Инструменты внешнеторговой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инструменты внешнеторговой политики



Все инструменты государственного регулирования торговли делятся на две большие группы – те, что основаны на использовании таможенного тарифа (тарифные) и все прочие (нетарифные).

Таможенный тариф в зависимости от контекста может определяться как 1)систематизированный перечень ставок таможенных пошлин; 2) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. Во втором случае определение таможенного тарифа полностью совпадает с определением таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимают обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара.

Таможенные пошлины выполняют три функции: фискальную, протекционистскую и балансировочную (с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые ниже мировых по тем или иным причинам).

Таможенные пошлины классифицируются по следующим критериям.

В зависимости от направления движения товаров различаются импортные, экспортные и транзитные пошлины.

Наиболее часто встречаются импортные пошлины, которые применяются для защиты национального производства, уровня внутренних цен, а также для фискальных или политических целей. Значительно реже встречаются экспортные пошлины, которые препятствуют проникновению отечественных товаров на зарубежные рынки. Обычно это происходит в тех случаях, когда наблюдается нехватка той или иной продукции внутри страны, а также в фискальных ценах. Очень редко применяются транзитные пошлины.

В соответствии со способом начисления (взимания) различаются адвалорные пошлины, специфические и комбинированные пошлины. В мировой торговой практике наиболее распространены адвалорные пошлины, которые устанавливаются в процентах от цены товара. Специфические таможенные пошлины устанавливаются в абсолютном выражении от единицы измерения. Комбинированныепошлины устанавливаются двумя способами, отмеченными выше.

Каждое государство на основании односторонних решений – автономно- устанавливает ставки таможенных пошлин (автономные), которые занимают первую колонку таможенного тарифа, на основании законодательных актов или административных распоряжений исполнительной власти без согласования с другими странами. Ставки таможенных пошлин могут также устанавливаться в соответствии с двусторонними и многосторонними договорами Эти пошлины называют конвенционными (договорными).

Преференциальные пошлины – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары из развивающихся стран. Цель этих пошлин – поддержать экономический рост этих стран за счет роста их экспорта.

По типам ставок выделяют постоянные и переменные таможенные пошлины. По характеру действия: сезонные, антидемпинговые (при доказанном факте демпинга) и компенсационные (при доказанном факте использования экспортных субсидий при их производстве).

По способу вычисления выделяют номинальные и эффективные тарифные ставки Эффективная ставка – это реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные компоненты.

Тарифная эскалация – повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки

Тарифная квота – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорта в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, а при превышении определенного объема – по более высоко сверхквотной ставке тарифа.

Существует множество нетарифных инструментов внешнеторговой политики, которые слабо поддаются количественной оценке. Условно выделяют три группы нетарифных инструментов: количественные, скрытые и финансовые.

Количественные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они вводятся в действие по решению одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. К количественным ограничениям относят квотирование, лицензирование и «добровольное ограничение экспорта».

Квотирование – наиболее распространенная форма количественных инструментов регулирования внешней торговли. Квота – это количественная нетарифная мера ограничения импорта (реже- импорта) товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

Квоты делятся на глобальные и индивидуальные. Глобальные квоты устанавливаются на импорт (реже экспорт) определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны этот товар импортируется, или в какую страну он экспортируется. Индивидуальные квоты устанавливаются в рамках глобальной квоты для каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар (на основе двусторонних соглашений).

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт ил импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Лицензирование может применяться одновременно с квотированием либо быть самостоятельным инструментом государственного регулирования.

Способы распределения лицензий:

а)аукцион: продажа лицензий на конкурсной основе. Это самый экономически эффективный способ распределения лицензии, способный принести доходы государственному бюджету, сравнимые с доходами от таможенных пошлин на тот же товар.

б)система явных предпочтений: закрепление государством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта/экспорта за предшествующий период. Обычно этот метод используется для поддержания тех фирм, которые вынуждены сократить импорт/экспорт товара из-за введения квот.

в)распределение лицензий на неценовой основе – выдача государством лицензий тем фирмам, которые предоставляют проекты по осуществлению импортных/экспортных операций наиболее эффективным способом. Решение принимает экспертная комиссия, которая разрабатывает критерии оценки выбора фирм, проводит несколько туров конкурса.

« Добровольное ограничение экспорта» (ДОЭ) – количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из торговых партнеров ограничить или, по крайней мере, не расширять объем своего экспорта. Обычно вводится под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт товаров в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб национальным производителям в импортирующей стране.

К скрытым методам торговой политики относят технические барьеры, внутренние налоги и сборы, государственные закупки и требования о содержании местных компонентов.

Финансовые инструменты внешнеторговой политики направлены на снижение стоимости экспортируемого товара. Наиболее распространенными методами торговой политики являются субсидии (денежные выплаты, направленные на поддержку национального производителя и косвенную дискриминацию экспорта), экспортное кредитование и демпинг (продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах).

По характеру выплат субсидии делятся на прямые и косвенные, на внутренние и экспортные. Экспортное кредитование принимает форму: а)субсидированных кредитов национальным экспортерам, б)государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставляющей такой кредит (связанный кредит), в)страхования экспортных рисков национальных экспортеров.

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

а)спорадический – эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по сниженным ценам;

б)преднамеренный – временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен;

в)постоянный – постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой.

В числе нетарифных средств регулирования торговли находятся правовые инструменты, которые в подробностях изучаются международным правом, но также тесно связаны и с экономикой. На двусторонней основе торговые отношения между государствами регулируются с помощью торговых соглашений. Для оценки торговых договоров важным вопросом является режим, предоставляемый на территории данного государства иностранным товарам, услугам и капиталу.

В практике регулирования международной торговли наиболее часто используются следующие режимы. Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) иди недискриминации, который обеспечивается равным подходом к товарам и услугам, происходящим из всех стран. Национальный режим - равный подход к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, правил, регулирующих внутреннюю торговлю.

Из РНБ существуют изъятия: а)изъятия для соседних стран с целью облегчить приграничную торговлю; б)изъятия, вытекающие из соглашений о создании таможенных союзов и зон свободной торговли нескольких стран; в)изъятия для развивающихся стран в рамках Общей системы преференций (ОСП) – действующая с 1971 г. система таможенных льгот, предоставляемых более развитыми странами развивающимся в виде отмены или значительного снижения тарифов на импорт товаров из этих стран.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.171.180 (0.008 с.)