Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Одобрено научно-методическим советомСтр 1 из 3Следующая ⇒
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе и качеству образования д.э.н., профессор ___________ В.И. Малюк
Рег.№
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 100100 - Сервис
Санкт-Петербург Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания Составитель канд. психол. наук, доцент Д.Д. Звагельская
Рецензент канд. экон.наук, доц. Е.Б. Мезенцева
Подготовлено на кафедре Психологии и педагогики
Одобрено научно-методическим советом факультета туризма и гостиничного хозяйства
СПбГИЭУ, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Психологическая диагностика выступает обязательным этапом и средством решения многих практических задач в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере сервиса. Наиболее трудными ее аспектами являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация результатов их применения. Цель дисциплины: развивать психологическую компетентность студентов и способствовать осознанию студентами важности решения психодиагностических проблем на индивидуальном и групповом уровнях в сфере сервиса.
Задачи дисциплины: 1. Способствовать овладению студентами теоретико-методологической базой психодиагностики для эффективного решения задач в сфере сервиса; 2. Дать студентам основные знания о современных психодиагностических технологиях и о способах применения психодиагностических методов в сфере сервиса; 3. Сформировать умения и навыки работы с психодиагностическим инструментарием; 4. Развивать способности студентов к критической оценке собственных знаний, уровня освоения психологических методов исследования и технологий в сфере сервиса; 5. Способствовать познанию студентами самих себя, их саморазвитию. 6. Способствовать применению студентами на практике результатов научных исследований и теоретических знаний; Особое внимание обращается теоретическому анализу диагностируемых феноменов и качеств, пониманию основных тенденций их развития, формированию навыков применения полученных знаний в решении психодиагностических задач в интересах профессиональной деятельности. В целях достижения целей занятий и эффективного усвоения курса необходимо достаточно времени уделять и самостоятельной работе. Самостоятельная работа студентов предназначена для закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, качественной подготовки к занятиям. Основными видами самостоятельной работы являются: работа с учебно-методическими материалами, справочниками, учебниками и учебными пособиями; конспектирование изучаемой литературы; составление таблиц, выполнение заданий теоретического, практического и творческого характера; написание эссе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Готовясь к контрольной работе, следует ознакомиться с рабочей программой дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины приведено в Приложении1). Система самостоятельной работы студента по дисциплине включает: - чтение конспекта лекций;
- чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; - выполнение контрольной работы; - подготовку к зачету. Чтение конспекта лекций преследует несколько целей, а именно, дает возможности вспомнить, о чем говорилось на лекциях, дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни; прочитать по учебнику то, что в краткой установочной лекции не могло быть полностью раскрыто; планировать изучение дисциплины. Чтение учебника. Роль учебника в самостоятельной работе велика, но не всеобъемлюща. Учебник ориентирует студента в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной науке будущими специалистами. Учебник очерчивает определенный круг обязательных знаний по дисциплине, не претендуя на глубокое раскрытие. Чтение рекомендованной литературы – главная составная часть системы самостоятельной учебы студента. При чтении литературы студенту следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на специальные термины, понятия и определения. Для уточнения некоторых понятий, процедур проведения диагностики следует обратиться к рекомендуемой литературе или обратиться к преподавателю. Для эффективного усвоения знаний поэтапно рассматривайте контрольные вопросы для подготовки к зачету (Приложение №3). Для самопроверки знаний по метрическим основам психодиагностики можно выполнить тест (Приложение №4). Попробуйте сами составить самостоятельно тест контроля знаний по классификации психодиагностических методик, свой психологический портрет, проанализировать коллектив или студенческую группу, применив изученные методики.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 1) Требования к психодиагностическим методикам как инструментам практической работы, виды и правила проведения диагностического обследования. 2) Особенности применения методов психологической диагностики в профессиональной деятельности и профессионально-этические аспекты психодиагностики. 3) Возможности, преимущества и недостатки основных психодиагностических методов (на примере конкретных методик). 4) Приемы изучения личности клиента (потребителя) по вербальным (речевым) и невербальным (экспрессивным) признакам поведения и выделение главных психологических особенностей до вступления с ним в контакт и в процессе общения. 5) Основные виды и правила составления диагностического интервью. 6) Опросники и анкеты, их особенности, виды. 7) Проективная техника, виды проективных методик и их особенности. 8) Основные теоретико-методологические подходы к исследованию интеллекта. 9) Проблемы диагностики творческих способностей в оценке персонала. 10)Основные теоретико-методологические подходы к исследованию личности. 11)Экспресс-диагностика темперамента, характера и направленности личности клиента (потребителя). 12)Психологическая характеристика личности, отношений в коллективе (по результатам диагностического обследования на конкретном примере).
13)Возможности применения проективных методов в оценке персонала и изучении особенностей потребителя – партнера по общению в сфере сервиса. 14)Диагностика межличностных отношений в группе на основе субъективных предпочтений: социометрический тест Дж. Морено. 15)Методики косвенной оценки межличностных отношений (ситуационный тест, групповая дискуссия без лидера). 16)Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения (опросники Т. Лири и К. Томаса). 17)Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений (опросники изучения психологической атмосферы, групповой сплоченности и др.). 18)Этика взаимоотношений с клиентом и обеспечение конфиденциальности результатов психодиагностического обследования. 19)Профессионально-этические требования к психологу-консультанту и специалисту, использующему психодиагностические методы в сфере сервиса. 20) Восприятие и понимание человека человеком. Подобрать примеры в художественной литературе, иллюстрирующие особенности восприятия человека человеком. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Тема: Метод наблюдения. Задание 1: 1. Изучить существующие карты и схемы наблюдения. 2. На основе такого анализа предложить способы применения метода наблюдения в сфере сервиса. 3. Подготовить свои размышления о том, какой человек является наблюдательным. Литература: § Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование – СПб.: Питер, 2006. – 688 с. § Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: уч.пос. – СПБ.: Питер, 2006. – 351 с. § Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. под общ.ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2003. – 560 с.
Тема: Типы клиентов. Задание 2: 1. Подготовить свои рассуждения о том: · Какие существуют типы клиентов социально-культурного сервиса? · Как распознать тот или иной тип личности при первой встрече с человеком? Литература: 1. Солонкина О.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Солонкина, Д.М. Рамендик. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. 2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций: уч.пос. – М.: ЭСМО, 2006. – 544 с. 3. Машков В.Н. Введение в психологию человека: уч.пос. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2003. – 380 с.
Тема: Психологический автопортрет.
Задание 3: 1. Оформить заключение по методике 16-PF Кеттелла. Литература: 1. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р.Кеттелла: Уч-мет.пос. – СПб.: Речь, 2006. – 104 с.
Тема: Индивидуальные стили реагирования. Задание 4: 1. Изучить понятие синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). 2. Изучить понятие копинг-стратегий. Литература: 1. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПБ.: Питер, 2009. 2. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М. 2007. № 3 С. 93-112. 3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: уч.пос. /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с. 4. Психология здоровья /Г.С.Никифоров, В.В.Ананьев, И.Н.Гурвич и др. Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. – 504 с.
Тема: Психологический паспорт клиента. Задание 5: 1. Провести мини-исследование по психологической методике (опроснику). Литература: 1. Машков В.Н. Введение в психологию человека: уч.пос. – СПб.: изд-во Михайлова В.А., 2003. – 380 с. 2. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) /Журнал практического психолога. М. 2007. № 3 С. 93-112. 3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: уч.пос. /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с. 4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др. под общ.ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2003. – 560 с. 5. Практикум по возрастной психологии: уч.пос. /Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПБ.: Речь, 2002. – 694 с.
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объем работы должен быть 10-15 страниц. Работа выполняется в машинописном варианте. Материал контрольной работы излагается логически последовательно, грамотно. Страницы работы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 2. Цитаты должны быть снабжены ссылками на источники, из которых они взяты. В конце работы приводится список используемой литературы, в котором должны быть указаны фамилия и инициалы автора, точное название книги (любого другого вида издания), наименование издательства, год издания. Обязательно указывается дата выполнения контрольной работы, ставится личная подпись студента. Контрольные работы студенты сдают за тридцать дней до начала сессии на кафедру психологии и педагогики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Основная литература 1. Звагельская Д.Д. Психодиагностика: конспект лекций. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. 2. Звагельская Д.Д. Психодиагностика: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студента. – СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 3. Солонкина О.В. Психодиагностика в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие/ О.В. Солонкина, Д.В. Рамендик. - М.: Академия, 2007.
Дополнительная литература 4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: МГУ, - 1982. 5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: уч.пос. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с. 6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2009. - 655 с. 7. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008. 8. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 2011. – 800 с. 9. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности / Учеб.пособие – СПб, 2005. 10. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: уч.пос. /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с. 11. Романова Е.С. Психодиагностика. – СПб., 2005. 12. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - СПб., 2009. 13. Собчик Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе. 2002. 14. Щекин Г. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешности и поведению: Учебно-методическое пособие / МАУП, 2007. Приложение 1 Содержание дисциплины «Психодиагностика» (Извлечение из рабочей программы дисциплины) 4. Содержание разделов и тем дисциплины Введение Актуальность психологических знаний. Введение в психологию человека. Раздел 1. Психодиагностика как раздел психологии Приложение 2 Пример оформления титульного листа контрольной работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»
Кафедра психологии и педагогики
Контрольная работа по дисциплине: ПСИХОДИАГНОСТИКА
на тему: __________________________________________
Выполнил: __________________________________________________ (Фамилия И.О.) студент _____ курса ________ специальность _____________________ (срок обучения)
группа________ № зачетной книжки__________________________
Подпись: ________________________________________________
Преподаватель: __________________________________________ (Фамилия И.О.) Должность: __________________________________________________________ уч. степень, уч. звание Оценка: _____________Дата: _______________________________ Подпись: _________________________________ Санкт-Петербург 20_ Приложение №3 Перечень контрольных вопросов для проверки знаний по дисциплине «Психодиагностика» 1. Что изучает психологическая диагностика? Как она связана с другими областями психологии и с практикой? 2. Каковы основные области практического использования психодиагностики? 3. Что собой представляют малоформализованные и строгоформализованные психодиагностические методы? 4. В чем достоинства и недостатки наблюдения как метода психодиагностики? 5. Что такое оценочные шкалы? 6. Каковы особенности проведения беседы в практических целях? 7. Перечислите основные правила проведения диагностического интервью. 8. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методы и перечислите отличительные черты каждого из этих методов. 9. Назовите основные требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам? 10. Что такое стандартизация методики? Каковы правила формирования выборки стандартизации? 11. Статистическая норма и социально-психологический норматив: сходство и принципиальные различия. 12. Раскройте понятие «надежность методики». Каковы основные виды надежности, как они устанавливаются? 13. Что такое валидность? Каковы основные виды валидности и способы их установления? 14. Что такое независимый внешний критерий? Назовите основные виды внешних критериев и предъявляемые к ним требования. 15. Дайте наиболее используемые определения интеллекта. 16. Что диагностируют с помощью интеллектуальных тестов? Каковы прогностические возможности тестов интеллекта? 17. Что такое умственное развитие? Какова связь интеллекта и умственного развития? 18. Как влияют межкультурные различия на результаты интеллектуальных тестов? 19. Что такое креативность? Как возникла проблема изучения креативности? 20. Как соотносятся показатели тестов интеллекта и креативности? 21. Дайте характеристику креативных тестов Дж. Гилфорда и П. Торранса. Отметьте их достоинства и недостатки. 22. Дайте определение способностей и их классификацию. 23. Что диагностируют тесты специальных способностей? 24. Назовите наиболее известные типы тестов специальных способностей, дайте их краткую характеристику. 25. Каковы области применения тестов специальных способностей? 26. В чем отличие тестов достижений от тестов способностей? 27. Что такое критериально-ориентированный тест? В чем его отличие от традиционного психологического теста? 28. Назовите области применения критериально-ориентированных тестов. 29. Каковы области применения анкет и опросников? В чем главные недостатки этих методов? 30. Назовите основные виды личностных опросников. 31. Перечислите основные виды контрольных шкал, особенности и цели использования каждой из них. 32. Выберите по одному личностному опроснику каждого вида (типологические, отдельных черт личности, мотивов, интересов, ценностей и установок) и дайте его характеристику. 33. Каковы цели использования проективных методов? Назовите их достоинства и недостатки? 34. Что такое формально-динамические индивидуальные особенности человека и от чего они зависят? 35. Назовите основные свойства нервной системы, дайте их краткую характеристику. 36. Каковы механизмы влияния ситуационных факторов на поведение индивида? 37. С какими целями проводится диагностика межличностных отношений в трудовом коллективе, в группе? 38. Что означает термин «социометрия»? Какие существуют формы социометрической процедуры и как проводится анализ ее результатов. 39. Какие характеристики можно получить с помощью опросника Т. Лири? 40. Перечислите основные новые направления в психодиагностике. 41. В чем преимущество критериально-ориентированного тестирования перед тестами, ориентированными на статистическую норму? 42. В чем различие между тестами, ориентированными на социально-психологический норматив, и критериально-ориентированными тестами? 43. Укажите преимущества содержательной психодиагностики перед традиционной и каковы перспективы ее применения? 44. Почему существуют ограничения распространения диагностических методик? 45. Как обеспечивается право клиента на информацию о результатах диагностирования и ее конфиденциальность? 46. Перечислите основные этические нормы работы психодиагноста. 47. Каковы правила проведения обследования. 48. Каковы правила использования диагностических результатов?
Приложение № 4 УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе и качеству образования д.э.н., профессор ___________ В.И. Малюк
Рег.№
ПСИХОДИАГНОСТИКА
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 100100 - Сервис
Санкт-Петербург Допущено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ в качестве методического издания Составитель канд. психол. наук, доцент Д.Д. Звагельская
Рецензент канд. экон.наук, доц. Е.Б. Мезенцева
Подготовлено на кафедре Психологии и педагогики
Одобрено научно-методическим советом факультета туризма и гостиничного хозяйства
СПбГИЭУ, 2012 СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Психологическая диагностика выступает обязательным этапом и средством решения многих практических задач в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в сфере сервиса. Наиболее трудными ее аспектами являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация результатов их применения. Цель дисциплины: развивать психологическую компетентность студентов и способствовать осознанию студентами важности решения психодиагностических проблем на индивидуальном и групповом уровнях в сфере сервиса. Задачи дисциплины: 1. Способствовать овладению студентами теоретико-методологической базой психодиагностики для эффективного решения задач в сфере сервиса; 2. Дать студентам основные знания о современных психодиагностических технологиях и о способах применения психодиагностических методов в сфере сервиса; 3. Сформировать умения и навыки работы с психодиагностическим инструментарием; 4. Развивать способности студентов к критической оценке собственных знаний, уровня освоения психологических методов исследования и технологий в сфере сервиса; 5. Способствовать познанию студентами самих себя, их саморазвитию. 6. Способствовать применению студентами на практике результатов научных исследований и теоретических знаний; Особое внимание обращается теоретическому анализу диагностируемых феноменов и качеств, пониманию основных тенденций их развития, формированию навыков применения полученных знаний в решении психодиагностических задач в интересах профессиональной деятельности. В целях достижения целей занятий и эффективного усвоения курса необходимо достаточно времени уделять и самостоятельной работе. Самостоятельная работа студентов предназначена для закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиска и приобретения новых знаний, качественной подготовки к занятиям. Основными видами самостоятельной работы являются: работа с учебно-методическими материалами, справочниками, учебниками и учебными пособиями; конспектирование изучаемой литературы; составление таблиц, выполнение заданий теоретического, практического и творческого характера; написание эссе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Готовясь к контрольной работе, следует ознакомиться с рабочей программой дисциплины (Извлечение из рабочей программы дисциплины приведено в Приложении1). Система самостоятельной работы студента по дисциплине включает: - чтение конспекта лекций; - чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы; - выполнение контрольной работы; - подготовку к зачету. Чтение конспекта лекций преследует несколько целей, а именно, дает возможности вспомнить, о чем говорилось на лекциях, дополнить конспект некоторыми мыслями и примерами из жизни; прочитать по учебнику то, что в краткой установочной лекции не могло быть полностью раскрыто; планировать изучение дисциплины. Чтение учебника. Роль учебника в самостоятельной работе велика, но не всеобъемлюща. Учебник ориентирует студента в системе тех знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по данной науке будущими специалистами. Учебник очерчивает определенный круг обязательных знаний по дисциплине, не претендуя на глубокое раскрытие. Чтение рекомендованной литературы – главная составная часть системы самостоятельной учебы студента. При чтении литературы студенту следует постоянно мысленно соотносить полученную научную информацию с реальным поведением людей, с собственными мыслями, чувствами, переживаниями, критически их анализируя и оценивая с новых, уже не житейских, а научных позиций. При изучении дисциплины необходимо обратить внимание на специальные термины, понятия и определения. Для уточнения некоторых понятий, процедур проведения диагностики следует обратиться к рекомендуемой литературе или обратиться к преподавателю. Для эффективного усвоения знаний поэтапно рассматривайте контрольные вопросы для подготовки к зачету (Приложение №3). Для самопроверки знаний по метрическим основам психодиагностики можно выполнить тест (Приложение №4). Попробуйте сами составить самостоятельно тест контроля знаний по классификации психодиагностических методик, свой психологический портрет, проанализировать коллектив или студенческую группу, применив изученные методики.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.130 (0.135 с.) |