ТОП 10:

Философские взгляды Николая Кузанского.



Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ эпохи Ренессанса. Собственное имя Кребс. Прозвище получил от местечка Куза, где был рожден. Серьезно занимался изучением математики, астрономии, медицины, географии. К числу наиболее значимых философских произведений немецкого гуманиста относятся трактаты: «Об учёном незнании», «Книги простеца», «Об игре в шар», «О вершине созерцания».

По мнению Кузанского, весь мир соткан из противоположностей. Однако противоположности не просто противостоят друг другу, но совпадают. Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии с философией этого периода Кузанский утверждает, что Бог играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако он отходит от ортодоксальных схоластических идей и развивает идеи близкие к пантеизму, деперсонализирует Бога, который теперь выступает как «абсолютный максимум». Наш мир же в этом случае является «ограниченным максимумом», потенциальной бесконечностью. Рассуждая в этом ключе, Кузанский приходит к противоречию Бога. Бог, являясь высшим существом, бесконечностью, «абсолютным максимумом» не страдает от конечных операций. Но Бог так же конечен и неделим, что являет собой «абсолютный минимум». Таким образом, Бог представляет собой единство противоположностей. Эти размышления позволяют заключить:

1) Бог пребывает во всем.

2) Бог есть единство причины и следствия, творящего и сотворенного.

3) Сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира.

Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек. По его мнению, человек — это "малый мир", "микрокосм", в котором сочетаются все качества "макрокосма". Развивая свое представление о человеке, Николай Кузанский пишет о том, что весь мир имеет "трехсложное" строение. "Малый мир" — это сам человек. "Большой мир" — универсум, вселенная. "Максимальный мир" — Бог, божественный максимум. И далее мыслитель утверждает идею совпадения "малого мира" и "максимального мира", т.е. человека и Бога: "Человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек; он — человеческий Бог.

Важнейшим свойством человека является "ум", который Кузанский считал "образом Божественного ума". Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. Чувственные ощущения играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные представления приводит в действие силы ума. Рассудок - это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений. На основе рассудочных (рациональных) рассуждений, человек способен к научному познанию мира вещей. Но высшей формой познавательных способностей человека является разум — это способность человека познавать божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к Богу. Именно в разуме, т.е. интуитивно, человек может познать главное качество мира — совпадение противоположностей.

Николай Кузанский формулирует концепцию "ученого незнания". Суть концепции состоит в том, что познаваемость мира реализуется на признании непознаваемости Бога. "Ученое незнание" доступно лишь разуму и недоступно рассудку.

Сочинения Николая Кузанского были впервые опубликованы после его смерти в 1488 г., затем в 1514 и 1565 гг., поэтому его философская концепция практически не была известна современникам.


 

Философские идеи Гоббса.

Томас Гоббс (1588–1679) – английский мыслитель. Гоббс был материалистом; верил в то, что физические атомы, находящиеся в движении, являются единственными реальными вещами. Он объединил эту метафизическую теорию с психологической теорией, согласно которой всякое человеческое существо всегда действует в направлении удовлетворения своих желаний и усиления своей власти.

Согласно Гоббсу, предмет философии – это тела, возникновение и свойства которых могут быть познаны. В соответствии с классификацией тел на естественные (природные тела и человек) и искусственные (гос-во), он выделил естественную философию и гражданскую. Гоббс исключает из философии теологию и любое учение о бестелесных сущностях, а также плохо обоснованные учения. Источник философии – разум, а источник религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, нельзя, но в Бога можно верить. Назначение философии мыслитель усматривал в предвидении результатов наших действий, в первую очередь в общественной и политической жизни. Конечная цель философии – точное определение меры справедливости в гос-ве, которая должна устанавливаться разумными законами.

Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие:

1. Онтологические. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек.

2. Гносеологические. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. Первоначально возникшие идеи в дальнейшем перерабатываются сравнением, сочетанием и разделением идей. Философия – рациональное познание связей вещей. Всю деятельность познания Гоббс пытался свести к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию. В теории познания Гоббс пытался обосновать материалистическое понимание истины. Под истиной он понимал правильное суждение, верно отражающее причины связи. Истина и заблуждение у него зависели от правильного и неправильного расположения слов в суждениях.

В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.

Философ стал автором всемирно известной книги «Левиафан» («Чудовище» - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

- человек обладает изначально злой природой;

- движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности;

- указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на все;

- право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономической прогресс;

- для предотвращения «войны всех против всех» возник общий институт для регулирования жизни в обществе – государство;

- государство - сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.005 с.)