Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая сущность первичного рынка и цели его участниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Субъектами (участниками) первичного рынка ценных бумаг могут выступать физические и юридические лица, а также органы государственной власти. На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации. О первичном рынке векселей не говорят, так как в настоящее время они практически не выпускаются серийно. Исключение составляют финансовые векселя, размещаемые коммерческими банками, государством, регионами и органами муниципального управления; эти векселя представляют из себя, по сути, бескупонные облигации. Эмитенты. Для предпринимательских структур эмиссия ценных бумаг — самая выгодная форма доступа к рынку капиталов, т.к. успешная эмиссия позволяет при относительно небольших затратах стать обладателем солидного капитала: собственного (при выпуске акций) или заемного (при выпуске облигаций). В зависимости от целей эмиссии компания может выбрать для выпуска необходимый вид ценных бумаг. Эмиссионная деятельность компаний может осуществляться не только в период создания общества и формирования капитала, но и в процессе текущей деятельности в связи с новыми целями и задачами. Так, в настоящее время главными причинами эмиссии акций являются следующие: • финансирование поглощения, • снижение доли заемного капитала в совокупном капитале, • финансирование инвестиций в производительную деятельность. Часто компании идут на выпуск облигаций, поскольку это обеспечивает сравнительно низкие процентные ставки. Кроме того, проценты по облигациям входят в число не облагаемых налогом предпринимательских издержек. Недостаток облигаций заключается в том, что выплаты процентов должны производиться даже при отсутствии прибыли. По этой причине небольшие корпорации не могут часто прибегать к выпуску облигаций. Следует отметить, что в зарубежных странах в настоящее время акционерные предприятия стали реже прибегать к эмиссии акций по сравнению с другими средствами финансирования. Можно сказать, что выпуск акций применяется лишь в крайних случаях, когда исчерпаны другие возможности внешнего и внутреннего финансирования. Среди основных причин такой ситуации можно упомянуть следующие: · противодействие держателей контрольного пакета акций увеличению общего числа акций, поскольку это ведет к уменьшению доли принадлежащих им бумаг корпорации и ослабляет контроль над ней; · акционерные общества предпочитают использовать средства, позволяющие сохранить существующий порядок контроля: эмиссию облигаций, дробление акций, выпуск привилегированных акций и т. п.; · относительно высокая стоимость эмиссии акций по сравнению с большинством заемных операций (процент выплачивается из валовой прибыли, а дивиденды на акции — из чистой); · нежелание корпорации снижать показатель прибыли в расчете на акцию, поскольку чем больше удельная прибыль, тем выше биржевой курс их акций; · длительные периоды застоя в биржевой конъюнктуре, в результате чего корпорации не могут размещать новые выпуски акций по приемлемым курсам, и ряд других причин. Инвесторы. Инвесторы делятся на два больших класса: индивидуальные и институциональные. Индивидуальные инвесторы вкладывают денежные средства в ценные бумаги самостоятельно или через институциональных инвесторов, которые выступают в роли посредников. К институтциональным инвсторам относятся инвестиционные банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды. Основными целями инвестора могут быть: - получение дохода; - размещение временно свободных денежных средств; - получение контроля над предприятием-эмитентом. При инвестировании средств в акции доход складывается из двух компонентов: дивидендов и роста стоимости акции на вторичном рынке. При этом ошибаются те, кто считает, что основной доход по акции составляют дивиденды. Очень часто акционерное общество принимает решение вообще их не выплачивать. Основной доход по акциям может быть получен при продаже на вторичном рынке по более высокой цене. Однако иногда инвестор может понести убыток – курс акций может сильно упасть. Поэтому всегда следует помнить о том, что акция – достаточно рисковый объект для вложений. Облигация с точки зрения инвестора выступает в качестве инструмента получения дохода, размещения временно свободных денежных средств и страхования от понижения процентной ставки. Доход владельца облигации складывается из номинальной стоимости и купонных процентов.
Классификация эмиссии Для понимания сущности эмиссии, осуществляемой компаниями, определения ее целей важно представлять себе отдельные виды эмиссии. Эмиссию можно классифицировать по нескольким признакам. 1. По очередности проведения эмиссию подразделяют на первичную и последующие. Первичная эмиссия имеет место тогда, когда образуется акционерное общество и необходимо сформировать уставный капитал. Последующие эмиссии преследуют более широкий круг целей, так как они связаны с финансированием инвестиционной деятельности эмитента и расширением его хозяйственной деятельности. 2. В зависимости от формы существования эмиссию можно разделить на открытую и закрытую. Открытая эмиссия (публичная) предполагает предложение выпускаемых ценных бумаг неограниченному кругу потенциальных инвесторов и публичное объявление о предполагаемой эмиссии, сопровождаемое обязательством о раскрытии информации. Закрытая эмиссия (частная) предполагает предложение заранее определенному кругу инвесторов, поэтому при ней не требуется раскрытие информации. Независимо от формы акционерного общества первичная эмиссия может осуществляться только в закрытой форме. 3. По способу размещения выделяют четыре вида эмиссии: ○ Распределение среди учредителей при первичной эмиссии; ○ Распределение среди акционеров при последующих эмиссиях; ○ Подписка (предполагает заключение договора купли продажи акций между эмитентом и инвестором); ○ Конвертация (замена ценных бумаг одного вида на другой на предлагаемых эмитентом условиях). Возможны следующие разновидности конвертации: - выпуск ценных бумаг, конвертируемых в акции; - выпуск ценных бумаг, конвертируемых в облигации; - конвертация акций в акции с большим или меньшим номиналом; - конвертация при консолидации или дроблении; - конвертация акций в акции с иными имущественными правами. 4. По форме существования выпускаемых ценных бумаг выделяют эмиссию документарных и бездокументарных ценных бумаг. При эмиссии бездокументарных ценных бумаг они существуют только в виде записей на специальных счетах. При эмиссии документарных ценных бумаг эмитент обязан в соответствии с законом выпускать сертификаты ценных бумаг. В законодательстве определены случаи, когда имеет место недобросовестная эмиссия. Недобросовестной эмиссией признаются действия, выражающиеся в нарушении процедуры эмиссии, установленной законом, которые являются основаниями для отказа уполномоченными государственными органами в регистрации выпуска ценных бумаг, признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или приостановления эмиссии ценных бумаг. Выпуска может быль приостановлен или признан несостоявшимся при обнаружении регистрирующим органом следующих нарушений: ¨ нарушение эмитентом в ходе эмиссии требований законодательства РФ; ¨ обнаружение в документах, на основании которых был зарегистрирован выпуск ценных бумаг, недостоверной информации; ¨ и др. При выявлении нарушений установленной процедуры эмиссии регистрирующий орган может приостановить эмиссию до устранения нарушений в пределах срока размещения ценных бумаг. Возобновление эмиссии осуществляется по специальному решению регистрирующего органа. В случае признания выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным все ценные бумаги данного выпуска подлежат возврату эмитенту, а средства, полученные эмитентом от размещения выпуска ценных бумаг, признанного недействительным, должны быть возвращены владельцам. Все издержки, связанные с признанием выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным (не состоявшимся) и возвратом средств владельцам, относятся на счет эмитента. Виды размещения эмиссионных ценных бумаг представлены на рис.20 презентации [3]. Размещение акций может производиться всеми перечисленными способами. Размещение облигаций производится только путем подписки на них или конвертации в них других ценных бумаг. Распределение ценных бумаг — это их размещение среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций. Распределение акций имеет место в двух случаях: 1) при учреждении акционерного общества; в этом случае учредители делают взносы в уставный капитал в форме денег или имущества, но нет юридической покупки акций; 2) когда источником увеличения уставного капитала акционерного общества является его собственный капитал (добавочный, нераспределенная прибыль и др.). В этом случае акционеры получают акции без какой-либо оплаты, безвозмездно. Подписка — это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). В случае акций подписка представляет собой их размещение при увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. Подписка может осуществляться в двух формах: • закрытая — это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов, определяемого условиями размещения; • открытая — это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки без какого-либо преимущества одних приобретателей перед другими. Ограничения могут иметь место лишь в случае реализации преимущественного права на приобретение новых выпусков акций акционерами, наличия ограничений на владение максимальным количеством акций одним акционером и в случае приобретения ценной бумаги нерезидентами. Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой вид на заранее установленных условиях. Допускается конвертация: • облигаций в облигации, привилегированные акции и обыкновенные акции; • привилегированных акций в привилегированные акции и обыкновенные акции; • обыкновенных акций в обыкновенные акции при реорганизации акционерного общества. Не разрешается конвертация обыкновенных акций в облигации или привилегированные акции. Размещение ценных бумаг в форме конвертации обычно осуществляется как результат предшествующего размещения конвертируемых ценных бумаг или при реорганизации акционерного общества в любых его формах (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Обмен (как юридический способ размещения) — это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. В данном случае имеет место не обмен акции наденьги (покупка) или на иные ценные бумаги (конвертация), а обмен долей или паев указанных организаций на акции возникшего на их основе акционерного общества. Приобретение (как юридический способ размещения) — это размещение акций вновь возникшего акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или преобразования в акционерное общество государственного предприятия или некоммерческого партнерства. Цели размещения эмиссионных ценных бумаг. Размещение имеет своей целью привлечение эмитентом финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного (собственного) капитала (в случае выпуска акций), но только делается это по правилам и под контролем со стороны государства в лице его органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Процедура эмиссии По российскому законодательству компания не может одновременно проводить эмиссию ценных бумаг различных категорий и типов. В России выпуск ценных бумаг в обращение (эмиссия), их продажа первым владельцам (инвесторам) — физическим и юридическим лицам — осуществляется при: - учреждении акционерного общества и размещении акций среди его учредителей; - увеличении размеров первоначального уставного капитала акционерного общества путем выпуска акций; - привлечении заемного капитала юридическими лицами, государством, государственными органами или органами местной администрации путем выпуска облигаций и иных долговых обязательств. Процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: - принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; - утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; - государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; - размещение эмиссионных ценных бумаг; - государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Решение о выпуске ценных бумаг в обществе, как правило, утверждается советом директоров. При учреждении акционерного общества это решение принимается в соответствии с договором о его создании уполномоченным органом акционерного общества. Это решение должно быть зарегистрировано в органе государственной регистрации ценных бумаг и содержать данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой. Так, законодательство РФ указывает обязательный объем информации, который должен содержаться в решении о выпуске ценных бумаг. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Проспект ценных бумаг должен содержать: - краткие сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, сведения о банковских счетах, об аудиторе, оценщике и о финансовом консультанте эмитента, а также об иных лицах, подписавших проспект; - краткие сведения об объеме, о сроках, порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; - основную информацию о финансово-экономическом состоянии эмитента и факторах риска; - подробную информацию об эмитенте; - сведения о финансово-хозяйственной деятельности эмитента; - подробные сведения о лицах, входящих в состав органов управления эмитента, органов эмитента по контролю за его финансово-хозяйственной деятельностью, и краткие сведения о сотрудниках (работниках) эмитента; - сведения об участниках (акционерах) эмитента и о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность; - бухгалтерскую отчетность эмитента и иную финансовую информацию; - подробные сведения о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг; - дополнительные сведения об эмитенте и о размещенных им эмиссионных ценных бумагах. Эмитент и гаранты выпуска (если таковые имеются), а также инвестиционные институты, производящие по соглашению с эмитентом продажу ценных бумаг первым владельцам, обязаны обеспечить каждому покупателю возможность ознакомления с условиями продажи и проспектом эмиссии до момента покупки данных бумаг. Поэтому публикация проспекта эмиссии является обязательной. Эмитент и инвестиционные институты, производящие продажу акций первым владельцам, обязаны также обеспечить всем им равные ценовые условия приобретения (цена акций одного выпуска в этом случае должна быть одинаковой). Государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг осуществляется федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или иным регистрирующим органом, определенным федеральным законом (далее - регистрирующий орган). Размещение эмиссии. Эмитент имеет право начинать размещение эмиссионных ценных бумаг только после государственной регистрации их выпуска, если иное не установлено Федеральным законом. Размещение ценных бумаг на первичном рынке может происходить в форме распределения, подписки либо конвертации. При распределении речь идет о распределении дополнительных акций акционерного общества среди его акционеров. При конвертации эмитированные ценные бумаги обмениваются на ранее выпущенные облигации либо на акции с большей или меньшей номинальной стоимостью. Рыночное размещение выпущенных ценных бумаг происходит в основном по подписке, два других способа практически не дают возможности изменить состав держателей ценных бумаг компании. Среди акций, размещаемых путем подписки, выделяют акции компаний, которые уже присутствуют на рынке, и первые открытые подписки на акции. Во втором случае речь идет о превращении закрытой компании в открытую и о привлечении внешних, «посторонних» акционеров. Это характерно практически для всех акционерных обществ, достигших определенной стадии развития и желающих мобилизовать дополнительный капитал. Для стимулирования спроса среди клиентов руководство компании эмитента проводит целую серию мероприятий-презентаций под общим названием (на жаргоне фондового рынка) «гастроли». Во время «гастролей» менеджеры компании стараются произвести положительное впечатление на институциональных инвесторов, открыто обсуждая с ними перспективы бизнеса. Такие заявления менеджеров являются законными, пока они делаются в устной форме. Окончательный объем выпуска акций первичного размещения и его цена определяются компанией и ведущим андеррайтером после завершения «гастролей». Непозднее 30 дней после завершения размещения ценных бумаг эмитент обязан представить отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию: 1) даты начала и окончания размещения ценных бумаг; 2) количество размещенных ценных бумаг; 3) фактическую цену размещения ценных бумаг; 4) общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги; 5) и др. Андеррайтинг Для проведения подписки эмитент чаще всего использует специализированных посредников — компании по ценным бумагам, инвестиционные компании, банки. Для обозначения процедуры вывода ценных бумаг эмитента на рынок с помощью инвестиционного посредника часто используется термин «андеррайтинг» (underwriting), т. е. подписка. В этом случае можно говорить о применении данного термина в широком смысле слова, показывающем участие третьего лица (посредника) в процедуре выпуска. По законодательству в большинстве стран компании могут также проводить прямое открытое размещение акций (Direct Public Offering, DPO), т.е. размещение, при котором компания обходится без помощи андеррайтеров и продает свои акции напрямую инвесторам. Однако ликвидность DPO, как показывает практика, бывает крайне ограниченной.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.01 с.) |