Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.7.Управление региональными конфликтами

Поиск

Управление региональными конфликтами сводится к основным эта­пам управленческой деятельности такого рода — прогнозированию, предупреждению, регулированию и разрешению.

При этом важно отметить, что управление осуществляется на го­сударственном или международном уровне. Правовую базу управле­ния региональными конфликтами составляют конституционные нор­мы, а также нормы Международного права. Основное содержание управления региональными конфликтами представлено в табл. 15.3.

Таблица 15.3 Управление региональными конфликтами

Этапы управления Основное содержание управленческих действий
Прогнози­рование конфликта • Изучение и анализ правовых основ взаимоотношений между региональными субъектами социального взаимодействия. • Изучение и анализ заявлений политических лидеров, политических партий. • Изучение и анализ общественного мнения в регионах. • Изучение истории, культуры, традиций народов, входящих в состав региональных субъектов социального взаимодействия. • Анализ экономических, политических и других интересов самих региональных субъектов, а также тех государств, интересы которых проявляются в данном регионе
Предупреж­дение конфликта • Формирование компетентных органов на государственном или международном уровне по предупреждению назревающего конфликта. • На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта и принять меры по их нейтрализации. • Активизация встреч, консультаций с политическими лидерами, представляющими потенциальные противоборствующие стороны. • Заключение соглашений между потенциальными противоборствующими сторонами по смягчению назревающих противоречий. • Расширение информационных связей, исключение из информационного поля ложной информации. • Расширение мер доверия между субъектами социального взаимодействия. • Разработка средств и методов по регулированию назревающего конфликта
Регулирование конфликта • Создание компетентных органов по регулированию конфликта. • Достижение признания реальности конфликта конфликтующими сторонами. • Легитимизация конфликта. • Усиление информационного обмена между конфликтующими сторонами.
  • Обеспечение коммуникативного взаимодействия между политическими лидерами (переговоры, консультации и т. п.). • Использование организационных технологий по регулированию возникшего конфликта (военное присутствие, усиление пограничного режима, экономические и правовые санкции и др.)  
Разрешение конфликта Региональные конфликты в зависимости от их содержания, условий и факторов могут быть разрешены в форме консенсуса, подавления одной из сторон, взаимного примирения или в форме перевода борьбы в русло сотрудничества. Чаще всего такие конфликты разрешаются достижением консенсуса или полным подавлением (уничтожением) одной из сторон. В первом случае консенсус оформляется в виде договора, протокола, соглашения или иного документа. Во втором случае подавляются непримиримая правящая элита и те силы, которые оказывают активное сопротивление. При этом следует иметь в виду, что такое подавление может быть справедливым, законным, а может быть и несправедливым, противоречащим закону (Конституции или Международному праву)  
       

 

II.Деятельностно-практический блок.

II.1.Литература для изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ,

1999. - Гл. 30.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-хч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. XVIII.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

4. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 170-241, 276-327.

5. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. — Гл. IX-XI.

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. проф. В. М. Лавринен-ко. - М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

II.2. Семинар-игра по теме: «Глобальные и региональные конфликты» (семинар проводится в форме защиты рефератов)

Цель игры. Углубление и закрепление знаний студентов по основ­ным проблемам глобальных и региональных конфликтов, развитие у них навыков и формирование умений по подготовке рефератов, ре­цензий и отзывов, а также по ведению теоретических дискуссий на обсуждаемую тему в игровой форме.

Игровая ситуация. На заседании «Экспертного совета» проходит защита реферата. Действующие лица: автор реферата, оппоненты, чле­ны «Экспертного совета», председатель «Экспертного совета». Члена­ми «Экспертного совета» являются все присутствующие на занятии, а его председателем может быть преподаватель или кто-то из студентов. На каждый реферат необходимо назначить двух-трех оппонентов. На двухчасовом занятии можно обсудить два реферата.

Порядок проведения игры

Подготовительный этап. За две-три недели студенты получают уста­новку на проведение семинара в форме защиты рефератов. Им должен быть выдан перечень вопросов для самостоятельного изучения и спи­сок литературы, а также темы рефератов, выносимых на защиту. Так­же необходимо распределить роли для игровой ситуации и провести инструктаж действующих лиц.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие глобальных проблем современности, их философско-социологический смысл.

2. Глобальные конфликты и глобальные проблемы современности: соотношение и взаимосвязь.

3. Особенности глобальных конфликтов и их классификация.

4. Прогнозирование и предупреждение глобальных конфликтов.

5. Понятие региональных конфликтов и их особенности.

6. Соотношение глобальных и региональных конфликтов.

7. Классификация региональных конфликтов.

8. Управление региональными конфликтами.

Литература к семинару

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведе­ний: В 2-х ч. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.- Гл. 18.

2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс,

1996. - Разд. I, гл. 3; Разд. II, гл. 3; Разд. III, гл. 1; 5.

3. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998.-С. 170-241;276-327.

4. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. — М.: Владос, 1999. —

Гл. IX-XI.

5. Мир философии: Книга для чтения.— М., Политиздат, 1991. — Ч. 2: Человек. Общество. Культура. — С. 497-584 (Фрагменты работ В. И. Вернадского, С. Л. Франка, X. Ортеги-и-Гассета, П. Тейяра де Шардена, Б. Рассела, К. Ясперса).

6. Философия: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М.: Юристъ, 1996. - Гл. V, VI.

Примерные темы рефератов

1. Соотношение глобальных проблем и глобальных конфликтов.

2. Экологическая катастрофа как глобальный конфликт и пути его предупреждения.

3. Региональные конфликты на постсоветском пространстве.

4. Проблема войны и мира в истории и современности.

5. Международное сотрудничество по проблеме предупреждения экологической катастрофы.

В ходе игры

Работа по игровому сценарию.

Председатель «Экспертного совета» открывает заседание и объяв­ляет порядок работы.

Автор реферата в течение 10 минут докладывает об основном со­держании реферата. После доклада члены «Экспертного совета» за­дают вопросы по теме реферата, на которые автор дает краткие и ис­черпывающие ответы (члены «Экспертного совета» вопросы готовят как заранее, на основе знакомства с темой реферата и соответствую­щей литературой, так и экспромтом — по ходу доклада).

Затем выступают оппоненты с отзывами на реферат (отзывы оп­понентов готовятся заранее на основе знакомства с текстом реферата и изучения соответствующей литературы). Наряду с оценкой поло­жительных сторон реферата, они должны содержать и конструктив­но-критические замечания, альтернативные варианты решения зада­чи, стоявшей перед автором реферата. Выступления оппонентов не должны превышать 7-10 минут.

После этого автор отвечает на замечания оппонентов. Ответы так­же готовятся заранее, на основе изучения отзывов. Ответы должны быть емкими, обстоятельными, конкретными и вместе с тем кратки­ми, не превышающими по времени 3-5 минут.

Обсуждение завершается краткими выступлениями членов «Экс­пертного совета» по содержанию реферата, доклада автора, его отве­тов и выступлений оппонентов.

Подведение итогов занятия

При подведении итогов защиты преподаватель оценивает работу авторов рефератов, оппонентов и всех членов «Экспертного сове­та».

Оценка авторов складывается из четырех позиций: оценки за со­держание реферата, за доклад по реферату, за ответы на вопросы членов «Экспертного совета», за ответы на замечания оппонентов.

Оценка оппонентам дается за содержание отзыва и выступление с ним.

Работа членов «Экспертного совета» оценивается по их участию в постановке вопросов, а также по выступлениям в ходе защиты.

II.3. Тема: «Глобальные и региональные конфликты». Деловая игра «Международная координация»*

Цель игры. Показать участникам взаимосвязь промышленного производства с уровнем благосостояния населения и состоянием ок­ружающей среды; закрепить навыки коллективной деятельности и владения финансовой документацией в условиях ограниченного вре­мени.

Содержание игры

Подготовительный этап. Перед началом игры следует подгото­вить и размножить в необходимом количестве основную информа­цию для каждой группы участников. Если такой возможности нет, то основную информацию можно оформить на классной доске, чтобы она была доступна в любой момент игры всем ее участникам. Заранее готовится и деловая документация, которая требуется для осуществ­ления финансовых и других расчетов. Основной документ каждой группы — экологический бюллетень, в котором отражаются все изме­нения, происходящие в экологии страны.

Экологический бюллетень

Поряд­ковый номер года Исход­ное экологи­ческое состоя­ние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
                           
        Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром. Химическая пром. Строительная пром. Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром    
Первый                    
Второй                    
Третий                    
И т. д.                    

Другим важным документом является ведомость учета продукции.

* См.: Прутченков А. С, Самков В. А Деловая игра «Международная координация». // Социально-политический журнал. — 1995. № 4 — С. 176-185

Ведомость учета продукции

(наименование отрасли промышленности)

п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
       

Экологический бюллетень делается по одному экземпляру на группу, а ведомость учета продукции — по восемь (на каждый вид продукции).

Подготовительный этап. Педагог-координатор игры предлагает участникам объединиться в небольшие группы, каждая из которых представляет государство. Затем каждая группа решает организатор­ские вопросы: определяет название государства (можно любое вы­мышленное или реально существующее название), выбирает (назна­чает) премьер-министра, министров черной металлургии и машино­строения, энергетики и химической промышленности, строительства и деревообработки, легкой и пищевой промышленности.

Премьер-министр организует работу правительства, ведет заседа­ния, контролирует ситуацию и помогает министрам в их деятельности.

Министры следят за тем, чтобы предприятия возглавляемой ими от­расли обеспечивали страну производимой продукцией. Для этого каж­дый министр ведет ведомость учета продукции по своим отраслям про­мышленности. Остальные участники являются членами правительства, которые совместно с премьер-министром и министрами должны прини­мать решения о деятельности государства на предстоящий год.

Примечание. Если в группе меньше участников, чем требуется для назначения на все руководящие должности государства, то есть менее четырех человек, они могут совмещать две должности.

После решения организационных вопросов координатор предла­гает группам необходимую для игры информацию (информационный лист, который выдается каждой группе, приводится в приложении к игре), образцы деловой документации и сообщает основную инфор­мацию для всех групп.

«Ваши группы представляют собой правительства различных госу­дарств. Вы заинтересованы в повышении уровня благосостояния свое­го народа и в сохранении экологии страны. Всем странам необходима продукция названных выше отраслей промышленности, так как населе­нию необходимы продукты (пищевая промышленность), обувь и одежда (легкая промышленность), дома и школы (строительная промышлен­ность), электроэнергия (энергетика). Но ни дома, ни одежда, ни продук­ты не могут быть созданы без оборудования и машин (машиностроение), оборудование без металла (черная металлургия), строительные матери­алы без дерева (деревообрабатывающая промышленность). Многие ма­териалы и для одежды, и для машин, и для строительства изготавлива­ются из искусственных химических веществ (химическая промышлен­ность). Таким образом, все эти отрасли промышленности нужны и они должны функционировать. Но где их размещать? Где строить метал­лургические заводы и химические комбинаты, где сооружать гидро-и атомные электростанции, где строить фабрики и деревообрабатыва­ющие комплексы? Все эти вопросы должны решить сами страны — участницы международного сообщества. При этом нужно учитывать следующие экологические нормативы (см. табл. 15.4).

В течение очередного года (один год длится пять минут игрового времени) ваше правительство должно принять решение о том, каким образом оно будет поддерживать или повышать уровень благососто­яния граждан, как оно будет заниматься сохранением экологии, бу­дет ли оно размещать отрасли промышленности на своей территории или воспользуется существующими у соседей и т. д. При принятии решения нужно учитывать ежегодные потребности населения стра­ны (в условных единицах) (см. табл. 15.5).

Чтобы обеспечить определенный уровень благосостояния населе­ния страны, члены правительства должны принимать решения о раз­мещении на своей территории отраслей промышленности или заклю­чать международные соглашения с другими странами на поставку необходимой продукции.

Таблица 15.4.Степень экологической вредности

№ п/п Название отрасли промышленности Ущерб (в % за 1 год)
  Черная металлургия  
  Машиностроение  
  Энергетическая промышленность  
  Химическая промышленность  
  Строительная промышленность  
  Деревообрабатывающая промышленность  
  Легкая промышленность  
  Пищевая промышленность  
     
Ежегодные Таблица 15.5 потребности населения страны (в условных единицах)
Уровень благо­состояния Продукция отраслей промышленности Итого
                       
    Черная металлургия Машино­строение Энергетиче­ская пром Химическая пром Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром Пищевая пром    
Высокий   з,              
Средний                  
Низкий                  
                       

Если страна решает разместить на своей территории какую-то от­расль промышленности, это означает, что она ежегодно выпускает продукции этой отрасли в три раза больше, чем необходимо для нужд населения по высшему уровню благосостояния.

Например, страна Муравия решила разместить на своей террито­рии черную металлургию и машиностроение. Это означает, что еже­годный выпуск продукции этих двух отраслей в Муравии составит по девять единиц. Министр черной металлургии и машиностроения дол­жен эти данные записать в своей ведомости учета продукции. Его за­пись должна выглядеть следующим образом:

Ведомость учета продукции

_________________Черная металлургия_________________

(наименование отрасли промышленности)

Но п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
  9 единиц ----- 9 единиц

Ведомость учета продукции

_________Машиностроительная промышленность

(наименование отрасли промышленности)

№ п/п Произведено (приобретено) Израсходовано для обмена (нужд населения) Остаток
  9 единиц ----- 9 единиц

В графе «Произведено (приобретено)» министр записывает то ко­личество продукции каждой отрасли промышленности (в условных единицах), которое страна сама производит (если эта отрасль промыш­ленности размещена по решению правительства на территории этого государства) или обменяла с другой страной на свою продукцию.

В графе «Израсходовано для обмена (нужд населения)» записы­вается то количество продукции этой отрасли промышленности, ко­торое потребовалось для обмена с другими странами на необходимую продукцию и пошло на нужды населения в соответствии с нормати­вом уровня благосостояния (этот уровень определяется решением правительства).

В графе «Остаток» записывается остаток продукции данной про­мышленности после каждого случая приобретения или расходования. Министру целесообразно вести две отдельные ведомости (по каждой отрасли промышленности, за которые он отвечает в правительстве).

Таким образом, Муравия полностью обеспечивает нужды своего населения продукцией черной металлургии и машиностроения, но ежегодно в соответствии с таблицей вредности экологическая обста­новка в этой стране ухудшается на 17 % (на 10 % ухудшает экологи­ческое состояние черная металлургия и на 7 % — машиностроение). Соответствующую запись в экологическом бюллетене делает лично премьер-министр.

Примечание. Возможно введение должности министра экологии, который будет вести экологический бюллетень, освободив премьер-министра для общего руководства делами государства.

Экологический бюллетень Муравии после размещения черной ме­таллургии и машиностроения будет выглядеть следующим образом.

В графе «Исходное экологическое состояние» записывается пер­вичный показатель — 0 (ноль), который обозначает нормальное эко­логическое состояние. В графе «Экологический ущерб» записывают­ся проценты ущерба, который приносит соответствующая отрасль промышленности, размещенная на территории. Затем эти проценты суммируются и определяется итоговое экологическое состояние. В случае с государством Муравия суммарный ущерб равен 17 % (10 % + 7 %). Результат записывается в графу «Итоговое экологиче­ское состояние» и затем переносится на следующий год в графу «Ис­ходное экологическое состояние», то есть он характеризует экологи­ческую обстановку в этом государстве в начале следующего года.

Государства могут улучшать экологическое состояние, остановив на год (или больший срок) выпуск продукции отраслей промышленности, расположенных на их территории. В этом случае прироста про­дукции не происходит, но население обеспечивается этой продукцией хотя бы по минимуму. Для этого предварительно делаются государ­ственные запасы (или продукция приобретается у других государств).

Остановка выпуска продукции на один год восстанавливает эко­логию на количество процентов, равное ущербу, который приносит эта отрасль промышленности. Например, остановка выпуска продук­ции черной металлургии на год восстанавливает экологическую си­туацию на 10 %, а машиностроения — на 7 % и т. д. (см. табл. 15.6). Государство может закрыть (ликвидировать) уже имеющуюся от­расль промышленности, если сделан достаточный государственный запас. В этом случае происходит разовое улучшение экологической обстановки в государстве в двойном размере от нормативного (напри­мер, сразу на 20 %, если ликвидирована черная металлургия).

Любое государство может обратиться в международный £рбитраж с иском к другому государству, которое нарушает экологические нор­мы, ухудшая тем самым общую экологическую обстановку на плане­те. Координатор вправе оштрафовать государство, население которо­го бедствует, то есть уровень благосостояния постоянно (более трех лет) находится на самом низком уровне.

Входе игры. Игра заключается в том, что участники, работая в группах, принимают решения, ведут переговоры, подписывают контракты и т. д. Страны могут обмениваться имеющейся продукцией, но только той, которая производится соответствующими отраслями промышленности, расположенными на их территории. Каждый год они принимают ре­шения, ведут ведомости учета продукции и экологический бюллетень.

Таблица 15.6

Порядковый номер года Исходное экологи­ческое состояние Экологический ущерб (в %) Итоговое экологи­ческое состояние
                           
        Черная металлургия Машино­строение Энергетическая пром Химическая пром. Строительная пром Деревообраба­тывающая пром Легкая пром. Пищевая пром.    
Первый                   -17
Второй -17                  

Возможны два варианта проведения игры.

1. С четко обозначенным количеством календарных лет. Эта цифра оговаривается с участниками, чтобы они могли рассчитать свои дей­ствия по увеличению благосостояния населения и сохранить экологию.

2. С определенным количеством лет. В этом случае координатор ориентируется на имеющееся в его распоряжении время. Но перед последним периодом следует предупредить участников об этом, что­бы они смогли сделать оптимальный окончательный расчет своих экономических показателей и экологической обстановки.

Если правительство в течение года не сможет обеспечить свое на­селение всеми видами продукции хотя бы на самом низком уровне, то оно может попросить беспроцентный заем в Международном фонде поддержки слаборазвитых государств (с обязательством вернуть на следующий год) или подать в отставку (группа выходит из игры). Во второй раз заем выдается под 100 % годовых, то есть с обязательством вернуть в два раза больше, чем взято. В третий раз правительство дол­жно подать в отставку (группа выходит из игры). Если в стране со­стояние экологии ухудшается до 100 %, все население этой страны гибнет, и группа выходит из игры.

Примечание. Один из оптимальных вариантов игры — проведе­ние в течение первых же лет международного совещания для раздела всех отраслей промышленности по странам с учетом потребностей всех государств. Естественно, что страны, где коэффициент вреднос­ти выше, чем у других, должны получать компенсацию. К этой мысли участники игры должны прийти самостоятельно. Если этого не про­изойдет, то координатор игры при подведении итогов может подска­зать такую возможность.

Итоги игры

Итоги деятельности каждого государства подводятся по экологи­ческому бюллетеню и экономическому потенциалу. Экономический потенциал складывается из имеющихся государственных запасов и объема удовлетворения потребностей населения за последние два года. Государственный запас составляет вся продукция, произведен­ная за все время предприятиями тех отраслей промышленности, ко­торые размещены на территории государства, за вычетом продукции, которую государство обменяло на продукцию других государств и расходовало на удовлетворение нужд населения.

Объем удовлетворения потребностей населения определяется (см. табл. 15.5) за последние два года деятельности государства. Затем нахо­дится итоговая сумма экономического потенциала данного государства.

Если суммарный ущерб, нанесенный природе планеты в резуль­тате деятельности всех государств, превысит ПДК (предельно до­пустимую концентрацию) на 200 %, то это означает глобальную эколо­гическую катастрофу, и игра прекращается. В этом случае координато­ру целесообразно разобрать вместе с участниками игры возможные варианты согласованных действий государств, направленных на повы­шение благосостояния населения без ущерба для экологии.

Если игра заканчивается успешно, то есть экологии планеты не был нанесен серьезный ущерб (ПДК в пределах 50-75 %), то коорди­натор должен обязательно показать это участникам, похвалив их за продуманные, взвешенные решения. Такое обсуждение хода и резуль­татов игры целесообразно после каждой игровой процедуры.

Окончательный итог определяется с учетом экономического по­тенциала государства и доли каждого из государств в ухудшении эко­логии или в ее улучшении. Сначала находится доля государства в об­щем ухудшении экологии планеты. Для этого берется суммарный ущерб, который нанесен планете всеми государствами, и «вклад» от­дельного государства в ухудшение экологической обстановки за все время. Затем находится доля этого «вклада». Например, суммарное ухудшение составило 150 %, а вклад государства равен 30 %, тогда его доля в ухудшении экологии составит:

— хЮ0 = 20% или 0,2. 150

Именно на этот показатель умножается экономический потенци­ал государства. Затем из экономического потенциала вычитается по­лученное число (и качестве штрафа за нанесение ущерба экологии планеты). Таким же образом находится доля каждого из государств в улучшении экологического состояния планеты и полученное число умножается на первоначальный показатель экономического потенци­ала государства. Результат добавляется к экономическому потенциа­лу (в качестве премии за вклад в улучшение экологии планеты).

По полученным итогам определяется государство, которое побе­дило в этой игре. Координатору игры целесообразно вести на класс­ной доске итоговую ведомость учета деятельности государств.

В строке «Население» записывается то количество продукции, ко­торое пошло на обеспечение населения данного государства, а в строке «Государственный запас» — продукция, которая осталась после обес­печения своего населения и обмена с другими государствами. В строке «Экология — ухудшение» записывается ежегодный показатель ухудшения экологической обстановки данного государства, а в строке «Эко­логия — улучшение» — соответственно ежегодное улучшение. Эти по­казатели обновляются после каждого игрового цикла.

 

Итоговая ведомость
Наименование   Название государств Итого
Продукция Население    
    Гос. запас    
Экология Ухудшение    
    Улучшение    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.011 с.)