ТОП 10:

Философские взгляды Ф.Бэкона.



Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - крупный английский философ. Основные работы: «Новый органон», «Новая Атлантида», «О принципах и Началах».

По мнению Бэкона, основной задачей науки является покорение природы, расширение власти человека над природой, пока все для человека не станет возможным. Без этого невозможно усовершенствование человеческой жизни. И основным средством, при помощи которого наука может решить эту задачу, является истинное знание; именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм «Знание — сила». Главное в знании его достоверность и соответствие практичным потребностям общества. Знание, не приносимое практических плодов, не нужная роскошь.

Бэкон известен, прежде всего, тем, что разработал теорию индукции. Основная идея его теории индукции состоит в том, чтобы учитывать не только факты, которые подтверждают утверждение, но и факты, которые опровергают его. Отсюда и два основных средства, которые предлагает использовать Бэкон: перечисление и исключение. При этом истинная индукция должна опираться не столько на перечисление, сколько на исключение. Например, для того чтобы обнаружить «форму», или «природу», определенного явления, необходимо собрать как можно больше случаев, в которых это явление либо присутствует, либо отсутствует. «Природой» этого явления будет признак, который всегда присутствует, когда присутствует это явление, и всегда отсутствует, когда это явление тоже отсутствует. Именно таким образом Бэкон пришел к выводу, что «природой» тепла является движение мелких частиц.

В рамках своей философской концепции Бэкон описал основные источники заблуждений, которым подвержен человек. Бэкон назвал их «идолами». Чтобы преодолеть эти препятствия, ученый и философ должны постоянно помнить о необходимости критичного отношения к тем знаниям, которые уже имеются.

Он выделял четыре их разновидности:

1) идолы пещеры — установить истину мешают индивидуальные особенности людей, их склонности;

2) идолы театра - установить истину мешает вера в авторитеты;

3) идолы площади связаны с общением между людьми и несовершенством языка, который используется в рамках общения;

4) идолы рода — это особенности, присущие человеку вообще, как биологическому виду. По мнению Бэкона, это самый опасный источник заблуждений: от них избавиться труднее всего.

Бэкон большое значение предавал методу познания истины, он считал, что выбор метода важнее условий установления истины: «Хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Предлагая использовать индуктивный метод, то есть идти от частного к общему, от простого к сложному.


 

Учение Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (1225 — 1274) — доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ. Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога. Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

1.Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим. Следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

2.Причина: все, что существует, имеет причину. Следовательно, есть первопричина всего — Бог;

3.Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого. Следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

4.Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д). Следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;

5.Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

-разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;

-подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел);

-подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;

-считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога;

-оказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:1. все состоит из материи и формы (идеи); 2.суть любой вещи — единство формы и материи; 3.форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; 4.форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; 5.идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.

Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: 1.откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же, а различные понятия; 2.вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; 3.вера и разум дают истинное знание; 4.если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; 5.все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; 6.разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; 7.философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;• все остальное (божественное откровение) может познать только теология.

В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм — философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.


 

Философия Р. Декарта.

Рене Декарт (1596–1650) считается основателем современной философии. Для понимания его философских взглядов наиболее важны два произведения «Рассуждение о методе» и «Метафизические рассуждения», так как Декарт обосновал в них метод «картезианского сомнения», т. е. необходимость сомневаться во всем, кроме собственного существования.

Выражение «мыслю, следовательно, существую» отражает существо теории познания Декарта. Исходя из него, утверждается крайний субъективизм (Я – субстанция, вся природа или сущность которой состоит только в мышлении). Из этого тезиса следовал еще один вывод: все вещи, воспринимаемые нами ясно и отчетливо, истинны. Такую отчетливость может дать только разум, ибо ощущения легко изменяются под воздействием внешних обстоятельств.

Центральное понятие картезианской философии – субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Субстанцией является только Бог. Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворенные Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им). Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода: • материальные (вещи); • духовные (идеи). При этом выделяет коренные атрибуты каждого рода субстанций: • протяжение — для материальных; • мышление - для духовных. Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)

Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей). Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой. Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует "врожденными идеями", которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение. Данные идеи могут быть двух видов: • понятия; • суждения.


 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.10.62 (0.007 с.)