Ранняя история юридической психологии (XVIII — первая половина XIX вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ранняя история юридической психологии (XVIII — первая половина XIX вв. ).



Ранняя история юридической психологии (XVIII — первая половина XIX вв.).

Первоначальное оформление юридической психологии как науки (конец XIX — начало XX вв.).

История юридической психологии в XX вв.

Прежде чем вернуться к истории становления юридической психологии в нашей стране, остановимся на развитии этой науки в зарубежных странах.

Первые работы об использовании психологических познаний в уголовном судопроизводстве стали появляться в Германии в конце XVIII в. В работах К. Экартсгаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792 г.) и И. Шауманна «Мысли о криминальной психологии» (1792 г.) была сделана попытка психологического рассмотрения личности преступника. В 1808 г. вышла работа И. Гофбауэра «Психология в ее основных применениях к судебной жизни», а в 1835 г. — работа И. Фредрейха «Систематическое руководство по судебной психологии», в которых также рассматривались психологические аспекты личности преступника, уголовного судопроизводства, делалась попытка использовать данные психологии в расследовании преступлений.

С конца XIX в. до настоящего времени в зарубежной юридической психологии сформировались пять основных направлений научного исследования:

1) криминальная психология;

2) психология свидетельских показаний;

3) психология методов диагностики («причастности»), т.е. установления виновности подозреваемого и обвиняемого;

4) психологическая экспертиза;

Психологические особенности обыска.

Обыск как следственное действие является наиболее сложным мероприятием, осуществляемым следственными органами в ходе раскрытия и расследования преступлений. Именно от результатов обыска зачастую зависит и формирование доказательственной базы, и дальнейший ход расследования. В ходе производства обыска следователю необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности личности обыскиваемого, следить за его поведением и реакциями, рефлексировать собственное поведение и нейтрализовывать свои отрицательные качества, преследовать цель обыска и гибко реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Понятие, особенности и классификации обыска

В уголовно-процессуальном законодательстве не закреплено понятия обыска. Обыску посвящена статья 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, но в ней раскрываются только основания и порядок производства этого следственного действия.

 

В литературе встречается много определений обыска.

Обыск – неотложное следственное действие по отысканию и принудительному изъятию скрываемых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления1.

Встречается и более развернутое понятие: обыск – следственное действие, целью которого является принудительное отыскание орудий преступлений, предметов, являющихся объектами преступного посягательства, или запрещенных к обороту, ценностей, на которые может быть наложен арест в целях обеспечения возможного гражданского иска, а также документов и иных носителей информации относительно обстоятельств, имеющих значение для дела2.

С точки зрения психологического объяснения обыск характеризуется следующими психологическими особенностями:

Данное следственное действие происходит в ситуации противодействия со стороны лиц, у которых оно производится.

Рекомендации по производству обыска

В ходе подготовки к производству обыска необходимо, прежде всего, определиться с перечнем и свойствами тех предметов, которые являются целью производства следственного действия. Обыск производится не с целью провести следственное действие, а с целью найти конкретные предметы. В зависимости от свойств того или иного объекта следователь готовит необходимое техническое оснащение и подбирает специалистов, которые будут оказывать ему помощь.

Необходимо также получить информацию об объекте, где будет проводиться обыск. Чаще всего объектами, на которых производится обыск, являются жилые помещения (квартиры, дачи, дома), служебные помещения (рабочие места, склады, гаражи, подсобные помещения и т.д.), а также участки местности. Информация об объекте обыска поможет определиться с количественным и качественным составом лиц, участвующих в обыске.Особенно важно как можно более полно выявить связи обыскиваемого: с кем он дружит, кто его посещает, кого посещает он, с кем проводит свободное время. Из этого вытекает характеристика самого обыскиваемого: общительность или замкнутость, взаимоотношение с окружающими, сослуживцами, товарищами по работе. Важным элементом такой характеристики является профессия обыскиваемого, его навыки, действительный род занятий в настоящее время, манера проводить свободное время, склонности, интересы.

Все эти сведения должны быть использованы для построения версий о том, где, у кого, в каком месте (местах) могут находиться искомые объекты; какие и где могли быть сооружены тайники, какие профессиональные навыки обыскиваемого или его друзей могли быть для этого применены; кто из окружения может располагать информацией об искомых объектах.

Определенную трудность представляет подготовка к проведению группового обыска (проведение нескольких обысков по одному дел у, у разных лиц, в разных местах в одно и тоже время). Данный вид обыска применяется в ходе расследования деятельности преступных структур и создает эффект внезапности, что часто приводит к положительным результатам. Следует учитывать, что необходимо организовать подготовку сразу нескольких групп для производства нескольких обысков и синхронизировать их действия, чтобы обеспечить одновременное начало этого следственного действия в разных местах.

Состав следственной группы должен обеспечивать достаточное количество лиц, участвующих в следственном действии. Обыск — одно из самых утомительных и затратных по времени и трудовым усилиям следственных действий, поэтому его проведение недопустимо проводить одному или даже двум лицам. Оптимальным является примерно такое их количество: трос активно ищущих на 2-3-комнат-ную квартиру. Кроме того, желательно, чтобы группу возглавлял наиболее опытный следователь, который будет осуществлять общее руководство и наблюдение за деятельностью лиц, производящих поисковые мероприятия. Также рекомендуется выделять лиц из состава оперативных работников для наблюдения за поведением лип, у которых производят обыск, которые будут постоянно следить за реакцией обыскиваемого и членов его семьи на поведение обыскивающих. Желательно разработать систему знаков, понятных для обыскивающих, обозначающих те или иные советы данного наблюдателя, так как высказать совет напрямую нежелательно как из тактических, так и из этических соображений.

Следователь должен также предусмотреть и возможные непредвиденные ситуации, которые могут возникнуть в ходе проведения обыска. Например, среди лиц, у которых производится обыск, может оказаться человек, которому будет необходима медицинская помощь, или в ходе длительного проведения обыска необходимо забрать ребенка из образовательного учреждения и т.д.

Особую озабоченность следователя должны вызывать подготовительные мероприятия, обеспечивающие безопасность следственной группы во время входа в помещение и предъявления постановления о производстве обыска. Не случайно рекомендуют вначале обыска произвести личный обыск потенциально опасных обыскиваемых на предмет обнаружения предметов, опасных для жизни и здоровья. Также необходимо продумать и способы нейтрализации агрессивного поведения обыскиваемых по отношению друг к другу (захват заложников из числа членов семьи, суицидальное поведение и т.д.).

Перед проведением следственного действия также следует озаботиться наличием необходимых технических средств для эффективного проведения обыска. Существует рекомендация по созданию улучшенного освещения объекта обыска дополнительными осветительными приборами, так как качество восприятия поверхности объекта вследствие этого возрастает. Также нуждается в проработке вопрос о привлечении поисковой техники и соответствующих специалистов для производства обыска (металлоискатели, переносное рентгеновское оборудование, тепловизоры, нелинейные локаторы и т.д.). Кроме того, могут понадобиться и другие технические приспособления (фото- и видеоаппаратура, весы, машинки для подсчета денежных купюр).

В случае поиска и изъятия электронных носителей — средства для расшифровки информации и считывания (например, переносные жесткие диски, карты flash-памяти и т.д.).Следует не забывать, что поисковая деятельность может осуществляться в затрудненных для доступа и загрязненных местах, а поэтому надлежит обеспечить следственную группу специальной одеждой и средствами индивидуальной защиты (халаты, комбинезоны, маски или респираторы).Помнить о том, что поисковая деятельность связана с большой концентрацией внимания, а поэтому требует кратковременных перерывов для отдыха. Рекомендуется примерно 40—50 минут обыскивать и 5-10 минут отдыхать. Также для лучшей производительности следует переключать внимание от одной зоны обыска к другой. Например, следователь, обыскивающий платяной шкаф, переключается на книги и наоборот. Этим самым мы избегаем снижения концентрации внимания.В ходе подготовки, а затем на месте проведения обыска старший группы разбивает всю территорию обыска на примерно равные по насыщенности сектора, которые должны быть последовательно осмотрены. Причем не допускается перемещение по этим секторам без особой надобности и без разрешения старшего группы.При проведении обыска в месте, где имеются животные, целесообразно наблюдать за их реакциями. Во-первых, необходимо обеспечить безопасность самих лиц, осуществляющих обыск, во-вторых, поведение домашних животных, их стремление к какому-либо объекту может помочь найти спрятанное.Продумывая состав участников следственного действия, стоит определиться и в выборе понятых. Так, обыск в жилом помещении связан с проникновением в частную жизнь других людей, а значит, и потребует отбор понятых с учетом данного обстоятельства. Их присутствие не должно привести к разглашению каких-либо сведений, полученных в ходе обыска. С учетом изложенного возможны и рекомендации по приглашению понятых. В одних случаях лучше приглашать понятых, не проживающих вблизи места обыска, а в других желателен выбор понятых, прислушиваясь к мнению самих обыскиваемых (естественно, с учетом их нравственного облика, так как просьба может быть связана с возможной провокацией в будущем, т.е. признанием результатов обыска незаконными). Данный тактический ход может стать залогом дальнейшего психологического контакта с допрашиваемым, основанного на доверительных отношениях.Следователь, производящий обыск, должен также бережно относиться к находящемуся в месте обыска имуществу. Предлагать вскрыть хранилища или другие места для хранения самому обыскиваемому и только в случае отказа принимать меры к принудительному открытию. Также должным образом должно выполняться требование по недопущению создания беспорядка в помещении, где производится обыск. В случае необходимости надлежит незамедлительно принимать меры к восстановлению нарушенной целости вскрытых поверхностей. Существует ряд тактических приемов, направленных на отыскание предметов с помощью наблюдения за поведением и поведенческими реакциями обыскиваемых лиц1. Кратко перечислим их.

«Холодно-горячо». Подтверждая или опровергая свои предположения о нахождении предмета обыска в определенном месте, следователь, приближаясь и удаляясь от него, наблюдает за реакцией обыскиваемого.

«Реакция на действие». Наблюдение за реакцией при объявлении обыскиваемому, какой конкретный участок помещения или территории, а также какой предмет будет исследоваться.

«Рассказ об объекте обыска». Попросить рассказать обыскиваемого о том месте, где производится обыск, для детального описания как самого места, так и находящихся там предметов. Обыскиваемый может либо обойти в своем рассказе тайник, либо внешнеповеденческими реакциями (изменение громкости, тембра голоса, побледнение, движения глаз и др.) выдать свое волнение при ответе на определенные вопросы.

«Сравнение». Парные предметы желательно осматривать в группе, а не по отдельности, так как выявление изменений в связи с запрятыванием в предмете может быть выявлено только в ходе сравнения. Например, при осмотре статуэтки желательно осмотреть и взвесить аналогичную статуэтку.

«То же место». В случае удачного обнаружения предмета в одном месте необходимо произвести поиск и в другом подобном месте.

«Попробуй на вкус». Любой предмет желательно изучить во всех его свойствах. Установить его вес, объем, осмотреть в косопадающем свете, ощупать, простукать, выявить трещины, неровности и др.

Обыск является одним из самых ответственных с этической точки зрения следственных действий. Это своеобразная проверка на моральную пригодность как профессиональных, так и человеческих качеств следователя.

С детства мы воспитываемся в правилах хорошего тона, которые гласят, что читать чужие письма нельзя, «рыться в чужом белье» некрасиво, а слабым надо только помогать и жалеть их. Следователь, производящий обыск, не лишает себя возможности действовать в соответствии с этими правилами, напротив, он обостренно чувствует на себе груз ответственности за неправильное поведение. Он проникает в частную жизнь, действуя в интересах необходимости установления истины по делу и только на тот уровень, который для этого необходим. Поэтому необходимо помнить о следующем.Поведение следственной группы должно быть максимально тактичным, вежливым, направленным на исключение по возможности конфликтных ситуаций. Желательно создавать профессиональный и «неэмоциональный» фон проведения обыска. Недопустимы реакции как раздражения и недовольства в случае неудачи от результатов обыска, так и проявления радости от успешного нахождения искомых предметов.

Эго (от лат. “ego” — “Я”)

Типы акцентуаций характера.

Несмотря на редкость чистых типов и преобладание смешанных форм, различают следующие основные типы акцентуаций характеров:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми – родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много увлечений, как правило, поверхностных и мимолетных. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности. Бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком. Предпочитают общаться с малышами и взрослыми. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности»

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше ценны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими-либо особыми увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего, для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет. Они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Флегмати к — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Экстраверты и интроверты. В психологии получила определенное признание классификация темпераментов, основанная на учете таких психологических особенностей, которые обозначают терминами экстраверсия, интроверсия (эти понятия были введены в психологию швейцарским психиатром и психологом К. Юнгом в первой четверти нашего века). Для экстравертированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность, повышенная двигательная и речевая активность. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, затрудненность социальной адаптации, замкнутость, некоторая заторможенность движений и речи. Заметим, что собственно, к темпераменту может быть отнесен только динамический аспект тех психологических черт, которые отличают эти типы.

 

Психология допроса

Допрос — самый распространенный способ получения доказательств по делу и наиболее психологизированное следственное действие, связанное с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическим взаимодействием между ними. Проведение допроса требует от следователя высокой общей, психологической и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактическими приемами допроса. Центральными психологическими проблемами допроса являются:диагностика истинности показаний;

система приемов правомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний;способы изобличения ложных показаний.

В зависимости от процессуального положения допрашиваемого различают допрос свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, подсудимого, эксперта. Допросы свидетеля и потерпевшего — наиболее распространенная разновидность допросов.Свидетелем может быть не только человек, непосредственно воспринимавший событие преступления, но и тот, кому стало известно об этом со слов других лиц или из других источников. Потерпевшему преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. Он так же, как свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах, подлежащих доказыванию, а также о своих взаимоотношениях с обвиняемым.

Допрос свидетеля и потерпевшего разделяется на четыре стадии: 1) установление психологического контакта с допрашиваемым;2) свободный рассказ допрашиваемого;3) постановка уточняющих вопросов;4) ознакомление с протоколом и магнитной записью показаний.На установление контакта влияют обстановка допроса, манера поведения следователя, умение владеть собой, его тон, внешний вид (подтянутость, опрятность).После установления контакта с допрашиваемым следователь предлагает ему рассказать все известное по делу. Это делается для того, чтобы не сбить допрашиваемого с последовательного изложения обстоятельств, имеющих отношение к делу.

На следующем этапе следователь с помощью различных вопросов уточняет, восполняет пробелы, выявляет новые факты, не упомянутые в свободном рассказе. Вопросы, заранее подготовленные следователем, могут быть: дополняющие — задаются с целью восполнить полученные показания, устранить имеющиеся в них пробелы;уточняющие — также могут задаваться с целью детализации показаний, но чаще — для уточнения, конкретизации полученных сведений; напоминающие — направлены на оживление памяти допрашиваемого. Напоминающих вопросов обычно задается несколько, чтобы помочь допрашиваемому припомнить обстоятельства забытого события. Наводящие вопросы оказывают внушающее воздействие на допрашиваемого, ориентируют его на то, какой ответ хотел бы услышать от него следователь, и могут помешать установлению истины при расследовании, поэтому они запрещены законом; контрольные — задаются с целью проверки полученных сведений; изобличающие — направлены на изобличение допрашиваемого во лжи, очевидной для следователя. Обычно они сопровождаются предъявлением достоверных доказательств, опровергающих данные показания.Как показывает следственная практика, во многих случаях допрашиваемые забывают какие-то отдельные детали интересующего следствие события. Забывание — естественный процесс, поэтому следователя должно настораживать не столько то, что допрашиваемый забыл какие-то факты, сколько то, что он слишком легко приводит подробности давно происшедшего события. Это может свидетельствовать о заученных показаниях. Следует помнить, что на процесс запоминания влияют эмоции, настроение, интересы и т.д.Более прочно запоминает обстоятельства события потерпевший, поскольку пострадавшим лицом они воспринимаются и переживаются эмоционально, но и у этого лица запоминание может иметь определенные пробелы.В целях «оживления» памяти свидетеля или потерпевшего (эти приемы можно использовать также и при допросе подозреваемого и обвиняемого, которые искренне стараются вспомнить то или иное обстоятельство) применяются следующие тактические приемы.

Допрос с использованием ассоциативных связей. Ассоциативная связь по смежности — между образами предметов и явлений в том одновременном или последовательном порядке, в каком они воспринимались. С этой целью допрашиваемого могут вывозить на место происшествия, где в его памяти «оживают» детали происшедшего.Ассоциативная связь по сходству. Аналогичную функцию, что и в предыдущем приеме, выполняет предъявление допрашиваемому не относящихся непосредственно к делу предметов, слов, выражений и т.д. Предложенный следователем раздражитель (например, фотография человека) может вызвать в памяти допрашиваемого образ какого-то человека, похожего на изображенного на фотографии. Ассоциативная связь по контрасту. Этот прием основан на использовании временных связей в памяти допрашиваемого, включающих представления о противоположных, контрастирующих объектах. Например, событие, интересующее следствие, произошло летом. Если допрашиваемый затрудняется сказать, когда это событие было, то, напомнив ему о зиме, можно помочь восстановить в его памяти забытое время. Ассоциативная связь с помощью наглядности. Этот прием применяется в том случае, когда допрашиваемый затрудняется сформулировать словами те или иные признаки предмета, явления. Тогда ему предъявляют те или иные предметы, связанные с интересующими следствие обстоятельствами. Такие предметы могут оказаться своеобразным стимулом для припоминания: их вид вызовет связанные с ними в памяти допрашиваемого ассоциации, которые и приведут к припоминанию интересующего объекта. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. При повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые им при первом допросе факты, обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции, под которым понимается явление усиления в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.Приемы по «оживлению» ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.Успешность допроса во многом определяется правильным выбором времени его проведения и правильной организацией вызова допрашиваемого лица. Как свидетельствует практика, преждевременный допрос (особенно подозреваемого и обвиняемого), равно как и запоздалый, может отрицательно сказаться на дальнейшем расследовании. При выборе времени допроса необходимо учитывать два фактора: субъективный и объективный.

К субъективным факторам относится состояние готовности к допросу следователя и допрашиваемого. Перед сложным допросом следователь должен находиться в хорошей «форме», т.е. в таком эмоционально-волевом состоянии, которое обеспечивало бы ему свободное оперирование имеющимися материалами дела, успешный контроль за психикой допрашиваемого лица и управление этой психикой в рамках закона с целью получения от данного лица наиболее правдивых и полных показаний. Следователь также должен успешно регулировать собственные психические состояния во время допроса. К объективным факторам, определяющим готовность следователя к допросу, относятся: обстоятельное изучение им материалов дела; разработка версий, которые следует проверить при допросе;составление подробного плана допроса; изучение личности допрашиваемого лица.

Обязательным условием при подготовке к сложному допросу (в первую очередь, подозреваемого и обвиняемого) является разработка психологических приемов установления контакта с допрашиваемым, поскольку во многих случаях именно отсутствие психологического контакта становится препятствием к раскрытию преступления вообще. Решение вопроса о том, где, в каком месте допрашивать (по месту производства расследования или по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации. Допросы подозреваемого и обвиняемого имеют свои особенности, которые проявляются уже в специфике установления психологического контакта. Важную роль здесь играет эмоциональное состояние следователя, его настроенность и тон допроса. Спокойный, ровный тон следователя, его эмоциональная уравновешенность снимает напряженность у допрашиваемого, вызывает доверие. Как отмечают многие авторы, труднее устанавливается контакт с обвиняемым, ранее судимым и настроенным на дачу заведомо ложных показаний. Допрос приобретает характер противоборства. В этой ситуации психологической задачей следователя является внушение обвиняемому уважения к своему противнику, невозможности обмануть следствие, что может помочь установить контакт. Допрос обвиняемого, полностью признающего себя виновным, как правило, носит бесконфликтный характер, за исключением случаев самооговора или попыток скрыть от следствия или преуменьшить вину кого-либо из соучастников.

Чаще следователю приходится сталкиваться с отказом обвиняемого давать вообще какие-либо показания. Тогда следователю приходится оказывать на такого обвиняемого тактическое воздействие, которое осуществляется путем: убеждения обвиняемого в неправильности его позиции; использования факта дачи показаний соучастниками обвиняемого;

использования противоречий между интересами соучастников. Особенности тактики допроса подозреваемого состоят в том, что данные об его личности, которыми располагает следователь, обычно ограничены. Кроме того, у следователя еще нет убедительных доказательств, как при допросе обвиняемого. Вместе с тем есть и преимущество — фактор внезапности, что не позволяет допрашиваемому продумать линию защиты, осмыслить, какими доказательствами его вины располагает следствие.Ложные показания дают не только подозреваемые, но и свидетели, и потерпевшие, как в своих интересах, так и в ущерб им (например, при самооговоре). Мотивами дачи ложных показаний свидетелем могут быть следующие: боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их родственников и знакомых; опасение испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу;желание выгородить или смягчить вину подозреваемого (обвиняемого) в силу родственных, семейных, дружеских побуждений либо из корыстных соображений, а также противоположное намерение усугубить вину указанных лиц — из мести, ревности и т.д.;нежелание в дальнейшем выступать в качестве свидетеля, опознающего или участника иного следственного действия, быть вызванным в суд и т.д.;стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение и т.д.

У потерпевшего к вышеперечисленным добавляются следующие мотивы: желание преуменьшить вред, причиненный преступлением потерпевшему, чтобы скрыть источник приобретения утраченных ценностей; стремление преувеличить причиненный преступлением ущерб как из чувства мести, так и из корысти и иных побуждений (ревность, злоба и т.д.).

Наиболее часто среди мотивов дачи ложных показаний у подозреваемых и обвиняемых встречаются следующие: желание избежать ответственности за содеянное или преуменьшить свою вину, либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление — действительное или мнимое; стремление выгородить или смягчить вину соучастников в силу дружеских, семейных или родственных связей, из корыстных соображений; стремление оговорить соучастников из мести или в целях обеспечения собственной безопасности в будущем, а также оговорить себя в силу болезненного состояния психики либо из бахвальства и т.д.; стремление оговорить себя, чтобы скрыть неблаговидное, в том числе и преступное, поведение близкого человека. Чтобы изобличить допрашиваемого в даче ложных показаний, следователю необходимо использовать тактические приемы. При изобличении во лжи свидетеля и потерпевшего чаще всего используют:убеждение в неправильности занятой позиции;разъяснение правовых последствий дачи ложных показаний;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.032 с.)