Билет 14 «Международные экономические интеграции и их формы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 14 «Международные экономические интеграции и их формы»



Международная экономическая интеграция — это процесс хо­зяйственного и политического объединения стран на основе раз­вития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их эконо­мик на различных уровнях и в различных формах.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношении между ними, в том числе создания филиалов за границей.

Выделяют следующие формы экономической интеграции):

-Преференциальная зона,

-Зона свободной торговли,

-Таможенный союз,

-Общий рынок,

-Экономический союз,

-экономический и валютный союз.

Самая простая форма экономической интеграциизона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины. Другая форматаможенный союз – предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

Более сложной формой является общий рынок, обеспечивающий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и в то же время валютный союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Билет 15 « Европейский союз: причины создания и этапы интеграции»

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, нацеленное на региональную интеграцию.

Причина: Создание ЕС было обусловлено тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западно-европейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

Этапы: На первом этапе, в 1950-е годы, были учреждены Европейские сообщества, основной задачей которых выступало создание и регулирование общего рынка западноевропейских стран: Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Наиболее важной из указанных организаций является ЕЭС, которое с конца 1993 г. именуется “Европейское сообщество” (ЕС).

Следующим этапом в подготовке создания Европейского Союза стало учреждение в 1970 г. специального механизма для координации внешнеполитической деятельности государств-членов в целях сформировать “европейскую внешнюю политику”: Европейское политическое сотрудничество, ныне - общая внешняя политика и политика безопасности Европейского Союза (ОВПБ).

Начиная с 1975 г. государства-члены также приступили к разработке совместных мер по борьбе с преступностью и другими правонарушениями: сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО), прежнее название (до 1 мая 1999 г.) - сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.

Все три сферы и механизма интеграции на основании подписанного в Маастрихте (Нидерланды) в 1992 г. Договора о Европейском Союзе (“Маастрихтского договора”) были объединены в рамках единой интеграционной организации. В то же время с учреждением Европейского Союза созданные ранее Европейские сообщества не прекратили своего существования.

Европейское сообщество, ЕОУС и Евратом, вместе взятые, в политико-правовой доктрине, а иногда и в официальных документах именуют первой “опорой” Европейского Союза. В качестве второй и третьей “опор” выступают, соответственно, общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ) и сотрудничество полиций и судебных органов в уголовно-правовой сфере (СПСО).

Таким образом, с точки зрения внутреннего устройства Европейский Союз - это организация со сложной, комплексной структурой, складывающейся из трех компонентов (“опор”): Европейские сообщества, ОВПБ и СПСО. Функционирование каждой “опоры” подчиняется разным по характеру и содержанию источникам права Европейского Союза.

Билет 16 «Международные экономические организации: содержание понятия и классификация. Система ООН, ОЭСР»

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений.
В настоящее время насчитывается более 4000 международных организаций, из них более 300 – межправительственные. Одной из составляющих правового статуса МЭО - договорная правоспособность, т.е. право заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. МЭО обладают способностью участвовать в дипломатических отношениях. Они могут иметь представительства в государствах (например, информационные центры ООН). Как субъекты международного права МЭО несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности. Каждая МЭО располагает финансовыми средствами, которые обычно складываются из взносов государств-членов и расходуются в общих интересах организации. МЭО действуют со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств, в частности, право заключать договора, приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, набирать персонал на контрактной основе.
Классификация международных экономических организаций:

1. по характеру членства:
- межправительственные (на основе международного договора); - неправительственные (не на основе международного договора)
2. по кругу участников:
- универсальные (т.е. для всех государств - ООН); - региональные (Организация Африканского Единства).
3. по количеству членов:
- всемирные (ООН); - групповые (ВОЗ).
4. по сфере деятельности:
- с общей компетенцией (ООН); - со специальной компетенцией (ВПС).
5. по целям и принципам деятельности:
- правомерные; - противоправные
6. по порядку приема новых членов:
- открытые; - закрытые.
7. по предмету деятельности:
- политические; - экономические; - кредитно-финансовые; - по вопросам торговли; - здравоохранения и др.

Организация Объединённых Наций, сокращённо ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Цели ООН:
1. поддержание международного мира и безопасности путем принятия эффективных коллективных мер и мирного урегулирования споров;
2. развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципов равноправия и самоопределения народов;
3. обеспечение международного сотрудничества по разрешению международных экономических, социальных, культурных и гуманитарных проблем и поощрение к правам человека и т.д.

Организация экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР, OECD) — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.

Цели организации состоят в проведении согласованной политики, направленной на:

‑ достижение высокого и устойчивого экономического роста и повышение жизненного уровня стран‑членов при соблюдении финансовой стабильности;

‑ продвижение разумных экономических взглядов и методов в странах‑членах, а также в не входящих в ОЭСР странах, идущих по пути экономического развития;

‑ развитие международной торговли на многосторонней, не дискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами

 

Билет 17 «Продовольственная проблема и перспективы ее решения. Протекционизм в мировой торговле продовольствием»

Мировую продовольственную проблему называют одной из главных нерешенных проблем XX в. За последние 50 лет в производстве продовольствия достигнут существенный прогресс – численность недоедающих и голодающих сократилась

почти вдвое. В то же время немалая часть населения планеты до сих пор ощущает дефицит продуктов питания. Численность нуждающихся в них превышает 800 млн. человек, т.е. абсолютную нехватку продовольствия (по калориям) испытывает

каждый седьмой. Наиболее остро проблема дефицита продуктов питания стоит во многих развивающихся странах (к ним по статистике ООН относится и ряд постсоциалистических государств). В частности, к числу наиболее нуждающихся

стран, где средне душевое потребление продовольствия по энергетической ценности составляет менее 2000 ккал в день и продолжает снижаться, Того и Монголия. В то же время в ряде развивающихся стран уровень потребления на душу

населения в настоящее время превышает 3000ккал в день, т.е. находится на вполне приемлемом уровне. К данной категории относятся, в частности, Аргентина, Бразилия, Индонезия, Марокко, Мексика, Сирия и Турция. Другим важнейшим аспектом продовольственной проблемы является несбалансированность питания. Так, для современной России характерно не столько снижение энергетической ценности потребляемого продовольствия (в течение 90-х гг. – с 2500 до 2300 ккал в день), сколько ухудшение структуры питания. Иными словами, душевое потребление наиболее важных видов продовольствия находится значительно ниже медицинских норм, рекомендуемых для полноценного питания, и продолжает сокращаться. В 1997 г. потребление мяса и мясопродуктов в расчете на одного человека составило 50 кг (при норме 81 кг), молока и молочных продуктов – 229 кг (норма 392 кг), растительного масла – 7,9 кг (норма – 13 кг), сахара – 33 кг (норма 40,7 кг). Наибольшую остроту продовольственная проблема в России приобрела в 90-е гг. в связи с резким

снижением жизненного уровня основной части населения и падением сельскохозяйственного производства более чем в 1,5 раза. Мировое производство сельскохозяйственной продукции сдерживается ввиду ограниченности угодий, причем как в развитых, так и в развивающихся странах. Это связано с высоким уровнем урбанизации, необходимостью сохранения лесных массивов, ограниченностью водных ресурсов. Наиболее остро проблема дефицита продовольствия стоит перед беднейшими странами, которые не в состоянии выделять значительные средства на импорт продуктов питания.

Протекционизм в мировой торговле продовольствием Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения. Необходимость осуществления реформ в указанной сфере была вызвана ростом государственной поддержки и протекционизма во многих странах, особенно развитых.Проводимая политика поддержки высоких внутренних цен привела к перепроизводству ряда сельскохозяйственных товаров и широкому распространению экспортных субсидий и ограничений на импорт, что в свою очередь осложниломежгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере. Отсутствие согласованных на международном уровне правил и процедур неоднократно являлось поводом для возникновения противоречий, чреватых порывом стабильностимеждународной торговли и возникновением торговых войн. Основные «битвы» развертывались между ЕС и США, которые вследствие проблем со сбытом практиковали широкомасштабное применение субсидий при поставках своегозерна на внешние рынки. Эти действия вызывали активное противодействие со стороны Канады, Австралии и других более мелких экспортеров, чье финансовое положение не позволяет применять субсидии в больших размерах. В целом поразвитым странам уровень поддержки сельского хозяйства в период 1986-1991 гг. составлял от 42 до 47%. Совокупный денежный эквивалент субсидий производителям, рассчитанный по методике ОЭСР, приближался к 180 млрд. долл.(к настоящему времени он снизился на 30 млрд. долл.) Билет 18 «Демографическая проблема. Концепция демографического перехода. Экономические последствия современного демографического взрыва» Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах. А также переход развитых стран к простому воспроизводству населения, а во многих постсоциалистических странах – депопуляция вследствие устойчивого превышения смертности над рождаемостью. Концепция демографического перехода. С целью объяснения процессов роста населения мира была разработана концепция демографического перехода. Согласно этой концепции, в традиционном обществе рождаемость и смертность высоки, и численность населения растет медленно.Демографический переход начинается почти одновременно с формированием индустриального общества. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства (низкая рождаемость – низкая смертность – невысокийестественный прирост) завершился в индустриальных странах Западной Европы и Северной Америке в 50-х гг. ХХ в., а в последней четверти века он начинался в ряде развивающихся стран и регионов (Китай, Юго-Восточная Азия, ЛатинскаяАмерика). В первой фазе снижение смертности (вследствие улучшения качества питания и здравоохранения) происходит быстрее, чем снижение рождаемости, а результате чего резко увеличивается естественный прирост населения. В этой фазе –«демографический взрыв». Во второй фазе смертность продолжает снижаться, но рождаемость падает ещебыстрее, вследствие чего прирост населения постепенно замедляется. Для третьей фазы характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности, так что естественный прирост сохраняется на невысокомуровне. К завершению этой фазы в настоящее время близки промышленно развитые страны. Наконец, в четвертой фазе показатели смертности и рождаемости становятся почти одинаковыми, и процесс демографической стабилизации заканчивается. Ожидается, что процесс демографического перехода продлится примерно до 2100 г., когда произойдет стабилизация численности населения на уровне 10,5 млрд. человек. Экономические последствия депопуляции связаны прежде всего с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т.п.

Билет 19 « Финансовые ресурсы мира: понятие и механизм перераспределения. Структура мирового финансового рынка. Мировые финансовые центры»

Финансовые ресурсы мира — это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях, т.е. отношениях между резидентами и нерезидентами.

Носителями финансовых ресурсов является национальные валюты, а также разнообразные ценные бумаги.

Финансовые ресурсы мира можно разделить на 2-е формы: 1)Международное движение капитала.2)Международные валютно-расчетные отношения.

Финансовые ресурсы мира находятся преимущественно в движении, перераспределяясь между различными участниками международных экономических отношений. Часть из них попадает в Золотовалютные Резервы (ЗВР), часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи, но основная масса покупается и продается на мировом финансовом рынке.

Структура мирового финансового рынка:

В рамках мирового финансового рынка выделяют:

- национальный финансовый рынок; - международный финансовый рынок.

В основе этого деления лежит признак подконтрольности национальным системам денежно-кредитного регулирования.

Под национальным финансовым рынком понимается:

- совокупность ссудно-заемных операций резидентов, подчиненных национальному законодательству, в национальной валюте на территории страны ее происхождения (например, кредит, полученный в банке-резиденте в национальной валюте);

- заимствование резидентов в иностранной валюте;

- заимствование нерезидентов в национальной или иностранной валюте в рамках национальной системы регулирования.

Во всех трех пунктах речь идет об операциях с участием банка-резидента.

Мировой финансовый рынок не существует в форме единого рынка, это лишь совокупность взаимосвязанных национальных рынков. Под международным финансовым рынком понимают ссудно-заемные операции в валютах вне стран их происхождения и, следовательно, не подлежащих прямому государственному регулированию со стороны этих стран.

Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.

Мировые финансовые центры — действующий международный рыночный механизм, который служит средством управления мировыми финансовыми потоками. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др. Мировые финансовые центры — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно — финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.42.208 (0.03 с.)