Н. А. Бердяев о славянофильстве и западничестве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. А. Бердяев о славянофильстве и западничестве.



<...> для системы официальной народности примат принадлежал принципу самодержавия, православие же и народность были ему подчинены. <...> Совсем иной смысл принципы эти имели у славянофилов. Прежде всего, они признавали абсолютный примат религиозного начала <...> Также стремились они к выявлению подлинной народности, народной души. <...> Они защищали монархию на том основании, что лучше, чтобы один человек замаран был властью, всегда греховной и грязной, чем весь народ. Царь не имеет права на власть, никто не имеет. Но он обязан нести тяготу власти, которую возложил на него народ. <...> Славянофилы были горячими защитниками общины. <...> Славянофилы уже предвосхитили то различение между культурой и цивилизацией, которая на Западе стала популярной со времен Шпенглера. <...> Западники часто бывали просветителями, цивилизаторами и это наименее интересный тип. Более интересен тип западника, подвергший русской переработке западные, по преимуществу французские социальные учения. <...> В лагере западников радикального крыла сильны были влияния французского социализма и французской литературы. <...>

<...> Наивный утопизм Петрашевского выразился в том, что он устроил в своем имении для крестьян фаланстер по Фурье. Но крестьяне подожгли этот фаланстер. <...>

<...> Герцен делается одним из основоположников русского народничества, своеобразного русского явления. <...> В западническом лагере произошел раскол на народников-социалистов и либералов. Герцен и народники-социалисты верили в особые пути России, ее призвание осуществить лучше и раньше Запада социальную правду, верили в возможность для России избежать ужасов капитализма. Западники либералы думали, что Россия должна идти тем же путем, что и Западная Европа. Народники отрицательно относились к политике, они думали, что политика толкнет Россию по банальному западному пути развития, они признавали примат социального над политическим. Это характерно русский мотив. Герцен, Бакунин, даже такие зловещие революционеры, как Нечаев и Ткачев, в каком-то смысле ближе к русской идее, чем западники, просветители и либералы. Воинствующий атеизм русских революционных социалистических и анархических направлений был вывернутой наизнанку русской религиозностью, русской апокалиптикой. Очень важно отметить, что либеральные идеи были всегда слабы в России и у нас никогда не было либеральных идеологий, которые получали бы моральный авторитет и вдохновляли. Деятели либеральных реформ 60-х годов имели, конечно, значение, но их либерализм был исключительно практическим и деловым, часто чиновничьим, они не представляли никакой особой идеологии, в которой всегда нуждалась русская интеллигенция.

Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMGA-PRESS, 1955г. М., 1990. С. 25-27, 30.


1 крепостные люди в России находятся в первом положении, все государство - во втором. - Автор.

1 Разделение губерний можно оставить ныне существующее. -Автор.

1См. проекты Н. Муравьева и П. Пестеля в кн.: Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в./ Под ред. И. А. Федосова. М.: Высш. шк., 1991. 410 с. (С. 80-104, 104-125, 129).

1 О влиянии философических писем П. Я. Чаадаева на русское общество см. «Материалы по истории СССР., М., 1991. С. 159-163.

1 Имеются в виду И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Ф. Шеллинг (1775-1854) - представители классической философии.

 

1 Западническая система ценностей генетически восходила к идеалам итальянских гуманистов эпохи Возрождения, деятелей немецкой Реформации, английских физиократов и либералов ХVIII в., французских просветителей, а также Гегеля. Философская позиция западников во многом совпадала с позицией левых гегельянцев и Л. Фейербаха. [Большое влияние на них оказали произведения французской писательницы Ж. Санд - ред.] Выше всего западники ценили человеческую личность, индивидуальность<...> [Вопросы философии. 1992, № 5, С. 75.]

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.006 с.)