Общая характеристика этапа анализа состояния учебного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика этапа анализа состояния учебного процесса.



Анализ и диагностика состояния обучения является одним из этапов проектирования управления процесса обучения. (Рис. 1) Необходимость его проведения связана с тем, что управление любой системой, в том числе и педагогической, зависит от условий, в которых она функционирует. Применительно к процессу обучения специалиста в конкретном учебном заведении, можно отметить, что технология организации и осуществления этого процесса, во многом зависит от условий работы учебного заведения.

Данный этап дидактического проектирования является промежуточным между этапами выбора цели обучения и проектирования технологий обучения. Технологии обучения зависят в первую очередь от условий работы учебного заведения.

Организационно-педагогические условия учебного заведения включают в себя целый ряд аспектов: система организации работы учебного заведения, материально-техническая база, техническое и дидактическое оснащение кабинетов.

Кроме того, одним из важнейших факторов, который определяет технологию обучения учащихся заданной дисциплине, теме или разделу является характеристика обучаемых, из способностей и уровня базовых знаний и умений

Иными словами, применение того или иного способа воздействия на обучаемых с целью получения необходимого результата, возможно только при наличии соответствующих технических и дидактических средств, соответствующей квалификации педагога, а также определенного уровня обучаемых, связанного с их способностью усваивать учебный материал предложенным способом, и наличия достаточных для этого базовых умений.

Из сказанного видно, что понятие «условия обучения» или «состояние учебного процесса» имеют два аспекта, которые включают материально технические и дидактические нормы организации учебного процесса (средства обучения) и базовые знания обучаемых и психофизиологические характеристики учебной группы (начальные требования).

Каждый из этих аспектов требует особого внимания и влияет на выбор в дальнейшем оптимальных технологий обучения, таким образом, процесс деятельности по анализу и диагностике состояния процесса обучения включает два направления: анализ начальных требований и анализ средств обучения.

При этом начальными требованиями в данном случае понимается характеристика обучаемых и группы, базовые знания и умения, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики.

Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения.

 

 

 


Рис 1.Взаимосвязь цели и анализа процесса обучения с разработкой технологий обучения

 

Как видно из рисунка 1, этап анализа состояния процесса обучения тесно взаимосвязан как с целью обучения, так и с разработкой технологий обучения. Это объясняется тем, что одним из основных преимуществ построения процесса обучения как системы управления является гибкость проектируемой системы – способность применять различные разработанные технологии обучения к различным условиям обучения или, наоборот, разрабатывать те технологии обучения, которые обеспечат требуемый результат в заданных условиях. При этом с позиций технологического подхода к обучению, запрограммированный результат должен быть достигнут любыми способами, независимо от того, в каком учебном заведении обучаемый получает профессию. Сформированные в конечном итоге профессиональные умения (профессиональная компетентность) должны соответствовать требованиям, заложенным в государственном стандарте образования (образовательно-квалификационной характеристике).

Но состояние процесса обучения при этом может быть различным как с точки зрения средств обучения, так и с точки зрения качеств и черт личности абитуриентов.

При этом средства обучения влияют в основном на выбор тех или иных способов обучения. Начальные же требования следует изменять, чтобы в конечном итоге достичь требуемого результата обучения.

Рассмотрим каждое из направлений анализа состояния процесса обучения, предположив, что они являются одним из элементов дидактического проектирования.


2. Методика анализа начальных требований

 

На сегодняшний день в системе профессионально-технического образования существует такое понятие, как начальные требования к обучаемым. Это понятие включает те минимальные профессиональные умения и способности, которыми должен обладать обучаемый до того, как приступить к освоению программы обучения.

Первый этап анализа начальных требований осуществляется при организации и проведении вступительных экзаменов и собеседований, а также тестировании на профессиональную направленность и пригодность абитуриентов.

Следует отметить, что на сегодняшний день данная сфера деятельности в профессиональных учебных заведениях не является эффективной. Зачастую вступительные экзамены и тестирование носит субъективный характер ибо конкурса в ПТУ сегодня не существует и администрация и приемная комиссия формально проведя собеседование, зачисляет всех желающих. В высших учебных заведениях данная сфера деятельности также находится только в стадии становления, и вступительные экзамены носят зачастую субъективный характер. Этому способствует и все большее распространение тенденции платного обучения, согласно которому учится тот, кто в состоянии заплатить. Но, так или иначе, результат должен быть приведен в соответствие государственным стандартам и, исходя из этого, преподаватель обязан не только обучить профессии, но и ликвидировать пробелы, полученные в результате предыдущих этапов обучения. Таким образом, одним из элементов проектирования при анализе условий обучения является разработка способов коррекции начальных условий или выбор способов формирования базового материала.

Целью данной деятельности является установление начальных требований и соотнесение их с реальным уровнем обучаемых, а также определение способов коррекции начальных условий или способов формирования базового материала, заложенного в этих требованиях. Иными словами, преподаватель должен исключить несоответствие между начальными требованиями и реальными условиями обучаемых.

Предметом деятельности в данном случае является базовая характеристика личности, основные аспекты которой перечислены ниже:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.190.143 (0.026 с.)