Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Валютная политика государства. Государственное

Поиск

Регулирование валютного курса

Под валютной политикой понимается совокупность мероприятий как в сфере международных, так и внутриэкономических отношений, направленных на достиже­ние намеченных ориентиров макроэкономического равновесия раз­вития. В этом смысле валютная политика является состав­ной частью общей макроэкономической политики государства, наряду с ее фискальном, денежно-кредитным и структурно-инвестиционным компонентами. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством - совокупностей правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными цен­ностями в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями - двухсторонними и многосторонними — между государствами по валютным проблемам.

Валютная политика включает следующие компоненты:

1) политика определения и управления обменным курсом национальной валюты;

2) политика валютных ограничений и регулирование степени конвертируемости на­циональной валюты;

3) политика управления золотова­лютными резервами страны.

К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся:

-валютные интервенции;

- дисконтная политика;

- протекционистские меры.

Важнейшим инструментом валютной политики госу­дарств являются валютные интервенции - операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих ино­странных валют. Цель валютных интервенций - измене­ние уровня соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Действие механизма валют­ных интервенций аналогично проведению товарных ин­тервенций. Для того, чтобы повысить курс националь­ной денежной единицы, Центральный банк должен про­давать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а, сле­довательно, увеличивается курс, национальной валюты. Для того, чтобы понизить курс национальной валюты, Цен­тральный банк продает национальную валюту, скупая ино­странные валюты. Это приводит к повышению курса ино­странной валюты и снижению курса национальной. Офи­циальные валютные интервенции подразделяются на «сте­рилизованные» и «нестерилизованные».

Стерилизованными называют интервенции, в ходе ко­торых изменение официальных иностранных нетто-ак­тивов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т. е. практически отсутствует воз­действие на величину официальной денежной базы. Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то ин­тервенция является нестерилизованной.

Дисконтная политика - это изменение центральным банком учетной ставки с целью регулирования величи­ны валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым – на международное движение капитала. В последнее время значение этого метода регулирования валютного курса уменьшается.

Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае, национальной валюты. К ним относится, в первую очередь, валютные ограничения – законодательное или административное запрещение и регламентация операций в иностранной валюте.

Видами валютных ограничений являются:

- валютные блокады, запрет на свободную куплю-продажу валюты;

-регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриация прибыли, движение золота и ценных бумаг;

- система множественных (диверсифицированных) валютных курсов, концентрация в руках государства валютных ценностей и др.

 

 

Межгосударственное регулирование валютно-финансовых

Отношений

Международные экономические организации как субъекты МЭО появились в ответ на возникшую объективную необходимость межгосударственного регулирования МЭО после Второй мировой войны.

Межгосударственное регулирование международных отно­шений — это совокупность добровольно принимаемых на себя разными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Главные предпосылки возникновения такой необходимости:

— либерализация международной торговли путем сниже­ния таможенных тарифов;

— крах мировой колониальной системы и обеспечение раз­вития освободившихся стран;

— сырьевые и энергетические кризисы 70—80-х годов, ос­ложняемые действиями стран — экспортеров нефти, структур­ные кризисы в РСРЭ;

— глобализация мировой экономики, усиление взаимосвя­зей и взаимозависимости стран, приспособление националь­ных экономических систем к происходящим изменениям в ми­ровом хозяйстве;

— усиление мощи транснациональных корпораций;

— интенсивное развитие процессор международной эконо­мической интеграции;

— распад мировой социалистической системы;

—интенсивное развитие экономических отношений между странами в условиях несогласованности национальных законо­дательств и различий в методах регулирования внешнеэконо­мических связей;

— обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации.

Международные экономические организации (МЭО) — это система образований различного вида, создаваемых на дого­ворной основе государственными или хозяйственными органа­ми заинтересованных стран для решения хозяйственных и по­литико-экономических вопросов или совместной производст­венно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства. Таким образом, МЭО служат инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информа­ционных, человеческих ресурсов в целях решения социаль­но-экономических проблем, в том числе и глобальных.

По характеру деятельности различают МЭО координирую­щие, оперативные и консультационные.

Координирующие МЭО — это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое раз­витие.

Оперативные МЭО существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

Консультативные МЭО занимаются исследовательской ра­ботой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме МЭО могут быть неправительственными и меж­правительственными, по периоду деятельности — временными и постоянными, по масштабу деятельности — региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем — глобаль­ными, универсальными, специализированными.

Наиболее важной и авторитетной международной органи­зацией является Организация Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой является поддержка и укрепление международного мира и безопасности и развитие всех форм со­трудничества между государствами.

Деятельность ООН имеет в большей степени социальную и экономическую направленность и реализуется через деятель­ность специализированных органов и международных экономических организаций. Главнейший среди них — ЭКОСОС — проводит исследования и готовит доклады и рекомендации по широкому перечню международных экономических, социаль­ных, культурных и других вопросов. На ЭКОСОС в системе ор­ганов ООН приходится 70% бюджета ООН. ЭКОСОС имеет сложную, разветвленную структуру и решает свои основные во­просы с помощью специализированных организаций, таких, как ЮНКТАД, ЮНИДО, группа Всемирного банка, МВФ, Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Также существует большое количество МЭО, не подпадаю­щих под юрисдикцию ООН и в то же время имеющих большое значение в МЭ. К таким организациям относятся Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа семи, Группа десяти и др.

Важную роль в развитии МЭ играют предпринимательские МЭО, например, Трехсторонняя комиссия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.007 с.)