Актуальность проблемы социальной работы в современных условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность проблемы социальной работы в современных условиях



Актуальность проблемы социальной работы в современных условиях

Тоталитарное гос-во во второй половине 80-х годов впервые публично обнажило свои язвы, опубликовав статистические данные о масштабах и тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма». А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира решительно встала на путь построения рыночных отношений все негативные тенденции прошлых лет не только углубились, но появились и новые: безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнациональных конфликтов.

На протяжении уже 9 лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Сущностные содержание соц раб включ в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; 3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. Становление соц раб как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.

Понятие социальной работы, объект и предмет

Соц работа – это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем по средствам осуществления соответствующих соц перемен, высвобождение и развитие ресурсов человека и его соц окружения. Объект – люди, нуждающиеся в помощи и немогущие без нее обойтись. Это индивиды, семьи, группы, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.Классификация объектов соц.раб: 1) по полу; 2) по возрасту (дети, подростки, молодежь, студенты, трудоспособное население, пенсионеры); 3) по доходу; 4) по состоянию здоровья; 5) по семейному статусу; 6) по видам девиации (алкоголики, наркоманы); 7) по сферам жизнедеятельности (образование, здравоохранение, производственная сфера, воинская среда, пенитенциарная система – тюрьмы, СИЗО, по месту жительства, межэтническая среда, культурно-досуговая среда); 8) по экстримальности ситуации (войны, катастрофы). Предмет – трудные жизненные ситуации, в которых находиться человек. Соц работа имеет дело с конкретными соц ситуациями, а соц ситуации являются предметом соц работы.

Основные понятия, категории и закономерности социальной работы

Понятия теории соц раб можно свести в следующие группы: 1) понятия, отражающие сущностные аспект; 2) понятия, отражающие технологический аспект; 3) понятия, характеризующие качественное состояние соц работы.Подходы к категориям соц работы: 1) По преимуществу: а) категории, не являющиеся специфическими для теории соц работы, т к обозначенные ими явления или процессы изучаются другими науками, б) категории, относящиеся к теории соц работы по преимуществу, но используемые другими отраслями знаний (соц реабилитация), в) категории, являющиеся собственно категориями соц работы (соц работа, соц обслуживание). 2) По содержанию: а) понятия, отражающие специфику организации соц работы – в различных сферах соц практики (здравоохранение, образование, производственная сфера, воинская среда), - с различными группами населения, - в особых ситуациях; б) понятия, отражающие различные аспекты организаций – экологический аспект, - менеджмент соц работы, - экономика соц служб.Закономерности – занимают центральное место в структуре науки и выражают прочные, повторяющиеся объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в соц работе. Например: 1) взаимосвязь соц политики гос-ва и содержанием соц работы в обществе; 2) взаимосвязь между целями соц развития и уровнем развития соц работы; 3) в соц работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. А следовательно анализу подлежат 2 уровня соц работы с присущей ей закономерностью: а) организационно-управленческий и б) контактный. 4) зависимость эффективности соц защиты от структурной полноты и завершенности системы органов соц управления.

 

Функции социальной работы.

1) Нравственно-гуманистическая; 2) Информационно-коммуникативная – сбор информации, данных; 3) Аналитико-прогнозная – оценка, анализ информации, разработка программ; 4) Организационно-методическая – создание учреждения, центры, приюты; 5) Рекламно-пропагандистская; 6) Регуляционно-профилактическая – не допускать развитие негативных условий (беспризорности, инвалидности); 7) аффектно-коммуникационная – регулирует уровни эмоциональной напряженности в обществе; 8) Социо-защитная; 9) Социо-реабилитационная – восстановление утраченных: статуса, здоровья; 10) Социо-интегративная – объединение различных областей знаний на решение проблем соц. сферы.Содержание соц. Работы вытекает из её основных функций.

Социальная работа и право.

Право-совок установленных или санкционированных гос-вом общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение кот обеспечивается мерами государственного воздействия.Специалист соц раб, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, так как незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на след правовые акты: 1.международные документы (конвенции, акты и соглашения); 2.российские документы федерального значения; 3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ; 4.документы муниципальных образований; 5. внутриучрежденческие документы. Соц раб, необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае. Для работы специалиста соц раб с детьми делинквентного поведения, а тем более с детьми криминального поведения, необходимо знать основные нормы Уголовного кодекса РФ, для того чтобы предупредить, а в некоторых случаях защитить несовершеннолетних от случайных проступков и правонарушений. Основным разделом, содержащим нормы, связанные с несовершеннолетними, явл раздел V «Уголовная ответственность несовершеннолетних».Так, в 1994 г. был подготовлен сборник нормативных актов “Организация социального обслуживания населения”. В 1997 г. вышли “Сборник нормативных актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях” и “Правовое обеспечение организации и функционирования системы соц обслуживания семьи и детей”. В них содержатся документы, имеющие отношение к сфере соц обслуживания населения и отражающие три уровня правовой системы: международный, федеральный и уровень субъектов РФ. К первой группе относятся такие международные акты, как “Всеобщая декларация прав чел-ка”, “Конвенция о правах ребенка”, “Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты детей” и др.; ко второй — Конституция (Основной Закон) РФ, Гражданский и Семейный кодексы, федеральные законы “Об основах соц обслуживания населения в РФ” (15 декабря 1995 г.), “О соц обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” (17 мая 1995 г.) и др.; к третьей — нормативно-правовые акты, кот разработаны и приняты в субъектах РФ. Особо важным в Трудовом Кодексе РФ для социального работника является глава XII «Труд молодежи», но не только, в других статьях кодекса тоже есть ограничения использования детского труда, а также основные гарантии несовершеннолетним работникам. В соответствии с этим для него становится важен закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 года. В нем говорится о государственном признании детства важным этапом жизни чел-ка, и провозглашаются принципы приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в общ-ве, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Социальному педагогу, например, приходится работать со всеми детьми, в том числе и с детьми, которые остались без попечения родителей. Чтобы продуктивнее работать в этом направлении, необходимо знание закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 96 г. В нем определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему, которую он формирует. Некоторые социальные работники чувствуют себя как рыба в воде в конфликтных ситуациях, другие – в ситуациях сотрудничества и взаимопомощи. Личностные качества социального работника можно разделить на 3 группы: психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности; психологические качества, характеризующие социального работника как личность; психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента. Не менее важное место занимают такие волевые качества, как терпение, самообладание и т. д. Без этих ведущих для данной профессии характеристик психики невозможна эффективная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение управлять своими эмоциями.

Социальное страхование

Социальное страхование является одной из форм социальной защиты населения (так же как и соц. обеспечение, соц. обслуживание, соц. помощь и др.). Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ (ст. 7, ч. 2) + ФЗ Об основах обязательного социального страхования (1999г.).

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан и безработных.

Объекты. Застрахованные лица: лица получивших трудовое увечья или профессиональное заболевания, инвалидность, болезнь, травму; беременные женщины и после родов; лица потерявшие кормильца; пожилые люди.

Субъекты.1. Страхователи (работодатели, органы исполнительной власти и местного самоуправления) – уплачивают страховые взносы и налоги; 2. Страховщики (некоммерческие организации) – обеспечение прав застрахованных лиц при страховых случаях; 3. Другие органы и граждане.

Принципы.

-устойчивость финансовой системы страхования;

-всеобщий обязательный, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; -государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту; -государственное регулирование системы обязательного социального страхования; -паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования; -обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов; -ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; -обеспечение надзора и общественного контроля;-автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Виды социальных страховых рисков:

1) необходимость получения медицинской помощи; 2) временная нетрудоспособность; 3) трудовое увечье и профессиональное заболевание; 4) материнство; 5) инвалидность; 6) наступление старости; 7) потеря кормильца; 8) признание безработным; 9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

На каждый вид социальных рисков существуют соответствующие виды страхового обеспечения – пенсии, пособия, оплаты медицинских услуг.

 

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение является одной из форм социальной защиты населения. Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ (ст. 7, ч. 2). Социальное обеспечение – совокупность законодательно закреплённых экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав гражданина и достижение социальноприемлемого уровня жизни.

Сущность социального обеспечения в его функциях: Экономическая; Политическая (уменьшение социальной напряжённости); Демографическая; Социально-реабилитационная (восстановление социального статуса); Социально-адаптивная; Социально-защитная. Виды соц. обеспечения: Пенсии; Пособия; Содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях; Профессиональное обеспечение инвалидов; Протезно-артепедическая помощь; Медико-социальная экспертиза. Принципы соц. обеспечения: 1)всеобщность и доступность; 2)многообразие и всесторонность; 3)предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны; 4)осуществляется за счёт средств специально предназначенных для этих целей (фонды социального страхования, пенсионного страхования, медицинского страхования); 5)дифференциация обеспечения осуществляется на основании социально значимых обстоятельств и зависит от: 1субъекта (пол, возраст, заслуги, вид деятельности, состояние здоровья); 2территории (где проходит деятельность); 3отраслевого признака (в какой отрасли народного хозяйства человек трудится);

Пособия:1. Госуд пособия гражданам имеющим детей; 2. Пособие по временной нетрудоспособности,3. Пособие по безработице, 4Пособие на погребение

3 права социального обеспечения: правосубъектность, правоспособность, правоотношение.

Категории: юридическая, экономическая, нравственная.

Социальная помощь

Соц помощь – это система соц мер в виде содействия, поддержке и услуг, оказываемые отдельным лицам или группам населения соц службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержание их соц статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптируемых в обществе.

Социальное помощь является одной из форм социальной защиты населения (так же как и соц. обеспечение, соц. страхование, соц. обслуживание и др.). Право на гарантию социальной защиты закреплено в Конституции РФ (ст. 7, ч. 2) + ФЗ О государственной социальной помощи (1999г.). Социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан социальных пособий (денежные выплаты), субсидий (оплата социальных услуг), социальных услуг(медицинская помощь, лекарства, проездные) и жизненно необходимых товаров.

Объекты. 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий; 4) жители блокадного Ленинграда; 4) ветераны труда ВОВ; 5) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, ветеранов ВОВ; 6) инвалиды; 7) дети-инвалиды. Виды соц помощи: 1) По содержанию: а) матер-экон, б) соц-бытовая, в) психолого-педагог, г) организац-правовая (офомление инвалидности, в дет дом), д) коммун-психол, е) профес-труд (проф консультация, организация труда для разн гр населения), ж) мед-соц. 2) По времени, длительности осуществления: а) постоянная, б) переодичная, в) ситуационная. 3) По источникам: а) средства и ресурсы у гос-ва, б) общественные, благотворит организации, в) предприятия, г) частных лиц. 4) Самопомощь – активное усилия самого человека. 5) Гос-ая соц помощь (в рамках федерального закона) – это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко-проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов соц пособий, субсидий и жизненно необходимых товаров.

Социальные экспертизы

Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего спец знаний с предоставлением мотивированного заключения. Виды: судебная, товароведческая,финн-эконом, экологич, военно-врачебная, медико-социал, культ-ценност, условий труда.

Соц экспертиза: явл проводимым специалистами (экспертами) исследований включающим диагностику: 1)состояния соц объекта. 2)установление достоверности информации о нем и окр его среде. 3)прогнозирование его последующих изменений и влияний на др соц объекты. 4)а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и соц проектирования в условиях когда исследуемая задача трудно формализуема.

. 4 функции социальной экспертизы: 1. диагностическая - освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования; 2.информационно-контрольная - исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения; 3.прогностическая - выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний; 4.проектировочная - выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

Соц объекты: - соц общности, соц институты и процессы организации, соц ценности, идеи, концепции, нормативные акты, прямо или косвенно предусматривающие соц изменения

Принципы соц экспертизы: 1. Независимость, 2 гластность, 3 авторства, 4.невмешательства, 5профессионализма, компитентности, 6обоснованности, 7 комплексности.

Предмет 1. социальные последствия для населения принятых и подготовленных нормативн актов, управленческих решений, соц проектов и программ. 2. соответствие акта, решения проекта программы междун госуд станд нормативами.

Методы экспертных оценок: 1)по форме обществ связи –метод очного опроса, мотод заочного; 2)по способу общения: устные, письменные; 3)по частоте проведения –разовые, повторяющиеся, 4)по форме организации труда – индивид, коллективные, 5)по процедуре принятия результатов – консенсус, большинство. 6) по виду экспертной оценки – мнение, рекомендация, решение.

Наиболее часто применяемые методы экспертной оценки: 1) разовые, индив опросы в форме анкетир или интерв.

2)одноразавый коллективный опрос – дискуссия, совещание, мозговой штурм. 3)индив опрос в несколько туров. 4)коллект опрос в неск туров – дискуссия, совещание, многоступенчатый экспертный опрос.

Организационн модели соц экспертизы: 1)рецензия, 2)мониторинг, 3) проект (модель эксперт исследования направл на решение задач в которой экспертная оценка преобретает инструментальное значение как основа проектируемых желаемых состояний и тенденций)

 

Актуальность проблемы социальной работы в современных условиях

Тоталитарное гос-во во второй половине 80-х годов впервые публично обнажило свои язвы, опубликовав статистические данные о масштабах и тенденции роста таких социальных болезней, как пьянство и алкоголизм, подростковая преступность, семейное насилие и развал семей, отказ от детей, социальное и физическое сиротство. Оказалось, что инвалидность, бездомность, нищенство, одиночество существуют не только в странах «желтого дьявола», но и в государстве, завершившем построение «развитого социализма». А когда Россия с большим опозданием от развитых стран мира решительно встала на путь построения рыночных отношений все негативные тенденции прошлых лет не только углубились, но появились и новые: безработица, детская беспризорность, вынужденная миграция, беженцы, пострадавшие в результате военных действий и межнациональных конфликтов.

На протяжении уже 9 лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Сущностные содержание соц раб включ в себя три аспекта: 1/ оказание помощи отдельному человеку или группе лиц, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, путем поддержки, консультирования, реабилитации, патронажа и использования других видов социальных услуг; 2/ актуализацию потенциала самопомощи лиц, оказавшихся в сложной жизненной ситуации; 3/ целенаправленное влияние на формирование и реализацию социально-экономической политики на всех уровнях – от муниципального до федерального с целью обеспечить социально здоровую среду жизнедеятельности человека, создать систему поддержки людей. Становление соц раб как специального института и особой профессии вызвано не только возросшими запросами населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными потребностями, более опосредованными условиями их удовлетворения. Степень социальной защиты населения и его отдельных слоев позволяет судить о прогрессивности общественного строя, уровне экономического развития страны и благосостояния народа. Вот почему социальная работа сегодня – это такое непреходяще важное дело, от которого никто не может оставаться в стороне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.028 с.)