Психологические особенности преступности несовершеннолетних. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности преступности несовершеннолетних.



Нельзя забывать, что различие между несовершеннолетними и взрослыми имеет не столько количественный, сколько качественный характер. Поэтому понимание проблематики несовершеннолетних предполагает наличие специальных знаний и опыта, отличных от тех, которые необходимы при осуществлении борьбы с преступностью взрослых лицРечь идет об учете возрастных особенностей несовершеннолетних, во-первых, при разработке законодательных норм, определяющих специфику их уголовной ответственности и судопроизводства по этой категории дел, и, во-вторых, при расследовании и судебном разбирательстве, реализации уголовного наказания и осуществлении всех направлений профилактики преступного поведения несовершеннолетних. Необходимо при этом знать и правильно учитывать как общие возрастные особенности несовершеннолетних, так и индивидуальные психологические характеристики конкретных подростков – правонарушителей: темперамент и характер, способности и запас знаний, потребности и интересы, уровень развития эмоционально – волевой сферы. Иными словами, следует различать возрастные особенности, которые характеризуют общие, свойственные данной возрастной группе закономерности формирования личности, и индивидуальные, относящиеся к особенностям развития отдельного лица.

Психологические особенности среднего школьного возраста Средний школьный возраст рассматривается в возрастной психологии как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде. В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, подросток стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.[1]Чувство взрослости выражается также в стремлении к самостоятельности и независимости, в желании оградить некоторые сферы своей жизни от вмешательства родителей и других взрослых. В связи с этим подросток усваивает взрослую атрибутику поведения – в манере одеваться, говорить, начинает курить, употреблять спиртные напитки и т. д. Для мальчиков характерно стремление обладать качествами «крутого» парня, чей имидж постоянно демонстрируют с экранов телевизоров их кумиры. Отсюда стремление экстравагантно одеваться, демонстрировать физическую силу, мужественность, раскованность, употребление жаргона или сленга, т.е. специфического языка, который сейчас используется в среде общения некоторых молодежных группировок.Потребность в самоутверждении и самоопределении, поиск самого себя настолько сильны для подростков, что в корне меняют картину их поведения. Но наряду с социально одобряемыми способами завоевать достойное положение в классе, семье, дворовой компании нередки случаи, когда подростки стремятся добиться авторитета с помощью отрицательных форм поведения. Так можно привести многочисленные примеры участия подростков в групповых хулиганских действиях, изнасилованиях или кражах, чтобы не прослыть трусом или «предателем»В связи с развитием самосознания психологи отмечают у подростков среднего школьного возраста большую душевную ранимость, чем у старших школьников. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни. Существенной психологической особенностью подростков среднего школьного возраста является ярко выраженная потребность в общении, которая удовлетворяется в различных видах общественно полезной деятельности. Однако в случае конфликтов и осложнений в социальной ситуации развития потребность в общении может удовлетворяться и путем антиобщественной деятельности.Некоторые психологи даже считают, что общение подростков – это особая, специфическая сфера деятельности, с помощью которой происходит реализация чувства взрослости и усвоение моральных норм общения. Не случайно ведущая деятельность в подростковом возрасте – общение в различных формах. Вместе с тем максимализм в оценках, присущий подросткам, малый социальный опыт объясняют присущую им гиперболизацию как собственного опыта, так и возможных конфликтных ситуаций, в которых они оказываются. Это порождает ощущение безысходности, отчаяние, апатию или, наоборот, беспричинную агрессию. Подобные издержки психических процессов данного возрастного периода должны обязательно учитываться в криминологической практике.

Психологические особенности старшего школьного возраст В период ранней юности в области интеллектуального развития появляется сильная склонность юношеского стиля мышления к абстрактному теоретизированию, «философствованию». Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление потребности спорить об отвлеченных предметах, о которых юноши имеют весьма смутное представление.

Существенные изменения происходят в этот период и в самосознании. Его бурное развитие наблюдается уже в подростковом возрасте. У юношей же мы имеем дело с новым уровнем самосознания. Юноша уже не просто ощущает себя личностью, но личностью неповторимой, не похожей на других, с собственным миром чувств и переживаний. И он хочет, чтобы окружающие заметили и оценили его неповторимость. Это нередко обуславливает завышенную самооценку, свойственную старшеклассникам. Надо отметить, что юноше нужно утвердиться, прежде всего, в среде сверстников, в референтной группе. Поэтому, если он не очень считается с мнением окружающих его старших – может даже бравировать чертами характера, поведения, отличающими его от них, – то с мнением своих сверстников, которых он почему-либо ценит, он считается в очень большой степени.[2]Яркая эмоциональность является характеристикой для молодежи старшего возраста. Она проявляется в высоком накале чувств и переживаний, в еще сильно выраженном стремлении к приключениям (хотя сами эти приключения и происшествия представляются уже более реалистичными), в некоторой идеализации уважаемых и дорогих людей, в желании подражать им. Для старших школьников естественна способность к сопереживанию, чрезвычайно актуальны эмоционально окрашенные отношения со сверстниками. В целом старшие школьники отличаются более высоким уровнем эмоциональной восприимчивости, нежели подростки.И.С. Кон указывает, что новейшие исследования опровергают мнение о юности как о «неврастеническом» периоде развития. У большинства людей переход из подросткового возраста в юношеский сопровождаются улучшением коммуникабельности и общего эмоционального самочувствия. Эмоционально неуравновешенные, с признаками возможной психопатологии юноши составляют статистически меньшинство в своей возрастной группе, не превышающее 10-20%. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется большей дифференцирванностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, повышением самоконтроля и саморегуляции. Вместе с тем, отмечает И.С. Кон, юноши нередко жалуются на свое слабоволие, неустойчивость, подверженность внешним влияниям и такие характерологические черты, как капризность, ненадежность, обидчивость.[3]

наследственно-биологические факторы: предрасположение к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, не­нормальные роды, отрицательное влияние алкоголизма, употребления наркотиков и др.; ближайшее социальное окружение подростка: семья, социально-экономический статус родителей, отношения в семье, ценностные ориентации родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, их социальное положение, статус подростка в группе друзей; личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень при­тязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки, отношение к профессии: сознательность выбора, место профессии в системе ценностей полростка, планы на будущее; · правосознание подростка. Для познания условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого необходимо также изучать и другие сферы — семью, место работы и учебы. Таким образом, так называемые немотивированные поступки, частые в юношеском возрасте, вовсе не беспричинны. Чтобы понять их, следует четко разграничивать напряженность, а нередко – внутреннюю конфликтность психики юноши и социальную конфликтность его поведения

20. Психология личности, отбывающей наказание Лишение человека свободы, его социальная изоляция – мощный фактор модификации человеческого поведения. Психика каждого человека по-разному реагирует на этот фактор. Но можно выделить основные психологические симптомы поведения человека в этих, по существу крайне напряженных, а иногда и стрессовых условиях. Тюрьма, колония – ломка привычного уклада жизни, отрыв индивида от родных, близких людей, годы тяжелого обреченного существования. Тюрьма – повышенные трудности адаптации: частые межличностные конфликты, недоброжелательность окружения, грубость обращения, скудные бытовые условия, криминальная субкультура, постоянное давление со стороны персонала, криминализированных групповых лидеров. У заключенного при этом обостряются его личностные дефекты. Тюрьмы предварительного заключения, следственные изоляторы (СИЗО) – скорбное обиталище людей, суд над которыми еще не состоялся и которые могут быть еще признаны невиновными. Но их уже карают тяжелым тюремным режимом, тяжелым настолько, что, длительно пребывая в этих невыносимых условиях, человек становится способным даже на самооговор, чтобы скорее попасть в более приемлемые условия стационарного заключения. Но и там его ожидает стрессогенная обстановка. Первые 2–3 месяца – период первичной адаптации – отличается наиболее напряженным психическим состоянием осужденного. В этот период происходит болезненная ломка ранее сформированных жизненных стереотипов, резко ограничивается удовлетворение привычных потребностей, остро переживается враждебность новой микросреды, часто возникают конфликтные эмоциональные состояния. Чувство безнадежности, обреченности становится постоянным негативным фоном самосознания личности. Следующий период связан с ценностной переориентацией осужденного, принятием им некоторых норм и ценностей микросреды, выработкой стратегии и тактики поведения в новых условиях. Изыскиваются возможности выживания. Рано или поздно осужденный подчиняется «законам тюрьмы». «Законы» эти просты и жестоки, санкции их примитивны и однообразны – увечье, побои, а иногда и лишение жизни. Личность новичка проверяется жестоким и примитивным ритуалом «прописки». Индивид оказывается перед выбором: принять или не принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия чрезвычайно интенсивными. Реакция личностного самосохранения часто бывает бурной, аффективной. В чем же причина такого жестоко-ритуального поведения заключенных? Суровые тюремные законы исходят из жестоких условий тюремного существования. Эти законы примерно одинаковы в тюрьмах всего мира. Система тюремных запретов и ограничений сама по себе направляет социально-психологическую организацию тюремной микросреды по определенному руслу. И чем суровее условия тюремного режима, тем суровее законы жизни ее обитателей. Унизительный повсеместный контроль, строгая регламентация всех отправлений жизнедеятельности, нарочито жестокое обращение, ярлык третьесортности, невозможность самоутвердиться социально выработанными способами, утрата всяческой возможности к персонификации принуждают «зека» искать самореализации в сфере тюремного зазеркалья.Страстным желанием к восстановлению самоценности обуреваемы почти все заключенные. Человек в тюрьме не может улучшить свое положение активной деятельностью. Дополнительные блага здесь можно добыть лишь грубым захватом, насильственным дележом – и всегда за счет другого. Личность, не утвердившаяся в социуме, стремится к самоутверждению в асоциальном мире. Будучи не социализированной, не охваченной культурой общества, она особенно быстро попадает в сферу асоциальной субкультуры. Однако и здесь личность сталкивается с социальной иерархизацией, социальным клеймением, жестокой борьбой за самоутверждение. Личностный статус в криминализированной среде зависит от физической силы индивида, его криминальной «бывалости», толерантности (устойчивости к трудностям) в адаптационный период, жестокости и цинизма в обращении с «низами». Одно из явлений криминальной субкультуры – стратификация (от латинского «stratum» – слой) – социально-групповое расслоение криминализированной общности. Каждый слой преступного мира имеет, по существу, собственную субкультуру. Психика осужденного ищет выход из унылой, тягостной и однообразной повседневности. Возникают замещающие феномены, образно переживается прошлое, возникает «жизнь в воображении», гипертрофируется былая самореализация, возникают суррогаты самоутверждения – личность стремится к гиперкомпенсации. Отсюда особая экспрессивность, демонстративность, взвинченность поведения. Весь уклад жизни осужденного определяется режимом соответствующего типа ИУ. Реализуя комплекс определенных правоограничений, режим ИУ создает осужденному все положенные для него тяготы, страдания и лишения. Каждому виду заключения соответствует свой режим. На стороне администрации ИУ – право осуществлять принудительное воздействие. На стороне осужденного – проблематичное право находиться под защитой закона, добиваться осуществления своих законных прав. Режим ИУ – режим жизни осужденного, строгий распорядок его ежедневной жизнедеятельности – это и средство реализации наказания, и средство исправления и перевоспитания. Все другие средства воздействия на осужденного соотносятся с режимом. Режим ИУ призван формировать у осужденных навыки положительного поведения. Однако в большинстве случаев режим сводится лишь к комплексу правоограничений, в нем нет тренинга личностного самосозидания. Возложение на режим основной воспитательной задачи ИУ – порочная теоретическая концепция. Установлено, что пребывание в суровых тюремных условиях свыше пяти лет вызывает необратимые изменения в психике человека. У лиц, отбывших длительное наказание, механизмы социальной адаптации оказываются настолько нарушенными, что каждый третий из них нуждается в помощи психотерапевта и даже психиатра[4].

Замкнутость тюремной среды, крайне ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения, однообразная убогость обстановки, насилие и издевательства сокамерников, а в ряде случаев и тюремного персонала неизбежно формируют устойчивые негативные черты личности. Личностные деформации во многих случаях становятся необратимыми. Наказание по уголовному закону, являясь карой за совершенное преступление, осуществляется для исправления и перевоспитания осужденных и не имеет целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Такова догма права. А какова правда жизни? Пребывание в местах лишения свободы, нечеловеческие условия жизни рушат последнюю надежду на примирение осужденного с социумом. Восприятие среды как чужой, опасной и ненавистной переходит на подсознательный уровень. Окончательно закрепляется антисоциальная установка. Понятие стыда, совести, которые следовало бы реанимировать, окончательно исчезает из сознания осужденного. Мука вынужденного пребывания в стадных условиях ведет к примитивизации личности, ее крайнему огрублению, резкому снижению уровня критической самооценки личности, к утрате ее самоуважения и остатков социальной идентификации. Низкий уровень материального благополучия в нашем обществе доводится в местах лишения свободы до крайней нищеты. Каждый седьмой осужденный обречен на заболевание туберкулезом и на другие хронические недуги. Медицинское обслуживание ничтожно. Но бедность материальная неизмеримо усугубляется бедностью духовной, нищетой межлюдских отношений, повседневным унижением достоинства человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.01 с.)