Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. M. Cперанский. Введение к уложению государственных законов (1809 Г. )
<...> От державной власти возникает закон и его исполнение. <...> Если бы права державной власти были не ограничены, если бы силы государственные соединены были в державной власти в такой степени, что никаких прав не оставляли бы они подданным, тогда государство было бы в рабстве и правление было бы деспотическое. Рабство сие может быть двоякое: политическое вместе и гражданское, или одно только политическое. Первого рода рабство бывает, когда подданные не только не имеют никакого участия в силах государственных, но и, сверх того, не имеют и свободы располагать лицом их и собственностью в связи их с другими. Рабство второго рода бывает, когда подданные, не участвуя в силах государственных, имеют, однако же, свободу в лице их и собственности. 1 <...> Царства земные имеют свои эпохи величия и упадка, и в каждой эпохе образ правления должен быть соразмерен той степени гражданского образования, на коем стоит государство. Каждый раз, когда образ правления отстает или предваряет сию степень, он ниспровергается с большим или меньшим потрясением. Три великие системы издревле разделяли политический мир: cистема республик, система феодальная и система деспотическая. Первая под разными именованиями и формами имела то отличительное свойство, что власть державная умерялась в ней законом, в составе коего граждане более или менее участвовали. [Рим]. Вторая основана была на власти самодержавной, ограничиваемой не законом, но вещественным или, так сказать, материальным ее разделением. [Европа]. Третья ни меры, ни границ не допускала. [Восток]. Все политические превращения, в Европе бывшие, представляют нам непрерывную, так сказать, борьбу системы республик с системой феодальною. <…> <...> на развалинах первой феодальной системы утвердилась вторая, которую можно назвать феодальным самодержавием. <...> И на сих-то основаниях время, просвещение и промышленность предприняли воздвигнуть новый вещей порядок, <...> достижение политической свободы. <...> приуготовился третий переход от феодального правления к республиканскому. <…> <...> в общем движении человеческого разума государство наше стоит ныне во второй эпохе феодальной системы, то есть в эпохе самодержавия, и, без сомнения, имеет прямое направление к свободе. <...>
<…> настоящая система правления не свойственна уже более состоянию общественного духа и что настало время переменить ее. Общий предмет преобразования состоит в том, чтоб правление, доселе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе. Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет и составлять закон и исполнять его. <...> Порядок законодательный слагается из трех начал: из предложения закона, уважения его и утверждения. <...> В одних, как то в Англии, предложение закона принадлежит как законодательному сословию, так и власти державной. В других, как то во Франции, предложение закона принадлежит одной власти державной исключительно. Уважение закона во всех системах принадлежит законодательному сословию, и правительство участвует в нем единственно голосами своих министров или изъяснениями ораторов. Утверждение закона везде принадлежит власти державной, с тем только ограничением, что в Англии и во Франции не может она утвердить закона, большинством голосов не уваженного, а в Англии, сверх того, может не утвердить закона, хотя бы он и всеми был уважен. <...> предложение закона исключительно присвоить державной власти. <...> Хотя уважение закона собственно принадлежит законодательному сословию, нельзя, однако же, исключить из оного министров. <...> <…> в России вся исполнительная часть должна принадлежать власти державной. <...> порядок судный, яко часть порядка исполнительного, принадлежит по существу своему власти державной. <...> В составлении закона <...> предложение и утверждение вверяются исключительно державной власти. Уважение закона принадлежит законодательному сословию. IV. O разуме законов в правах подданных <...> Два только могут быть источника всех разделений: права гражданские и политические. Первый источник. Права гражданские, то есть безопасность лица и имущества, суть первое и неотъемлемое состояние всякого человека, входящего в общество. [Общие – ред.] <…> Права гражданские особенные: 1. Быть изъятым от общей очередной службы, но не быть, однако же, свободным от особенной службы, которая на известные состояния положена законом.
2. Иметь право приобретать недвижимую собственность населенную <...> Из различия прав гражданских, общих и особенных, возникает различие состояний. <...> 1. потому что воинская наша система и пространство земель ненаселенных непременно требуют оседлости; 2. что наймом обрабатывать у нас земель по пространству их и по малости населения также невозможно; 3. наконец, ежели бы система сия и была возможна, то в нравственных уважениях участь крестьянина сим безмерно бы отяготилась, а земледелие потерпело бы великую расстройку. Участь крестьянина, отправляющего повинности по закону и имеющего в возмездие свой участок земли, несравненно выгоднее, нежели положение бобылей, каковы суть все рабочие люди в Англии, во Франции и в Соединенных Штатах. Второй источник разделения состояний суть права политические: состоят в участии в силах государственных: законодательной, cудной и исполнительной. <…> <...> два вида: в первом определяется, все ли вообще подданные должны иметь право избирания; во втором - все ли могут иметь право представления. <…> <...> в составлении выборов никто не может участвовать, кто не имеет недвижимой собственности или капиталов промышленности в известном количестве. <…> <...> есть в обществе положения, кои по образу жизни и воспитания не дозволяют <...> допустить <...> к составлению закона. Таковы суть состояния домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков, хотя бы они и имели собственность, в капиталах состоящую. <...> <...> во всех государствах полагается известный доход для права представления, и доход сей должен быть выше, нежели оклад для выборов. <…> Дворянство пользуется всеми гражданскими правами, <...> имеет политические права в выборе и представлении, но не иначе, как на основании собственности. <...> Среднее состояние имеет права гражданские общие, но не имеет особенных. <…> <...> имеют права по их собственности. <...> Народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических. <...> К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги. <...> силы государственные: Совет, законодательное сословие, Сенат и министерства. <...> Российская империя разделяется на области и на губернии: <…> 1) Сибирь, по хребет Уральских гор; 2) край Кавказский и Астраханский с Грузиею; 3) край Оренбургский; 4) Земли донских казаков; 5) край Новороссийский. Области имеют особенное устройство с применением к ним общих государственных законов по местному их положению. Губерния составляет население от 100 до 300 тыс. душ. 1 I. Порядок законодательный В каждом волостном городе <...> каждые три года из всех владельцев недвижимой собственности составляется собрание, под названием волостной думы. <...> Из депутатов волостных дум каждые три года в окружном городе составляется собрание, под именем думы окружной. <...> Из депутатов окружных дум составляется в губернском городе каждые три года собрание, под именем губернской думы. [Волостные, окружные и губернские думы избирают членов советов, суда, 20 состоятельных обывателей, распределяют суммы местных налогов, представляют заявления о местных нуждах в высшие инстанции- ред.]. <...>
Из депутатов, представленных от губернской думы, составляется законодательное сословие, под именем Государственной думы. Государственная дума есть место, равное Сенату и министерству. <...>собирается <...> ежегодно <...> Действие Государственной думы пресекается: 1) отсрочкою его до будущего года; 2) совершенным всех членов ее увольнением. Отсрочка производится актом державной власти в Государственном совете. <...> <...> члены Государственной думы не могут оставить свое место, разве смертию или определением Верховного суда, или определением в Совет, в Сенат и министерство. <...> Председатель Государственной думы избирается из членов ее и утверждается державною властию. <…> <…>Государственная дума образует законодательные комиссии. <…> II. Порядок судный Суд волостной <...> окружной <...> губернский [во всех судах вводятся присяжные из 20 отличнейших обывателей- ред.]. Сенат есть верховное судилище для всей империи. <...> Он составляется из определенного числа членов, места их, по смерти или увольнении, замещаются утверждением державной власти лицами, избранными в губернских думах. <...> <...> есть дела уголовные особенного рода. <...> Таковы суть преступления государственного бунта, или измены, или важного какого-либо потрясения государственной безопасности. <...> Для сего в самом Сенате установляется Верховный уголовный суд.<...> III. Порядок исполнительный Порядок исполнительный, подобно прочим частям, слагается из четырех главных разделений: 1) управление государственное или министерство 2)управление губернское 3) окружное 4) волостное <...> IV. Государственный совет Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия. I. В порядке государственных установлений Совет представляет сословие, в коем все действия части законодательной, судной и исполнительной в главных их отношениях соединяются и чрез него восходят к державной власти и от нее изливаются. II. Посему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. IV. Совет составляется из особ, высочайшею доверенностью в сословие сие призываемых. <...> VI. Министры суть члены Совета по их званию. VII. В Совете председательствует император или лично, или назначением одного из членов. <...> IX. Совет разделяется на департаменты: 1) законов; 2) дел военных; 3) дел гражданских и духовных; 4) государственной экономии. <...> XV. Все постановления исходят из Совета по высочайшем их утверждении. <…>
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.018 с.) |