Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формальные и неформальные институты как регулятор экономической деятельности

Поиск

Институты создают структуру стимулов обмена, общественного, политического или

экономического. Институты бывают формализованными, то есть являются писанными

формальными законами (конституция, законодательства, права собственности, кодексы:

налоговый, гражданский), так и неформализованными, т.е. содержат неформальные правила

(традиции, обычаи, кодексы поведения) и контролируют поведение экономических агентов.

Институты создавались людьми с целью обеспечения порядка и устранения неопределенности в

обмене. Такие институты вместе со стандартными ограничениями, принятыми в экономике,

определяли набор альтернатив и таким образом определяли издержки производства и обращения и

соответственно прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности. Джек

Найт считает, что институты – набор правил, структурирующих общественные взаимоотношения

особенным образом, знанием которых должны обладать все члены данного сообщества.

Формальные институты часто создаются, чтобы служить интересам тех, кто контролирует

институциональные изменения в рыночной экономике. Погоня за собственными интересами

одних может иметь негативный эффект у других.

Общественные институты, реализующие идеологические и духовные потребности, часто

влияют на общественные организации и экономическое поведение. Попытки государства

манипулировать общественными институтами, допустим, нормами, в своих целях часто

оказывались безуспешными. Примером может служить воспитание советских людей в духе

морального кодекса строителя коммунизма.

Институты можно рассматривать как общественный капитал, который может меняться через

обесценение и новые инвестиции. Формальные законы могут меняться быстро, но принуждение и

неформальные правила меняются медленно. И здесь примером может служить Россия,

приспосабливающая для рыночной модели подходящие экономические институты капитализма.

Неформальные правила, нормы, обычаи не создаются властями, часто они развиваются стихийно.

Институты медленно приспосабливаются к изменениям окружающей обстановки, поэтому

институты, бывшие эффективными, становятся неэффективными и остаются таковыми

продолжительное время, так как трудно повернуть общество с исторического пути,

установленного много времени назад.

 

28. Коррупция и бюрократия как тормоз экономического развития

Масштабы распространения коррупции в мире и усиление внимания международного

сообщества к этому негативному явлению превратили коррупцию в глобальную проблему

современности. Коррупцию можно классифицировать, используя различные признаки, критерии и

особенности проявления. В частности, можно выделить следующие виды коррупции:

* административную и как ее разновидность бытовую (подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи);

* деловую(в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу);

* коррупцию, связанную с "пленением" или захватом государства (деятельность отдельных лиц, групп или фирм как в государственном, так и в частном секторе с целью воздействия на формирование законов, закон-х актов);

* политическую (использование лицом,занимающим гос.дол-ть,доверенных ему государственно-властных полномочий и прав, служебного положения и статуса в системе гос. Власти, статуса органа гос.власти,который он представляет, в целях противоправного извлечения личной/групповой выгоды, в том числе и в пользу 3-х лиц, политической выгоды).

Одним из важных факторов благоприятствующих развитию коррупции, является низкая

зарплата чиновников. Чтобы минимизировать риски коррупции некоторые страны

законодательно утверждают систему высоких зарплат для высокопоставленных

чиновников. В Сингапуре создана весьма эффективная система противодействия и искоренения

коррупции, страна занимает одно из лидирующих мест в мире по низкому уровню

коррупции. Согласно данному индексу наиболее коррумпированными странами мира в конце 90-х

годов прошлого столетия являлись Нигерия, Боливия, Колумбия, Пакистан, Мексика,

Индонезия, Индия, Аргентина и КНР.

В последние десятилетия программы по противодействию коррупции активно реализуют

не только правительства отдельных стран, но и различные международные,

общественные и неправительственные организации.

Для пропаганды знаний о коррупции международное сообщество объявило 1995 г. Годом

борьбы с коррупцией, а ООН учредила Международный день борьбы с коррупцией (9

декабря). Ключевым элементом преодоления коррупции является политическая воля руководства

страны. Если государство в лице представителей высших руководящих органов будет не

на словах, а на деле заинтересовано в противодействии коррупции, то сокращение ее

масштабов, а впоследствии и возможное искоренение, как показывает опыт отдельных

стран, вполне решаемая задача.

Однако даже наличия политической воли руководителей государства недостаточно,

победить коррупцию невозможно без антикоррупционного консенсуса в обществе.

Пока власть, общественные и политические организации, институты гражданского

общества, средства массовой информации единым фронтом не объявят войну коррупции,

надеяться на положительный результат бессмысленно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.13.127 (0.006 с.)