Взаимосвязь конкурентоспособности фирм и конкурентоспособности стран. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь конкурентоспособности фирм и конкурентоспособности стран.



Мировой опыт показал, что для успеха в международной конкуренции любая страна должна иметь в наличии так называемые «детерминанты», т.е. все необходимые факторы производства родственных или поддерживающих отраслей (или «кластеры»), которые могут гарантировать конкурентную способность продукции или услуги, пользуются спросом на мировом рынке, а также непосредственно сами товаропроизводители должны иметь грамотную конкурентную стратегию.
Исследуя мировую практику в сфере международных конкурентных отношений во второй половине XX в., известный американский экономист Майкл Портер ввел понятие «национальный ромб». С этим понятием связано понимание роли страны базирования в международной конкуренции. «Национальный ромб» -система, в которой все параметры (детерминанты) взаимосвязаны и взаимодействуют: преимущества в одной детерминанте могут выявить и даже спровоцировать преимущества в другой детерминанте. К этим параметрам (или детерминантам) Портер относит:
1) параметры факторов производства;
2) параметры спроса в стране;
3) родственные и поддерживающие отрасли (кластеры);
4) стратегию управления предприятий или фирм, их структуру и соперничество


Эти детерминанты - каждый в отдельности и все вместе как система - создают благоприятную среду для товаропроизводителей. Эта среда принуждает предприятия и фирмы постоянно решать все более сложные производственные и сбытовые проблемы, стараться использовать свои преимущества и непрерывно наращивать их.
Кроме того, на формирование и развитие «национального ромба» оказывает серьезное влияние еще два фактора: случайное событие и политика правительства.
Случайные события - те, которые трудно контролировать национальным товаро- и услугопроизводителям: например, изобретения, «прорывы в технологиях», войны, резкие колебания потребительского спроса и т.д.
Политика правительства также может усилить либо ослабить позиции товаро- и услугопроизводителей на мировых рынках. Так, антимонопольная политика сказывается на конкуренции внутреннего рынка; законодательные акты могут повлечь за собой изменение потребительского спроса; ассигнования на образование могут изменить состояние такого фактора производства, как рабочая сила и т.д.
Страны добиваются успехов в международной конкуренции, как правило, не в отдельных отраслях, а в группе отраслей, объединенных горизонтальными и вертикальными связями. По сути, процветающая экономика страны – это набор именно таких групп. Они являются источниками конкурентного преимущества страны на внешних рынках (или причиной его отсутствия), а также в целом отражают уровень национальной экономики.
Исходя из наличия или отсутствия «национального ромба» в своей экономике та или иная страна получает или не получает шанс на успех в международной конкуренции. В тех отраслях или сегментах экономики, где создан «национальный ромб», возникает совершенно уникальная ситуация, когда все параметры (детерминанты) «национального ромба» взаимно влияют и усиливают друг друга.
Но конкурентное преимущество на основе одного или двух детерминантов возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Удержать такое преимущество долгое время стране, как правило, не удается, так как это преимущество быстро становится достоянием других стран, а глобальные фирмы легко могут его нейтрализовать.
Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех четырех детерминантах «национального ромба». Только в этом случае иностранным конкурентам очень трудно преодолеть конкурентные барьеры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.126 (0.02 с.)