Билет 7 «Конкурентоспособность и рейтинги стран в мировом хозяйстве» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 7 «Конкурентоспособность и рейтинги стран в мировом хозяйстве»



Международных рейтингов конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.

В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.

Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.

Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.

Столь низкие места России объясняются как объективными российскими трудностями в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью существующих рейтингов.

О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов.

Например, в первую десятку могут не попасть такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, но может попасть Исландия или Эстония. Даже если брать во внимание только экономический аспект, то непопадание Китая даже в число 20 первых стран рейтинга вовсе не говорит о том, что его товары, все больше заполняющие полки американских и европейских супермаркетов, не конкурентоспособны

Билет 8 « Постиндустриализация: содержание, основные черты, проблемы»

Отличительными чертами является абсолютное и относительное преобладание в экономике сферы услуг, возрастание значения фактора труда, прежде всего квалифицированного, повсеместный рост образования населения, растущая роль информации в развитии экономики и общества.

Постиндустриальный сектор является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникаций и компьютеров.

Постиндустриализация означает быстрый рост так называе­мого третичного сектора — сферы слуг. Доиндустриальное общество базировалось на первичном секторе в экономике (сельское хозяй­ство, охота, рыболовство). В индустриальном обществе главным сектором стал вторичный, к которому относятся промышленность и строительство. Третичный сектор отличается тем, что его отрасли в значительно большей степени ориентированы на производство и распространение знаний и обслуживание людей, чем. на обслу­живание отраслей материального производства. Важнейшие черты постиндустриального общества:

изменение структуры производства и потребления;

рост уровня образования;

повышенное внимание к окружающей среде.

Предпосылки к формированию единого мирового хозяйства возникают в условиях перехода к научно-индустриальному произ­водству, когда национальные рамки начинают препятствовать развитию производительных сил. На современном этапе мирохозяй­ственные связи приобретают качественно новые черты, связанные с развитием международного сотрудничества.

Билет 9 « Интернационализация и глобализация хозяйственной жизни: сущность и показатели»

Интернационализация мирохозяйственных связей — это про­цесс переплетения и объединения национальных экономик. Интернационализации хозяйственной жизни способствуют углубление международного разделения труда, интернационализация производ­ства и капитала. Интернационализация капитала связана с отношения­ми собственности на средства производства. В своем развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество: затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли.

Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.

Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция, объективно обусловленная углублением международного разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик и свободы торговли.

Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путем развития глубоких устойчивых взаимосвязей.

На этой ступени происходит не только сближение национальных экономик, но и обеспечивается совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов.

Интернационализация, постепенно перерастает в глобализацию.

Глобализация – новая, более высокая ступень интернационализации, хозяйственной жизни в планетарном масштабе, непосредственно связано с углубленным общественным разделение труда, концентрацией и централизацией капитала

Факторы, способствующие процессу глобализации:

- идея капиталистической экономики

- международное разделение труда

- эмиграция

- глобальные международные проекты

Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей:

В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики. Часто экспортную квоту исчисляют только по экспортируемым товарам. Нередко исчисляют также импортную квоту, а иногда складывают вместе экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величину внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции — 45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, России -15-16%. Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте. Иногда определяют соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2%:3%), у США — также 0,7(14%:21%), у Японии-0,9 (8%:9%).

Билет 10 « Взаимодействие национальной и мировой экономик. Открытая экономика и ее элементы»

Мировая экономика - многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.

Международный уровень представляет собой уровень взаимодействия национальных экономик, а также различных над и межнациональных экономических институтов. При таком подходе основными субъектами международных экономических отношений обычно признаются государства, транснациональные корпорации, международные экономические организации(МЭО) и интеграционные объединения национальных экономик. Экономические отношения, выходящие за пределы национальных экономик, вступают и микроэкономические субъекты. Поэтому можно говорить о разных уровнях международных экономических отношений. На микроуровне субъектами МЭО выступают домохозяйства и фирмы. При этом значительно сужаются их возможности, функции и правовая база экономической деятельности. Несмотря на это, именно они составляют основу не только национальной, но и мировой экономики. На макроэкономическом уровне основным субъектом МЭО остается государство. В межгосударственном экономическом пространстве к нему прибавляются следующие субъекты МЭО. Во-первых, международные экономические объединения, в рамках которых возникают прямые тесные многочисленных связи между экономиками стран различных регионов, и включающие в себя в качестве составных частей экономики интегрирующихся стран (ЕС, СНГ, НАФТА).

Под полностью открытой экономикой понимается также экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение. Сам факт наличия экономических связей между данной страной и другими странами

ещё не означает, что она имеет открытую экономику. В настоящее время экономика отдельной страны не может развиваться в отрыве от мирового хозяйства, без каких-либо связей с другими странами. Даже когда в экономической политике страны преобладают автократические тенденции, внешние связи неизбежно ту или иную роль. Экономика одних стран открыта в большей степени, другие – в меньшей. Степень открытости экономики также зависит от обеспеченности природными ресурсами, численности населения, а также, от его платежеспособного спроса. Кроме того,

степень открытости экономики зависит и от отраслевой структуры национального производства. Чем больше удельный вес базовых отраслей (металлургии, энергетики и т.п.), тем меньше относительная вовлеченность страны в международное разделение труда, т.е. степень открытости её экономики.

Типы открытой экономики:

1. большая (способная оказывать значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки процента),

2. малая (экономика, незначительные размеры которой не позволяют оказывать существенное влияние на процессы на мировом рынке).

Билет 11 « Конкурентные преимущества национальной экономики. Концепция Портера конкурентоспособности мировой экономики»

М. Портер на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке, развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т. д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм. В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. Роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба».

- Параметры факторов представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

- Стратегия фирм, их структура и соперничество. В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет фирменная структура и конкурентная среда внутри страны, которая складывается в результате соперничества фирм.

- Параметры спроса — это, в первую очередь, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

- Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспорто - ориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

- Случайными являются события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство.

- Роль правительства в формировании национального конкурентного преимущества состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:

1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам;

2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж.

3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных малых сегментах рынка или предложением средств решения проблем в таких сегментах. При малом объеме продаж и при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.

Билет 12 « Содержание, задачи и принципы таможенной политики. Российская модель таможенной политики»

 

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, в систему которых входят: Федеральная таможенная служба России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты. Важной отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти, является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование).

Цели таможенной политики Российской Федерации определены в ст. 1 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ "О таможенном тарифе".

Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
Задачи таможенной политики:

-Содействие технологической модернизации российской экономики за счет облегчения доступа к использованию передовых иностранных оборудования и технологий;

-Стимулирование развития производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний, содействие переносу глобально ориентированных обрабатывающих производств на российскую территорию («импорт производств вместо импорта товаров»);

-Повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта;

-Унификация таможенной политики со странами, формирующими таможенный союз в рамках ЕврАзЭС.

-Реализация поставленных задач будет обеспечиваться следующими приоритетными направлениями таможенной политики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 471; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.022 с.)