ТОП 10:

В более узком смысле термин «андеррайтинг» означает определенные условия, которые инвестиционный посредник берет на себя перед эмитентом в отношении выпускаемых им бумаг.



Такого рода условия могут заключаться в:

¨ гарантированном обязательстве посредника выкупить весь выпуск ценных бумаг данного эмитента (firm commitment или bought deal); соглашение по формуле «firm commitment» предусматривает обязательство посредника выкупить весь выпуск акций эмитента по определенной цене (меньшей, чем цена предложения) для последующей перепродажи сторонним инвестором;

¨ гарантированном обязательстве посредника выкупить нереализованную часть выпуска данного эмитента;

¨ обеспечении «максимальных усилий» по реализации ценных бумаг эмитента (best efforts underwriting).

В первых двух случаях эмитент практически уверен в размещении всего выпуска ценных бумаг, а условия размещения и выкупа нереализованной части оговорены с посредником. Такого рода условия предпочитают крупные компании-эмитенты. В последнем случае речь идет не о гарантиях продажи, а об обязательстве посредника приложить определенные усилия по продаже бумаг. На этих условиях посредники берутся реализовать ценные бумаги небольших компаний.

Формула «best efforts» означает, что посредник соглашается участвовать лишь в качестве торгового агента компании-эмитента, т. е. посредник обязуется лишь предлагать акции публике по фиксированной цене в течение оговоренного срока. Если к окончанию срока не удается продать установленное минимальное число акций, предложение в соответствии с таким соглашением аннулируется.

Кроме того, инвестиционный посредник может выступать в качестве резервного канала реализации нового выпуска («standby»). Это происходит в том случае, когда эмитент пытается осуществить прямое размещение нового выпуска. При этом он договаривается с банком, что тот подключится к размещению, если выпуск не будет удаваться разместить полностью.

Инвестиционные посредники, занимающиеся первичным размещением ценных бумаг, чаще всего работают совместно, образуя синдикаты (консорциумы) андеррайтеров, которые могут насчитывать до нескольких десятков членов. Среди участников синдиката главным андеррайтером считается тот посредник, с которым эмитент договаривается об условиях выпуска. Каждый из участников синдиката проводит подписку среди своих клиентов в пределах выделенной ему доли выпуска.

Когда эмитент получает предложения от нескольких синдикатов, андеррайтинг производится на конкурсной основе. Эмитент выбирает то предложение, в котором указывается самая высокая цена, либо непосредственно согласовывает условия выпуска с одним из предлагающих синдикатов.

Андеррайтер размещает бумаги на рынке по цене, выше выплаченной эмитенту. Эта маржа называется «валовый спрэд», или «скидка для андеррайтеров», и составляет обычно 7—8%, из которых около половины уходит брокеру, продающему акции. Обе цены должны быть указаны в проспекте эмиссии.

Обычно на андеррайтера ложатся и обязанности по регистрации выпуска в соответствующем государственном органе.

Через два дня после получения окончательного варианта проспекта эмиссии андеррайтер может предлагать бумаги сторонним инвесторам. Новый выпуск вступает в силу обычно после закрытия рынка. Торги по новым акциям начинаются на следующий день.

За обеспечение регулярной торговли акциями компании в течение первых нескольких дней отвечает ведущий андеррайтер. Ему юридически разрешено поддерживать цену вновь выпущенных акций путем покупки или коротких продаж акций на рынке. Он может также наложить штрафные санкции на брокеров, «сбрасывающих» акции клиентам. Штраф накладывается в том случае, когда андеррайтеру приходится принимать уже проданные им акции. Это позволяет определенным образом контролировать цену акций на рынке. Быстрое падение цен акций ниже цены предложения, несмотря на усилия ведущего андеррайтера, воспринимается инвесторами весьма негативно.

 

В 2009 году российские компании практически полностью прекратили привлекать деньги через размещения акций[4]. И все же нашлись компании (Магнит, Интегра, Синергия, ИСКЧ), которые даже в кризис выпустили свои акции на биржу. Во втором полугодии 2009 года ситуация с ликвидностью начала радикально улучшаться. Мир увидел бум размещений на рынке корпоративных облигаций развивающихся стран. В январе 2010 г. российская алюминиевая компания «Русал» разместила акции более чем на $2 млрд на фондовой бирже в Гонконге. Уже сейчас известно, что в Лондоне собираются провести размещения Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) и медиахолдинг "Проф-Медиа" На российских биржах разместятся ГК Виктория и Сибирский аграрный холдинг.

Одной из наиболее существенных причин, вынуждавших эмитентов осуществлять IPO зарубежом, является недостаточная емкость внутреннего рынка. Незначительные объемы торгов ведут к ограничению круга сделок, на основании которых определяется цена акций, что, в свою очередь, затрудняет определение справедливой цены. В результате увеличиваются сроки, в течение которых приобретенные инвесторами акции остаются в пассиве, а также повышается степень риска и расходов по сделкам.

Согласно отчету Ernst & Young «Globalization: Global IPO Trends Report 2007» до 90% компаний выходящих на IPO в качестве площадки для основного листинга выбирают национальную биржу, что объясняется лучшей узнаваемостью компании на внутреннем рынке и возможностью стать лидером в своем секторе[5].

При выборе биржевой площадки эмитент должен руководствоваться следующими критериями: сравнение ликвидности, издержек и инвесторской базы.

Ликвидность по акциям российских компаний сосредоточена в России (рис.2.1).

 

Российская инвесторская база достаточно диверсифицирована (таблица 2.1).

Затраты на проведение IPO в России значительно ниже чем на западных площадках (рис.2.2).

 

Дополнительным фактором привлекательности внутреннего рынка является рост активов институциональных и частных инвесторов:

По итогам первого полугодия 2009 года суммарные активы под управлением российских управляющих компаний составили 1,6 трлн рублей (примерно $50 млрд)*. Примерно 43% из этих средств приходится на активы ПИФов и резервов НПФ.

Для сравнения накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике на конец первого полугодия 2009 года составил $242.5 млрд. (включая прямые инвестиции)

* – по данным Эксперт РА”

** – по данным Федеральной службы государственной статистики

Практика показывает – все больше размещений проводится в России. Если в 2006 году до 90% объемов размещений приходилось на «двойные размещения» и размещения, проводимые только на западных площадках, то в 2009 году примерно 60% объемов размещений было осуществлено исключительно на российских площадках.

 

Размещения акций российских эмитентов, $ млрд. (по оценкам ММВБ) (рис.2.3).

 

 

Тема 3. Акция

Официальное юридическое определение акции дается в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг»: акция — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Также в данном законе отмечается, что акция является именной ценной бумагой.

В соответствии с нормами ГК РФ акцией можно назвать ценную бумагу, из номинальной стоимости которой складывается уставный капитал коммерческой организации, называемой акционерным обществом.

Держателями акций могут выступать как юридические, так и физические лица, а также государство.

Пример акции отображен на рис.3.1.

 

Акции обладают следующими свойствами:

• акция — это титул собственности, т.е. держатель акции является совладельцем акционерного общества с вытекающими из этого правами;

• она не имеет срока существования, т.е. права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;

• для нее характерна ограниченная ответственность, так как акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества. Поэтому при банкротстве инвестор не потеряет больше того, что вложил в акцию;

• для акции характерна неделимость, т.е. совместное владение акцией не связано с делением прав между собственниками, все они выступают как одно лицо;

• акции могут расщепляться и консолидироваться

Корпоративные действия - это действия, посредством которых компания меняет структуру или организацию своего акционерного капитала:

1. Бонусная эмиссия – это бесплатное размещение акций среди всех существующих акционеров, пропорционально имеющимся у них акций. В результате бонусной эмиссии компания не привлекает новых средств.

2. Выпуск прав – компания предлагает дополнительные акции существующим акционерам за определенную сумму в количестве пропорциональном имеющимся у них пакетам акций.

3. Дробление акций (сплит) – компания ставит своей целью сократить номинальную стоимость каждой акции и размещает бесплатно среди существующих акционеров компенсирующее количество акций для поддержания стоимости их пакетов акций.

4. Консолидация акций — это сокращение числа акций, сопровождаемое пропорциональным увеличением их номинальной стоимости. Это действие, обратное дроблению.

5. Возврат капитала – применяется в том случае, когда компания полагает, что не может получить достаточную прибыль, позволяющую обеспечить акционерам доходность не ниже среднерыночной.

Классификация видов акций:

1.В зависимости от порядка владения: именные и предъявительские.

2.В зависимости от типа Акционерного общества: акции открытых акционерных обществ и акции закрытых акционерных обществ.

3.В зависимости от размещения:

Размещенные – это акции уже приобретенные акционерами;

Объявленные – нереализованные акции.

4.В зависимости от объема прав:

Привилегированные акции – это акции, занимающие промежуточное положение между облигациями и обыкновенными акциями.

Обыкновенные акции — это акции, в составе прав которых имеется право голоса ее владельца на общем собрании акционерного общества.

Преимущества привилегированных акций над обычными проявляются в дивидендах и правах при ликвидации акционерного общества. При том, что владельцы привилегированных акций не наделены правом получать дивиденды, они должны получить их раньше, чем владельцы обычных акций. Вместе с тем при ликвидации общества владельцы привилегированных акций имеют преимущественные права на оставшиеся активы в сравнении с владельцами обычных акций.

Стоимостная оценка акций. Доходность акций.Номинальная стоимость акции указывается на лицевой стороне акции. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций АО должная быть одинаковой и обеспечивать всем держателям равный объем прав.

Эмиссионная стоимость акции – это цена, по которой ее приобретает первый держатель. Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой. Она не может быть использована на цели потребления и должна быть присоединена к собственному капиталу АО.

- Рыночная цена (курс акции) – это цена, по которой она продается и покупается на вторичном рынке.

 

Курс акции = Дивиденд (руб.) х 100%

ссудный процент (%)

Формулы доходности акций:

Доходность дивидендная = Дивиденды выплаченные : Рыночная цена акции Х 100%

Доходность дивидендная перспективная = Прогнозируемые дивиденды : рыночная цена х 100%

Доход на акцию (EPS) = (Прибыль – Налоги – все процентные выплаты – Дивиденды по привилегированным акциям) : Количество обыкновенных акций в обращении

Отношение цены к доходу на акцию (Р/Е) = Рыночная цена акции : Доход на акцию

Стоимость чистых активов = (Активы – Все долги и издержки) : Количество обыкновенных акций в обращении

Коэффициент b - это мера эластичности процентного изменения цены акции по отношению к одновременному изменению индекса рынка.

 

Факторы, влияющие на доходность акций:

1) Размер дивидендных выплат;

2) Колебания рыночных цен;

3) Уровень инфляции;

4) Налоговый климат.

Категории акции с точки зрения доходности

Ø «Гвоздь программы» – это акции, обладающие высокой ликвидностью, позволяющие получить доход, даже от небольшого колебания цен.

Ø «Премиальные»– это акции, являющиеся лидерами, по росту курсовой стоимости.

Ø «Обаятельные» – это акции молодых компаний, активно повышающихся в цене.

Ø «Центровые» - это лидеры, группы акций, оказывающие влияние на всю группу.

Ø «Голубые фишки» – это акции крупных компаний, имеющих стабильное положение на рынке.

Ø «Акции второго эшелона» – принадлежат крупным, но достаточно молодым компаниям. Они обладают свойствами

Ø «Оборонительные»- это акции крупных компаний с высокими инвестиционными качествами, которые не позволяют снижаться курсовой стоимости, даже при падающем рынке.

Ø «Циклические» - это группа акций, доходность по которым меняется синхронно деловой активности.

Ø «Спящие» - это акции не активные, не имеющие своей доли на рынке, но обладающие большим потенциалом роста.

Ø «Дутые» - это переоцененные акции с искусственно вздутой курсовой стоимостью.

Ø Неликвидные акции.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.008 с.)