По обязательности выполнения обязательств. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По обязательности выполнения обязательств.



Понятие обязательности, как правило, не используется в явном виде при описании инструментов, с помощью которых осуществляются государственные заимствования. Вместе с тем отказ от выполнения тех или иных государственных обязательств может привести к различным последствиям.

В мировой практике традиционно выделяют три уровня обязательств:

· инструменты с наиболее жесткими обязательствами - инструменты, дефолт по которым автоматически влечет кросс-дефолт по всем обязательства, реструктуризация их невозможна - это кредиты МВФ и МБ, а также еврооблигации;

· инструменты среднего уровня жесткости - инструменты, дефолт по которым ведет к снижению до самых низких уровней кредитного рейтинга и невозможности выхода на мировые финансовые рынка - облигации, размещенные на внешних рынках, а также облигации, номинированные в иностранной валюте;

· наименее жесткие обязательства - инструменты внутреннего рынка с номиналом в национальной валюте.

Однако в последние годы (1999-2000 гг.) можно говорить о выделении из группы наиболее жестких обязательств еврооблигаций в отдельную группу, которая может быть описана следующим образом:

· инструменты, дефолт по которым ведет к кросс-дефолту, однако возможна реструктуризация обязательств.

 

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;

- объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.

Государственные внешние заимствования Российской Федерации используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:

- Верхний предел государственного внешнего долга РФ;

- Верхний предел внешнего долга перед РФ;

- Предел предоставления гарантий третьим лицам.

Согласно ст. 106 Бюджетного кодекса, предельный объем внешних заимствований не должен превышать годового объема платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Статья 108 Бюджетного кодекса РФ определяет необходимость принятия Программы государственных внешних заимствований. Она представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году, а также с отдельным указанием на каждый заем, величина которого превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долларов.

В соответствии со статьей 108 Бюджетного кодекса в Программе государственных внешних заимствований РФ долговые обязательства разделяются на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:

1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

источника привлечения;

суммы заимствования;

срока погашения;

2) для целевых иностранных заимствований:

конечного получателя;

цели заимствования и направления использования;

источника заимствования;

суммы заимствования;

срока погашения;

гарантий лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.

С принятием такой Программы связано введение в Бюджетный кодекс Российской Федерации нового термина – целевой иностранный кредит (заимствование). Этот вид внешних заимствований представляет собой форму финансирования проектов, включенных в Программу внешних заимствований России, которая предусматривает предоставление Российской Федерации средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг (ст. 6 БК РФ).

Выделяются две разновидности целевых кредитов:

- • связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм (в виде оплаты товаров, работ и услуг при их закупке преимущественно в стране кредитора);

- • нефинансовые кредиты международных организаций (в виде оплаты товаров, работ и услуг при их закупке на конкурсной основе в целях реализации инвестиционных проектов или проектов структурных реформ).

Формами государственного внешнего долга, исходя из положений статей 94 и 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации, являются:

- • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг;

- • договоры о кредитах правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте;

- • соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет;

- • договоры о предоставлении государственных гарантий в иностранной валюте.

Рассмотрим указанные формы подробнее.

1. Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. К ним можно отнести следующее:

• обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного займа;

• обязательства по еврооблигациям, выпускаемым с 1997 г.;

• обязательства по облигациям государственного внешнего займа (с 1996 г.);

• обязательства по бондам Минфина и другие обязательства по ценным бумагам в иностранной валюте в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 октября 1993 г. № 1060 «Об организации работы, связанной с привлечением и использованием иностранных кредитов». Здесь следует упомянуть ст. 6 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», которая указывает на то, что обязательства Российской Федерации, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг Российской Федерации, должны быть выражены в иностранной валюте, а также если они удостоверяют право на получение доходов или погашение в денежной форме, то подлежат оплате в иностранной валюте.

2. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте:

• Парижский клуб кредиторов – организация, занимающаяся межправительственными кредитами (т. е. долги государствам). Образован в 1961 году, не является международной организацией, и, следовательно, его решения не имеют обязательной силы. Постоянными членами клуба являются государства-доноры.

Лондонский клуб кредиторов, международное объединение частных коммерческих банков, сформирован в конце 70-х годовXX века для решения проблем, возникших из-за неспособности ряда стран, в первую очередь развивающихся, регулярно обслуживать внешнюю задолженность. В отличие от Парижского, Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой государственных гарантий или страхования. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

• Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – международные организации, специализирующиеся на выдаче кредитов в целях поддержания развивающейся экономики.

• Международный валютный фонд (МВФ) – ведущая международная валютно-финансовая организация, учрежденная в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами. Сегодня МВФ координирует международное сотрудничество в валютно-финансовой сфере, оказывает финансовую поддержку странам, являющимся его членами, для преодоления временных трудностей с платежным балансом, консультирует их по различным экономическим вопросам; ресурсы МВФ состоят из взносов стран-членов и рыночных заимствований.

• Кроме того, в состав государственных займов указанной категории входит коммерческая задолженность кредиторам, не входящим ни в один из международных клубов. Размер этой задолженности к 1 января 2002 года составил 6,1 млрд. долларов.

3. Договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. Сегодня они активно используются российским Правительством в целях уменьшения бремени долга перед указанными выше организациями.

4. В соответствии с ч. 3 ст. 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации возможно отнести к внешнему долгу и обязательства в иностранной валюте, возникшие из договоров Правительства РФ о предоставлении государственных гарантий обеспечения обязательств третьих лиц. Такие гарантии включаются в состав внешнего долга как долговые. Кроме того, отдельному утверждению подлежат гарантии на сумму, превышающую 10 млн. долларов.

Внешний долг современной России состоит из двух частей:

- Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР;

- Новый долг России, который сформировался в основном с 1992 года.

В настоящее время задолженность перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 г. в суверенные еврооблигации, учитывается в составе нового российского долга.

Новый российский внешний долг также состоит из нескольких частей. Его можно классифицировать по разным признакам. Так, по субъектам заимствования новый российский долг можно разделить на:

- Долг органов государственного управления (федеральные органы и местные органы власти);

- Задолженность Банка России;

- Задолженность кредитных организаций;

- Задолженность нефинансовых предприятий.

Основную долю внешнего долга России составляли обязательства сектора государственного управления. После реструктуризации долгов Лондонскому клубу и погашения задолженности Парижскому клубу его доля существенно сократилась.

Структуру долга можно представить и по формам заимствования:

- Кредиты международных финансовых организаций;

- Кредиты иностранных государств;

- Еврооблигации;

- Валютные облигации внутреннего займа (нерезиденты);

- Кредиты и займы российских банков;

- Кредиты и займы российских предприятий.

В целом структура внешнего долга РФ за период с 2000 по 2006 годы представлена в таблице 10.[2]

Таблица 10.

Внешний долг Российской Федерации (млрд дол.)

 

    2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г на 01.01 2006 г. на01.10
Государственный внешний долг РФ (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) 148,4 143,4 130,1 122,1 119,1 114,4 76,5 50,1
Задолженность странам-участницам Парижского клуба 42,8 47,5 42,3 44,7 47,6 47,5 25,2 1,9
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 3,7 19,5 14,8 7,7 7,0 6,4 3,5 2,9
Коммерческая задолженность 6,0 6,7 6,1 3,4 3,3 2,5 1,1 1,1
Задолженность перед МФО 19,4 16,1 15,2 13,9 11,7 9,7 5,7 5,4
МВФ   8.8 7,7 6,5 5,1 3,6    
Мировой банк   7,1 7,2 7,0 6,3 5,7    
ЕБРР   0,2 0,2 0,3 0,3 0,4    
Еврооблигационные займы 15,7 36,4 35,3 36,9 35,7 35,3 31,5 30,9
ОВГВЗ (и ОГВЗ) 11,1 10,8 10,0 9,3 7,3 7,1 7,1 5,7
Задолженность по кредитам Банка России /Задолженность по кредитам ВЭБ, предоставленным за счет средств Банка России 6,4 6,4 6,4 6,2 6,2 5,5 - -
Предоставление гарантий Российской Федерации в иностранной валюте - - - - 0,4 0,4 0,3 0,2

 

Как видно из таблицы, в 2006 году сделан прорыв в сокращении объемов внешних заимствований, особенно в части досрочного погашения долгов Парижскому клубу кредиторов.

Большое значение имеет и структура внешнего долга по валюте заимствования, поскольку в условиях нестабильной финансовой ситуации одни валюты дорожают, а другие дешевеют, и это существенно сказывается как на величине долга, так и на проблемах его обслуживания.

Начиная с 2004 года, Министерство финансов дает информацию о структуре внешнего долга, как в долларах, так и в евро



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.015 с.)