ТОП 10:

Либерализация мировой торговли. ГАТТ/ВТО



Список использованной литературы

1. Басовский Л.Е. Мировая экономика. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004.- 208с. (С.31-32, 34-36, 120-127, 134-136

2.Шкваря Л.В. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М. Эксмо, 2007.- 320с. (С.147-150, 154-159)

 

Тема «МИРОВАЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА»

Понятие валютных отношений и валютной системы

Эволюция мировой валютно-финансовой системы

Мировой валютный рынок: понятие, виды, механизм функционирования и особенности.

Валютная политика государства. Государственное регулирование валютного курса.

Межгосударственное регулирование валютно-финансовых отношений.

Платежный баланс страны . Методы государственного регулирования платежного баланса

Валютных систем

Национальная валютная система Мировая валютная система
национальная валютная единица резервные валюты и международные расчетные валютные единицы
условия конвертируемости национальной валюты условия взаимной конвертируемости валют
паритет национальной валюты унифицированный режим валютных паритетов
режим валютного курса регламентация режимов валютных курсов
наличие или отсутствие валютных ограничений межгосударственное регулирование валютных ограничений
регулирование использование международных кредитных средств обращения унификация использования международных кредитных средств обращения
регулирование внешнеэкономических расчетов страны Унификация форм международных расчетов
режим национального валютного рынка, золотого рынка режим мировых валютных рынков, рынков золота
состав и структура ликвидности страны межгосударственное регулирование международной валютной ликвидности
национальные государственные органы, регулирующие валютные отношения страны международные организации, осуществляющие межгосударственное валютное регулирование

Мировой валютный рынок: понятие, виды, механизм

Валютная политика государства. Государственное

Межгосударственное регулирование валютно-финансовых

Отношений

Международные экономические организации как субъекты МЭО появились в ответ на возникшую объективную необходимость межгосударственного регулирования МЭО после Второй мировой войны.

Межгосударственное регулированиемеждународных отно­шений — это совокупность добровольно принимаемых на себя разными странами обязательств и общих правил действия в сфере мирохозяйственных связей.

Главные предпосылки возникновения такой необходимости:

— либерализация международной торговли путем сниже­ния таможенных тарифов;

— крах мировой колониальной системы и обеспечение раз­вития освободившихся стран;

— сырьевые и энергетические кризисы 70—80-х годов, ос­ложняемые действиями стран — экспортеров нефти, структур­ные кризисы в РСРЭ;

— глобализация мировой экономики, усиление взаимосвя­зей и взаимозависимости стран, приспособление националь­ных экономических систем к происходящим изменениям в ми­ровом хозяйстве;

— усиление мощи транснациональных корпораций;

— интенсивное развитие процессор международной эконо­мической интеграции;

— распад мировой социалистической системы;

—интенсивное развитие экономических отношений между странами в условиях несогласованности национальных законо­дательств и различий в методах регулирования внешнеэконо­мических связей;

— обострение глобальных проблем развития человеческой цивилизации.

Международные экономические организации (МЭО) — это система образований различного вида, создаваемых на дого­ворной основе государственными или хозяйственными органа­ми заинтересованных стран для решения хозяйственных и по­литико-экономических вопросов или совместной производст­венно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники, отраслях производства. Таким образом, МЭО служат инструментом объединения усилий и средством аккумуляции материальных, финансовых, информа­ционных, человеческих ресурсов в целях решения социаль­но-экономических проблем, в том числе и глобальных.

По характеру деятельностиразличают МЭО координирую­щие, оперативные и консультационные.

КоординирующиеМЭО — это организации, обладающие собственными полномочиями и финансовыми средствами, на основе которых координируют международное, региональное, национальное, финансовое и социально-экономическое раз­витие.

ОперативныеМЭО существуют в виде различных форумов, где высказывается точка зрения (требование) правительств стран мира и вырабатываются подходы и рекомендации по проведению экономической политики в отдельных странах и регионах.

КонсультативныеМЭО занимаются исследовательской ра­ботой, на основе сбора и анализа статистической информации предоставляют отчеты и прогнозы развития стран, регионов и всей мировой экономики в целом.

По форме МЭО могут быть неправительственными и меж­правительственными, по периоду деятельности — временными и постоянными, по масштабу деятельности — региональными и всемирными, по характеру рассматриваемых проблем — глобаль­ными, универсальными, специализированными.

Наиболее важной и авторитетной международной органи­зацией является Организация Объединенных Наций (ООН), главной задачей которой является поддержка и укрепление международного мира и безопасности и развитие всех форм со­трудничества между государствами.

Деятельность ООН имеет в большей степени социальную и экономическую направленность и реализуется через деятель­ность специализированных органов и международных экономических организаций. Главнейший среди них — ЭКОСОС — проводит исследования и готовит доклады и рекомендации по широкому перечню международных экономических, социаль­ных, культурных и других вопросов. На ЭКОСОС в системе ор­ганов ООН приходится 70% бюджета ООН. ЭКОСОС имеет сложную, разветвленную структуру и решает свои основные во­просы с помощью специализированных организаций, таких, как ЮНКТАД, ЮНИДО, группа Всемирного банка, МВФ, Всемирная торговая организация (ВТО) и др.

Также существует большое количество МЭО, не подпадаю­щих под юрисдикцию ООН и в то же время имеющих большое значение в МЭ. К таким организациям относятся Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группа семи, Группа десяти и др.

Важную роль в развитии МЭ играют предпринимательские МЭО, например, Трехсторонняя комиссия.

 

Международный валютный фонд

Международный валютный фонд (МВФ) был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции в США при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946г.

Цели МВФ:

— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;

— способствование сбалансированному росту мировой тор­говли;

—поддержание стабильности валют и упорядочение валют­ных отношений между государствами-членами;

—участие в создании многосторонней системы платежей;

—предоставление средств для ликвидации несбалансиро­ванности платежных балансов стран - членов.

Функции МВФ:

—соблюдение согласованного кодекса поведения (тесное сотрудничество в вопросах международной валютной полити­ки и межгосударственного платежного оборота);

— финансовая помощь для преодоления дефицита платеж­ного баланса;

— консультирование и сотрудничество.

Источники финансирования

Наиболее важным источником финансирования являются взносы государств-членов (квоты), дополняемые займами МВФ у своих членов.

Обычные механизмы

МВФ предоставляет средства своим членам равными кре­дитными траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты государства-члена.

В рамках программы расширенного финансирования чле­нам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономи­ческих структурных перекосов.

Кроме того, МВФ имеет специальные механизмы предос­тавления финансовой помощи странам.

Порядок вступления в МВФ

Членами МВФ являются более 180 стран. При вступлении в МВФ страна вносит в качестве членского взноса определенную сумму денег, которая называется квотой. Квоты служат для:

— образования пула для кредитования стран-участниц;

— определения суммы, которую может получить МВФ в случае финансовых затруднений;

— определения количества голосов, которые получает стра­на-участница.

Квоты периодически пересматриваются. Самую высокую квоту, а соответственно число голосов имеют США — она со­ставляет более 19%.

С 1 января 1970 г. была введена новая условная валюта — СДР (специальные права заимствования). Сначала СДР была приравнена к доллару США, с 1 июля 1974 г. СДР стала формироваться на основе корзины (10 валют 16 промышленно разви­тых стран). Однако возникли проблемы, связанные с колеба­ниями курсов валют, и с 1 января 1984 г. СДР стала формиро­ваться на основе корзины из пяти главных валют мира: американского доллара, немецкой марки, японской иены, анг­лийского фунта стерлингов и французского франка. СДР — это международные платежные и резервные средства, которые ис­пользуются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.

Международный валютный фонд (МВФ) основан в 1944 г. на валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе (США). Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Офис организации находится в г. Вашингтоне (федеральный округ Колумбия, США). Членами МВФ являются 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля 1992 г.).

Главной проблемой, которую решает Международный валютный фонд, является обеспечение международной ликвидности, т. е. способности стран свободно производить платежи по различным международным операци­ям. Кроме этого, в число задач фонда входят:

• регулирование валютных курсов и платежных балансов стран-участниц;

• контроль внешних долгов развивающихся стран;

• предоставление кредитов участникам организации.

Уставный капитал фонда равен $ 128,8 млрд. Он формируется за счет квот стран — членских взносов, объем которых зависит от экономичес­кой мощи государства. Количество голосов страны-участницы МВФ при принятии решений и объем кредита, на который она может рассчитывать, зависят от величины квоты: каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые $100 тыс. квоты страны. Наиболь­шим числом голосов обладают США (17,7%) и государства, входящие в Европейский союз (28,62%). Квота России составляет 2,9%. В период существования золотодевизного стандарта взносы в уставный капитал производились в золоте (25%) и национальной валюте; в настоящее время золото заменили специальные права заимствования(СДР) - (код XDR, SDR (СДР), англ. Special drawing rights) - услов­ная денежная единица, существующая в виде записей на счетах МВФ пропорционально квотам стран — членов этой организации. СДР ис­пользуется ими для закупки реальной валюты или для погашения дефи­цита платежного баланса.

Решение о членстве в МВФ принимается простым большинством го­лосов; при согласовании отдельных вопросов требуется «специальное большинство» (от 70 до 85%).

Для того чтобы получить кредит МВФ, страна-заемщик должна про­водить определенную, устраивающую фонд, экономическую политику.

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих. Главный исполнительный орган — исполнительный директорат, возглавляе­мый председателем, являющимся одновременно директором-распоря­дителем МВФ.

МВФ предоставляет странам — членам организации краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты в среднем под 2-3,5% годо­вых. Кредиты фондом предоставляются в форме обмена национальной ва­люты данной страны на свободно конвертируемую валюту других стран — членов организации; погашается кредит выкупом национальной валюты за СДР.

Мировой банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), широко известный как Мировой банк, — основное кредитное учреждение групп Всемирного банка — создан на Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. В отличие от МВФ Мировой банк предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Стра­ны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ. Все займы банка должны гарантировать­ся правительствами стран-членов. Займы выделяются под про­центную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15—20 лет с отсрочкой пла­тежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

Другие организации, входящие в группу Всемирного банка:

Международная ассоциация развития (МАР), созданная в 1960 г. Ее цель — оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на ду­шу населения не более 835 долл. МАР предоставляет беспро­центные займы с 30—40-летним сроком погашения и отсроч­кой основных платежей в течение первых десяти лет. Членами МАР являются более 160 стран;

Международная финансовая корпорация (МФК), соз­данная в 1956 г. Ее цель — стимулирование работы частного сектора в развивающихся странах. МФК финансирует проекты частного сектора. Процентные ставки кредиторов зависят от страны и проекта. Займы погашаются в течение 3—5 лет. От­срочка платежей возможна в течение первых 12 лет. МФК насчитывает более 170 стран-членов;

Многостороннее агентство по гарантированию инвести­ций (МАГИ). Создано в 1982 г. Цель организации — оказание помощи развивающимся странам в привлечении иностран­ных инвестиций через предоставление инвесторам гарантий от политических рисков. К таким рискам могут относиться во­енные действия, гражданские беспорядки, экспроприация. МАГИ предоставляет типовой страховой полис, который га­рантирует инвестиции в течение 15 лет. Предельная сумма, га­рантируемая по одному проекту, — 50 млн. долл. Кроме этого МАГИ проводит консультации развивающимся странам по вопросам привлечения иностранных инвестиций. Членами МАГИ являются более 140 стран;

── Международный центр урегулирования инвестиционных споров (МЦУИС). Создан в 1966 г. Цель организации – стимулирование потока инвестиций через обеспечение условий для проведения примирительных и арбитражных переговоров между правительствами и иностранными инвесторами. Кроме того, МЦУИС выдает рекомендации и публикует труды по законодательству об иностранных инвестициях. Членами МЦУИС являются около 130 стран.

Всемирный банк представляет собой группу из ряда междуна­родных финансовых организаций:

• Международного банка реконструкции и развития (МБРР);

• Международной финансовой корпорации (МФК);

• Международной ассоциации развития (МАР);

• Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ);

• Международного центра урегулирования инвестиционных конф­ликтов (МЦУИК).

Штаб-квартиры всех организаций, входящих во Всемирный банк, находятся в столице США.

Общей целью всех организаций Всемирного банка является содей­ствие экономическому развитию нуждающихся в хозяйственной под­держке государств.

Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development) является специализированным уч­реждением ООН, основан в 1944 г. Операции начал в 1946 г. Членами МБРР являются более чем 180 государств. Россия вступила в МБРР 16 июня 1992 г. Условием участия в работе организации является член­ство в МВФ. Уставный капитал банка $142 млрд. Предоставляет долго­срочные кредиты (сроком на 10-15 лет), в основном развивающимся странам, в отличие от МВФ, предоставляющего кратко- и среднесроч­ные кредиты. Все займы банк выдает под 7,75% годовых. Также банк оказывает помощь в технической реконструкции хозяйства своих кли­ентов. Фактически МБРР является организацией, занимающейся раз­работкой тактики и стратегии экономических преобразований в разви­вающихся странах.

В Международную финансовую корпорацию входят 178 го­сударств, в том числе Россия (с 12 апреля 1993 г.). МФК выдает кредиты сроком на 5-15 лет не государствам, а отдельным фирмам стран — участ­ниц организации. Уставный капитал МФК составляет $1,4 млрд.

Международная ассоциация развития объединяет 166 государств. Основное поле деятельности ассоциации составляет беспроцентное кре­дитование (на срок от 35 до 50 лет) самым отсталым в экономическом отношении государствам: годовой доход на душу населения в стране — претендентке на кредит не должен быть выше $750. Получить кредит от МАР могут только страны — участники МБРР.

Международное агентство по гарантированию инвестиций занима­ется «страхованием некоммерческих исков на инвестиции одного госу­дарства — члена МАГИ в другом государстве-члене». МАГИ объеди­няет 166 стран. Уставный фонд агентства составляет $948 млн.

Международный центр урегулирования инвестиционных конфлик­тов создан в 1966 г. с целью облегчения урегулирования разногласий между правительствами относительно потоков инвестиций, а также для того, чтобы инвесторы могли беспрепятственно осуществлять увеличе­ние объемов международных капиталовложений. Членами организа­ции являются 155 стран, в том числе Россия.

Список использованной литературы

1. Морозова Н.А. Международные экономические отношения: ответы на экзаменационные вопросы.- Минск: ТетраСистемс, 2008. -112с (С. 91-109)

2.Шкваря Л.В. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007.- 320с.

3. Корниенко О.В. Мировая экономика. Завтра экзамен. – СПБ.: Питер, 2007.- 256с

 

Список использованной литературы

1.Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2004.- С137-144.

2. Корниенко О.В. Мировая экономика. Завтра экзамен. – СПб: Питер, 2007. – С167-176

Миграции капитала

Направление движения капитала потеряло свою былую односторонность, когда капитал направлялся из промышленно развитых стран в развивающиеся. Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях. Ряд развивающихся стран, в первую очередь нефтедобывающие и новые индустриальные, сами становятся экспортерами капитала.

Сейчас трудно выделить страны, которые являются только экспортерами капитала или только импортерами. Многие одновременно экспортируют и импортируют капитал. Особенно это характерно для взаимопроникновения американских и западноевропейских капиталов.

Основным потоком иностранных инвестиций в настоящее время является перемещение капитала в пределах «большой семерки). Общий объем взаимных инвестиций между этими государствами превысил в последние годы сумму в 700 млрд.долл. Вывоз капитала из развитых в развивающие – около 150 млрд.долл. При этом основной объем зарубежных инвестиций в последние десятилетие приходится на обрабатывающую. Промышленность, тогда как в первой половине ХХ века большая часть капиталов вывозилась и вкладывалась в добывающие отрасли. Во много раз, по сравнению с предыдущим периодом увеличились также инвестиции в сферу услуг.

Тенденцией последних лет считается и относительное увеличение значения рынка ценных бумаг в мировых процессах миграции капитала по сравнению с банковским рынком.

В экспорте прямых капиталовложений доминируют США, страны ЕС и Япония. На эту «триаду» приходится примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза капитала.

Главным полем приложения иностранного капитала стали сами промышленно развитые страны. В суммарном вывозе капитала на все развивающиеся страны приходится в среднем лишь 30—33% новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся стран в процесс интернационализации производства на основе современных требований НТР.

В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала. Это объясняется рядом причин:

В результате с 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. Так, продукция американских зарубежных филиалов превышает объем экспорта товаров из США более чем в 4 раза. На зарубежное производство приходится примерно четверть ВНП промышленно развитых стран.

За период с 1914 г. до начала 90-х годов прямые зарубежные капиталовложения увеличились почти в 18,5 раза.

В 1998 г. после сырьевых финансовых кризисов в ряде регионов мира (Юго-Восточная Азия, Россия, Бразилия) вывоз капитала резко (почти в 3 раза) сократился и пока не проявляются тенденции к его существенному росту.

К середине 90-х годов суммарный вывоз капитала (кредиты, портфельные и прямые инвестиции) превысил 1,2 трлн долл., составив около 1/5 суммы мирового экспорта. Для развивающихся стран возникла проблема внешнего долга: их задолженность превысила 1 трлн долл. По состоянию на середину 90-х годов крупнейшими странами-должниками были: Бразилия — 179 млрд долл. (1980 г.— 71,5); Мексика - 157,1 (57,4); Индонезия - 129 (20,9); КНР -128,8 (4,5); Россия - 124,8; Таиланд - 90,8 (8,3); Аргентина - 93,8 (27,2); Индия — 89,8 (20,6); Филиппины — 41,2 (17,4); Польша — 40,9 (8,9); Венесуэла - 35,3 (29,3); Нигерия - 31,4 (8,9); Египет -31,3 (19,1)..

Одним из должников в настоящее время является и Россия. Ее задолженность (прежде всего за счет долгов бывшего СССР) оценивается в 156 млрд долл. Это важная проблема для будущего нашей экономики.

В структуре инвестиций следует отметить увеличение доли прямых инвестиций по сравнению с портфельными. Если до Первой мировой войны доля прямых инвестиций составляла 10%, в межвоенный период — 25%, то сейчас на них приходится около 80%. Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой контроль зарубежные предприятия.

Экспорт капитала осуществляется не только частными монополиями в целях извлечения прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов. Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым; создаются благоприятные условия для вложения частных инвестиций. Доля государственного капитала в общем объеме вывоза капитала составляет около 30%, а кредиты международных финансовых организаций — около 10%.

Государственный капитал экспортируется в различных формах:

-безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;

-государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25— 40 лет);

-государственные коммерческие кредиты;

-государственные гарантии частных кредитов.

Кредиты международных финансовых организаций, играют большую роль как стимулятор экспорта частного капитала. Предоставление МВФ какой-либо стране даже небольшого кредита служит сигналом для частного капитала о безопасности вкладывать деньги в эту страну:

Взаимное проникновение капиталов в экономику приводит к образованию в экономике отдельных стран мощного иностранного сектора. Так, в результате наплыва в США иностранного капитала, превысившего 1,5 трлн долл. (из них примерно 250 млрд долл.— прямые инвестиции), около 20% активов банков США принадлежат иностранцам, почти 3 млн американцев работают в иностранных компаниях. В США даже бьют тревогу по поводу «распродажи Америки». В свою очередь в экономике западноевропейских стран значительные секторы хозяйства принадлежат американскому капиталу.

Последствия для экспортирующих и импортирующих капитал стран не однозначны: имеются положительные и отрицательные стороны.

Для страны — экспортера капитала ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии, когда начнут поступать прибыли от этих вложений, платежный баланс будет улучшаться. Экспорт капитала расширяет рынки сбыта товаров для страны — экспортера капитала, но в то же время сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.

Для импортера капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными секторами национальной экономики.

Эти соображения нужно иметь в виду при разработке Россией политики привлечения иностранных инвестиций, хотя выход России из экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.

Вывоза капитала

Корпорации в настоящее время занимают в настоящее время занимают ведущее положение в экономике развитых стран, производя относительно других организационных форм предприятий гораздо более значительную долю продукции. Возникли своеобразные суперкорпорации, владеющие подразделениями не только в своей стране, но и в других странах и даже на других континентах, так называемые транснациональные корпорации. ТНК являются одним из субъектов вывоза капитала

Структура ТНК включает:

- материнскую компанию принимающую основные стратегические решения;

- дочерние компании, подчиненные материнской при помощи «системы участия», то есть полного контроля при помощи владения ею крупным пакетом акций;

- филиалы, находящиеся в полной собственности материнской компании;

- ассоциированные компании - подчинены ТНК отчасти, так как они владеют небольшой долей их акций.

Главной сферой деятельности ТНК является вывоз капитала, масштаб которого превышает объемы торговли. Большая часть международных корпораций занята производственной деятельностью - 60%, 30% действуют в сфере услуг и только 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

В США существует государственная программа поддержки зарубежных инвестиций транснациональных корпораций. В 1971 году была создана государственная Корпорация зарубежных частных инвестиций (ОПИК), среди функций которой можно выделить.

- предоставление займов и гарантий займов американским компаниям для создания зарубежных филиалов;

- страхование американских инвестиций за рубежом;

-..консультационная и информационная помощь.

В последние десятилетие ТНК , особенно американские, постоянно активизируют свою деятельность: расширение масштабов капиталовложений, отраслевая и географическая диверсификация инвестиций за рубежом, гибкие приспособление механизма международной инвестиционной экспансии к динамично развивающимся реальностям - все это превращает корпорации США в глобальных экономических субъектов, рассматривающих весь мир как сферу приложения своего капитала.

Изменяются формы и направления деятельности таких международных предприятий. Если в прошлом американские ТНК производили в зарубежных странах продукцию в основном для ее дальнейшей реализации в США, то теперь большая часть произведенных товаров реализуется на рынках ЕС, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии. Постепенно сокращается доля инвестиций в развитые страны и растет инвестирование в развивающиеся, в тои числе в страны Восточной и Центральной Европы. Растет количество стран, в которых действуют ТНК «зарубежные филиалы транснациональных корпораций в 1980г т – в 50 развивающихся странах, в 1990г – уже в 54 странах, в 1995 году - в 71 стране.

Многие зарубежные ТНК действуют на российском рынке. Среди них можно выделить Mitsui («Мицуи») и Mitsubishi («Мицубиси») Япония, Nestle («Нестле» Швейцария, McDonald*s («МакДональдс) США

В России в 1996г. Была создана Международная академия корпоративного управления (МАКУ), целью которой является содействие совершенствованию форм, методов и технологий управления в крупных интегрированных хозяйственных структурах рыночного типа, а также создание благоприятных. внешних условий для их функционирования.

К числу отечественных ТНК можно отнести такие компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Алроса». «Газпром», например владеет компаниями в 12 странах мира. Например, через совместное предприятие в Германии российская корпорация контролирует в этой стране 12% продаж природного газа,

Внешней задолженности

Международный кредит - ссуда в денежной форме (реже, товарной) форме, предоставляемая кредитором одной страны заемщику другой страны на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов. Международное кредитование эффективно в глобальном масштабе, подобно либерализации торговли и миграции рабочей силы.

Различают две группы заемщиков - получателей иностранных кредитов. Это обычные заемщики и суверенные заемщики - государства. Главная причина периодических международных кризисов задолженности - это сильная мотивация к отказу от платежей суверенных должников, которых нельзя заставить заплатить по долгам, поскольку кредиторы не имеют права обратиться в суд или наложить арест на их активы. Государство-должник может привлекать иностранные кредиты до тех пор, пока сумма кредитов будет превышать сумму выплат процентов за кредит, а затем объявить о прекращении платежей. Прекращение платежей обосновывается проблемами в экономике, стихийными бедствиями, войнами и другими причинами. Как правило, правительства, замораживающие платежи, состоят из новых политиков, которые не договаривались о займах. Новые политики пытаются оправдаться тем, что долговые обязательства брали на себя предшественники.

Предполагается, что кредитуемые государства будут своевременно обслуживать свой долг - выплачивать проценты и возвращать суммы кредитов, чтобы иметь возможность и в будущем получать кредиты. Основываясь на таком мотиве МВФ использует против должников угрозу отклонения будущих просьб о кредитах и связывает свое одобрение предоставления новых займов с выполнением условий, которые способствовали бы своевременным платежам. Это такие условия, как строгое выполнение графика платежей и снижение государственных расходов, сокращение денежной массы в обращении и преодоление инфляции. Между тем, такая мотивация предотвращения отказа от обслуживания долга часто приводит к действиям по схеме, согласно которой новые кредиты идут на выплату процентов по старым, что завершается отказом от погашения обязательств по долгу.

Защита собственности на кредиты может осуществляться на основе двух подходов. Первый подход заключается в изыскании возможности залогового обеспечения в форме активов, которые могут перейти в собственность кредитора в случае приостановки заемщиков выплат по долгу. В качестве обеспечения могут выступать: 1) активы страны-должника в стране-кредиторе; 2) крупные вложения страны-должника в банки и предприятия на территории страны-кредитора; 3) торговый оборот страны-должника со страной-кредитором. Залоговый механизм не является общепринятым в международных отношениях и его использование определяется ситуацией в отношениях конкретных стран, он может быть предметом двухсторонних (реже, многосторонних) переговоров. Второй подход защиты собственности на кредиты основывается на создании благоприятного инвестиционного климата в стране, необходимого для привлечения иностранных инвестиций в экономику с целью обеспечения экономического роста.

В конце 1982 года Мексика объявила, что она не в состоянии обслуживать внешний долг - выплачивать проценты и возвращать части долга, по которым наступил срок погашения, в соответствии с подписанными соглашениями. Примеру Мексики последовали другие страны. В конечном итоге правительства 38 развивающихся стран не смогли выдержать согласованные графики выплат по долгам и просили о реструктуризации долга. Это и обусловили мировой кризис внешней задолженности.

Реструктуризация задолженности - это пересмотр сроков и порядка выплаты долга, включая списание задолженности частично или полностью.

Парижский клуб является неформальной организацией, которую создали развитые страны для решения проблем реструктуризации, постоянно возникающих в результате неплатежеспособности некоторых стран-должников. Столкнувшиеся с неплатежеспособностью государства-должника страны-кредиторы проводят переговоры в рамках Парижского клуба, чтобы совместно с должником попытаться отыскать решение проблемы. В число членов Парижского клуба входят в основном промышленно развитые страны, предоставляющие кредиты. В последние годы в состав клуба вошли и некоторые новые индустриальные страны (Бразилия). Парижский клуб определяет условия обеспечения государственных займов и займов, гарантированных государственными организациями.

Лондонский клуб - это неформальное объединение нескольких сотен банков, которые предоставляют ссуды иностранным государствам без гарантий своих правительств. В отличие от Парижского клуба, деятельность которого в известной мере подвержена политической конъюнктуре, Лондонский клуб выполняет те же функции, но в своей деятельности руководствуется только деловыми мотивами.

 

 

Список использованной литературы

1.Корниенко О.В. Мировая экономика. Завтра экзамен. – СПб.: Питер. 2007. – С. 126-136.

2.Басовский Л.Е. Мировая экономика: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2004. – С. 162-171

3. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В.Елова, Е.К.Муравьева, С.М.Панферова и др.; Под ред. А.К.Шуркалина, Н.С. Цыпиной. – М.: Логос, 2000. – С.173-185

4. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В.Е.Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В.Балдин и др.; Под ред проф. В.Е.Рыбалкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – С. 167-171

 

 

Либерализация мировой торговли. ГАТТ/ВТО

 

Торговая политика всегда колебалась между либерализацией торговли и протекционизмом. После второй мировой войны явно доминировала тенденция к либерализации торговли, распространявшаяся под давлением США и под эгидой ГАТТ. Эта либерализация совпала с небывалым увеличением объема мировой торговли, а также экономическим ростом. Вместе с тем в 1974 г. начался новый подъем протекционизма наряду с замедлением роста мировой торговли. Понимание этих явлений требует изучения степени ограничения свободы торговли в международном товарообмене за указанный период, а также причин, подтолкнувших страны к введению протекционистских барьеров.

Тенденция к либерализации торговли. После второй мировой войны западные союзники (и, прежде всего, США) за счет заключения торговых соглашений попытались решить три задачи: 1) создать согласованные рамки для обеспечения международных торговых отношений; 2) выработать кодекс норм поведения, предотвращающих односторонние акции по ограничению обмена; 3) образовать структуру для постепенного устранения торговых барьеров. Главным мотивом этой деятельности стало стремление избежать повторения событий 1930-х годов, когда мировая торговля сократилась в небывалых масштабах, обострив всемирный кризис. Возникла тенденция к либерализации торговли. В этих условиях и было образовано ГАТТ.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.022 с.)