Глава 1. Психологический анализ проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психологический анализ проблемы



ВВЕДЕНИЕ

Анализ актуальных психологических проблем в системе "личность - среда" показал высокую значимость такого направления исследования, как оценка состояния одиночества. Оказалось, что при достаточно частом указании на одиночество как на психологический феномен, который является как бы символом нашего времени, в отечественной психологии не рассмотрена его психофеноменология и отсутствуют строго научные теоретико-эмпирические исследования. При использовании в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "одинокий человек", "состояние одиночества" и т.п., используются неоправданно широкие понятийные конструкты.

Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, Д.В. Валлерштейн, Д.Б.Келли, В.Киселева, И.С.Кон, Д.Майерс, Ф.Райе, A.A. Реан, Е.Е. Рогова, Р.В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.

В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Наибольшее развитие исследования в этой области получили в США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества: психодинамический (Г.Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман), феноменологический (К.Роджерс), экзистенциональный (К. Мустакас), социологический (К.Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер); интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.), когнитивно-бихевиоральный (Д.И. Янг), интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис), общесистемный (Дж. Фландерс).

В российской психологии проблема одиночества значительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. В ней одиночество чаще всего рассматривается в контексте проблематики общения (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, А.А.Бодалев, Ж.В. Пузанова и др.) и семейных отношений (И. Волкова, В. Музыченко, А.З. Рубинов, Ю.П. Кошелева, Г.В. Старшенбаум, Е. Токарева, Е.С. Яхонтова и др.).

Однако следует отметить, появление в конце XX в. в отечественной психологии отдельных научных работ, публикаций, посвященных изучению одиночества как социально-психологического феномена (C.JI. Вербицкая, Н.П: Романова, B.C. Дробышевский, С.Г. Трубникова (Корчагина), и др.), рассмотрению культурно-исторических форм одиночества (С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева и др.), психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Е.Е. Рогова, А.Р. Кирпиков, В. Киселева, С.В. Малышева, Е.В. Неумоева, Н.В. Перешеина, З.Н. Сафина, И.М. Слободчиков, Г.Р.Шагивалеева и др.).

Таким образом, актуализация проблемы одиночества, с одной стороны, и отсутствие разработанных подходов к его изучению - с другой, приводят к необходимости проведения психолого-феноменологического анализа переживания одиночества.

Мы связали наше исследование с разработкой понятийной модели одиночества, которая, в свою очередь, могла бы позволить объяснить его специфические черты. Состояние одиночества мы определяем как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной деятельности.

При рассмотрении одиночества как психологического феномена мы исходим из следующих предположений;

1. Одиночество является результатом депривации личностных потребностей;

2. Одиночество является осознаваемым состоянием;

3. Одиночество, испытываемое человеком, оценивается как тягостное состояние.

Обозначение лишь данных трех основных компонентов закономерно вызывает вопрос об отсутствии среди них указания на специфику поведенческих проявлений. Эту проблему мы решаем в пользу замены выделения поведенческого компонента в структуре "одиночество" анализом причинно-следственных связей состояния одиночества на поведенческом уровне. Данный подход определен неоднозначностью возникновения тех или иных поведенческих реакций, связанных с переживанием личностью состояния одиночества. Введение же анализа причинно-следственных связей переживания состояния одиночества, на наш взгляд, дает возможность представить тот комплекс характерных поведенческих реакций личности, который приводит к одиночеству как состоянию и препятствует выходу из него.

Цель исследования: провести сравнительный анализ субъективного чувства одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Объектом исследования выступает чувство у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются отличия в чувстве одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Гипотеза: переживание одиночества является неотъемлемой частью психологического развития личности и обязательным условием личностной зрелости, в подростковом возрасте сопряженное с процессом развития рефлексии и тесно связанное с развитием самосознания и оформлением я-концепции. При этом протекание его у девочек и мальчиков происходит по разному.

В соответствии с гипотезами и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психологической литературы по проблеме

2. В репрезентативной выборке выделить группу подростков, испытывающих чувство одиночества.

3. Изучить различия между описаниями чувства одиночества у мальчиков и девочек.

4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы.

3. Методы статистической обработки эмпирической информации.

Эмпирические методы включают в себя

- шкалу «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими.

- методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона;

- диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной.

- методику ОСГУД.

Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психологические концепции, освещающие проблему одиночества.

Психологической методологией исследования являются фундамен-тальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосред-ствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внут-ренними условиями (C.J1. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедея-тельности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Выборка. В исследовании приняли участие ___ подростков в возрасте ____ лет.

Экспериментальная база исследования СШ № 183 г. Минска.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Анализ существующих определений показывает, что имеются разные подходы. В целом они различаются по ряду признаков, основными из которых являются:

а) понимание одиночества как объективного состояния (ситуации) изолированности или как психологического состояния, неразрывно связанного с переживанием и не существующим вне его;

б) понимание его как состояния, вызывающего исключительно негативные переживания (характеризующегося ими), или эмоционально нейтрального, способного вызывать (характеризоваться) переживаниями любой модальности в зависимости от индивидуальных особенностей личности

 

 

ВОЗРАСТЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


[1]. Леви В.Л. Искусство быть другим. М., 1981.

[2] Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987.

[3] 12. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков.// Вопросы психологии. 1998. №2. С. 69-78.

[4] Миюскович Б. Одиночество; междисциплинарный подход //Лабиринты одиночества. – М., 1989. С. 64-65.

[5] Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990. С. 114-115.

[6] 34. Психология развивающейся личности. М., 1987.

[7] Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологичесокой диагностике. Киев, 1989.

[8] 25. Маринина Е., Воронов Ю. Подросток в «стае». // Воспитание школьников. 1994., № 6. С. 41- 44.

[9]. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.

[10] Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимозависимость в контексте американской культуры //Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 107-112.

[11] Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997

[12] Бондарев В.П. Выбор профессии. – М., 1989.

[13]. Психология развивающейся личности. М., 1987.

[14] Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1987.

[15] Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ актуальных психологических проблем в системе "личность - среда" показал высокую значимость такого направления исследования, как оценка состояния одиночества. Оказалось, что при достаточно частом указании на одиночество как на психологический феномен, который является как бы символом нашего времени, в отечественной психологии не рассмотрена его психофеноменология и отсутствуют строго научные теоретико-эмпирические исследования. При использовании в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "одинокий человек", "состояние одиночества" и т.п., используются неоправданно широкие понятийные конструкты.

Особое беспокойство вызывает одиночество подростков, поскольку именно в этот возрастной период, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей (А.Г. Амбрумова, О.Э. Калашникова, Д.В. Валлерштейн, Д.Б.Келли, В.Киселева, И.С.Кон, Д.Майерс, Ф.Райе, A.A. Реан, Е.Е. Рогова, Р.В. Шмелев и др.), одиночество переживается чаще и является одной из серьезных особо опасных проблем: причиной разочарований и крушения надежд, осознаваемой угрозой для формирования межличностных отношений, может ограничить развитие подростка и привести к негативным социально-психологическим явлениям ухода от социальной активности, проявляющимся в асоциальном поведении (алкоголизм, наркомания и проч.), вступлении в религиозные и преступные сообщества, суицидальном поведении. Статистика свидетельствует, что в настоящее время количество подростковых суицидов растет и одним из главных факторов, способствующих этому явлению, оказывается сильное чувство безысходного одиночества.

В психологии феномен «одиночество» стал предметом внимания ученых сравнительно недавно. Наибольшее развитие исследования в этой области получили в США, где появились и оформились основные психологические подходы к изучению одиночества: психодинамический (Г.Зилбург, Г. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман), феноменологический (К.Роджерс), экзистенциональный (К. Мустакас), социологический (К.Боумен, Д. Рисмен, Ф. Слейтер); интеракционистский (Р. Вейс), когнитивный (Э. Пепло, В. Серма, Д. Перлман, Д. Рассел и др.), когнитивно-бихевиоральный (Д.И. Янг), интимный (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис), общесистемный (Дж. Фландерс).

В российской психологии проблема одиночества значительно реже выступает в качестве самостоятельного предмета изучения. В ней одиночество чаще всего рассматривается в контексте проблематики общения (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, А.А.Бодалев, Ж.В. Пузанова и др.) и семейных отношений (И. Волкова, В. Музыченко, А.З. Рубинов, Ю.П. Кошелева, Г.В. Старшенбаум, Е. Токарева, Е.С. Яхонтова и др.).

Однако следует отметить, появление в конце XX в. в отечественной психологии отдельных научных работ, публикаций, посвященных изучению одиночества как социально-психологического феномена (C.JI. Вербицкая, Н.П: Романова, B.C. Дробышевский, С.Г. Трубникова (Корчагина), и др.), рассмотрению культурно-исторических форм одиночества (С.А. Ветров, Ю.М. Швалб, О.В. Данчева и др.), психологических особенностей одиночества в подростковом и юношеском возрасте (И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Е.Е. Рогова, А.Р. Кирпиков, В. Киселева, С.В. Малышева, Е.В. Неумоева, Н.В. Перешеина, З.Н. Сафина, И.М. Слободчиков, Г.Р.Шагивалеева и др.).

Таким образом, актуализация проблемы одиночества, с одной стороны, и отсутствие разработанных подходов к его изучению - с другой, приводят к необходимости проведения психолого-феноменологического анализа переживания одиночества.

Мы связали наше исследование с разработкой понятийной модели одиночества, которая, в свою очередь, могла бы позволить объяснить его специфические черты. Состояние одиночества мы определяем как состояние, испытываемое человеком в результате осознания им ситуации собственной деятельности.

При рассмотрении одиночества как психологического феномена мы исходим из следующих предположений;

1. Одиночество является результатом депривации личностных потребностей;

2. Одиночество является осознаваемым состоянием;

3. Одиночество, испытываемое человеком, оценивается как тягостное состояние.

Обозначение лишь данных трех основных компонентов закономерно вызывает вопрос об отсутствии среди них указания на специфику поведенческих проявлений. Эту проблему мы решаем в пользу замены выделения поведенческого компонента в структуре "одиночество" анализом причинно-следственных связей состояния одиночества на поведенческом уровне. Данный подход определен неоднозначностью возникновения тех или иных поведенческих реакций, связанных с переживанием личностью состояния одиночества. Введение же анализа причинно-следственных связей переживания состояния одиночества, на наш взгляд, дает возможность представить тот комплекс характерных поведенческих реакций личности, который приводит к одиночеству как состоянию и препятствует выходу из него.

Цель исследования: провести сравнительный анализ субъективного чувства одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Объектом исследования выступает чувство у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Предметом исследования являются отличия в чувстве одиночества у мальчиков и девочек в подростковом возрасте.

Гипотеза: переживание одиночества является неотъемлемой частью психологического развития личности и обязательным условием личностной зрелости, в подростковом возрасте сопряженное с процессом развития рефлексии и тесно связанное с развитием самосознания и оформлением я-концепции. При этом протекание его у девочек и мальчиков происходит по разному.

В соответствии с гипотезами и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучение психологической литературы по проблеме

2. В репрезентативной выборке выделить группу подростков, испытывающих чувство одиночества.

3. Изучить различия между описаниями чувства одиночества у мальчиков и девочек.

4. Проанализировать данные, полученные в результате исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы.

3. Методы статистической обработки эмпирической информации.

Эмпирические методы включают в себя

- шкалу «UCLA» для выявления подростков, чувствующих себя одинокими.

- методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д.Рассела и М. Фергюсона;

- диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной.

- методику ОСГУД.

Общей методологической и теоретической основой исследования являются методологические принципы системности, единства сознания и деятельности, детерминизма, психологии развития, личностного подхода.

Методологической основой исследования являются отечественные и зарубежные психологические концепции, освещающие проблему одиночества.

Психологической методологией исследования являются фундамен-тальные положения об единстве личности и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы и идеи отечественной психологии об опосред-ствовании внутренних условий внешними условиями развития личности (А.Н. Леонтьев), об опосредствовании внешних воздействий на личность внут-ренними условиями (C.J1. Рубинштейн), о личности как субъекте жизнедея-тельности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская), представления о личности как системе жизненных дилемм (Э.Фромм, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, О.В. Немиринский).

Выборка. В исследовании приняли участие ___ подростков в возрасте ____ лет.

Экспериментальная база исследования СШ № 183 г. Минска.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

ОДИНОЧЕСТВА…



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.03 с.)