Влияние внешней торговли на распределение доходов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние внешней торговли на распределение доходов.



Классические теории торговли (абсолютных и сравнительных преимуществ) предполагали, что международная торговля не оказывает влияния на распределение доходов внутри станы, т.е. этот вопрос вообще не рассматривался в рамках этих теорий.

Для всех последующих теорий вопрос о распределении доходов остается ключевым. Теория Хекшера-Олина показывает, что владельцы относительно избыточных факторов выигрывают, а владельцы относительно недостаточных проигрывают. Из этого вывод: первые будут выступать за свободу торговли, вторые- против нее. Согласно этой теории относительные цены на товары, участвующие в торговле, имеют тенденцию в сближению. Возникает вопрос: какое обратное влияние оказывает балансировка цен на товары на цены факторов производства? Ответ на это вопрос дал американский экономист Пол Самуэльсон, развив теорию Хекшера-Олина.

Теорема Хекшера-Олина- Самуэльсона звучит так: международная торговля ведет к выравниванию цен на факторы производства, с помощью которых эти товары были произведены при соблюдении всех допущений теории Х-О, и, соответственно, ведет к выравниванию доходов владельцев факторов производства (международная торговля выравнивает абсолютный уровень зарплат, выплачиваемых за одинаковые виды труда и %, выплачиваемой за одинаковый тип капитала). Конечно, в реальном мире цены факторов производства далеко не сбалансированы, и причина этого- абстрактные допущения теории факторных пропорций, которая рассматривается как статическая модель. Не учитывается тот факт, что внутренняя мобильность факторов производства сдерживается пропиской, транспортными издержками, регистрацией и пр., не учитывается факт внешней мобильности факторов производства, не учитываются различия в технологиях и т.д.

Ответ на вопрос, как поведут себя цены факторов производства при росте или падении цен на товары, для производства которых они используются, дал Самуэльсон совместно с американским экономистом Вольфгангом Ф.Столпером в 1941 г. Теорема Столпера-Самуэльсона звучит так: международная торговля ведет к росту цены фактора производства, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого растет и снижению цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена на который падает. При этом рост или снижение цены факторов происходит в большей степени, чем возрастает или падает цена товара, произведенного с их помощью.

Следующий вопрос, связанный с распределением доходов от внешней торговли: пропорциональны ли рост или снижение цены фактора производства росту/снижению цены товара, произведенного с его помощью? Ответ на этот вопрос дал американский экономист Рональд Джонс в 1965 г. «Эффект усиления» Джонса заключается в непропорциональных изменениях внутренних экономических переменных (эндогенных) под воздействием изменений внешних (экзогенных переменных). Эффект Джонса проявляется в случае теоремы Столпера-Самуэльсона: рост относительных цен на товар приносит владельцу фактора, относительно более интенсивно используемого для его производства, непропорционально большие доходы, чем это вытекает из изменения цен, абсолютно ущемляя владельца другого фактора производства (т.е. например, 10% рост цены на товар 1 может привести к 30% росту цены на фактор, интенсивно используемый в производстве этого товара, в нашем случае на труд). Значение эффекта усиления очень важно в практических целях. Например, если предприниматель повышает цены экспорта на трудоемкий товар, то он должен быть готов к тому, что зарплата рабочих, производящих этот товар, возрастет еще в большей степени, сократив в какой-то мере или даже перекрыв положительный эффект, который мог быть получен от его экспорта.

Как теория Рикардо, так и теория Хекшера-Олина предполагают, что факторы производства мобильны внутри страны, но не между странами. Как будет развиваться международная торговля, если часть факторов производства не является мобильной и не может двигаться между отраслями, т.е. является специфической только для данной отрасли? Ответ на этот вопрос частично дает теорема Самуэльсона-Джонса (1971 г.) Пусть есть три фактора производства: труд, земля и капитал. Труд свободно перемещается между отраслями и используется для производства товара 1 и товара 2. Капитал используется только для производства товара 1, а земля только для производства товара 2. Таким образом, вводится понятие специфического фактора – фактора, характерного только для данной отрасли и могущего перемещаться между отраслями.

Теория специфических факторов производства – в основе международной торговли лежат различия в относительных ценах на товары, которые возникают в силу разной обеспеченности стран специфическими факторами производства, причем факторы, специфические для экспортного сектора- развиваются, а факторы, специфические для сектора, конкурирующего с импортом – сокращаются. Отсюда вывод: доходы владельцев фактора, специфического для экспортных отраслей, растут, а доходы владельцев фактора, специфического для отраслей, конкурирующих с импортом – падают.

Английский экономист польского происхождения Рыбчинский доказал, что существует прямая взаимосвязь между ростом факторов производства в одной из отраслей и депрессией падением производства в других. Теорема Рыбчинского – увеличивающееся предложение одного их факторов производства приводит к непропорциональному увеличению производства и доходов в той отрасли, для которой этот фактор используется относительно более интенсивно и к сокращению производства и доходов в отрасли, где этот фактор используется относительно менее интенсивно (здесь тоже имеет место «эффект усиления» Джонса).

Таким образом, расширение производства на экспорт с помощью относительно избыточного фактора приведет к падению производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. В этих отраслях вырастет потребность в импортных товарах.

И наоборот, расширение относительно недостаточного фактора производства в импортозамещающих отраслях и сократит потребность в импорте, то есть активное расширение производства и экспорта в одних отраслях неизбежно ведет в застою и падению производства и необходимости импорта в других отраслях.

Влияние экономического роста на структуру и динамику внешней торговли. Связь международной торговли с экономическим ростом всегда являлась предметом серьезных дискуссий. С одной стороны, увеличение производства может привести к расширению предложения более дешевых товаров на экспорт и завоеванию новых рынков. С другой стороны, тем самым за рубеж через более дешевые цены (экспортные) уходят те преимущества, которые возникают в стране в результате ускорения экономического роста. Воздействие неравномерного роста факторов на международную торговлю может проявляться как через спрос, так и через предложение.

Сначала рассмотрим предложение факторов. Рост с точки зрения его воздействия на международную торговлю может быть нейтральным, экспорторасширяющим и импортозамещающим, т.е. воздействие экономического роста определяется тем, какие факторы производства возрастают– импортозамещающие или экспорторасширяющие.

Экспорторасширяющий рост означает, что увеличение предложения производства товара, который страна экспортирует, ведет к ухудшению условий торговли страны в пользу ее торговых партнеров (условия торговли – это соотношение экспортных и импортных цен определенного товара или страны в целом). Экспорторасширяющий рост определяется увеличением производства товаров экспорта в каждой из стран. Рост их предложения на мировой рынок ведет к снижению относительных цен, так как каждая страна вынуждена продавать на экспорт все больше своих экспортных товаров, относительная цена которых падает, чтобы покупать прежнее количество импортных товаров, относительная цена которых растет.

Импорторасширяющий рост – расширение производства того товара, который страна импортирует, ведет к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам. Импортозамещающий рост определяется увеличением производства в каждой из стран товаров, конкурирующих с импортом. Рост их внутреннего производства приводит и увеличению относительных цен экспорта и снижению относительных цен импорта, так как каждая страна импортирует все меньше традиционно импортных товаров, производя их самостоятельно, следовательно, снижается спрос на импорт и цены на него падают и это ведет к улучшению условий торговли данной страны и ухудшению в странах-торговых партнерах.

То есть для конкретной страны выгоден импортозамещающий тип внутреннего экономического роста и экспорторасширяющий тип роста в остальном мире, который улучшает ее условия торговли с остальным миром. Влияние роста предложения на условия торговли возникает только тогда, когда рост не сбалансирован между странами, т.е. в одних странах какие-то факторы производства растут быстрее, а в других– медленнее.

Если же представить почти невероятный случай, когда рост всех факторов во всех странах происходит в одинаковом темпе, то возникает ситуация нейтрального роста. Нейтральный рост – это увеличение физического объема международной торговли без изменения условий торговли между странами.

Разрабатывая внешнеэкономическую политику, правительства имеют выбор между экспорторасширяющей и импортозамещающей политикой. Этот выбор имеет смысл только в том случае, если страна достаточно велика, чтобы изменение относительных цен внутри нее оказывало воздействие на цены международной торговли.

Проблема разоряющего роста. Американский экономист индийского происхождения Ягдши Бхагвати опубликовал в 1958 г. работу, которая касалась развивающихся стран. Рост в этих странах мог оказать отрицательные воздействие на их условия торговли. Так как РС – экспортеры в основном сырья, то их рост зависит главным образом от роста добычи и экспорта сырья. ПРС в это время пойдут по пути разработки синтетических заменителей естественного сырья, т.о. рост в ПРС будет импортозамещающим, а в РС – экспорторасширяющим. Существует возможность того, что последствия такого экспорторасширяющего роста настолько ухудшат условия торговли РС вследствие падения мировой цены на товары их экспорта, что это перекроет положительный эффект от самого роста. Таким образом, «разоряющий рост факторов производства» - ситуация, когда ухудшение условий торговли от экспорторасширяющего роста перекрывает положительный эффект, получаемый от экономического роста.

«Голландская болезнь» и деиндустриализация. Разработка нового экспортного ресурса может привести к возникновению проблемы, с которой столкнулась Голландия в процессе разработки месторождений природного газа в Северном море. Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии все больше приходил в упадок. Даже стремительный рост цен, сопровождающий оба нефтяных шока как будто подстегивал спад в этих отраслях. Причина в том, что новый сектор оттягивает ресурсы из промышленности, рабочая сила привлекается повышательным давлением на ставки зар/платы, а капитал – повышательным давлением на ставку процента. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сокращается - побочный эффект неожиданного открытия и разработки новых месторождений.

Влияние характеристик спроса на внешнюю торговлю. Процесс роста доходов на душу населения влечет определенные сдвиги в структуре личного потребления населения и внешней торговле. При увеличении личного дохода спрос населения на различные товары и услуги возрастает неравномерно. По мере роста дохода доля некоторых благ в общем объеме спроса падает (предметы первой необходимости), доля других растет (предметы роскоши).

На уровне семейных бюджетов эту закономерность в 19 веке открыл немецкий экономист Эрнст Энгель. Закон Энгеля – при неизменных ценах и демографических переменных (размере, составе семьи) увеличение дохода ведет к снижению доли потребительских расходов на продовольствие и увеличению доли расходов на предметы роскоши. Вывод: это может привести к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию тех стран и факторов, которые специализируются на их производстве, то есть это улучшит условия торговли этих стран.

Еще одно важное предположение о том, как изменение доходов сказывается на спросе и внешней торговле выдвинул шведский экономист Стаффан Линдер. Эта закономерность пока строго не доказана и поэтому имеет форму гипотезы.

Гипотеза преобладающего спроса Линдера – страна экспортирует те товары, уд.вес которых велик в ее собственном потреблении. Линдер выстраивает следующую цепочку:

1)рост дохода повышает в структуре спроса долю предметов роскоши (Закон Энгеля);

2)это побуждает совершенствовать технологию их производства;

3)совершенствование технологии опережает рост обусловившего их спроса, происходит снижение цен и экспорт этих предметов роскоши;

Эта гипотеза справедлива для рынка автомобилей, так как каждая страна экспортирует в основном марки, соответствующие уровню ее собственного дохода.

Международная торговля в условиях монополии не подчиняется законам классических теорий, которые исходили из предпосылки о существовании совершенной конкуренции на мировом рынке товаров и факторов производства. Из общей теории экономики известно, что по мере возрастания масштабов производства себестоимость единицы товара снижается. Экономика масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше, чем на единицу. Эффектом масштаба объясняется торговля между странами, которые одинаковы или очень близки по наделенности факторами производства. Внешний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства и отрасли в целом. Внутренний эффект масштаба – снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства.

Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли. Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия – ситуация на рынке, когда фирма не имеет конкурентов для своих товаров. Модель торговли в рамках монополистической конкуренции исходит из того, что международная торговля увеличивает рынки сбыта. Когда две страны торгуют друг с другом, совокупный рынок оказывается больше, чем простая сумма рынков двух стран, количество фирм, и, значит, разнообразие товаров, которые они производят, возрастает, а цена единицы товара снижается.

С точки зрения степени дифференциации номенклатуры товаров международная торговля состоит из двух потоков – внутриотраслевой торговли и межотраслевой. Внутриотраслевая торговля – обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли. Межотраслевая торговля - обмен между странами гомогенной продукцией различных отраслей.

Внутриотраслевая торговля объясняется следующими факторами: различиями во вкусах потребителей, теорией пересекающегося спроса (ее автор С.Линдер: страны экспортируют те товары, для которых существует емкий внутренний рынок; так как потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве которых накоплен большой внутренний опыт), эффектом масштаба.

Реверс факторов производства – ситуация, при которой один и тот же товар оказывается капиталоемким в капиталонасыщенной стране и трудоемким в трудонасыщенной.

Влияние технического прогресса на международную торговлю. Практически все теории, рассматривающие технологию как фактор производства, объясняют с помощью различий в обеспеченности технологией международную торговлю товарами, произведенными на ее основе. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ предполагали различия в технологии производства товаров между странами, что приводило к различным уровням производительности труда и служило основой торговли. Однако вопрос о том, как изменение технологии с течением времени влияет на международную торговлю, остается открытым.

В 1961 г. американский экономист Майкл Познер разработал модель технологического разрыва, который является причиной международной торговли. В соответствии с этой моделью разработка новой технологии или нового технологического процесса дает странам временную монополию в производстве и экспорте основанного на ней товара. Страна, первой создавшая некую новую технологию и начавшая производить на ее основе товары, становится экспортером этих товаров и заключенной в них технологии в другие страны, даже если у этой страны нет относительного преимущества перед другими странами по остальным факторам производства. По мере того, как товары, произведенные с помощью этой технологии, распространяются по миру, страна-изобретатель теряет монополию на обладание ею, поскольку технический прогресс не стоит на месте.

Данная модель была развита другим американским экономистом Раймондом Вернером, который в 1966 г. опубликовал статью, описывающую модель цикла жизни товара. Теория цикла жизни товара исходит из того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие – на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большим капиталом и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать больше средств в технологические нововведения. В соответствии с теорией товар проходит пять стадий жизни в международной торговле: стадию нового продукта, роста продукта, стадию зрелости товара, падения производства товара, стадию прекращения внутреннего производства товара.

ТЕМА «Внешнеторговая политика»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 900; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.221.43.88 (0.04 с.)