана в существующих границах является целостной, неделимой и неприкосновенной. Во 2-й главе закона отмечено, что граждане республики независимо от национальности, вероисповедания, принадлежности к общественным объединениям, происхождения, социального и имущественного положения, рода занятий, места жительства облада-ют всеми правами и обязанностями. Единственным носителем суверенитета и источником государственной власти являются граждане республики. Одними из важнейших обязанностей государства являются возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других национальностей, проживающих в Казахстане. В 3-й главе определена структура органов государственной власти Республики Казахстан. Главой Республики Казахстан и руководителем ее исполнительной власти является Президент. В 4-й главе, где определены экономические основы государственной независимости республики, подчеркнуто, что она обладает самостоятельной экономической системой, соответствующей статусу независимого государства и основывается на многообразии и равенстве всех форм собственности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал находятся в исключительной собственности Республики Казахстан. Республика Казахстан провозглашена полноправным членом мирового сообщества, она принимает меры по охране своей независимости и укреплению национальной государственности. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. Республика Казахстан имеет свои государственные символы - Герб, Флаг, Гимн. Без всякого преувеличения можно сказать, что Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» явился документом исторической важности и стал базой для становления суверенного и демократического общества.
16 декабря 1991 года был объявлен Днем независимости Казахстана. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства признали многие ведущие страны мира. 2 марта 1992 года Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. 28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстан принял Основной Закон страны - первую Конституцию независимого Казахстана. Конституция Республики Казахстан явилась плодом творчества всех казахстанцев. Во время обсуждения гражданами республики и правоведами было внесено большое количество замечаний, дополнений. Особенность новой Конституции в том, что она провозгласила Казахстан неотъемлемой частью мирового сообщества. Казахстан тем самым подтвердил свою приверженность международным нормам и курсу на создание демократического и правового государства. Став независимым государством, Казахстан смог впервые за последние 200 с лишним лет в сентябре-октябре 1992 года провести Всемирный курултай (съезд) казахов. В курултае приняли участие соотечественники из тринадцати стран мира, покинувшие Родину в различные годы. Проведение подобного собрания было актом высокого гуманизма, попыткой произнести запоздалые слова покаяния перед своими соотечественниками, вынужденными в силу различных обстоятельств, главным образом насилием со стороны государства, покинуть родные земли и переселиться за границу. Находясь вне пределов Казахстана, эмигранты нередко подвергались дискриминации и терпели лишения. Среди гостей курултая были видные религиозные деятели, ученые, бизнесмены, студенты. На курултай прибыли делегации из многих государств, в том числе и из России, Узбекистана, где проживают многочисленные казахские диаспоры. На курултае выступили Президент Республики Н. Назарбаев, видный поэт и общественный деятель О. Сулейменов, ученый-теолог из Турции Халифа Алтай, гость из России глава Кемеровской области Аман Тулеев и другие. Большую роль в консолидации общества и укреплении дружбы народов сыграл проведенный в середине декабря 1992 года Форум народов Казахстана.
Конец 1993 года был знаменателен тем, что в Казахстане начался массовый самороспуск Советов. Долгие годы Советы являлись той ширмой, за которой свою власть осуществляла КПСС. После роспуска КПСС и создания управленческой вертикали в виде районных, городских и областных администраций, введения акиматов Советы потеряли прежнее значение. Первыми объявили о самороспуске депутаты Алатауского районного Совета народных депутатов г. Алматы, которые призвали депутатов всех уровней последовать их примеру. В обращении к коллегам свой выбор они аргументировали тем, что в современных условиях старые Советы не в состоянии влиять на политические и экономические процессы в стране, вывести ее из кризиса. К концу ноября о самороспуске объявили около ста местных Советов, в том числе Алматинский городской и областной Советы. Ряд народных депутатов республики подняли вопрос уже о самороспуске Верховного Совета Казахстана. В таких условиях 8 декабря 1993 года в г. Алматы начал свою работу второй этап XI сессии Верховного Совета республики. Парламент принял новый «Кодекс о выборах в Республике Казахстан», избрал Центральную избирательную Комиссию и объявил о своем роспуске. Следующий Парламент стал уже двухпалатным и состоял из Сената и Мажилиса. По мере становления Казахстана как светского и демократического государства естественным явлением общественного развития в республике стала многопартийность. Легитимно существующая многопартийная система предполагает признание наличия в обществе различных интересов и взглядов, обеспечения их сторонникам права выражать и защищать эти интересы, добиваться их реализации. К концу 1993 года в Казахстане были зарегистрированы и официально действовали три политические партии - Социалистическая партия, Республиканская партия Казахстана и партия «Народный конгресс Казахстана», такое же число общественных движений - антиядерное движение «Невада-Семипалатинск», гражданское движение «Азат», союз «Народное единство Казахстана», 11 республиканских национально-культурных образований. Кроме того, в республике насчитывалось более 300 общественно-политических объединений, из них несколько десятков различных фондов. Существовали и другие социальные движения и партии, являвшиеся участниками политических процессов, но по разным причинам не получившие юридического основания на законную деятельность в обществе. Одним из влиятельных политических движений Казахстана стал союз «Народное единство Казахстана» (СНЕК), который объединил в своих рядах различные социальные слои, но, главным образом, управленцев и часть интеллигенции. На организационной конференции союза Н.А. Назарбаев согласился стать его лидером. Председателем СНЕК стал К. Султанов, работавший к тому времени заместителем премьер-министра Республики. Партия «Народный конгресс Казахстана» (НКК) приняла активное участие в общественно-политической жизни республики: в обсуждении и принятии законопроектов о политических партиях, о местном самоуправлении, об оппозиции, о концепции судебной реформы в Республике Казахстан, в выборах в Верховный Совет. Лидер НКК О. Сулейменов наладил тесные контакты с российским «Гражданским Союзом» и «Движением демократических реформ», приверженных идее евразийской интеграции, конкретно, России и Казахстана.
Социалистическая партия Казахстана (СПК) вела работу по своему организационному укреплению, улучшению материально- технической базы. С этой целью политисполком СПК провел республиканское совещание предпринимателей и коммерческих структур, поддерживающих партию. Осенью 1993 года СПК стала, как и «Народный конгресс Казахстана», издавать свои газеты. В движении «Азат» и в Республиканской партии Казахстана произошел глубокий раскол по вопросам тактики. Некоторые руководители стояли на позициях постоянного давления на правительство, упрекая его в слабости и нерешительности, другие придерживались тактики компромиссов и стояли за постепенную эволюцию общества. Эти расхождения позже привели к созданию самостоятельных организаций. Серьезные внутренние потрясения испытывала русская община, что было вызвано разногласиями как среди самих лидеров, так и их отношением к становлению независимости Казахстана. Активную работу по сплочению своих рядов проводило республиканское движение «Лад», собравшее вокруг себя, главным образом, славянское население республики. Таким образом, к концу 1993 года общественно-политические движения стали в республике реальной политической силой. Крупной влиятельной политической силой, которая представляет собой реформистскую партию социал-демократической направленности, партию созидания, является «Отан» (ныне «Нур Отан»). Лидер партии - Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Идеологию партии можно охарактеризовать как популистское евразийство. Однако в документах партии декларируется приверженность принципам интернационализма, социал- демократии, умеренно-государственного управления экономикой и ориентации на союз с бывшими советскими республиками, включая Россию. Первый съезд Республиканской политической партии «Отан» открылся 1 марта. Делегаты единогласно избрали Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева первым председателем Республиканской партии «Отан».
С первого своего съезда партия «Отан» придерживается курса на повышение роли политических партий и объединений в политическом процессе. Важным достижением в этом направлении явилось предложение ряду партий, поддерживающих проводимые в стране реформы, объединиться на равноправной основе. 4 июля 2006 года на IX внеочередном съезде РПП «Отан» в г. Астане объединились РПП «Отан» и Республиканская партия «Асар». «Нур Отан» - партия Президента Казахстана и его политическая опора. В январе 1992 года Казахстан добыл свой первый слиток золота, положив тем самым начало накоплению своего золотого запаса. В целях обеспечения государственной независимости республики в январе 1992 года были сформированы свои внутренние Вооруженные силы. Кроме того, призываемая в ряды армии молодежь получила возможность служить на территории Казахстана. Ранее в течение долгих лет действовал так называемый принцип «экстерриториальности», по которому призывники должны были служить максимально далеко от родного дома. В августе 1992 года Президент Республики утвердил текст новой присяги для военнослужащих. В 1993 году Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев подписал Лиссабонский протокол и объявил, что Казахстан становится территорией, свободной от ядерного оружия. Неотложной задачей и одним из первых шагов вновь возникшего государства стало принятие новых государственных символов - Флага, Герба и Гимна. 4 июня 1992 года вошел в историю нашей страны как день государственных символов: Президент РК Н.А. Назарбаев подписал Законы «О Государственном флаге РК», «О Государственном гербе РК» и «О музыкальной редакции Государственного гимна РК». А 6 июня в здании Алматинского театра оперы и балета им. Абая состоялась торжественная церемония, посвященная представлению государственных символов. В этот же день над резиденцией Президента и зданием Верховного Совета Республики Казахстан был поднят Государственный флаг и установлен Герб. Через шесть месяцев, 11 декабря 1992 года, был утвержден текст Государственного гимна. Флаг Казахстана побывал в космосе вместе со вторым казахским летчиком-космонавтом Талгатом Мусабаевым. В 1995 году Флаг Казахстана был водружен на вершине горы Эверест. Гимном Республики Казахстан с 1992 по 2006 гг. была песня с музыкой старого гимна советского времени и новыми словами. С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная и любимая народом песня «Мой Казахстан», написанная в 1956 году композитором Шамши Калдаяковым на слова поэта Жумекена Нажимеденова с внесенными изменениями, приводящими песню в соответствие со статусом Государственного гимна. Поправки в текст внесены Президентом РК Н. Назарбаевым. В тексте гимна подчеркиваются идеи стремления к свободе и процветанию всех граждан Казахстана.
Государственный Флаг Республики Казахстан является символом государственного суверенитета и представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым - парящий орел. С левой стороны полотнища - вертикальная полоса с национальным орнаментом красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 1:2. Государственный Герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В верхней части герба - пятиконечная звезда, в нижней части - надпись «Казакстан». В цветном изображении герб Республики Казахстан двух цветов - золота и голубого. Проект герба был подготовлен архитектором Шотой Уалихановым в соавторстве с Жандарбеком Ниязбековым. В специальном законе о Государственных флаге и гербе подчеркивается, что граждане Республики Казахстан, а также лица, находящиеся на территории республики, обязаны чтить Флаг и Герб республики; лица, виновные в осквернении их несут ответственность в соответствии с законодательством республики. 7 марта 1994 года состоялись выборы в Парламент республики. Но в ряде мест они прошли с нарушениями, что послужило причиной постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года о нарушениях выборного законодательства и его вступления в силу. В связи с этим 11 марта 1995 года Президент Республики Н.А. Назарбаев обратился в Конституционный суд с официальным требованием дать разъяснения по следующим вопросам: Означает ли принятое постановление неконституционность выборов в Верховный Совет, состоявшихся 7 марта 1994 года, а также полномочий избранных парламентариев? Если полномочия депутатов Верховного Совета неконституционны, кто вправе принимать решения законодательного характера? В тот же день Конституционный суд, рассмотрев на распорядительном заседании запрос Главы государства как лица, обязанного к исполнению решений Конституционного суда (КС), в порядке истолкования своего постановления от 6 марта 1995 года принял дополнительное определение. В нем было указано, что в соответствии со статьей 131 Основного Закона Республики Казахстан признание неконституционности указанных в пункте 1 постановления КС от 6 марта 1995 года актов Центризбиркома отменяет на территории республики их действие, а также основанных на них актов Центральной и иных избирательных комиссий. Конституционный суд признал, что нарушения Основного Закона имели место на территории всей республики и в равной мере затрагивали конституционные права всех составляющих электорат граждан. Правовым следствием постановления Конституционного суда от 6 марта 1995 года явилась неконституционность полномочий Верховного Совета, избранного 7 марта 1994 года, а также избранных на дополнительных выборах 22 января 1995 года депутатов. В условиях отсутствия в республике с 19 апреля 1994 года законно избранного Верховного Совета на период до избрания нового состава Парламента на основании Закона «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» Президенту было предоставлено право принятия решений законодательного характера и иные полномочия. До проведения выборов в новый Парламент в октябре 1995 года Президентом Республики был издан целый пакет Указов, регламентирующих различные стороны экономики, социальной политики и т.д. Осенью 1995 года состоялись новые выборы, теперь уже в двухпалатный Парламент Казахстана. 30 января 1996 года в Алматы вновь избранный двухпалатный Парламент начал свою работу. В 1995 году был проведен еще один референдум. Учитывая обращение Ассамблеи народов Казахстана и согласно Указу Президента от 29 апреля 1995 года был проведен Республиканский референдум. На референдум был вынесен следующий вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, всенародно избранного 1 декабря 1991 года?». Абсолютное большинство казахстанцев во время референдума проголосовало за продление полномочий Н. А. Назарбаева. Конституция 1995 года стала подлинной основой для развития государственности Казахстана. Конституция определила Республику Казахстан как демократическое, светское, правовое, социальное, унитарное государство с президентской формой правления. К числу важнейших приоритетов отнесены демократические принципы конституционного строя Казахстана - ценность человека, его прав и свобод, идеологическое и политическое многообразие, равенство перед законом. Конституция в полной мере воплотила положения Всеобщей декларации и международных пактов ООН, а международные договоры, ратифицированные Парламентом страны, имеют приоритет перед законом. Принципиально важным стало четкое закрепление демократического принципа власти: государственная власть в республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые взаимодейстуют между собой с использованием системы сдержек и противовесов. При этом исключительную ценность имеет не столько разделение ветвей власти, сколько их взаимодействие. Конкретно определено, что Парламент РК является высшим представительным органом, осуществляющим законодательные функции. Предусмотренная Конституцией двухпалатная структура Парламента позволила отразить все многообразие интересов различных слоев общества. Конституция 1995 года придала новый импульс экономическим реформам, обеспечила создание эффективной нормативной правовой базы и законодательного поля деятельности Парламента и Правительства, которые соответствовали и соответствуют современным требованиям рыночных отношений. Конституция гарантирует равную защиту как государственной, так и частной собственности. В действующей Конституции провозглашены реально гарантируемые государством права: на свободу труда и предпринимательской деятельности; на получение бесплатного, установленного законом, объема медицинской помощи; на бесплатное среднее образование; на свободу вероисповедания, гарантировано и получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования; на социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Сегодня эти конституционные права нашли свое закрепление в конкретных нормах законов и прочно вошли в повседневную жизнь людей. Конституция закрепила основные права и свободы человека, обеспечила равенство в правах всех граждан нашей страны, что способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Президент согласно ч. 2 ст. 40 Конституции - «символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина». Правительство образуется Президентом и ответственно перед ним, а также подотчетно Парламенту. Премьер-Министр назначается Президентом с согласия Парламента. По представлению Премьер-Министра Президент определяет структуру Правительства, назначает и освобождает от должности его членов, а также образует, упраздняет и реорганизует центральные исполнительные органы республики, не входящие в состав Правительства. Судебная власть в Республике представлена Верховным Судом республики; областными и приравненными к ним судами - Алматинским городским судом, Военным судом войск Республики Казахстан, районными городскими и военными судами. Перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина довольно стандартный, в определенном смысле нововведением является обязанность уважать государственные символы Республики. Государственный язык - казахский. Но согласно ч. 2 ст. 7, «в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык». Новая Конституция закрепила фундаментальные принципы общественного и государственного устройства независимого Казахстана. В Конституции РК четко определены, в качестве основополагающих принципов, общественное согласие, политическая стабильность, экономическое развитие и решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Конституция 1995 года, провозгласившая Казахстан президентской республикой, а Конституционные законы «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», «О Правительстве Республики Казахстан», «О судебной системе и статусе судей» урегулировали статус и функции каждой ветви власти. Конституция 1995 года стала правовым фундаментом в построении социально ориентированного государства с рыночной экономикой и проведением последовательных демократических реформ.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.123.32 (0.03 с.) |