Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Еврооблигации как современная форма государственного внешнего долга

Поиск

 

Одним из самых крупных и динамично развивающихся сегментов международного фондового рынка в настоящее время является рынок еврооблигаций, наиболее объемный и развитый сектор рынка евробумаг, доля которого составляет около 90 %. В конце ХХ в. объем торговли еврооблигациями в системе Euroclear превысил 120 трлн долларов.

Рынок евробумаг является механизмом прямого инвестирования, который обеспечивает эмитенту аккумулирование значительных средств путем привлечения долгосрочных иностранных инвестиций. Он возник в качестве ответной реакции на меры по контролю за движением капиталов, введенных в США. Становление рынка евробумаг является наглядной иллюстрацией того, как введение различного рода ограничений стимулирует финансовые нововведения, которые в свою очередь стимулируют их отмену.

Успех рынка евробумаг обусловлен его преимуществами над национальными рынками и по сравнению с другими источниками финансирования:

1. высокая ликвидность еврооблигаций для инвесторов;

2. международный рынок предоставляет заемщикам доступ к значительно большему количеству потенциальных кредиторов различного профиля, чем на национальных рынках;

3. займы носят чисто финансовый характер, т. е. не связывают заемщика целевым использованием полученных средств;

4. достаточное разнообразие видов еврооблигаций, что дает возможность эмитенту выбрать наиболее приемлемые для эмитента инструменты заимствования;

5. возможность применения различных схем оптимизации налогообложения;

6. формирование позитивного имиджа эмитента.

Экономическая сущность еврооблигаций как и облигаций в целом заключается в том, что этот вид ценных бумаг выражает отношение займа между инвестором и эмитентом, причем инвестор (покупатель еврооблигаций) выступает как кредитор, получая проценты на вложенный капитал в определенные заранее сроки, а по истечении срока – ее номинальную стоимость.

Более важная сущностная характеристика еврооблигаций заключается в том, что они являются международными ценными бумагами, возникшими как надстройка над национальными фондовыми рынками.

 

Еврооблигации – облигации, размещаемые одновременно на рынках нескольких стран и номинированные в валюте, не являющейся национальной валютой заемщика или кредитора. Существует и официальное определение статуса евробумаг, которое дается в Директиве Комиссии ЕС от 17 марта 1989 г.:

Еврооблигации – это торгуемые ценные бумаги, которые: проходят андеррайтинг и размещаются через посредство синдиката, по меньшей мере, два участника которого зарегистрированы в разных государствах; предлагаются в значительных объемах в одном или более государствах, кроме страны регистрации эмитента; могут быть первоначально приобретены только при посредстве кредитной организации или другого финансового института.

Еврооблигациям присущи следующие характерные особенности:

1. они размещаются одновременно на рынках нескольких стран в отличие от «иностранных» облигаций, выпускаемых нерезидентами на внутреннем рынке какой-либо одной страны;

2. валюта еврооблигационного займа не обязательно является национальной денежной единицей не только для заемщика, но и для кредитора. Наибольшей популярностью пользуются доллар США, евро, фунт стерлинга, японская йена. Большая часть облигаций выпускается в долларах США, поскольку в США находятся крупнейшие международные инвесторы, а вторая крупная группа (Япония) готова работать с долларами;

3. отсутствуют ограничения по объемам заимствования;

4. эмиссия еврооблигаций по сравнению с иностранными облигациями в значительно меньшей степени подвержена регулированию со стороны государства, денежная единица которого используется в качестве валюты займа, а также других государств;

5. еврооблигации представляют собой ценные бумаги на предъявителя, но есть и регистрируемые выпуски; они могут выпускаться как в документарной, так и бездокументарной форме; никаких ограничений на использование кредитных ресурсов не вводится;

6. доходы выплачиваются держателям еврооблигаций в полном объеме, без удержания налога «у источника» в стране эмитента,

7. выпуск должен иметь рейтинг ведущих рейтинговых агентств;

8. торговля еврооблигациями регулируется международной саморегулируемой организацией профессиональных участников фондового рынка (СРО) – международной ассоциацией РЦБ (ISMA), объединяющей крупнейшие европейские банки и инвестиционные дома;

9. доходность еврооблигаций соответствует самой низкой доходности рынков США и Японии, т. е. купонные ставки ниже ставок на внутреннем рынке страны-эмитента;

10. по большинству еврооблигаций проценты выплачиваются один раз в год;

11. купонная ставка фиксированная, в последнее время – все чаще плавающая;

12. срок обращения еврооблигаций – от 3 до 30 и более лет;

13. размещение осуществляется в нескольких странах усилиями эмиссионного синдиката из нескольких десятков финансовых банков, зарегистрированных в разных странах, и других финансовых институтов по принципу твердого обязательства (выкуп с последующей перепродажей);

Название «еврооблигаций» возникло вследствие того, что первые облигации появились в Европе, торговля ими осуществляется в основном в Лондоне, Люксембурге, Франкфурте, Цюрихе.

В настоящее время приставка «евро» – дань традиции, поскольку в последние годы рынок еврооблигаций приобрел подлинно глобальный масштаб.

Типичная еврооблигация – предъявительская ценная бумага в форме сертификата с фиксированной процентной став-


кой, по которой доход выплачивается один раз путем предъявления купонов к оплате, или погашение производится в конце срока единовременным платежом или в течение определенного срока из фонда погашения.

 


Рис.. Группы эмитентов еврооблигаций

 

Международные организации, такие как Всемирный банк, Международная Финансовая корпорация, региональные банки реконструкции и развития, проявляют в последние годы растущую активность на рынке еврооблигаций. Обеспечивая разнообразие условий для инвестирования при минимуме риска и высокой ликвидности, ценные бумаги наднациональных заемщиков остаются привлекательным инструментом для вложений даже при наиболее затруднительной рыночной конъюнктуре. Имея самые высокие рейтинги в условиях тенденции «бегства к качеству» (как правило, наивысший рейтинг «ААА»), они получили возможность расширить свою долю рынка.

Корпорации и финансовые институты, в свое время создавшие еврорынки, продолжают занимать лидирующее положение, ежегодно эмитируя от 50 до 75 % общего объема еврозаймов. При этом нефинансовые предприятия предпочитают выпуски с фиксированной ставкой, а финансовые организации – с плавающей ставкой.

Государства и квазигосударственные заемщики постепенно расширяют свою долю рынка. Среди развитых государств с высоким рейтингом значительную эмиссионную активность демонстрируют Канада, Швеция, Испания и Италия, среди развивающихся – Аргентина, Ливан, Мексика и Таиланд. Среди суверенных заемщиков присутствует и Россия, которая вышла на рынок еврооблигаций в 1996 году.

Среди эмитентов – органов местной власти наибольшую активность на рынке еврооблигаций проявляют правительства германских земель, провинций Канады и штатов Австралии. Российские субъекты федерации начали активно выходить на еврорынки в 1996-1997 годах.

На еврооблигационном рынке принято выделять две группы покупателей ценных бумаг – институциональных и розничных инвесторов

 
 

 


Рис.. Дифференциация инвесторов еврооблигаций

 

Институциональные инвесторы играют ведущую роль в большинстве сделок на рынке еврооблигаций, но существуют серьезные географические различия в их влиянии. К ним относятся страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и т.д.

Розничные инвесторы – состоятельные индивиды, заинтересованные в сохранении капитала, получении высокого текущего дохода, в разумном налоговом управлении своими средствами, и нефинансовые институты.

Россия вышла на рынок еврооблигаций относительно недавно – в 1996 году. Поскольку рынок ценных бумаг начал складываться в нашей стране с 1990 г., темпы освоения международных рынков можно признать очень высокими.

Выход на рынок российских еврооблигаций начался с государственных ценных бумаг. В ноябре 1996 г. Россия разместила крупнейший в истории дебютный еврозаем на сумму 1 млрд долларов под 9,25 % годовых сроком на 5 лет.

После кризиса 1998 г. новые размещения евробумаг российскими эмитентами проводились в основном в рамках реструктуризации уже имеющихся обязательств.

В качестве заемщиков на еврооблигационном рынке выступили и субъекты Федерации – города и территории. После успешной дебютной эмиссии в правительство стали поступать многочисленные запросы от регионов о получении разрешения выйти на внешние рынки капитала. В мае 1997 г.осуществлен еврозаем г. Москвы, в июне 1997г. – С.-Петербурга. В октябре 1997 г. выпустила облигации Нижегородская область.

В результате кризиса размещение региональных еврооблигаций было приостановлено.

Первые корпоративные облигации выпустили банки.

Выпуски ценных бумаг заемщиков из производственной сферы (сырьевого, энергетического и телекоммуникационного секторов) появились осенью 1997 года.

Второй этап массового выхода российских корпоративных заемщиков на международный рынок ценных бумаг начался осенью 2001 г., когда эмиссию евробумаг стали готовить ряд российских компаний и финансовых учреждений. На первом этапе еврооблигации были модой, не все эмиссии были экономически обоснованы и подкреплены серьезными финансовыми планами. На новом этапе выход на международный рынок является для корпораций не только имиджевым мероприятием, но и экономически обоснованным шагом. В настоящее время российские заемщики выходят на внешний рынок при уже сформировавшемся рынке внутренних заимствований, многие эмитенты выпустили облигации и имеют вексельные программы.

Эмитентами еврооблигаций в настоящее время являются крупные российские банки и компании: Газпром, РАО ЕЭС России, Сбербанк и др.


51. Понятие, методы и задачи управления государственным внешним долгом

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.151 (0.007 с.)