Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.Стр 1 из 6Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики профессионального обучения
Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.
Рабочая тетрадь по курсу
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: дидактическое проектирование
Тема „Методика анализа и диагностики состояния процесса обучения”
Студента
Группы
Харьков 2010 Методика анализа и диагностики состояния процесса обучения
Базовые знания:
Личность
Память
Мышление
Тип мышления
Темперамент
Типы темперамента личности
Целевая установка: В процессе изучения учебного материала формируются такие умения: ● воспроизводить информацию о целях, задачах, особенностях, средствах и способах осуществления деятельности по анализу условий обучения; ● проводить анализ материально-технической и дидактической базы учебного заведения по заданному учебному предмету с целью ее использования в учебном процессе; ● определять способы анализа начальных условий при изучении конкретной темы; ● определять способы формирования базового мета риала и внедрения в учебный процесс; ● определять способы использования имеющегося оборудования в учебном процессе; ● проектировать системы формирования базового материала для заданных условий; ● разрабатывать методики применения оборудования и ТСО в учебном процессе; ● проектировать технические и дидактические средства обучения.
План изучения теоретического материала.
1.Общая характеристика этапа анализа состояния учебного процесса. 2. Методика анализа начальных требований. 3. Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы. 4.Методика анализа дидактических и технических средств.
Основная литература
1. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підруч. для студ. вищ. навч. закл. / Нар. укр. акад. – Х.: Вид-во НУА, 2005. - 360 с. 2. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально-технического и высшего образования – Х.: ЧП „Штрих”, 2003. – 480с.
3. Коваленко О.Е., Шматков Є.В. Методика професійного навчання. Тестові завдання для самостійної роботи: Навчальний посібник для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей – Х., 2005. – 439с.
Социодемографические характеристики · · ·
2. Эмоциональным отношением к учебному курсу, будущей профессии · ·
3.Базовыми знаниями и опытом: · ·
·
Психологические характеристики группы и отдельных обучаемых · · · · Для группы: сплоченность, наличие лидера и др.
Все представленные характеристики являются предметом деятельности по анализу начальных условий. Рассмотрим последовательно способы анализа каждой из характеристик обучаемых Связи в обучении можно классифицировать
Объективная сторона связи проявляется
Субъективная сторона связи проявляется
При классификации субъективных связей на первый план выходит обучаемый, как субъект обучения. Субъективные связи – Классификация связей приведена в табл. 1. По последовательности изучения связи определяют согласование во времени прохождения программ различных учебных курсов. Их можно реализовать при составлении учебного плана, а также заданий, использующих учебный материал различных дисциплин.
Таблица 1 Классификация межтемных связей в обучении
Мышление
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности. Таблица 3 Уровни мышления
Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и особенности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация.
Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.
Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий. Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и формы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий. Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных. Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».
Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления. Темперамент Темпераментом называют совокупность индивидуально-своеобразных природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека. К его основным свойствам относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность-ригидность, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная возбудимость. От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей: а) онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента); б) устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека; в) к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека; г) свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны. Свойства темперамента сочетаются не случайно. Они закономерно связаны между собой, образуя определенные структуры, характеризующие его типы: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. Людям, имеющим темпераменты одинакового типа, свойственны сходные динамические особенности поведения: • сангвиник – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности; характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.
• холерик – быстрый, порывистый, способный страстно отдаваться делу, но неуравновешен, склонен к бурным эмоциям, резким переменам настроения. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.
• флегматик – невозмутим, постоянен в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены. Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.
• меланхолик – легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружающее. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.
Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования.
По степени устойчивости психики люди могут подразделяться на такие типы как экстраверт и интроверт Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны. Этап. Предварительный формальный анализ личностей в группе. Данный анализ включает · определение социодемографических характеристик (на основе анализа документации – карточек и личных дел студентов), · определение среднего уровня обучения (абсолютную и относительную успеваемость по отдельным предметам, связанным с данным предметом на основе анализа документации, ведомостей, бесед с коллегами). Абсолютная успеваемость характеризуется отношением числа положительных оценок к общим оценкам Относительная успеваемость характеризуется отношением числа оценок «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок.
· Определение профессиональной пригодности и профессиональной направленности обучаемых (на основе тестирования)
2. Этап. Проектирование технологии формирования базового материала. Выбор базового материала, определение начального уровня знаний по базовому материалу и проектирование средств формирования и «коррекции» базовых умений.
3. Этап. Анализ психологических характеристик личности (память, мышление, речь, характер) и группы (сплоченность, наличие лидера и т.д.)
Вопросы для контроля.
1. С каким этапом управления учебным процессом связан этап анализа состояния процесса обучения?
2. Какие элементы базовой характеристики личности следует анализировать при подготовке к занятиям?
3. Какова технология анализа базовых знаний?
4. Какие виды межтемных связей Вам известны, и каковы способы их реализации?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра педагогики и методики профессионального обучения
Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.
Рабочая тетрадь по курсу
МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.24 (0.059 с.) |