Понятие межд-й спец-ии произ-ва. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие межд-й спец-ии произ-ва.



МСП- такая форма разделения труда между странами, при кот рост концентрации 1-го произ-ва и обобществления труда в мире происходит на основе процесса дифференциации нац-х приз-в, выделения в самос-е технол-е процессы, в отдельные отрасли и подотрасли изготовления все более однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей, что вызывает все большее взаимное допол-е дифферен-х нац-х комплексов. Международное разделение труда имеет свою внутреннюю структуру и соответствующие методы своего развития. Неотъемлемыми чертами МРТ являются международная специализация производства и международное кооперирование производства. Международная специализация производства (МСП) развивается по двум направлениям производственному и территориальному. В свою очередь, производственное направление подразделяется на: межотраслевую специа-ю; внутриотраслевую спец-ю; специализацию отдельных предприятий. Территориальная МСП включает специализацию на производстве определенных товаров и их частей для мирового рынка: отдельных стран; группы стран; регионов. К числу основных видов МСП относятся: предметная (производство готовых изделий) спец-я; подетальная (произ-во частей и компонентов изделий) спец-я; технологическая или стадийная спец-я (осуществление отдельных операций или выполнение отдельных технол-х процессов, напр.: сборка, окраска, сварка, термичес-я обработка и др.). Наибольшее распространение среди видов предметной спец-ии в мирохозяйственных связях получила спец-я по про-ву ГП. Характерные черты МСП: 1 динамичность протекания процессов; 2 непрерывное изменение их видов и направлений; 3 переход к более сложным формам в следствии изменений в общест-м произ-ве, сдвигами в стр-ре мировых потребностей, воздействием НТР.

 

19.Междун-е произ-е кооперорование. Международное кооперирование труда – основанный на МРТ устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Международное производственное кооперирование способствует реализации принципиально новых задач, которые очень трудно или невозможно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Функции МПК: 1 служит средством увеличения производимых матер-х благ при более высокой производ-ти труда; 2 реализация принципиально новых задач, кот-е очень трудно решить без объединения усилий производителей нескольких стран. Основные признаки МПК: предварительное согласование сторонами в договорном порядке условий совместной деятельности; координация хоз-й деят-ти пред-й-партнерство из разных стран в определенной, взаимосогласованной сфере этой деят-ти в качестве главного метода сотрудничества; наличие в качестве непосредственных субъектов произ-го коопер-я промыш-х пред-й из разных стран; закрепление в договорном порядке в качестве глав-х объектов коопер-я готовых изделий, компонентов, других частных продуктов и соответст-й технологии; распределение между партнерами заданий в рамках согласованной программы, закрепление за ними произ-й спец-ии, исходя из основных целей коопер-х соглашений. Класс-я МПК в соответ-ии с его основными признаками: 1 по видам: экон-я коопер-я промыш-е сотрудничество; произ-е копер-е (научно-техническое, в области проектирования и строит-ва, в сфере сбыта); кооперацион-е сотрудн-во в др-х областях хоз-й деят-ти. 2 по стадиям: предпроиз-я, произ-я, коммерческая. 3 по использованным методам: выполнение совместных программ, договорная спец-я, создание совместных пред-й. 4 по территориальному охвату: между 2-мя и более странами, в рамках региона, межрегиональное, всемирное. 5 по числу субъектов: двухсторонняя, многосторонняя. 6 по числу объектов: однопредметная, многопредметная. Формы МПК: договорная специа-я, подрядное копер-е, создание совместных пред-й.

 

20.Условия, факторы и формы МРТ. МРТ-высшая ступень развития общест-го разделения труда между странами, кот опирается на стойкую, экон-ки выгодную спец-ю приз-ва отдельных на тех или иных видах продукции и ведет к взаимному обмену между ними в значительных колич-х и кач-х соотношениях. Основные аспекты сущности МРТ: вовлечение всех стран, безотносительно к уровню развития их экономики и общест-го строя; важнейшая материальная предпосылка налаживания эффек-го экон-го взаимодействия стран в масштабах мирового хоз-ва; создает предпосылки для более полного проявления общих экон-х законов мирового хоз-ва; особенности современного этапа МРТ-динамичность, непрерывное изменение его видов, направлений, усложнения организ-х форм. Факторы МРТ: 1. Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары. И, следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.2. Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны. 3. Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ. 4. Удельный вес е структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ. Главное в процессе развития МРТ — это то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ. Реализация преимуществ МРТ в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта. Предполагается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт. В развивающихся странах предполагается сравнительно быстрое, по преимуществу экстенсивное расширение внутреннего рынка. Формы МРТ: 1.Дополнение производственных мощностей партнера; 2.Простая и сложная специализация производства; 3.Совместное производство на основе специализации; 4.Разделение производственных программ; 5.Специализация и кооперация на уровне научно-исследовательских работ проектирования и строительства; 6.Субконтракты (выполнение контрактных обязательств); 7.Подрядная кооперация; 8.Организация совместных предприятий; 9.Предоставление лицензии с оплатой продукцией, поставки оборудования.

 

25.Международный рынок туруслуг, его организационные формы. В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В основе развития международного туризма лежат следующие факторы: 1.Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.2 Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки. 3.Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня. 4.Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков. 5.Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов. 6.Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций. 7.Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей. Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций: 1. Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости. 2.Международный туризм расширяет вклады в платёжный баланс и ВНП страны. 3.Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферы туризма. 4.С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации. Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Международный туризм входит в число трёх крупнейших отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает. Международный туризм в мире крайне не равномерен. Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса. С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма. Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишённых зачастую юридической и хозяйственной независимости. Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров. В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам. Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между ТФ и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. ТА либо организуют туры, предлагаемыми ТФ, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Большинство ТА находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм. ТФ - это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и ТА. Они реализуют туры от своего имени через ТА либо непосредственно клиентам. Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они включают предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и ТА в разных странах. Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом. Конечно, важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире, - экономический. Туристские услуги на мировом рынке выступают как “невидимый” товар, характерной особенностью которого является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте.

 

 

26.Междун-я биржевая деятельность. Биржа — наиболее развитая форма регулярно функцион-го оптового рынка заменимых товаров, продающихся по стандартам (сортам), а иногда и по образцам, а также рынка ценных бумаг (акций и облигаций) и иностранной валюты. Биржевая торговля имеет следующие особенности: биржевая деятельность концентрируется в местах произ-ва и потребления товаров; проводится по специфическим видам товаров (так называемым биржевым товаром) крупными партиями; проводится в отсутствии товара по образцам, описаниям; ведется контрактами и договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем; проводится регулярно, учитывается концентрация спроса и предложения, а также покупателей и продавцов; свободное ценообразование, цены чувствительны и реагируют на конъюнктуру рынка; проводится биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени производителей и потребителей товара; отсутствие прямого воздействия государства на процесс биржевого торга. Биржа имеет организационную, экономическую и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, — это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т. е. профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценными бумагами, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редко- земельных металлов по ценам, официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде. Все биржи представляют собой частные организации, учреждаемые и руководимые их членами. Правила, регулирующие членство на бирже, лимитируют его различными требованиями, в частности, в отношении величины оплаченного капитала, наличия банковской гарантии, финансового состояния фирмы и т.д. На бирже можно торговать, не становясь ее членом, а поручая заключение сделок членам биржи. Но в этом случае возрастает размер уплачиваемой комиссии, что при большом объеме операций может быть невыгодным. Важнейшее же преимущество члена биржи заключается в его участии в руководстве данной организацией, что позволяет быть более осведомленным о ситуации на рынке, быстрее получать необходимую информацию, а также участвовать в разработке правил и принятии решений. В определенных рыночных ситуациях это может оказать решающее влияние на результаты деятельности фирмы. Торговля на бирже сосредоточена в операционном зале, в котором брокеры заключают сделки. Большая часть зала отведена для срочной торговли, остальная для наличных сделок. Сделки на срок заключаются в так называемых ямах (лигах), или кольцах (рингах), которые предназначены для торговли одним товаром. Яма представляет собой ступенчатый шести- или восьмиугольник. Участники торгов располагаются на ступеньках, что облегчает визуальный контакт. Время торговли, т.е. длительность биржевых сессий, устанавливается руководством биржи. На одних биржах заключение сделок на всех ямах начинается и заканчивается одновременно; на других - торговля разными товарами с разными сроками поставки проходит в разное время. Возле каждой ямы находится огражденное возвышение, где располагаются наблюдатели, являющиеся работниками биржи. Каждое изменение цен регистрируется ими, вводится в компьютеры и сообщается работникам, обслуживающим таблицу цен в операционном зале. Заключение сделок происходит при посредничестве брокеров, которые действуют в соответствия с инструкциями, полученными от клиентов. Цена в инструкции определяется путем установления ее верхней или нижней границы либо заключения сделки в наиболее выгодный момент. Сделка фиксируется дважды — после заключения сделки каждый брокер записывает в своей карточке цену, количество, месяц поставки, тип товара, название фирмы, инициалы второго брокера, участвующего в сделке. Виды биржевых операций. Существует несколько разновидностей биржевых операций, которые подразделяются: •По результату осуществления сделки - действительные (реальные), спекулятивные сделки и страховые операции, объединяющие оба вида; • По сроку реализации сделки - наличные и срочные.

 

27. Содержание фьючерсной сделки. Сделки за наличный расчет и форвардные сделки представляют собой сделки с реальным товаром, в то время как все срочные сделки спекулятивного характера именуются фьючерсными, которые заключаются не с целью реальной поставки товара, а для получения прибыли посредством игры на разнице цен. Существует несколько разновидностей фьючерсных сделок. Сделки с опционами. Особой разновидностью сделок с премией являются сделки с опционами, при которых покупается опцион, т. е. стандартный контракт по сделкам этого вида, на продажу или покупку данного количества товара в определенный срок в будущем по цене, установленной в день заключения сделки. Причем покупатель опциона принимает на себя только обязательство выплатить определенную премию продавцу, и не обязан покупать или поставлять товар. Различают следующие типы сделок с опционами: - опцион «колл». Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить либо о покупке товара, либо об отказе от покупки; - опцион «пут». Покупатель опциона получает право до наступлениясрока ликвидации сделки объявитьлибо о продаже товара, либо об отказе от продажи; - двойной опцион. Покупатель опциона получает право до наступления срока ликвидации сделки объявить, осуществит ли он покупку или продажу товара. Решение принимается в зависимости от направления и размеров изменения цен и от типа опциона. Покупатель опциона «колл» ожидает повышения цен до уровня, обеспечивающего ему получение прибыли после выплаты премии и комиссионных. Покупатель опциона «пут» ожидает падения цен. Покупатель двойного опциона, будучи не в состоянии определить направление изменения цен рассчитывает на такой значительный масштаб изменений, который перекроет его затраты, связанные с выплатой двойной премии за данный опцион. Ограничение возможных потерь только выплатой премии является главным преимуществом для покупателя опциона. Разрешена перепродажа опционов третьим лицам. Онкольные сделки. ОС заключаются на поставку товаров в будущем и с расчетом по котировкам будущего периода. В момент заключения ОС четко устанавливается предмет контракта (товар, его сорт, количество, срок поставки, условия оплаты и т.д.). Что же касается цены, то в контракте определяется, что она установлена на уровне биржевых котировок в произвольно выбранный одной из сторон рабочий день, предшествующий дню поставки. В контракте также оговаривается крайний срок объявления цены. Как правило, цена определяется по котировкам фьючерских сделок, возможно и использование цены «спот». Право объявления цены может получить любой из контрагентов в зависимости от результата переговоров. Покупатель стремится получить это право, когда ожидает падения цен, а продавец когда ожидает их повышения. Хеджирование. Деятельность спекулянтов способствует искусственному увеличению частоты и амплитуды колебания цен. При спекулятивных оборотах внешне увеличивается спрос или предложение. При этом усиливаются действующие на бирже ценовые тенденции, определяемые объективными рыночными факторами. Однако, с другой стороны, благодаря спекулянтам существует возможность заключения страховых сделок, защищающих продавцов и покупателей реального товара от нежелательного колебания цен. К таким сделкам относится хеджирование. Суть хеджирования состоит в одновременном заключении действительной (на реальный товар) и обратной ей фьючерсной (спекулятивной) сделок. Результат хеджирования выступает как результат по обеим сделкам. Существуют два основных вида хеджирования: 1. Хеджирование продажей, или короткое хеджирование. Осуществляется товаропроизводителем или товаровладельцем с целью страхования от снижения цен при продаже в будущем товара либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок. 2. Хеджирование покупкой, или длинное хеджирование. Осуществляется потребителем или торговцем с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара. Величина прибыли или убытков в результате хеджирования зависит от изменения разницы между ценами «спот» и фьючерсными котировками. Эта разница, называемая базисом, зависит от соотношения между спросом и предложением на данный товар и его заменители во времени и наразных рынках, от затрат на транспортировку и т. д.

 

28. Суть и механизм осуществления форвардской сделки. Действительные (реальные) сделки заключаются с целью передачи прав собственности на товар от продавца потребителю за определенный денежный эквивалент. Исполнение таких сделок заключается в фактической поставке товара. Наличные сделки, называемые также сделками «спот», предусматривают передачу товара без промедления после заключения сделки. Поставка осуществляется путем фактической передачи товара либо путем передачи соответствующих документов, как правило, варранта (свидетельства, выдаваемого товарным складом товара на хранение). Оплата производится обычно в день заключения сделки либо на следующий день. На некоторых биржах к наличным относятся сделки, срок реализации которых не превышает двух недель с момента их заключения. Срочные сделки, имеющие реальный характер, называются форвардными и предусматривают поставку товара а более поздние сроки, чем при наличных сделках. К ним относятся: - сделки на прибытие товаров, погруженных перед их заключением и отправленных до определённого пункта (например, на биржевой склад). Если сделка была заключена во время их перевозки, то товары направляются непосредственно в место назначения, указанное покупателем; - сделки на погрузку товара, который продавец обязан погрузить в пункте отправления в срок, указанный в сделке; - сделки на поставку товара, который продавец обязан доставить к месту назначения в установленный срок. Правила различных бирж предусматривают различные минимальные и максимальные сроки реализации форвардских сделок. В контрактах оговариваются лишь месяц ликвидации сделки, а конкретные дни заранее устанавливаются правилами биржи. Цены по форвардным сделкам, как правило, отличаются от цен по наличным сделкам, что связано с предполагаемыми отклонениями цен дня реализации от цен дня заключения сделки на основе прогнозов изменений конъюнктуры, атмосферных условий и т.д. Если цена товара по срочным сделкам выше цены спот, причем цена тем выше, чем позднее срок, то эта разница называется контанго. Считается, что при стабильной ситуации имеет место превышение цен по форвардным сделкам над ценами по сделкам примерно на величину затрат на хранение, страхованию и выплату банковского процента. Подобное превышение свидетельствует о превышении предложения над спросом в данный момент. В случае, когда цена товара по срочным сделкам ниже цены спот, причем цена тем ниже, чем позднее срок, то эта разница называется бэквардейшн. Превышение цен по наличным сделкам над ценами по форвардным свидетельствует о нехватке товара с немедленной поставкой. Эта ситуация обычно возникает, когда производители придерживают либо выкупают товары на бирже в целях повышения их цен.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.015 с.)