Межтемные связи по последовательности изучения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межтемные связи по последовательности изучения.



 

- предшествующие связи – при их реализации в памяти обучаемых проявляется ранее изученный материал, т.е. обучаемый должен припомнить и повторить ранее изученный материал.

 

- сопутствующие связи проявляются при изучении одной и той же темы в смежных дисциплинах. Они реализуются путем выполнения смежных заданий и соответствующим порядком организации учебного процесса.

 

- перспективные связи проявляются посредством отражения содержания учебного материала в будущей учебной или производственной деятельности.

 

 

Связи по содержанию проявляются в использовании знаний одной дисциплины для решения проблем другой.

 

- по способу отбора учебного материала. Для реализации этих связей преподавателю при изложении однотипных тем следует придерживаться единых подходов при составлении плана уроков, текста и опорного конспекта.

 

- по комплексному использованию знаний. Эти связи реализуются путем использования в учебном процессе комплексных заданий по материалу различных дисциплин.

 

- по единству методов преподавания и контроля. Эти связи осуществляются путем применения различными преподавателями в различных дисциплинах одних и тех же методов преподавания и контроля, зависящих от уровня знаний и способностей обучаемых

 

 

- по единству трактовки понятий. Термины, понятия, формулировки определений, условные обозначения величин одинаковые в различных предметах и соответствуют стандартам.

 

Таким образом, деятельность по анализу и формированию базовых знаний включает ряд последовательных этапов, представленных на рис. 2.

Как видно из рисунка, исходными данными деятельности по анализу условий обучения являются квалификационная характеристика, цель обучения теме, содержание учебного материала. Продуктом данной деятельности является разработанная на основе анализа система определения и выравнивания начальных требований до необходимого уровня, представленная в виде карты межтемных связей, в которой перечисляется базовый материал и средства его реализации, средства и методы организации и осуществления вводного контроля, которые должны включать все необходимые базовые знания и умения и критерии их оценки, а также средства формирования базового материала.

 


 


Рис 2.Структура деятельности по анализу базовых умений.

 

При этом, как отмечалось выше, способы формирования базового материала реализуют межтемные связи. К ним предъявляются требования полного охвата базового материала и быстрота его усвоения. В соответствие с этим формирование базового материала может осуществляться путем быстрого и четкого воспроизведения необходимой информации с целью ее восстановления в памяти обучаемых. Для этого предварительно преподавателю необходимо представить заданную информацию в виде опорного конспекта или логической структуры.

Другим способом формирования базового материала является включение его в ориентировочную основу деятельности при изложении нового материала. В этом случае текст изложения следует строить с учетом базового материала, дополняя некоторые его разделы и подразделы.

Третьим, и одним из наиболее эффективных способов формирования базового материала, является решение задач с межпредметным содержанием, что способствует обобщению, систематизации знаний по нескольким предметам одновременно, достигается единство и взаимосвязь, формируются комплексные умения. Продуктом деятельности по формированию базового материала являются условия задач с описанием порядка их использования в учебном процессе.

 

Выполнение данного этапа дидактического проектирования удобно проводить путем заполнения соответствующих таблиц. Пример анализа межтемных связей и выбора базового материала представлен в табл. 2.

 


Таблица 2

Анализ МТ-связей и выбор базового материала для темы «Нарезание резьбы резцами» дисциплины «Специальная технология» для токарей

Перечень базового материала Тип МТ-связей Методы контроля Средства контроля Критерии оценки
         
«Техническое черчение» Изображение наружной и внутренней резьбы на чертежах. Обозначение различных типов резьбы на чертежах. По последовательности: предшествующая   По содержанию: по единству трактовки понятий Устный фронтальный опрос Вопросы: 1) Как изображается резьба на чертежах? 2) Как изображается резьба в разрезе? 3) Расшифруйте обозначение резьбы: М20´1,5; М24´4,5 (Р1,5); Tr40´6LH; G11/2 В обсуждении участвует 80% учащихся, из них 60% правильно отвечает на вопросы
«Физика» Деформация кручения, изгиба, среза и сдвига. По последовательности: Предшествующая   По содержанию: по комплексному использованию знаний Устный фронтальный опрос Вопросы: 1) Что называется деформацией изгиба и кручения? 2)Как увеличить жесткость инструмента с целью уменьшения деформации? В обсуждении принимает участие 70% учащихся
«Допуски и технические измерения» Допуски на резьбовые соединения. По последовательности: предшествующая   По содержанию: по комплексному использованию знаний Индивидуальное выполнение задания Карточка-задание: Определить размеры диаметров, предельные отклонения болта и гайки, построить схему расположения полей допусков: М24 6H(+0,5)/6g(-0,032/-0,268)   60% учащихся правильно определяют размеры и предельные отклонения диаметров; 40% правильно изображают схему расположения полей допусков  
«Специальная технология» Назначение резьбы в машиностроении. Элементы резьбы По последовательности: предшествующая   По содержанию: по единству трактовки понятий Тестирование Тестовое задание: Определите соответствие между элементами резьбы и их условным обозначением:
Элементы резьбы Условное обозначение
1. Шаг резьбы D
2. угол подъема резьбы d
3. Наружный диаметр болта P
4. Наружный диаметр гайки D1
5. Внутренний диаметр гайки d1  
6. Внутренний диаметр болта t
7 Угол профиля a
8 Глубина профиля m

 

80% учащихся правильно определяют соответствие и обозначают элементы резьбы на эскизе.


Одним из основных способов формирования базового материала является повторение.

 

Повторение изучаемого материала на занятии проводится систематически с целью предупреждения забывания. От того, насколько правильно организовано повторение, зависит прочность знаний и их глубина. Целесообразная методика повторения является одним из решающих условий повышения эффективности учебного процесса. Повторение не всегда дает положительные результаты. Чтобы оно было эффективным, оно должно проводится систематически на каждом занятии и в определенной последовательности. Повторять необходимо весь изучаемый ранее материал, но с различной степенью подробности и обязательно «к месту», или с учетом новой ситуации. Тот материал, который повторяется и является базовым для того или иного случая, или того или иного урока, темы, раздела. При этом следует учитывать, то, что ранее как убедился преподаватель из анализа базового материала, было усвоено хорошо, повторяется бегло, в обзорном плане: трудный материал, сложные умения, повторяются тщательно и неоднократно, до полного усвоения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.005 с.)