Организация эмпирического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация эмпирического исследования



В первой главе был проведён теоретический анализ чувства одиночества у подростков. Эмпическая глава призвана решить следующие задачи курсовой работы:

1) изучить проявление одиночества у мальчиков и девочек подросткового возраста;

2) подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Для изучения субъективного чувства одиночества использовались три методики:

1. Шкала «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими. Разработана Дениелом Расселом в 1978 г. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 г. шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов.

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона; предназначена для оценки уровня субъективного ощущения одиночества. Вопросник содержит 20 утверждений на каждый из которых возможны 4 варианта ответа: часто, иногда, редко, никогда. По результатам методики можно установить один из трёх уровней ощущения одиночества - низкий, средний и высокий.

2. Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. Назначение теста: диагностика глубины переживания одиночества. Опросник содержит 20 утверждений, на каждое из которых предлагается три варианта ответа: да, не знаю, нет. По результата методики модно судить об уровне самооценки – низкий, средний, высокий.

3. Методика ОСГУД: позволяет измерить отношение человека к другому человеку.

Экспериментальное исследование включало в себя три этапа:

1 этап - выявление подростков, испытывающих состояние одиночества;

2 этап - изучение их личностных и социальных особенностей;

3 этап - количественный и качественный анализ связи одиночества со свойствами личности, а также связи личностных и социальных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими. Анализ отличий в чувстве одиночества у мальчиков и девочек.

На первом этапе исследования необходимо было выявить группу подростков, переживающих одиночество. Полученные данные показали, что 100% исследуемых подростков переживают состояние одиночества, из них 69% испытывают неглубокое переживание возможного одиночества и 31 % испытывают глубокое переживание актуального одиночества

Изучение подростков, испытывающих чувство одиночества, строилось на основе конкретных методологических принципов, выработанных в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе изучения психических явлений.

Принцип детерминизма объясняет, что явления общественной психологии детерминированы не только особенностями участников данного явления и взаимоотношениями между ними, но и влияниями, которые они испытывают со стороны социального окружения [ с. 16]. Принцип социально-психологического детерминизма объясняет особенности психики обусловленностью ее объективными внешними факторами и внутренними (индивидуальные особенности личности). Применительно к предмету нашего исследования - можно предположить, что оно обусловлено личностными и индивидуально-психологическими особенностями подростков.

Принцип единства сознания и деятельности. C.Л. Рубинштейн писал: «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности являются условием их адекватного выполнения» [, с. 251]. Принцип единства сознания и деятельности понимается нами как единство внешних актов поведения и внутреннего состояния субъекта.

Принцип развития внутренне связан с объяснительными принципами системного подхода и социально-психологического детерминизма. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Изменения происходят закономерно, переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включаются элементы случайности.

Важным методологическим принципом является принцип системности. «Природа психического, писал Б.Ф. Ломов, - может быть понята только на основе системного подхода, то есть рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система» [, с. 83]. В.Н. Куликов утверждает, что этот принцип требует понимания общественной психологии как целостной системы, которая включает ряд взаимосвязанных подсистем [, 33]. Еще в 60-х годы учеными была предпринята попытка применить системный подход к отдельным психическим явлениям. По итогам исследования был сформулирован принцип целостности психических явлений, который предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре.

Личностный подход как принцип предполагает, что отдельные изучаемые качества личности должны быть рассмотрены не изолированно, а в связи друг с другом, так как личность - это не просто комплекс отдельных свойств. Она представляет собой целостную структуру, где все ее компоненты тесно связаны между собой.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.004 с.)