Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философские взгляды Ф.Бэкона.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ. Основные работы: «Новый органон», «Новая Атлантида», «О принципах и Началах». По мнению Бэкона, основной задачей науки является покорение природы, расширение власти человека над природой, пока все для человека не станет возможным. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средством, при помощи которого наука может решить эту задачу, является истинное знание; именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила». Главное в знании его достоверность и соответствие практичным потребностям общества. Знание, не приносимое практических плодов, не нужная роскошь. Бэкон известен, прежде всего, тем, что разработал теорию индукции. Основная идея его теории индукции состоит в том, чтобы учитывать не только факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают его. Отсюда и два основных средства, которые предлагает использовать Бэкон: перечисление и исключение. При этом истинная индукция должна опираться не столько на перечисление, сколько на исключение. Например, для того чтобы обнаружить «форму», или «природу», определенного явления, необходимо собрать как можно больше случаев, в которых это явление либо присутствует, либо отсутствует. «Природой» этого явления будет признак, который всегда присутствует, когда присутствует это явление, и всегда отсутствует, когда это явление тоже отсутствует. Именно таким образом Бэкон пришел к выводу, что «природой» тепла является движение мелких частиц. В рамках своей философской концепции Бэкон описал основные источники заблуждений, которым подвержен человек. Бэкон назвал их «идолами». Чтобы преодолеть эти препятствия, ученый и философ должны постоянно помнить о необходимости критичного отношения к тем знаниям, которые уже имеются. Он выделял четыре их разновидности: 1) идолы пещеры — установить истину мешают индивидуальные особенности людей, их склонности; 2) идолы театра - установить истину мешает вера в авторитеты; 3) идолы площади связаны с общением между людьми и несовершенством языка, который используется в рамках общения; 4) идолы рода — это особенности, присущие человеку вообще, как биологическому виду. По мнению Бэкона, это самый опасный источник заблуждений: от них избавиться труднее всего. Бэкон большое значение предавал методу познания истины, он считал, что выбор метода важнее условий установления истины: «Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Предлагая использовать индуктивный метод, то есть идти от частного к общему, от простого к сложному.
Учение Фомы Аквинского. Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ. Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: 1.Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим. Следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог; 2.Причина: все, что существует, имеет причину. Следовательно, есть первопричина всего — Бог; 3.Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого. Следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; 4.Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д). Следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; 5.Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: -разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества; -подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); -подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; -считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога; -оказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; Исходя из данных посылок, согласно Фоме:1. все состоит из материи и формы (идеи); 2.суть любой вещи — единство формы и материи; 3.форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; 4.форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; 5.идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: 1.откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же, а различные понятия; 2.вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; 3.вера и разум дают истинное знание; 4.если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; 5.все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; 6.разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; 7.философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;• все остальное (божественное откровение) может познать только теология. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
Философия Р. Декарта. Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования. Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него, утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении). Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств. Центральное понятие картезианской философии – субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Субстанцией является только Бог. Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи). При этом выделяет коренные атрибуты каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия. Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует " врожденными идеями ", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: • понятия; • суждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 6787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.007 с.) |