Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства правовой информации

Поиск

правовой информации отражают множество существую­щих правоотношений, которые в зависимости от их харак­тера располагаются по определенным критериям, которые в свою очередь формируют критерии (признаки) распре­деления правовой информации по правовым институтам, отраслям, подотраслям системы права.

Российское законодательство в широком его понимании включает около 30 отраслей и выражено в системе норма­тивных правовых актов, которые насчитывают не менее 10 уровней (от федеральных законов до актов муниципаль­ных органов и отдельных ведомств). Такое обилие источни­ков правовой информации вызывает необходимость создания единой методологии системной организации законотворче­ства и общественного контроля за деятельностью 723 субъ­ектов законодательной инициативы (180, 340—342).

Устойчивость. Система правовой информации состав­ляет объективно существующую систему права как само­стоятельную общественную структурную общность, пред­назначенную для социального регулирования человеческой деятельности. Как любая самостоятельная система она под­вержена внутренним и внешним воздействиям, представ­ляющим для нее опасность. Внутренний характер таких воздействий проявляется, например, в несовершенстве юридической техники при оформлении образа правовой действительности, в различных ошибках законодателя при проектировании норм права. Такие воздействия связаны с проявлением правосознания законодателя и его уполно­моченных лиц.

Внешние опасные воздействия связаны с сознательной деятельностью, направленной на создание условий, препят­ствующих адекватному формированию правовой информа­ции и реализации главных целей правового регулирования общественных отношений либо защиты интересов субъек­тов. Например, внешнее воздействие проявляется при вне­сении в нормативный правовой массив норм коррупцио-генного характера.

Устойчивость правовой информации проявляется и в создании запаса прочности норм права от их «прежде­временного старения», т.е. утраты ими юридической силы действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. По­этому при проектировании образов (моделей) правовой информации необходимо учитывать все возможно допусти­мые угрозы для правовой информации, сохранять ее пара­метры в состоянии устойчивости.


 


Глава 13. Правовая информация как объект правовой информатики

На устойчивость правовой информации, несомненно, влияет упорядочивание правотворческой деятельности, введение мониторинга разработки, принятия и применения нормативных правовых актов (180, 344).

Виды правовой информации

Деятельность по распределению всей правовой информа­ции на отдельные группы (классы и виды) по определенным признакам (классификация) зависит не только от характера формирования правовой информации, но и ее значения для юридической деятельности по ее реализации.

Формирование правовой информации является резуль­татом отражения правовой действительности в сознании (правотворческой деятельности) уполномоченных государ­ственных органов, разработки и принятия норм (образа, модели) права, нормативных правовых актов (как совокуп­ности норм), а также их опубликования.

К правовой информации относится, например, большой массив локальных нормативных актов, которые прини­мает работодатель в пределах своей компетенции и в соот­ветствии с законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 8 Трудового кодекса РФ). Локальные норма­тивные акты содержат нормы трудового права (сведения о правилах поведения в процессе труда). Нормативные правовые акты и нормативные акты локального регулиро­вания в правоведении принято считать источниками право­вой информации.

Юридической деятельностью по реализации правовой информации принято считать деятельность государствен­ных органов по применению, исполнению и использова­нию норм права. Такие государственные органы реализуют правовую информацию, оформляя результаты своей дея­тельности в форме юридического документа (правоприме­нительного акта), имеющего юридическое значение, т.е. спо­собного вызвать возникновение (прекращение) прав либо обязанностей. К числу названных государственных органов относятся судебные, правоохранительные и иные право­применительные органы. Каждый из них в рамках своей компетенции принимает юридические документы.

Заметим, что исполнительные органы государственной власти уполномочены не только применять, исполнять


 

 

Виды правовой информации

и использовать нормы права, но и самостоятельно их при­нимать (издавать), т.е. формировать. Кроме того, право­вая информация является основанием для юридической деятельности и принимаемых государственными органами юридических документов, так как они должны быть закон­ными, т.е. основанными на нормах права.

Иначе говоря, такая правовая правоприменительная информация имеет тесную связь и большое значение для юридической деятельности и принятия правовых решений. Следовательно, правовая информация является не только источником права, но и основанием правоприменения в юридической деятельности и оформления ее результатов. Наличие жесткой связанности нормы права с актом ее реа­лизации придает сведениям, содержащимся в акте право­применения, правовой характер.

Таким образом, основным критерием классификации правовой информации является обладание ее качеством источника права, дополнительным критерием — связан­ность нормы права с юридической деятельностью.

Поэтому вряд ли правильным будет относить к право­вой информации абсолютно все сведения о протекающих в правовой сфере событиях и фактах существующей дей­ствительности, поскольку не все такие сведения имеют характер источника права и не все они жестко связаны с юридической деятельностью и имеют правовое значение. Наиболее правильным будет относить к правовой инфор­мации только те сведения о правовой сфере и юридической деятельности, которые тесно связаны с принятием право­вых решений и результатами юридической деятельности.

К правовой информации относятся все нормативные правовые акты и имеющие правовой характер документы, непосредственно связанные с результатами правопримени­тельной и иной юридической деятельностью.

Вместе с тем нельзя искусственно и жестко ограничи­вать правовую информацию только рамками официально принятой правовой информации (нормативные правовые акты, судебные акты, акты правоприменения), поскольку правовая сфера как пространственно-временная область человеческой деятельности, связанная с правом, является структурно-сложной многообразной и многоаспектной формой бытия.

В юридической литературе преобладает мнение о том, что правовые позиции высших судебных инстанций, сфор-




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.143 (0.009 с.)