Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ УКРАИНЫ

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и методики

профессионального обучения

 

Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.

 

 

Рабочая тетрадь по курсу

 

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБУЧЕНИЯ: дидактическое проектирование

 

 

Тема „Методика анализа и диагностики состояния процесса

обучения”

 

 

Студента

 

Группы

 

Харьков 2010


Методика анализа и диагностики состояния процесса обучения

 

 

Базовые знания:

 

Личность

 

 

Память

 

Мышление

 

 

Тип мышления

 

Темперамент

 

Типы темперамента личности

 

Целевая установка:

В процессе изучения учебного материала формируются такие умения:

● воспроизводить информацию о целях, задачах, особенностях, средствах и способах осуществления деятельности по анализу условий обучения;

● проводить анализ материально-технической и дидактической базы учебного заведения по заданному учебному предмету с целью ее использования в учебном процессе;

● определять способы анализа начальных условий при изучении конкретной темы;

● определять способы формирования базового мета риала и внедрения в учебный процесс;

● определять способы использования имеющегося оборудования в учебном процессе;

● проектировать системы формирования базового материала для заданных условий;

● разрабатывать методики применения оборудования и ТСО в учебном процессе;

● проектировать технические и дидактические средства обучения.

 

 

План изучения теоретического материала.

 

1.Общая характеристика этапа анализа состояния учебного процесса.

2. Методика анализа начальных требований.

3. Методика анализа психологических характеристик обучаемых и учебной группы.

4.Методика анализа дидактических и технических средств.

 

 

Основная литература

 

1. Коваленко О.Е. Методика професійного навчання: Підруч. для студ. вищ. навч. закл. / Нар. укр. акад. – Х.: Вид-во НУА, 2005. - 360 с.

2. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: Учебник для инженеров-педагогов, преподавателей спецдисциплин системы профессионально-технического и высшего образования – Х.: ЧП „Штрих”, 2003. – 480с.

3. Коваленко О.Е., Шматков Є.В. Методика професійного навчання. Тестові завдання для самостійної роботи: Навчальний посібник для студентів інженерно-педагогічних спеціальностей – Х., 2005. – 439с.

 


Социодемографические характеристики

·

·

·


 

2. Эмоциональным отношением к учебному курсу, будущей профессии

·

·

 

3.Базовыми знаниями и опытом:

·

·

 

·

 

Психологические характеристики группы и отдельных обучаемых

·

·

·

·

Для группы: сплоченность, наличие лидера и др.

 

 

Все представленные характеристики являются предметом деятельности по анализу начальных условий. Рассмотрим последовательно способы анализа каждой из характеристик обучаемых


Связи в обучении можно классифицировать

 

 

Объективная сторона связи проявляется

 

 

Субъективная сторона связи проявляется

 

 

При классификации субъективных связей на первый план выходит обучаемый, как субъект обучения.

Субъективные связи –

Классификация связей приведена в табл. 1.

По последовательности изучения связи определяют согласование во времени прохождения программ различных учебных курсов. Их можно реализовать при составлении учебного плана, а также заданий, использующих учебный материал различных дисциплин.

 

Таблица 1

Классификация межтемных связей в обучении

 

По объективному признаку По субъективному признаку
По последовательности изучения По содержанию
- предшествующие - сопутствующие - перспективные - по использованию знаний различных предметов; - по единству трактовок знаний и понятий; - по способу отбора учебного материала - по комплексному использованию знаний и умений; - по методам и способам преподавания; - по единству форм и методов контроля

 

Мышление

 

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью познавательный психический процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением связей и отношений между объектами в окружающей действительности.

Таблица 3

Уровни мышления

 

Уровни мышления Характеристика Особенности и условия применения
Наглядно-действенное Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта
Наглядно-образное Отличительная особенность состоит в том, что мыслительный процесс при данном типе мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь
Понятийное (словесно-логическое) Наивысший уровень проявления мышления, при котором в качестве элементов, над которыми производятся операции сравнения, анализа, синтеза, абстракции и обобщения, конкретизации, служат понятия, представленные словом Все мыслительные операции совершаются человеком посредством системы знаков – языка. Использование знаков с соответствующими правилами связи между ними значительно облегчает процесс мышления. Оперировать символами гораздо легче, чем предметами или даже чувственными образами

 

Мышление подразделяется на виды в зависимости от используемых средств, характера решаемых задач, степени развернутости и особенности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, конкретизация.

 

 


Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения, кроме того, может стать классификация. Нередко она выступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскры­тия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза.

Анализ это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.

«Анализ и синтез, — писал С.Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному познанию и восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с совершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Абстракция это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.

Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.

Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.

Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.

Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и формы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий.

Суждение это высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.

Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.

Хотя логические операции органически входят в состав мышления, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Вот что по этому поводу писал Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью..., следует «принципу удовольствия» вопреки «принципу реальности»... Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и стимули­ровать мышление. Известно, что чувство придает мысли боль­шую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.

Темперамент

Темпераментом называют совокупность индивидуально-своеобразных природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека. К его основным свойствам относятся: сензитивность, реактивность, активность, баланс реактивности и активности, темп реакций, пластичность-ригидность, экстраверсия-интроверсия, эмоциональная возбудимость.

От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:

а) онтогенетическая первичность (если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента);

б) устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека;

в) к темпераменту относятся лишь такие динамические особенности, которые в обычных условиях жизни проявляются особенно часто и наиболее типичны для данного человека;

г) свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны.

Свойства темперамента сочетаются не случайно. Они закономерно связаны между собой, образуя определенные структуры, характеризующие его типы: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Людям, имеющим темпераменты одинакового типа, свойственны сходные динамические особенности поведения:

• сангвиник – живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности; характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью.

Они стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность.

 

• холерик – быстрый, порывистый, способный страстно отдаваться делу, но неуравновешен, склонен к бурным эмоциям, резким переменам настроения. Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью.

Он склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях.

 

• флегматик – невозмутим, постоянен в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены. Этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики.

Он нелегко переключается с одного вида деятельности на другой и трудно приспосабливается к новой обстановке. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Чувства и настроения обычно отличаются постоянством.

 

• меланхолик – легко раним, склонен глубоко переживать даже незначительные неудачи, внешне вяло реагирует на окружающее. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстрой утомляемостью.

Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и различного рода испытаний.

 

 

Изучение темперамента человека может быть либо поверхностным, направленным на общую характеристику и определение его типа, либо углубленным, ориентированным на раскрытие внутренней организации симптомокомплекса свойств, входящих в структуру темперамента. В обоих случаях может быть применен весь набор методов психологического исследования.

 

По степени устойчивости психики люди могут подразделяться на такие типы как экстраверт и интроверт

Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность.

Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира, для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты и испытывают затруднения в социальной адаптации и часто социально пассивны.

Этап. Предварительный формальный анализ личностей в группе.

Данный анализ включает

· определение социодемографических характеристик (на основе анализа документации – карточек и личных дел студентов),

· определение среднего уровня обучения (абсолютную и относительную успеваемость по отдельным предметам, связанным с данным предметом на основе анализа документации, ведомостей, бесед с коллегами).

Абсолютная успеваемость характеризуется отношением числа положительных оценок к общим оценкам

Относительная успеваемость характеризуется отношением числа оценок «хорошо» и «отлично» к общему числу оценок.

 

· Определение профессиональной пригодности и профессиональной направленности обучаемых (на основе тестирования)

 

2. Этап. Проектирование технологии формирования базового материала. Выбор базового материала, определение начального уровня знаний по базовому материалу и проектирование средств формирования и «коррекции» базовых умений.

 

 

3. Этап. Анализ психологических характеристик личности (память, мышление, речь, характер) и группы (сплоченность, наличие лидера и т.д.)

 


Вопросы для контроля.

 

1. С каким этапом управления учебным процессом связан этап анализа состояния процесса обучения?

 

2. Какие элементы базовой характеристики личности следует анализировать при подготовке к занятиям?

 

3. Какова технология анализа базовых знаний?

 

4. Какие виды межтемных связей Вам известны, и каковы способы их реализации?

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ УКРАИНЫ

 

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

Кафедра педагогики и методики

профессионального обучения

 

Чепурко И.П., Королева Н.В., Шишенко Н.А.

 

 

Рабочая тетрадь по курсу

 

 

МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.24 (0.059 с.)