Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и формы международной конкуренции.

Поиск

В практическом смысле этого слова конкуренция - как национальная, так и международная - это центр всей системы рыночных отношений, тип экономических взаимосвязей между производителями по поводу установления цен, объемов продажи товаров и услуг, а также предпочтений со стороны покупателя.
Конкуренция способствует наиболее полному удовлетворению потребительского спроса на рынке, используя для этого разные методы - уровень цен, качество продукции и услуг, сервисное обслуживание, товарный ассортимент, условия поставок, сроки платежей, рекламу, информацию, и т.д.

Согласно принципу «невидимой руки» Адама Смита, каждый производитель товаров и услуг всегда стремится к личной выгоде, но обстоятельства на рынке под воздействием конкуренции складываются так, что товаропроизводитель, преследуя свои узкокорыстные цели, одновременно «работает» на интересы всего общества, поскольку конкуренция заставляет его думать о качестве товара, его цене, сервисе, дизайне, и т.д.
Т.о., конкуренция, словно «невидимая рука» правит миром, «дергает за ниточки» интересов товаропроизводителей, безжалостно выбрасывая из рыночного оборота халтуру, непрофессионализм, некачественные товары, ненужную покупателю продукцию, а, следовательно, играет на пользу всему обществу. И напротив, товаропроизводители, которые выпускают высококачественную, остродефицитную продукцию по нормальной цене, оказываются в выигрыше.

До середины XX в. международная конкуренция базировалась только на основе факторов производства. Отрасли промышленности в то время были трудоемкие, продукция выпускалась крупносерийная, стандартная, рассчитанная на массового, безадресного покупателя. В этих условиях главную роль в конкуренции играли природные ресурсы, экстенсивный тип производства, факторный принцип.
Сегодня картина радикально изменилась: производимые товары дифференцированы, запросы покупателя необычайно разнообразны, хозяйства масштабны, высокотехнологичны, повсеместно господствует электроника, информационные системы, гибкие производственные структуры. Поэтому главным условием успеха в конкуренции стали доступ к новейшим технологиям, наличие высококвалифицированных кадров, современной рыночной инфраструктуры, прекрасно работающий маркетинг, неценовая конкуренция (т.е. качество продукции, дизайн, сервис, реклама и др.).
Конкурирующие фирмы сегодня активно проводят глобальную стратегию во всех сферах деятельности - продают свои товары и услуги по всему миру, размещают свое производство во всех странах, ищут новые материалы, новаторские идеи, современные ноу-хау, и т.д. Полная зависимость товаропроизводителя только от наличия природных факторов производства становится все слабее: миграция капитала, рабочей силы приобрела в наше время гигантские масштабы, а развитие ЭВМ, международного транспорта, мировых информационных систем во много раз удешевило обмен информацией, астрономически сократило время ее получения и обработки.
Главное условие успеха в международной конкуренции. - постоянное совершенствование технологий производства, непрерывные финансовые вливания в инновации, в сферу НИОКР, в подготовку высококвалифицированных кадров.

В современной практике реализации произведенной продукции на мировых рынках часто различают следующие методы ведения конкурентной борьбы:

· функциональная конкуренция, т.е. в одном отделе магазина собирают, например, товары интеллектуального типа (шахматы, лото, пташки и др.); * видовая конкуренция, т.е. реализуются товары, предназначенные для одной цели, но имеющие разные характеристики (телевизоры марки «Горизонт», «Витязь» и др.

· предметная конкуренция, т.е. реализуются товары идентичные, но разные по качеству изготовления или имеющие незначительные отличия (например, медикаменты и т.д.);

· скоростная конкуренция, т.е. метод, который основан на очень быстром изготовлении заказов или предоставлении услуг при той же самой цене.

 

Мировые рынки рабочей силы.

Наряду с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства и роста общения между народами. Международный рынок рабочей силы характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой его формирования послужили процессы международной трудовой миграции.

Миллионы людей покинули родные края и устремились в другие страны, дальние и близкие, в поисках материального достатка и избавления от неравенства.

Национальные рынки труда все больше утрачивают свою замкнутость и обособленность. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер.

Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала между странами образуют верхний (наднациональными рынками) международный уровень рынка рабочей силы. И речь идет не об эпизодическом перемещении рабочей силы из одной страны в другую (это случалось и раньше). Появляются покупатели и продавцы рабочей силы, которые на более или менее постоянной основе заняты поиском и продажей рабочей силы за границей.

Таким образом, международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы заграничной рабочей силы, участвующие в процессе отбора необходимой рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса - предложения рабочей силы.

 

Количество и качество трудовых ресурсов в конечном итоге определяют развитие не только национальной, но и мировой экономики. Трудовые ресурсы — это часть дееспособного населения, обладающая рабочей силой, т.е. способностью к труду и знаниям, необходимым для полезной деятельности в обществе. Основную часть трудовых ресурсов составляет экономически активное население, т.е. та часть населения, которая имеет работу или активно занята поиском работы. Основная доля трудовых ресурсов сосредоточена в странах Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии. На развитые страны с рыночной экономикой приходится 16% экономически активного населения мира.
Качественные характеристики этой части трудовых ресурсов определяют такие показатели, как уровень образования, отраслевая структура занятости, профессионально-квалификационная структура рабочей силы и т.д.
Качество рабочей силы имеет самое прямое отношение к проблеме прибыли товаропроизводителей, ее позициям на мировых рынках. Поэтому крупнейшие корпорации мира не жалеют средств на образование и профессиональный уровень работников. Например, корпорации США ежегодно затрачивают на эти цели не менее 60 млрд. долл. в год. В целом в развитых странах мира на эти цели расходуется 3,4 - 4% ВВП страны.
Трудовые ресурсы высокой квалификации имеются и в развивающихся странах, хотя здесь уровень образования и квалификации значительно ниже, чем в развитых странах.
К началу XXI в. в мировой экономике произошли крупные структурные сдвиги: резко упала доля сельского хозяйства, снизилась доля добывающих отраслей, возросла доля непроизводственной сферы. Основная часть квалифицированной рабочей силы концентрируется в производстве электроники, авто, морских судов и др. Это обусловило определенные процессы в сфере занятости населения
Эффективное использование рабочей силы осложняется наличием безработицы. Согласно методике Международной организации труда (МОТ) ее уровень определяется как отношение числа безработных к численности экономически дееспособного населения. Безработица мешает мировой экономике полностью реализовать ее потенциал. Если реальный уровень безработицы превышает уровень безработицы при полной занятости на 1%, то реальный объем ВНП отстает от потенциального на 2,5% (закон А. Аукена).
В США уже много лет уровень безработицы снижается. Это долговременная тенденция. В странах Западной Европы безработица стабилизировалась на уровне 9,8%. В странах тихоокеанского бассейна уровень безработицы вырос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.9 (0.007 с.)