Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Психологический анализ проблемыСтр 1 из 5Следующая ⇒
ВВЕДЕНИЕ Анализ актуальных психологических проблем в системе "личность - среда" показал высокую значимость такого направления исследования, как оценка состояния одиночества. Оказалось, что при достаточно частом указании на одиночество как на психологический феномен, который является как бы символом нашего времени, в отечественной психологии не рассмотрена его психофеноменология и отсутствуют строго научные теоретико-эмпирические исследования. При использовании в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "одинокий человек", "состояние одиночества" и т.п., используются неоправданно широкие понятийные конструкты. Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, Д.В. Валлерштейн, Д.Б.Келли, В.Киселева, И.С.Кон, Д.Майерс, Ф.Райе, A.A. Реан, Е.Е. Рогова, Р.В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества. В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Наибольшее развитие исследования в этой области получили в США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества: психодинамический (Г.Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман), феноменологический (К.Роджерс), экзистенциональный (К. Мустакас), социологический (К.Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер); интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.), когнитивно-бихевиоральный (Д.И. Янг), интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис), общесистемный (Дж. Фландерс).
В российской психологии проблема одиночества значительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. В ней одиночество чаще всего рассматривается в контексте проблематики общения (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, А.А.Бодалев, Ж.В. Пузанова и др.) и семейных отношений (И. Волкова, В. Музыченко, А.З. Рубинов, Ю.П. Кошелева, Г.В. Старшенбаум, Е. Токарева, Е.С. Яхонтова и др.). Однако следует отметить, появление в конце XX в. в отечественной психологии отдельных научных работ, публикаций, посвященных изучению одиночества как социально-психологического феномена (C.JI. Вербицкая, Н.П: Романова, B.C. Дробышевский, С.Г. Трубникова (Корчагина), и др.), рассмотрению культурно-исторических форм одиночества (С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева и др.), психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Е.Е. Рогова, А.Р. Кирпиков, В. Киселева, С.В. Малышева, Е.В. Неумоева, Н.В. Перешеина, З.Н. Сафина, И.М. Слободчиков, Г.Р.Шагивалеева и др.). Таким образом, актуализация проблемы одиночества, с одной стороны, и отсутствие разработанных подходов к его изучению - с другой, приводят к необходимости проведения психолого-феноменологического анализа переживания одиночества. Мы связали наше исследование с разработкой понятийной модели одиночества, которая, в свою очередь, могла бы позволить объяснить его специфические черты. Состояние одиночества мы определяем как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной деятельности. При рассмотрении одиночества как психологического феномена мы исходим из следующих предположений; 1. Одиночество является результатом депривации личностных потребностей; 2. Одиночество является осознаваемым состоянием; 3. Одиночество, испытываемое человеком, оценивается как тягостное состояние. Обозначение лишь данных трех основных компонентов закономерно вызывает вопрос об отсутствии среди них указания на специфику поведенческих проявлений. Эту проблему мы решаем в пользу замены выделения поведенческого компонента в структуре "одиночество" анализом причинно-следственных связей состояния одиночества на поведенческом уровне. Данный подход определен неоднозначностью возникновения тех или иных поведенческих реакций, связанных с переживанием личностью состояния одиночества. Введение же анализа причинно-следственных связей переживания состояния одиночества, на наш взгляд, дает возможность представить тот комплекс характерных поведенческих реакций личности, который приводит к одиночеству как состоянию и препятствует выходу из него.
Цель исследования: провести сравнительный анализ субъективного чувства одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объектом исследования выступает чувство у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Предметом исследования являются отличия в чувстве одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Гипотеза: переживание одиночества является неотъемлемой частью психологического развития личности и обязательным условием личностной зрелости, в подростковом возрасте сопряженное с процессом развития рефлексии и тесно связанное с развитием самосознания и оформлением я-концепции. При этом протекание его у девочек и мальчиков происходит по разному. В соответствии с гипотезами и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучение психологической литературы по проблеме 2. В репрезентативной выборке выделить группу подростков, испытывающих чувство одиночества. 3. Изучить различия между описаниями чувства одиночества у мальчиков и девочек. 4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы. 3. Методы статистической обработки эмпирической информации. Эмпирические методы включают в себя - шкалу «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими. - методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона; - диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. - методику ОСГУД. Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода. Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Психологической методологией исследования являются фундамен-тальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосред-ствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внут-ренними условиями (C.J1. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедея-тельности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский). Выборка. В исследовании приняли участие ___ подростков в возрасте ____ лет. Экспериментальная база исследования СШ № 183 г. Минска. ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ Анализ существующих определений показывает, что имеются разные подходы. В целом они различаются по ряду признаков, основными из которых являются:
а) понимание одиночества как объективного состояния (ситуации) изолированности или как психологического состояния, неразрывно связанного с переживанием и не существующим вне его; б) понимание его как состояния, вызывающего исключительно негативные переживания (характеризующегося ими), или эмоционально нейтрального, способного вызывать (характеризоваться) переживаниями любой модальности в зависимости от индивидуальных особенностей личности
ВОЗРАСТЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ [1]. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1981. [2] Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987. [3] 12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78. [4] Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. – М., 1989. С. 64-65. [5] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990. С. 114-115. [6] 34. Психология развивающейся личности. М., 1987. [7] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике. Киев, 1989. [8] 25. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае». // Воспитание школьников. 1994., № 6. С. 41- 44. [9]. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997. [10] Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте американской культуры //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 107-112. [11] Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997 [12] Бондарев В.П. Выбор профессии. – М., 1989. [13]. Психология развивающейся личности. М., 1987. [14] Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987. [15] Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997. ВВЕДЕНИЕ Анализ актуальных психологических проблем в системе "личность - среда" показал высокую значимость такого направления исследования, как оценка состояния одиночества. Оказалось, что при достаточно частом указании на одиночество как на психологический феномен, который является как бы символом нашего времени, в отечественной психологии не рассмотрена его психофеноменология и отсутствуют строго научные теоретико-эмпирические исследования. При использовании в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "одинокий человек", "состояние одиночества" и т.п., используются неоправданно широкие понятийные конструкты. Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, Д.В. Валлерштейн, Д.Б.Келли, В.Киселева, И.С.Кон, Д.Майерс, Ф.Райе, A.A. Реан, Е.Е. Рогова, Р.В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.
В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Наибольшее развитие исследования в этой области получили в США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества: психодинамический (Г.Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман), феноменологический (К.Роджерс), экзистенциональный (К. Мустакас), социологический (К.Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер); интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.), когнитивно-бихевиоральный (Д.И. Янг), интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис), общесистемный (Дж. Фландерс). В российской психологии проблема одиночества значительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. В ней одиночество чаще всего рассматривается в контексте проблематики общения (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, А.А.Бодалев, Ж.В. Пузанова и др.) и семейных отношений (И. Волкова, В. Музыченко, А.З. Рубинов, Ю.П. Кошелева, Г.В. Старшенбаум, Е. Токарева, Е.С. Яхонтова и др.). Однако следует отметить, появление в конце XX в. в отечественной психологии отдельных научных работ, публикаций, посвященных изучению одиночества как социально-психологического феномена (C.JI. Вербицкая, Н.П: Романова, B.C. Дробышевский, С.Г. Трубникова (Корчагина), и др.), рассмотрению культурно-исторических форм одиночества (С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева и др.), психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Е.Е. Рогова, А.Р. Кирпиков, В. Киселева, С.В. Малышева, Е.В. Неумоева, Н.В. Перешеина, З.Н. Сафина, И.М. Слободчиков, Г.Р.Шагивалеева и др.). Таким образом, актуализация проблемы одиночества, с одной стороны, и отсутствие разработанных подходов к его изучению - с другой, приводят к необходимости проведения психолого-феноменологического анализа переживания одиночества. Мы связали наше исследование с разработкой понятийной модели одиночества, которая, в свою очередь, могла бы позволить объяснить его специфические черты. Состояние одиночества мы определяем как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной деятельности.
При рассмотрении одиночества как психологического феномена мы исходим из следующих предположений; 1. Одиночество является результатом депривации личностных потребностей; 2. Одиночество является осознаваемым состоянием; 3. Одиночество, испытываемое человеком, оценивается как тягостное состояние. Обозначение лишь данных трех основных компонентов закономерно вызывает вопрос об отсутствии среди них указания на специфику поведенческих проявлений. Эту проблему мы решаем в пользу замены выделения поведенческого компонента в структуре "одиночество" анализом причинно-следственных связей состояния одиночества на поведенческом уровне. Данный подход определен неоднозначностью возникновения тех или иных поведенческих реакций, связанных с переживанием личностью состояния одиночества. Введение же анализа причинно-следственных связей переживания состояния одиночества, на наш взгляд, дает возможность представить тот комплекс характерных поведенческих реакций личности, который приводит к одиночеству как состоянию и препятствует выходу из него. Цель исследования: провести сравнительный анализ субъективного чувства одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Объектом исследования выступает чувство у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Предметом исследования являются отличия в чувстве одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Гипотеза: переживание одиночества является неотъемлемой частью психологического развития личности и обязательным условием личностной зрелости, в подростковом возрасте сопряженное с процессом развития рефлексии и тесно связанное с развитием самосознания и оформлением я-концепции. При этом протекание его у девочек и мальчиков происходит по разному. В соответствии с гипотезами и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучение психологической литературы по проблеме 2. В репрезентативной выборке выделить группу подростков, испытывающих чувство одиночества. 3. Изучить различия между описаниями чувства одиночества у мальчиков и девочек. 4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования. Методы исследования: 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические методы. 3. Методы статистической обработки эмпирической информации. Эмпирические методы включают в себя - шкалу «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими. - методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона; - диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной. - методику ОСГУД. Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода. Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психологические концепции, освещающие проблему одиночества. Психологической методологией исследования являются фундамен-тальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосред-ствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внут-ренними условиями (C.J1. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедея-тельности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский). Выборка. В исследовании приняли участие ___ подростков в возрасте ____ лет. Экспериментальная база исследования СШ № 183 г. Минска. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА…
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.03 с.) |