ТОП 10:

Торговля как основная организационно-правовая коммерческая деятельность



Торговля как основная организационно-правовая коммерческая деятельность

Проведение или осуществление коммерческой деятельности требует применения определенных правовых норм и использования конкретных методов ее проведения. Основной организационно-правовой формой, опосредующей коммерческие операции, является торговля.

Торговля – форма обмена продуктами труда и услугами между различными субъектами, исторически обусловлена возникновением и развитием товарного производства.

Торговля характеризуется отношениями между продавцами и покупателями на основе стоимостного обмена.

Виды торговли (в зависимости от масштаба и участников):

1. Внутренняя торговля – обеспечивает товарообмен в рамках национального государства, регулируется законодательством каждой страны.

2. Внешняя торговля – импортная, внешняя, транзитная. При внешней торговле общие принципы, нормы и правила содержаться в генеральном соглашении о торговле и тарифах и в настоящее время регулируется ВТО. Внешняя торговля – торговля одной страны с другой страной, состоящая из ввоза и вывоза товаров. Международная торговля – совокупность внешней торговли различных стран мира. Регулирует Международная торговая палата.

Внутренняя торговля подразделяется на оптовую торговлю и розничную. Оптовая торговля – деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования (закупочная о.т., сырьем и материалами и т.д.).

Особенности оптовой торговли:

1. Объемы оптовых сделок крупнее розничных.

2. Зона обслуживания оптового предприятия шире розничного.

3. Меньше внимания уделяется стимулированию торговли и расположению фирмы.

Обязательным и необходимым условием торгового процесса является торговая сделка –это договор, соглашение двух или нескольких сторон по поставке или оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Под товарной единицей понимается отдельное количество товаров одного вида, которое признается в течение определенного периода предметом фактической или возможной торговой сделки (коробка, мешок), а одна или несколько товарных единиц, предназначенных для перевозки, называется партией товара.

Осуществляется сделка на основе норм гражданского права, специальных норм торгового права, которые определяют правила заключения и исполнения.

Стороны торговли – предприниматели, коммерсанты.


Взаимосвязь коммерции, маркетинга и логистики

Коммерция – это особый вид деятельности в сфере товарного обмена, направленный на совершение коммерческих (торговых) сделок и обеспечивающий взаимную выгодность условий, от выполнения которой зависят конечные результаты хозяйственных результатов ее участников.

Маркетинг – вид экономической деятельности, состоящий в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю.

Не отрицая значения маркетинга, он играет роль функциональной стратегии в осуществлении эффективной коммерческой деятельности.

Результаты маркетинговых исследований находят завершение в ходе выполнения коммерческих операций. Сама технология коммерческой деятельности не охватывается маркетингом. Последний предоставляет необходимые условия для ее осуществления, отрабатывает условия заключения сделки.

Маркетинг – это стратегия, а коммерция – тактика, т.е. они взаимосвязаны.

Диверсификация КД в МАРКЕТИНГ – изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги.

 

Содержание экономического механизма хозяйственной связи

Все ХС осуществляются по единой схеме, в которой выделяются этапы работ, каждый из которых обособляется, но подчиняется общей логике. Порядок этапов может быть другой.

 

Заключение договора субъектами об условиях обмена товарами или услугами

Цель – заключение сделки путем регламентации взаимоотношений: установление прав и обязанностей продавца и покупателя. Основа – система нормативных актов, важнейший – ГК РФ – это нормативный документ, обеспечивающий единообразие толкования экономических отношений на территории страны.

Заключение договора означает установление содержания хозяйственной связи (ст.420 ГК).

Договор– соглашение 2-х или нескольких сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В нем заключается содержание ХС.

Наиболее распространенная процедура заключения договора – оферта – предложение одного лица заключить сделку на определенных условиях и акцепт –согласие другого лица заключить договор на условиях оферты.

Офертой признается не всякое предложение, а только то, которое содержит в себе существенные условия будущего договора.

Существенные условия– те, которые специально определены в законе для заключения договора определенного типа.

Существенные условия:

1. Условие о предмете договора.

2. Условия, которые специально определены в законе, как существенные или необходимые для договора этого типа

3. Условия, относительно которых по заявлению хотя бы одной стороны должно быть достигнуто соглашение (ст. 430 ГК).

Договор:

1. Договор считается заключенным, когда его содержание признано и облечено в требуемую законом форму.

2. О заключении договора свидетельствует его подписание (собственноручная подпись руководителя, оттиск или печать) Если неполномочный подписал и печать, то недействительно; если полномочный и печати нет, то действительно.

3. Последствия договора – возникновение обязательств сторон совершить определенные действия.

4. После заключения договора стороны могут изменять те или иные условия, заменить один договор на другой, но только по согласию сторон.

Исполнение договорных обязательств подчиняется общим принципам, важнейшие из которых:

1. Принцип надлежащего исполнения договора – точное соблюдение субъектом условий договора (предметы договора, место исполнения обязательств, сроки).

2. Принцип реального исполнения – выполнение обязательств в натуральном выражении, причем уплата неустойки за просрочку поставки не освобождает должника от исполнения обязательства в натуре. В целом 1 и 2 принципы совпадают, т.к. надлежащее исполнение охватывает и соблюдение условий о товаре, который должен быть передан в натуре.

3. Принцип взаимного содействия предусматривает оказание одним субъектом всевозможной поддержки другому в исполнении своих обязанностей.

4. Принцип экономичности предусматривает, что каждый субъект договора должен учитывать при заключении и исполнении договора и принимать необходимые меры предотвращения ущерба, который может возникнуть при ненадлежащем исполнении обязательств.

При составлении договора следует избегать нечетких формулировок, двусмысленности, должен быть кратким, но не компактным.
16. Организация товародвижения от поставщика к покупателю. Факторы, влияющие на выбор транспорта

Основная цель этапа – доставить продукцию в назначенное место в нужное время и сделать это с минимумом издержек.

Для достижения цели необходимо принять решения по ряду вопросов:

1. Где следует хранить продукцию, запасы.

2. Какова должна быть величина запасов. В случае, если циклы изготовления у поставщика и запуск производства у потребителя не совпадают, необходимо образовать и поддерживать запасы (производственные у потребителя и сбытовые у поставщика).

3. Каким образом следует отгружать и транспортировать продукцию.

Ключевым моментом в организации товародвижения является выбор средства доставки, т.е. вида транспорта, т.к. от этого зависит размер транспортных издержек и отсюда цена товара, своевременность доставки, состояние товара в момент прибытия к месту назначения. Условия о доставке м.б. определены договором или описанием обязанностей, либо с использованием правил международной торговли Инкотермс. Доставка товара покупателю для осуществления тем видом транспорта, который предусмотрен договором. Если это не прописано, то продавец вправе сам выбрать метод доставки.

В связи с высоким распространением контейнерных перевозок целесообразно использование двух или более видов транспорта.


Формы и виды сделок

Для того чтобы сделка имела силу, необходимо, чтобы она была определенным образом оформлена.

Формы сделок (ст.158 ГК РФ):

- устная

- простая письменная

- нотариальная.

Устныесделки используются во взаимоотношениях физических лиц, но их могут совершать и юридические лица в следующих случаях:

1. Когда они используются непосредственно при их совершении.

2. Если закон не требует обязательной другой формы.

3. Если без письменной такая сделка недействительна.

4. Во исполнение ранее заключенных договоров.

Простая письменнаяявляется преобладающей для юридических лиц и вообще в коммерции. Несоблюдение простой письменной формы лишает стороны возможности ссылаться на свидетельские показания при возникновении спора. Кроме того, это может повлечь штрафные санкции.

Нотариальная форма означает, что в документе, который предъявляется в простой письменной форме, нотариус делает удостоверительную надпись (ст. 163 ГК). Нотариальное удостоверение сделок создает трудности технические и финансовые. Государство ограничивает количество таких сделок. Нотариальное удостоверение всегда необходимо при завещании ЦБ, недвижимости и др. Возможно нотариальное удостоверение некоторых сделок купли-продажи по согласию обеих сторон.

Государственная регистрация сделок не является формой сделки, а представляет собой дополнительную процедуру, которая сопровождает простые письменные или нотариальные сделки.

Виды сделок:

1. По порядку наступления прав и возникновения обязанностей:

- твердая– наступление прав и обязанностей происходит либо в момент совершения сделки, либо через известный промежуток времени.

- условная – наступление прав по сделке увязывается с каким-либо дополнительным обязательством, причем неизвестно наступит оно или нет.

2. В зависимости от способов признания сделки недействительной выделяются:

- оспоримая – недействительна в силу признания ее судом таковой.

- ничтожная – содержит более серьезные нарушения, чем оспоримая (мнимые, притворные).

3. По моменту времени, с которого сделка считается заключенной:

- консесуальная – считается заключенной с момента достижения сторонами соглашения по существенным условиям, а не с момента совершения ими каких-то реальных действий.

- реальная – предполагает кроме соглашения передачу материальной ценности одним субъектом другому.

4. По количественному признаку в зависимости от того, воля скольких сторон выражается в сделке:

- односторонняя, в коммерческой деятельности не применяются, например, завещание.

- двух и многосторонняя.

5. По наличию или отсутствию возмездности:

- возмездная– есть встречное предоставление.

- безвозмездная.


Договор

Договору посвящены главы 28, 29 ГК РФ.

Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Условия, на которых достигается соглашение сторон, составляют содержание договора.

Виды условий договора:

1. Существенные – необходимые и достаточные для заключения договора определенного типа (предмет, количество, качество, сроки, цена).

2. Обычные – предусмотрены нормативными документами. Они не нуждаются в согласовании сторон и вступают в действие автоматически в момент заключения договора. Отсутствие их в содержании договора не влияет на его действительность.

3. Случайные – включаются в договор по усмотрению сторон. Их отсутствие не влияет на действительность договора, однако, в отличие от обычных условий, они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в содержание договора.

Являясь разновидностью сделок, договора характеризуются многообразием видов. Причем специфика заключается в том, что они классифицируются как по общим для всех сделок видам, так и по своим собственным, относящимся только к договорам.

Виды договоров:

1. Имущественные/организационные.

Имущественные – возникают имущественные права.

Организационные – направлены на формирование организационно-правовых связей между участниками (например, договор простого товарищества).

2. Односторонние/двухсторонние.

Односторонние – у 1 стороны только права, у 2 – только обязанности.

Двусторонние – права и обязанности у обоих сторон.

3. Линейные/конструктивные.

Линейные – исполнение обязательств осуществляется самими сторонами без участия 3 лиц.

Конструктивные – выполняются 3 лицом или в пользу третьих лиц.

4. Типичные/смешанные.

Типичные– возникновение обязательств одного определенного типа.

Смешанные– возникновение обязательств 2 или более типов.

Договор всегда заключается на добровольных началах согласующихся сторон, но в некоторых случаях появляется обязанность заключения договора (ст.445-446 ГК РФ):

1. Когда коммерческая организация необоснованно отказывается от выполнения публичного договора.

2. Когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного.

3. Когда одна из сторон уклоняется от заключения договора после торгов, тендеров, предметом которых было право на заключение договора.

Кроме того, в ФЗ о поставках продукции для федеральных государственных нужд предусмотрено, что поставщики, обладающие монополией на производство отдельных видов продукции, не в праве отказаться от заключения государственных контрактов в случае, если размещение заказа не влечет за собой убытков от ее производства.


Порядок разрешения споров

В случае невыполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств необходимо руководствоваться «Положением о претензионном порядке урегулирования споров». Данное положение устанавливает на 1 этапе мирный порядок разрешения споров, т.е. если договорные отношения не соблюдены, пострадавшая сторона направляет нарушившей стороне претензии.

Претензия – требование добровольно устранить нарушение законодательства. Направляется в письменном виде заказным письмом или передачей наручным способом. В ней обязательно указывается сумма претензии, ее расчет и перечень документов, на которые вы ссылаетесь. Рассматривается в течение 30 дней со дня получения.

Возможно 2 варианта:

1. Согласие (5%).

2. Отказ в удовлетворении претензии или никакого ответа, следовательно, есть основание оформить исковое заявление. Исковое заявление – требование компетентному органу о защите нарушенного права организации, учреждения и т.д. Также в исковом заявлении указывается сумма, номер договора, копия претензии и доказательства ее отсылки.

Суды, куда можно обратиться с иском:

1. Арбитражный суд РФ

- высший

- территориальный.

2. Экономический суд СНГ.

3. Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате РФ (с 1995 года в Москве).

4. Третейский суд. Постоянно действующий, создан для рассмотрения 1 конкретного дела. В этом случае стороны должны выразить свое согласие перед вынесением решения этим 3-им лицом, так как оно обязательно для исполнения.

Преимущества третейского суда:

- оперативность вынесения решения

- относительная дешевизна

- независимость и высокая квалификация и доверие.

В настоящее время для того, чтобы разрешить спор в третейском суде, необходимо оговорить это в договоре или заключить отдельное соглашение о разрешении спора в третейском суде.


Содержание договора купли-продажи: преамбула, предмет договора, качество товара, срок и дата поставки, страхование

Непременное условие договора купли-продажи – переход полного права собственности от продавца к покупателю.

Текст любого договора начинается с преамбулы, в которой указывается полное юридическое наименование сторон, заключивших договор (наименование продавца, а потом покупателя).

Далее следуют основные разделы, располагаемые в определенной логической последовательности:

1. Предмет договора, т.е. указывается наименование товара, его характеристики, номенклатура. В случае если предусматривается поставка товара разнокачественных характеристик, они могут перечисляться в спецификации, которая прилагается к договору, о чем указывается в договоре. При определении количества товара стороны должны согласовать единицу измерения, систему мер и весов (метрическая или английская система). Используется в практике и нестандартные единицы измерения – мешок, пачка и др. в данном разделе необходимо указать эквивалент выбранной единицы измерения. При поставке массовых товаров обозначение количества дополняется оговоркой, допускающей отклонение фактической поставки товара от количества оговоренного в договоре.

2. Качество товара. Стороны выбирают качественные характеристики товара. В практике качество может быть определено:

- по стандартам. Стороны выбирают и фиксированный стандарт страны продавца, международным.

- по техническим условиям. Распределяется на машины и оборудование, а также на товары, к которым применяются специальные требования по качеству или отсутствуют стандарты. Качество должно соответствовать ТУ.

- по образцам, т.е. образец, согласуется обеими сторонами и применяется за эталон.

В коммерческих сделках с отдельными товарами могут применяться специфические способы установления качества:

- по предварительному осмотру (осмотрено, одобрено)

- по содержанию отдельных веществ в продукте

- по справедливому среднему качеству

- по способу «такой как есть» (например, неснятый урожай или вторсырье).

Основным документом, подтверждающим качество товара, является сертификат. Выдается фирмой-производителем или специализированной независимой организацией. В договоре отмечается, кем должна быть осуществлена сертификация.

3. Сроки и порядок поставки. Стороны обязательно должны оговорить в этом разделе срок поставки или дату поставки.

Срок поставки – период времени, в течение которого товар д.б. доставлен продавцом в установленный договором географический пункт.

Срок поставки может устанавливаться:

- определение периода – используется при неоднократных поставках в рамках 1 договора чаще.

- применение спецтерминов – немедленная поставка (в течение 14 дней со дна подписания договора).

От срока поставки следует отличать дату поставки. Дата поставки – указание в договоре фиксированной даты позволяет избежать споров о сроках. Определяется в зависимости от способов перевозки.

Виды даты поставки:

- дата транспортного документа о принятии товара к перевозке

- дата складского свидетельствования – ТТН

- дата подписания приемо-сдаточного акта

- дубликаты накладных при внешнеэкономической сделке, на которую ставится штепсель пограничной станции принимаемой стороны.

Фиксированные даты поставки применяются в основном при разовых поставках, а в отечественной практике почти не используются.

Содержание договора купли-продажи: базисные условия поставки, цена товара, упаковка и маркировка

1. Базисные условия поставки имеют большое значение в содержании фактора, т.к. именно они определяют момент перехода прав собственности на товар от продавца к потребителю. Базисные условия распределяют обязанности, определяют цену товара. Применяются международные правила (Инкотермс 2000). Данные правила позволяют упрощать составление и согласование договоров и помогают партнерам найти равноправные способы разрешения возникающих разногласий. Базисные условия определяют обязанность продавца за установленную в договоре цену обеспечить доставку грузов в определенную географическую точку. В отечественной практике при обозначении базисных условий применяется термин «франко» – покупатель свободен от рисков и всех расходов по доставке товара до пункта, обозначенного за словом франко.

2. Цена продукции. Устанавливается в денежной единице определенной валюты за количественную единицу при согласованном базисе поставки. Кроме того, стороны должны обговорить, входят ли в цену все расходы по транспортировке, таре, упаковке, маркировке и т.д.

Используются следующие виды цен:

- твердые цены – в договоре указывается конкретная цена единицы продукции. Используется в основном по краткосрочным договорам.

- цены с последующей фиксацией, когда сама цена в договоре не указывается, а лишь устанавливается способ ее определения

- скользящие цены. В данном случае в договоре фиксируются 2-3 цены, и они позволяют вести расчеты по среднемировым или по рыночным ценам.

В коммерческой деятельности установлено обычаем делать в некоторых случаях скидки:

- со стоимость товара

- с веса товара.

Договорная цена корректируется скидками с цены, среди которых чаще всего используются:

- скидка на количество – при приобретении более 1 единицы товара

- скидка за платеж наличными – дисконт

- бонусная скидка – дополнительное вознаграждение, премии, специальные скидки. Обычно постоянным партнерам.

Виды скидок:

- Простая – предоставляется продавцом.

- Сложная – совокупность различных простых скидок, которые могут накапливаться.

- С учетом межкультурных различий (торговаться).

Содержание договора купли-продажи: порядок расчетов, отгрузки, передачи товаров, порядок разрешения споров, оговорка об обстоятельствах непреодолимой силы

Порядок расчета

- если продавец не уверен в покупателе, то предоплата.

- если покупатель не уверен в продавце, то оплата по факту.

Условия платежа включают в себя:

- установление валюты

- способ и порядок расчетов за товар

- перечень документов, которые должны быть предоставлены к оплате

Способ расчета – наличные (до 60 тыс. руб.) и безналичные.

Основные формы безналичного расчета:

- платежные поручения

- аккредитивы

- чеки

- платежные требования

- по инкассо.

Платежные поручения – письменное распоряжение покупателя своему банку о перечислении суммы с его счета на счет продавца. Используется при оплате за полученные товары и услуги. Наиболее распространены.

Преимущества ПП:

- простой и быстрый документооборот

- возможность для покупателя предварительно проверить продукцию

- относительно быстрое товародвижение.

Недостатки:

- продавец не уверен в своевременном получении денег, т.к. данная форма расчетов предусматривает принятие платежного поручения и перечисления денег только при наличии их на расчетном счете покупателя.

Аккредитивная форма – покупатель поручает своему банку произвести оплату расчетных документов (перечень документов, указанных в договоре, которые должен предоставить продавец товаров в свой банк) за счет средств специально депонированных для этой цели в банке продавца. Используется, в основном, если поручения принимается покупателем на складе продавца. Сначала оплата, затем отгрузка.

Недостатки:

- аккредитив нельзя переадресовать (он предназначен для расчета только с одним конкретным поставщиком)

- замедление оборачиваемости оборотных средств покупателя.

Расчеты чеками –покупатель на сумму полученной продукции заполняет чек и вручает его поставщику, который передает его в свой банк. Но предварительно покупатель дает поручение своему банку о переводе денег на депозит и просит выдать чек на эту сумму.

Преимущества:

- широко используется в мировой практике, т.к. сокращает до минимума разрыв во времени между передачей товара и его оплатой

- сокращает риски поставщика в неполучении денег.

Недостатки:

- замедление оборота денежных средств.

При поставке на условиях последующей оплаты используются расчеты платежными требованиями – продавец предоставляет требование покупателю оплатить поставленную продукцию на основании направленных в банк покупателя расчетных и отгрузочных документов (инициатива – от продавца). В случае акцепта покупателя деньги списываются с его счета на счет поставщика.

Преимущества:

- оплата производится только после согласия покупателя.

Расчеты по инкассо - банк по поручению клиента на основании расчетных документов получает платеж от плательщика. Применяется, когда взыскание денег устанавливается контролирующими организациями по исполнительным документам (по суду). Но область использования достаточно ограничена, и в основном используется при взыскании средств в судебном порядке. Сначала отгрузка, затем оплата.

Кроме указанных форм банковскими правилами и обычаями делового оборота возможно осуществление расчета и в иных формах, в частности векселями и пластиковыми карточками.

Порядок разрешения споров.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по сделке к недобросовестной стороне предъявляются претензии.

- выплата неустойки

- возмещение убытков (эта процедура практически не используется)

Нарушения со стороны покупателя: по оплате (3 месяца со дня поставки).

Нарушения со стороны продавца: по качеству и срокам поставки. Если по качеству – может сам устранить и требовать возмещения расходов/замены/отказа от товара.

В договоре могут быть указаны коммерческие гарантии качества (например, устранение дефекта).

В данном разделе целесообразно предусмотреть мирный согласительный порядок разрешения споров.

Порядок и сроки предъявления рекламаций и ответа на них.

Необходимо определиться с арбитражем (арбитражный суд РФ) арбитраж может быть институциональным (постоянно действующие суды) и создаваемый специально для разрешения спора непосредственно сторонами. Если выбран специальный, то в договоре необходимо обозначит способ его создания.

Торговля как основная организационно-правовая коммерческая деятельность

Проведение или осуществление коммерческой деятельности требует применения определенных правовых норм и использования конкретных методов ее проведения. Основной организационно-правовой формой, опосредующей коммерческие операции, является торговля.

Торговля – форма обмена продуктами труда и услугами между различными субъектами, исторически обусловлена возникновением и развитием товарного производства.

Торговля характеризуется отношениями между продавцами и покупателями на основе стоимостного обмена.

Виды торговли (в зависимости от масштаба и участников):

1. Внутренняя торговля – обеспечивает товарообмен в рамках национального государства, регулируется законодательством каждой страны.

2. Внешняя торговля – импортная, внешняя, транзитная. При внешней торговле общие принципы, нормы и правила содержаться в генеральном соглашении о торговле и тарифах и в настоящее время регулируется ВТО. Внешняя торговля – торговля одной страны с другой страной, состоящая из ввоза и вывоза товаров. Международная торговля – совокупность внешней торговли различных стран мира. Регулирует Международная торговая палата.

Внутренняя торговля подразделяется на оптовую торговлю и розничную. Оптовая торговля – деятельность по продаже товаров тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования (закупочная о.т., сырьем и материалами и т.д.).

Особенности оптовой торговли:

1. Объемы оптовых сделок крупнее розничных.

2. Зона обслуживания оптового предприятия шире розничного.

3. Меньше внимания уделяется стимулированию торговли и расположению фирмы.

Обязательным и необходимым условием торгового процесса является торговая сделка –это договор, соглашение двух или нескольких сторон по поставке или оказание услуг в соответствии с согласованными сторонами условиями.

Под товарной единицей понимается отдельное количество товаров одного вида, которое признается в течение определенного периода предметом фактической или возможной торговой сделки (коробка, мешок), а одна или несколько товарных единиц, предназначенных для перевозки, называется партией товара.

Осуществляется сделка на основе норм гражданского права, специальных норм торгового права, которые определяют правила заключения и исполнения.

Стороны торговли – предприниматели, коммерсанты.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.036 с.)